Особенности подростковой и молодежной субкультуры и программа деятельности педагога-воспитателя
Актуальность: 1. юношеские СКы стали одним из существенных факторов социализации городских школьников. Данные социологических исследований подтверждают, что значительная часть учащихся старших классов идентифицирует себя с той или иной СКой, и большое количество старших школьников испытывает на себе ее ощутимое влияние.
социальные опасности: идеи экстремизма, расовой и национальной дискриминации, криминальный образ жизни, употребление психоактивных веществ и т.д.
Данные СКы создают риск для социализации учащейся молодежи.
современная социально-педагогическая практика нуждается в воспитательных технологиях, обеспечивающих свободу выбора школьника в пространстве влияния разнообразных культур, позволяющих осуществлять нравственную поддержку в ситуациях многочисленных культурных интервенций, направленных на личность со стороны как агентов СК, так и субъектов социального, семейного и конфессионального воспитания.
Работа с представителями неофициальных юношеских СК может осуществляется путем организации «уличных площадок» для предъявления подростками себя как представителей СК (опыт работы М.Б. Кордонского). В то же время целостного осмысления отечественной практики социального воспитания старшеклассников в данном контексте не производилось, несмотря на наличие соответствующего опыта.
Изучение СК - относительно новое, но активно развивающееся направление в отечественных гуманитарных науках.
Одним из отправных моментов теоретического обоснования социально-педагогического взаимодействия субъектов воспитания с представителями юношеских СК является концепция педагогики социальной работы, где социальное воспитание трактуется как педагогически ориентированная и целесообразная система общественной помощи, необходимая подрастающему поколению в период его включения в социальную жизнь.
В педагогической науке понятие «помощь» стало активно исследоваться с середины 90-х годов. Была разработана концепция индивидуализированной помощи (Л.Ф. Спирин, О.Л. Базарова, Г.Л. Павличкова). Существенную роль в понимании педагогической помощи играет концепция О.С. Газмана и работы его последователей Н. В. Касициной, Н.Н. Михайловой, СМ. Юсфина и др.
Указанные обстоятельства позволяют выделить ряд противоречий: - между широким распространением неофициальных юношеских СК, повседневным взаимодействием педагогов с их представителями и преобладанием случайных практик в деятельности воспитателей в этой сфере; -между наличием в практике социального воспитания примеров профессионального взаимодействия с представителями юношеской СКы и недостаточным осмыслением имеющегося опыта в научной литературе; -между наличием широкого круга гуманитарных и социальных исследований, посвященных изучению молодежных СК, -между обоснованием идей индивидуальной педагогической помощи и недостаточной разработанностью теории и методики социально-педагогической помощи представителям юношеских СК.
Программа деятельности педагога-воспитателя обеспечит разрешение проблем социализации школьников - представителей неофициальных юношеских СК, если: - педагог владеет значимым для воспитанников видом деятельности, организует ее в формах, адекватных их восприятию, - старшеклассник включен в клубное сообщество, созданное на основе юношеских СКных практик, - взаимодействие педагога и старшеклассника представляет собой конструктивный диалог.
Специфика работы педагога-воспитателя с представителями СК: 1.Специфическими проблемами, возникающими в процессе социализации старшеклассников - представителей юношеских СК, являются: компенсация негативного отношения к себе крайним преувеличением и мифологизацией своей инаковости; выбор определенного внешнего СКного образа, подменяющего ценностное самоопределение; низкий уровень направленности на социально-значимую деятельность; конфликтность взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, вызываемая провоцирующим имиджем. 2. Программа педагога-воспитателя по оказанию социально-педагогической помощи обеспечит разрешение проблем социализации школьников - представителей неофициальных юношеских СК, если: - педагог владеет значимым для воспитанников видом деятельности, организует ее в формах, адекватных их восприятию, - старшеклассник включен в клубное сообщество, созданное на основе юношеских СКных практик, - взаимодействие педагога и старшеклассника представляет собой конструктивный диалог. 3. Воспитательная помощь предполагает: создание в группе позитивного эмоционального климата; получение старшеклассником опыта конструктивного взаимодействия с окружающими; расширение представлений о способах и вариантах самопрезентации; приобретение опыта самовыражения в группе; освоение способов обсуждения, осмысления и понимания значений символов и идеологии различных СК; расширение опыта ценностного самоопределения на основе понимания своих индивидуальных особенностей.
Юношеская СК как источник проблем в социализации школьников
В современной литературе Недостаточно рассмотрены педагогические аспекты действия стихийных факторов социализации, одним из которых является СКа.
В кратком словаре по социологии СКу определяют как: 1) культуру какой-либо социальной или демографической группы; 2) в чем-то ограниченную культуру социальной общности, обусловленную бедностью её социальных связей, неполнотой или затрудненностью доступа для неё к культурному наследию.
В словаре «Современная западная социология» приводится три различных понимания категории «СКа», а именно: 1) совокупность некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующих в качестве культуры преступного слоя общества; 2) особая форма организации людей (чаше всего молодёжи) - автономное целостное образование внутри господствующей структуры, определяющее стиль жизни и мышления её носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже институтами;
3) трансформированная профессиональным мышлением система ценностей традиционной культуры, получившая своеобразную окраску.
В научной литературе можно выделить три основных подхода к трактовке СКы. 1. Н.Г. Багдасарьян. С.Н. Иконникова, Л.И. Михайлова: СК - сфера культуры внутри господствующей культуры. 2. В.П. Конецкая, Е.Л. Омельченко, В.В. Туев: СК - социальная коммуникативная система. 3. Важным в трактовке молодежной СК является ее понимание в качестве системы ценностей и норм. (Г. Беккер, А. Коен, А.А. Курбанова, В.Т. Лисовский, Н. Смерлз).
Анализ работ А.В. Мудрика, К.Д. Радиной, Н.Д. Саркисова, С.Ф. Сироткина позволяет согласиться со следующим определением данного феномена: СКа - «социальное образование, отражающее ценностно-смысловое и повседневно-бытийное социальное самоопределение, самоидентификацию определенной группы».
Общепризнано, что специфика юношеской СКы раскрывается в ее содержании. По мнению Н.Н. Слюсаревского составляющими СК и одновременно ее признаками являются: знание (картина мира в узком смысле), ценности, стиль и образ жизни, социальные институты как системы норм, процедурное знание (навыки, умения, способы осуществления, методы), потребности и склонности.
А.В. Мудрик указывает, что любая СКа включает в себя элементы: специфический набор ценностных ориентации, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений ее носителей, статусная структура; набор предпочитаемых источников информации, своеобразные увлечения, вкусы и способы свободного времяпрепровождения, жаргон, фольклор, мода.
Р. Ларкин предлагает анализировать содержание юношеской СКы по стилю поведения исходя из пяти параметров: 1) стремление изолироваться от взрослых, выделиться внешним видом и т д.; 2) стремление к удовлетворению потребности в близости, интимности за пределом семьи; 3) стремление к самостоятельности; 4) снисходительное отношение к низам и вообще тем, кто занимает подчиненное и зависимое положение; 5) стремление к социальным изменениям.
В зависимости от наличия этих параметров автор выделяет три стиля поведения: 1) конвенциональный (нет ни одного из вышеуказанных параметров); 2) контркультурный (есть все пять); 3) гедонистический (три первых).
Б.В. Куприянов и А.Е. Подобии формулируют ряд положений, характеризующих изучаемое явление. На взгляд исследователей СКа может быть: -классифицирована по пространственному, либо групповому основанию, -описана как символическая система, объединенная игровым контекстом; -отождествлена с длительной игрой представителей, включает в себя: содержание, формы организации, социо-культурный контекст, совокупность социальных ролей (статусно-ролевая дифференциация группы), значимых ситуаций, норм взаимоотношений, образ жизни участника общности.
СКы складываются там, где есть: 1.Единство интересов индивидов, принадлежащих к данной общности 2.Осознание интересов членами данной общности 3.Отличие этих интересов от интересов других социальных общностей
СКы складываются там, где есть определённая система ценностей и норм, отличная от той, что существует в данном обществе и которая поддерживается усилием государственной пропагандистской машины и одобряется общественным мнением. СКы есть там, где есть система, позволяющая отличить своих от чужих, где есть лидеры-идеологи - организации, регулирующие деятельность рядовых членов данного общества.
СКы не возникают тогда, когда: 1.Велик креативный потенциал господствующей культуры общества 2.Когда существуют разнообразные формы культурно-творческой деятельности 3.Когда потребности основной массы граждан удовлетворяются в полной мере
Особенности подростков и молодёжи как возрастных групп: 1.Находятся на переходном этапе от детства к взрослости 2.Переживают важный этап социализации
Элементами подростковой и юношеской культур являются: • особый жаргон, • мода в одежде, прическе, макияже, • определенный стиль поведения, • пристрастия в музыке, танцах, проведении досуга.
Особенности подростковой и молодёжной (юношеской) СК: 1.СКы легко поддаются описанию, но их классификация и типологизация затруднена многообразием несводимых в систему признаков. ПостСКы 2.Молодёжные СКы в России несут на себе воздействие криминализации общества, наличествует тяга к преодолению рутины повседневности 3.Некоторые молодёжные СКы могут создавать платформу для развития негативных тенденций в молодёжной среде. Другие имеют позитивные тенденции 4.Происходит поиск новых форм коллективности
|