Специфика перевода прагматических значений слов. Стилистическая характеристика, стилистический регистр и эмоциональная окраска слова
Система субъективных эмоций, оттенков значения, стилистические значения. Слова могут быть одинаково выражены, но пониматься по-разному членами разных коллективов/группировок/групп. Дело в том, что при работе с переводным текстом нужно постараться не допускать ситуаций, когда «фоновые знания» нашего потенциального читателя не совпадают со знаниями людей, говорящих на языке оригинала и живущих в другом культурном пласте. То есть, наш читатель может не знать, что «тигр» может быть не только животным, но и американским танком, а «Пылающий куст» - фонарём на слэнге студентов Итонского колледжа. Так же и любому русскому читателю хорошо известно, что Ока – это название реки; однако эта информация не предполагается обязательно известной для англоязычного читателя, поэтому в тексте перевода добавлено слово river. Поэтому учет прагматического фактора является необходимым условием достижения полной переводческой адекватности. ! Не все виды переводимых материалов в одинаковой степени требуют учета прагматического фактора. · Научные рассчитаны на специалистов, чаще всего обладают интернациональной терминологией, и прагматика незначительна, но значителен референт. · Пресса – прагматика значительна, так как рассчитанна на «внутреннего потребителя»; хотя их содержание не всегда легко доступно для понимания иноязычного читателя. Практически они переводятся на другие языки крайне редко и проблемы учёта при их переводе прагматического фактора, как правило не возникает · Худ.лит. – прагматический фактор самый важный, так как художественное произведение очень многослойно и в нём много смыслов, которые легко исказить, не уделив должного внимания прагматическому фактору. Вообще добавления, несущие в себе такого рода информацию, которая предполагается известной носителям ИЯ, но не ПЯ, являются обычным приемом перевода, цель которого — добиться максимально полного понимания переведенного текста носителями ПЯ. Билет 8 1. Издания переводов первой половины XIX в. Стихотворные переводы-переложения русских поэтов. Переводческая деятельность (по выбору): В.А. Жуковского, И.И. Введенского, Н.И. Гнедича и др. С развитием русских литературных журналов в ХIX столетии связано такое явление, как журнальные публикации переводов. В основном это такие журналы, как «Современник». «Отечественные записки». Кстати. Именно на их страницах впервые появились русскоязычные переводы Диккенса. Например, известный переводчик середины XIX века Иринарх Введенский в своих переводах Диккенсазаменял английские реалии русскими (в его работах изобилуют такие русизмы, как «извозчик», «приказчик», «бекеша», «писарь», ямщик и пр.). Гнедич. Переводы, тенденции времени. «Илиада» Гомера. Принципы перевода: · из Александриского стиха вернул Илиаду в гекзаметр; · воспроизвел все др.греческие фигуры стиля (сравнение, многокомпонентные эпитеты) · исторический подход · уход от карамзинистских «сопливостей» и однозначности слов (избегает широкоупотребительных славянизмов, предпочитает др.русскую форму слов церковно-славянской (не шлем, а шелом), возвращает многозначительность словам, опошленным сентименталистами (если у них перси – женс.грудь, то у него – это и мужская)), лишает славянизмы церковной окраски, погружая их в низкий контекст (паки, ты, наглая муха)
|