Назовите причины девиантного и деликвентного поведения среди молодых людей
16. В чём различие между девиантным и деликвентным поведением? 17. Как отличить деликвентное поведение от преступного? 18. Можно ли назвать причуды некоторых гениальных людей девиацией? Почему? Работа с текстом: 1. Ознакомьтесь с отрывком из произведения Пьера Бурдье «Социальное пространство и символическая власть»*и ответьте на вопросы в конце: «Символическая власть — это возможность создания реальности при помощи слов, что удается лишь тогда, когда понятия адекватны реалиям. В этом смысле символическая власть обладает свойством скрывать или обнаруживать реально существующие объекты. Означает ли это, что сама символическая власть ни на что не способна? В действительности, подобно созвездиям, которые, как утверждал Нельсон Гудман, становятся реальными, только если они открыты и обозначены, социальные группы, классы или нации начинают существовать как таковые для тех, кто в них входит, равно как и для остальных людей, только когда их, руководствуясь теми или иными принципами, воспринимают и признают, выделяя тем самым из множества социальных образований. Теперь, я надеюсь, будет легче понять, что ставится на карту в борьбе по поводу существования или несуществования классов. В основе этой борьбы лежит борьба классификаций. Власть, навязывающая определенные представления, выявляющая и определяющая имплицитное социальное расслоение, оказывается par excellence (преимущественно — прим. пер.) политической властью: она способна создавать новые группы, манипулировать объективной структурой общества. Власть обозначать или называть, как и в примере с созвездиями, превращает collectio personarum phirum (простые множества людей — прим. пер.), до того только случайно пересекавшихся, в институциональные, конституированные формы (создавая “корпоративную общность”, как ее называли средневековые мыслители, изучавшиеся Канторовичем). Наконец, если мы вернемся к основной проблеме, которую я сегодня пытался разрешить — каким образом происходит создание объектов, а именно групп, при помощи слов, нам нужно ответить на один последний вопрос, составляющий misterium ad ministerium (таинство службы — прим. пер.), как любили говорить профессора церковного права. Каким образом появляется представитель группы, наделенный правом выступать и действовать от ее имени, использующий лозунги, призывы или команды и олицетворяющий данную группу? Подобно древним властителям, которые, согласно Бенвенисту, брали на себя regere fines et regere sacra (поддержание границ и порядка — прим. пер.), то есть устанавливали и сохраняли социальные различия и таким путем конституировали социальные группы, профсоюзные или политические лидеры, должностные лица или государственные эксперты персонифицируют множество фиктивных 149 социальных образований, которым они дают жизнь и от которых взамен получают власть. Представитель группы — это персонифицированная группа, только через него она выражает свои интересы. Как утверждали каноники, status est magistratus, положение — это тот судья, который его занимает; или же, как говорил Людовик XIV: “Государство — это я”; или, наконец, как заявлял Робеспьер: “Народ — это я сам”. Класс (народ, нация или другая социальная общность) существует, если находятся люди, готовые олицетворять его, официально выступать от его имени, люди, которых остальные члены общества будут воспринимать как представителей этого класса, народности или нации или любой другой социальной реальности, которую может предложить реалистическая конструкция мира. Надеюсь, мне удалось убедить вас в том, что сложность изучения социальной реальности коренится в сложности самого объекта изучения. Башлар часто повторял: “Простое — это не что иное, как упрощенное”. При этом он доказывал, что наука может развиваться, только подвергая сомнению простые идеи. Мне кажется, что подобное сомнение необходимо и в социальных науках, где мы слишком легко удовлетворяемся очевидными представлениями, которые черпаем из обыденного опыта и хорошего знания научных традиций.» *Цитата из: Пьер Бурдье Социальное пространство и символическая власть / Pierre Bourdieu. Espace social etfouvoir symbolique. In: P. Bourdieu. Choses dites. Paris: Editions de Minuit, 1987. / Editions de Minuit, 1987. / Перевод к.ф.н, В.И.Иванова / Материалы Интернет. Вопросы: 1. Что такое «символическая власть»? 2. Какие «рычаги управления» называет социолог П. Бурдье? 3. Разъясните, каким образом представитель (руководитель) группы олицетворяет социальную группу, по мнению П. Бурдье?
2. Прочитайте и проанализируйте отрывок из произведения Э.Дюркгейма*. Ответьте на вопросы в конце текста. «Когда я действую как брат, супруг или гражданин, когда я выполняю заключённые мною обязательства, я исполняю обязанности, установленные вне меня и моих действий правом и обычаями. Даже когда они согласны с моими собственными чувствами и когда я признаю в душе ирреальность, последняя остаётся всё-таки объективной, так как я не сам создал их, а усвоил их благодаря воспитанию. Типы поведения или мышления не только находятся вне индивида, но и наделены силой, вследствие которой они навязываются ему независимо от его желания. Конечно, когда я добровольно сообразуюсь с ними, это принуждение, будучи бесполезным, мало или совсем не ощущается. Тем не менее оно является характерным свойством этих фактов, доказательством чего может служить то обстоятельство, что оно проявляется тотчас же, как только я пытаюсь сопротивляться. Если я пытаюсь нарушать нормы права, они реагируют против меня, препятствуя моему действию, если ещё есть время; или уничтожая и восстанавливая его в его нормальной форме, если оно совершенно и может быть исправлено; или же, наконец, заставляя меня искупить его, если иначе его исправить нельзя. Относится ли сказанное к чисто нравственным правилам? Общественная совесть удерживает от всякого действия, оскорбляющего их, посредством надзора за поведением граждан и особых наказаний, которыми она располагает. В других случаях принуждение менее сильно, но всё-таки существует. Если я не подчиняюсь условиям света, если я, одеваясь, не принимая в расчёт обычаев моей страны и моего класса, то смех, мною вызываемый, и то отдаление, в котором меня держат, производят, хотя и в более слабой степени, то же действие, что и наказание в собственном смысле этого слова. В других случаях имеет место принуждение хотя и косвенное, но не менее действенное. Я не обязан говорить по-французски с моими соотечественниками или использовать установленную валюту, но я не могу поступить иначе. Если бы я попытался ускользнуть от этой необходимости, моя попытка оказалась бы неудачной. Такова, стало быть, категория фактов, отличающихся весьма специфическими свойствами; её составляют способы мышления, деятельности чувствования, находящиеся вне индивида и наделённые принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются. Воровство и просто нечестивость оскорбляют одно и тоже альтруистическое чувство – уважение к чужой собственности. Но одно из этих действий оскорбляет данное чувство слабее, чем другое, а так как, с другой стороны, это чувство в среднем в сознаниях не достигает такой интенсивности, чтобы живо ощущалось и более лёгкое из этих оскорблений, то к последнему относится терпимее. Вот почему нечестного только порицают, тогда как вора наказывают.» *Дюркгейм, Э. Социология. / Источник: Бабосов, Е.М. Социология в текстах. Хрестоматия: учебное пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – Минск: ТетраСистемс, 2003. – С. 245 – 246. Вопросы: 1. О каких механизмах социального контроля идёт речь в данном тексте? 2. Какие различия между действием правовых норм и обычаев отмечает Э. Дюркгейм? 3. Что, по мнению автора, ожидает человека не следующего принятой моде?
3. Прочитайте и проанализируйте отрывок из труда Э. Гидденса «Социология»*: «Девиацию (отклонение) можно определить как несоответствие имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или обществе. Ни в одном обществе невозможно провести линию и просто разделить всех на тех, кто отклоняется от норм, и тех, кто им следует. Большинству из нас случалось нарушать общепринятые правила поведения. Многие совершали мелкие кражи. Например, брали что-либо в магазине, не заплатив, или уносили с работы разные мелочи – вроде фирменной почтовой бумаги – для личного пользования. Большая часть людей курила марихуану, употребляла в несовершеннолетнем возрасте алкоголь, пробовала наркотики или принимала участие в запрещённых видах сексуальной практики. <...> Наиболее часто мы следуем социальным правилам и нормам потому, что вследствие процесса социализации нам привычно поступать именно так. <...> Соблюдение позиции гражданского невнимания к посторонним, такт в отношениях с друзьями, процедура установления «скобок» между столкновениями – обычно мы не осознаём, что всё это делается в соответствии с определёнными правилами. Другой тип норм – те, следуя которым, мы сознательно верим, что предписываемое ими поведение истинно. В частности это верно для норм поведения на дороге. Водители безоговорочно принимают, что они должны придерживаться нужной стороны дороги или останавливаться на красный сигнал светофора, потому что, если бы большинство из них эти правила не соблюдало, то дороги стали бы несравненно более опасными, чем сейчас.» *Э. Гидденс Социология – М., 1999. // Источник: Бабосов, Е.М. Социология в текстах. Хрестоматия: учебное пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – Минск: ТетраСистемс, 2003. – С. 331 – 332. Вопросы: 1. Какое определение девиации предлагает Э. Гидденс? 2. Какие два типа социальных норм названы в тексте? 3.Какие примеры отклоняющегося поведения приведены в данном отрывке текста?
Творческое задание: Попытайтесь смоделировать и представить в виде логической схемы процесс управления на крупном промышленном предприятии (заводе), начиная от руководителя завода до самого низового звена.
Темы для сообщений и докладов: 1. Ценность как элемент механизма социальной регуляции. 2. Девиантное поведение как нарушение социальных норм. 3. «Аномия» в обществе. (по произведению Р. Мертона «Социальная структура и аномия»). 4. Социальный контроль как функция социальных институтов общества. 5. Основные принципы функционирования системы управления. 6. Концепция социального контроля П. Бергера. 7. Бюрократия как социальный слой управленцев в обществе.
Рекомендуемая при подготовке докладов и рефератов литература: 1. Тихонова, Е.Н. Бюрократия: часть общества или его контрагент? / Е.Н. Тихонова // Социологические исследования. – 2006. – № 3. – С. 4 – 8. 2. Петухова, В.В. Бюрократия и власть / В.В. Петухова // Социологические исследования. – 2006. – № 3. – С. 9 – 15. 3. Добреньков, В.И., Кравченко, А.И. Социология в 3 т. Т.3. Социальные институты и процессы / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко – Москва: ИНФРА-М, 2000. – 520 с. (Концепция социального контроля П. Бергера на с. 186 – 192; девиантное поведение на с. 447 – 469). 4. Бабосов, Е.М. Социология личности, стратификации и управления / Е.М. Бабосов – Минск: Бел. наука, 2006. – 591 с. 5. Бабосов, Е.М. Социология управления / Е.М. Бабосов. – Мн.: «ТетраСистемс», 2002. – 288 с. 6. Соколова, Г. Н. Социологическая экспертиза как необходимый компонент государственной социальной политики в Республике Беларусь / Г. Н. Соколова // Социология. – 2004. – N 4. – С. 15 – 22. 7. Рудь, О.В. Оценка социальной политики населением Республики Беларусь: гендерный аспект / О.В. Рудь // Социология. – 2003. – N 1. – С. 76 – 79. 8. Паньков, И. Заметки о политологии, политике и политических элитах / И. Паньков // Социология. – 2003. – N 1. – С. 43 – 54. 9. Мартинелли, А. Рынки, Правительства и глобальное управление / А. Мартинелли // Социология. – 2003. – N 1. – С. 12 – 25.
|