Предполагает, что федерализм - это политический принцип, это конституционное распределение власти, властных полномочий между центром и регионами (по вертикали)
Если мы обратимся к юридической науке, то увидим, что современная наука конституционного права рассматривает федерализм как принцип, режим и форму государственного устройства, позволяющие обеспечить единство и разделение государственной власти в условиях ее территориальной организации на нескольких уровнях.
Понятие федерализма родилось от слова foedus (с латинского значит - договор, соглашение). Федерация (с латинского - foederatio) означает союз, объединение. Федерации создаются как союз отдельных обществ, организаций. Федерация предполагает стремление ее субъектов к государственно-политическому и социально-экономическому единству при сохранении значительной степени самостоятельности.
Если как принцип федерализм воплощает способ урегулирования разногласий и объединения людей и их образований на государственном уровне, то как режим и форма государственного устройства он определяет разделение государственной власти по вертикали между территориальными образованиями различного уровня в едином государстве. Принцип федерализма необходим для достижения наибольшей эффективности государственной власти.
Взгляды на природу федеративного государства. Идеи федерализма насчитывают без малого 200 лет. Существует два крупных подхода к пониманию природы федерализма. Первый подход предполагает, понимание федерации как социально-государственной системы с двумя уровнями управления. Согласно У. Райкеру (W. Riker), федеративным является государство, имеющее два уровня управления одной и той же территорией и одним и тем же населением, где каждому из названных уровней управления, гарантирована автономия по крайней мере в одной сфере деятельности. Таким образом, Райкер в своем труде «Федерализм» попытался сформулировать конституционную модель закрепления системы разделения власти при федеративном устройстве. «Конституция является федеральной, если: · Два уровня правления осуществляют власть в отношении одной и той же территории и одного и того же населения · Каждый уровень имеет по крайней мере одну сферу, в которой он является автономным · Имеются определенные гарантии автономности каждого уровня правления в своей собственной сфере».
Но данный подход предполагает лишь организационно-функциональное начало федерализма в его формальном воплощении. Наиболее фундаментальным является подход к пониманию природы федеративного государства как системы организации в обществе государственной власти, самоуправляемой на основе договора – договорная теория.
Истоки договорной теории беру начало с древних теорий кавенентального обустройства общества. Латинский термин «foedus» по смыслу совпадает с древнеиудейским термином «brit» - фундаментальным понятием в библейской традиции, подразумевающим соглашение с Богом, а также между теми людьми, которые решили строить отношения друг с другом на основе соглашения (by covenant). Самоуправленческое начало объединения людей заложено в идее раннехристианских братств (congregations), упоминаемых в Новом Завете. Центром теологического федерализма был университет в германском городе Герборне. С 1586 там преподавал Иоганн Альтузий, который переработал идеи теологического федерализма в социально-политическом плане, став основоположником теории федерализма. В своем труде «Politica methodice digesta» Альтузий разработал идей народного суверенитета и образования государства снизу вверх. Он ввел два основополагающих понятия: symbiodicus - совместная жизнь с заботой о других, работой на общую пользу, и consociatio - жизненное сообщество людей. Модель государства по Альтузию была следующей: меньшие сообщества образуют более крупные, каждое сообщество имеет свою определенную сферу прав, но в каждой из них генетически присутствует государство, которое отличает исключительный суверенитет. Взаимоотношения уровней власти построены на принципе гармонии целого и частей, государства и личности, поэтому концепция Альтузия получила название «социетарного федерализма».
Именно пуритане Новой Англии, основатели первого федеративного государства – США, были конгрегационалистами, приверженцами федеральной теологии. В «Мэйфлауэрском соглашении» они взяли на себя обязательство достигать соглашения друг с другом при учреждении гражданских политических органов. Можно утверждать, что американская федеральная система 1787 года стала естественным итогом 167-летнего опыта создания гражданских организмов путем соглашения и объединения для формирования местных органов управления и колониальных хартий.
Подобные идеи лежат и в основе европейской федеральной традиции. Более 700 лет назад был заключен вечный договор о союзе трех кантонов, положивший начало Швейцарской конфедерации. Кстати, гражданина Швейцарии называют Eidgenosse – участник соглашения, связанный клятвой.
Дальнейшее развитие федеративной теории связано с осмыслением практики сложноорганизованных государств Европы 17-18 вв. осбый интерес вызывало государственное устройство Священной Римской империи. С его анализом и связана разработка теории союзного государства – Л. Гуго, который во второй половине 17 века ввел понятие «бундестат». Основное отличие союзного государства от других форм государства заключается в распределении государственного суверенитета: в унитарном государстве он принадлежит центру, в союзе государств – участникам союза, а в союзном государстве - разделен между центром и участниками союзе.
Помимо социально-политического и государственно-правового осмысления федерализма происходило и его философское обоснование. В своей работе «К вечному миру» (1795) И.Кант писал, что «международное право должно быть основано на федерализма свободных государств», т.е. федерализм понимался им как инструмент выравнивания им между единством мирового пространства и свободой народов и государств.
Окончательное определение понятия «федерализм» и становление теории федерализма происходит в спорах вокруг конституционной структуры США. Мэдисон и Гамильтон в своей работе «Федералист» так определили сущность федеративной системы: федеративный принцип предполагает распределение полученной от народа власти между двумя автономными правительствами - центральным и штатов.
XIX век стал – веком споров вокруг федерализма (Прудон, Токвиль, фон Гирке, и др.).
В настоящее время теоретиками «договорного» подхода к природе федералима являются В. Остром и Д. Элазар, которые договор рассматривают не как форму, а как содержание федеративных отношений, основа которых – согласие сторон и самоуправление. С этой точки зрения любая федерация - самоуправляемое договорное государство, в котором разделение и осуществление государственной власти на всех уровнях должно основываться на достижении договоренности и самоуправления.
В своей работе «Федерализм и путь к миру» Д. Элазар отмечает, что понятие «федерализм» имеет два значения. В узком смысле оно означает взаимоотношения между различными правительственными уровнями; в более широком – сочетание самоуправления и долевого правления через конституционное соучастие во власти на основе децентрализации.
Элазар говорит, что федерализм, являясь родовым понятием, включает несколько подвидов: 1. Федерация – форма организации государственной власти, главные принципы которой были сформулированы авторами «Федералиста». Т.е. федерация предполагает учреждение единого центрального правительства, в пределах охвата которого формируется полития, а составляющие ее единицы получают право как на самоуправление, так и на соучастие в общем конституционном управлении образованием в целом. (США, Канада) 2. Конфедерация – общепризнанная форма федерализма до 1787 года. Для выхода из состава конфедерации согласия остальных членов не требуется (? ЕС) 3. Федератизм (federacy) - ассиметричные взаимоотношения между федерированным государством и более крупной федеративной державой – содружество (commonwelth) – отношения между США и Пуэрто-Рико. 4. Ассоциированная государственность. Похоже на 3. (США и Маршалловы острова). 5. Квазифедеративные фомы · Унии (UK) · Лиги (Ассоциация государств Ю-В Азии) · Кондоминиумы (Андорра под совместным протекторатом Франции и Урхельского Епископата (Испания)). · Конституциональная регионализация (Италия) · Конституциональное самоуправление (Япония). · СССР, Латинская Америка.
Итак, если обратиться к проблеме сущности федерализма, то ее можно решить следующим образом, определив федерализм – как рынок региональных конкурирующих сообществ, практик, идей…
|