Вопрос 16. Методика проведения уроков рисования на темы
В содержание занятий тематическим рисованием входит изображение различных сюжетов из окружающей жизни, иллюстрирование литературных произведений, творческие сочинения картин на разнообразные темы, придуманные самими детьми. Рисование на темы развивает творческие способности учащихся, закрепляет навыки верного изображения пропорций, конструктивного строения, объема объектов, реальной действительности, а также пространственного положения и цвета предметов. При рисовании на темы учащиеся знакомятся с композиционными закономерностями, учатся передавать свои впечатления, мысли, восприятие окружающего мира с помощью художественных средств. Рассмотрим основные этапы работы над тематической композицией. Начинать занятие следует с беседы по теме. Учитель вначале должен вызвать эмоциональный отклик детей на предложенную тематику. Достигнуть этого можно путем показа произведений изобразительного искусства, чтением отрывков литературных произведений, а также прослушивание музыки. Следующим этапом является обсуждение возможных вариантов композиционного решения темы. Учащиеся вместе с учителем (1-2 кл.) или самостоятельно (3-4 кл.) выбирают сюжеты, героев своих работ. Важно, чтобы дети четко представляли себе то, что они будут рисовать. Для этого можно использовать метод словесного рисования (1-2 кл.), выполнение эскизов (3-4 кл.). Учащимся дается время на обдумывание композиции. Следующий этап работы – выполнение композиции в карандаше (композиционный набросок, уточнение рисунка, прорисовывание деталей). На заключительном этапе учащиеся завершают работу в цвете (тонирование общего фона, неба, земли, леса, раскрашивание персонажей, прорисовка деталей). Учебная практика предусматривает 2 варианта работы над тематической композицией: 1. На работу отводится один урок. В этом случае можно работу выполнить без предварительного рисунка карандашом сразу в цвете. 2. На работу отводится два урока. Примерная структура уроков может быть следующей. План первого урока. I. Организационный момент – 0,5-1 мин. II. Сообщение темы и цели урока – 0,5-1 мин. III. Беседа с учащимися по теме (по итогам предварительных наблюдений) – 3-5 мин. IV. Объяснение нового материала – 5-10 мин. 1. Выбор сюжета композиции. 2. Разработка эскиза композиции (только в 3-4 кл.). 3. Углубление знаний учащихся о правилах композиции (линейная перспектива). 4. Закрепление нового материала. V. Практическая работа учащихся (работа в карандаше) – 20-30 мин. VI. Подведение итогов урока. – 2-3 мин. VII. Анализ найденных композиционных решений. Домашнее задание учащимся. – 2-3 мин. VIII. Уборка рабочих мест. – 2-3 мин. План второго урока. I. Организационный момент – 0,5-1 мин. II. Сообщение темы и цели урока – 0,5-1 мин. III. Беседа с учащимися по теме (анализ произведений художников по теме, проверка домашнего задания) – 5-7 мин. IV. Углубление знаний учащихся о воздушной перспективе, колорите и других выразительных средствах живописи –5-7 мин. V. Закрепление нового материала – 2 мин. VI. Практическая работа учащихся – 20-25 мин. VII. Анализ работ учащихся – 3-5 мин. VIII. Подведение итогов работы. – 3-5 мин. IX. Уборка рабочих мест. – 2-3 мин. Задания по рисованию на темы рекомендуется связывать с предварительными наблюдениями в природе, зарисовками с натуры, аппликационными работами (выбор наиболее удачного композиционного решения темы), лепкой (прочувствование объема фигур животных, человека, изображение их в движении). При выполнении учащимися иллюстраций к литературному произведению, не следует предлагать детям готовые иллюстрации художников для срисовывания. Такое копирование не дает возможности выразить ребенку свои представления, наблюдения. При оценивании работ учащихся в тематическом рисовании следует учитывать: - умение создавать композицию согласно творческому замыслу; - умение верно передавать особенности изображаемого предмета (пропорции, конструкцию, цвет и др.); - умение передавать в рисунке смысловую взаимосвязь между объектами, выделять главное; - умение передавать пространственное положение предмета (выше - ниже; перспективные сокращения – меньше; больше; правила линейной и воздушной перспективы); - умение использовать контурный рисунок, цветовое пятно как средства художественной выразительности; - умение поэтапно вести работу над композицией; - умение подобрать художественный материал для композиционного решения темы.
|