Специальные и отраслевые теории в социологии
Ни одна из классических социологических теорий не является полностью адекватной, а тем более универсальной в изучении и объяснении социальных объектов и процессов, происходящих в эпоху глобальных цивилизационных трансформаций. Выход из такой ситуации заключается в том, чтобы развивать социологическое знание не только на теоретическом, но и на эмпирическом уровне. Возникла необходимость в становлении и развитии специальных социологических теорий, таких, как социология труда, социология молодёжи, социология девиантного поведения, социология права, социология культуры и т.д. Специальные социологические теории имеют более узкую область применения по сравнению с общесоциологической теорией; их предметная область ограничена относительно самостоятельными процессами развития общественного целого – экономическими, политическими, социокультурными и т.п. Своеобразие специальных социологических теорий и их прикладная значимость в том, что они могут объяснять специфику развития и функционирования единообразных процессов и явлений, протекающих в отдельных подсистемах общества (политической, экономической и т.д.) [1, с. 14]. Отраслевые социологические теории формируются на стыке социологического знания с другими науками, например, социология образования, социология права, экономическая социология [7; 8; 9]. Отраслевые и специальные социологические теории входят в структуру прикладной социологии. Наряду со специальными и отраслевыми теориями в прикладную социологию входят методы, техника и процедуры эмпирического исследования. Т.о. прикладная социология – это совокупность исследований, направленных на решение конкретных социальных проблем, возникающих в определённых социальных подсистемах, конкретных социальных общностях и социальных организациях [1, с. 15]. Рассмотрим отдельные специальные социологические теории. Одной из самых значимых подсистем общества является экономическая подсистема. Её изучает экономическая социология. Экономическая подсистема включает в себя все виды производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, необходимых для жизнедеятельности людей. Экономическая социология – это специальная социологическая теория, которая изучает социальные закономерности экономического развития общества, социальную эффективность экономических решений и экономическую эффективность социальных решений [8, с. 20]. Объект: сфера социальных отношений людей по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. Предмет: социальный механизм регуляции экономических отношений, т.е. устойчивая структура взаимодействия социальных субъектов по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, а также структура типов экономического поведения этих субъектов [9, с. 23]. Следующая подсистема общества – политическая. Её детально изучает политическая социология. Политическая социология – это отрасль социологии, представляющая собой соединительное звено между социологией и политологией. Это сравнительно молодая научная дисциплина. Только в 20-30 г. ХХ ст. произошло сближение между политологией и социологией в рамках Чикагской социологической школы. Однако, отдельные социологические исследования политики осуществлялись и ранее [1, с. 57]. Исходной категорией политической социологии является политическая сфера, представляющая собой специфическую подсистему общества. Политическая социология – это наука о взаимодействии политических и социальных систем в процессе функционирования и распределения власти, о закономерностях протекания политических процессов, развёртывании политических отношений, о функционировании политических отношений, о функционировании политических режимов, политических норм, ценностей, политических ожиданий, ориентаций и стремлений, свойственных различным социальным группам [1, с. 59]. Специфика политической социологии заключается в том, что она рассматривает политику через анализ социальной структуры, через деятельность социальных институтов, общественного мнения и поведения, политических процессов, норм и отношений, ценностей, ожиданий и ориентаций [7, с. 15]. Следующей подсистемой общества является культурная. Её изучает социология культуры. Впервые термин «социология культуры» употребил Альфред Вебер в 1912 г., однако долгое время среди социологов не было единства в определении предмета этой отрасли науки. Значительный вклад в разработку социологии культуры внесли русские учёные: А.Ф. Лосев, М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман, Д.М. Лихачёв, Ю.Н. Давыдов, А.И. Гуревич, В.М. Давидович и др. [1, с. 181]. Социология культуры – это наука, исследующая закономерности взаимодействия общества, личности и культуры, структурное строение и функционирование последней в связи с динамикой социальной структуры и развитием социальных институтов применительно к конкретно-историческим ситуациям и происходящим в них социокультурным изменениям [1, с. 182]. Социологи представляют культуру как многогранную ценностно-нормативную систему символов, знаний, идей, ценностей, норм, образцов поведения, регулирующих поведение индивидов и социальных групп. Таким образом, мы назвали такие специальные социологические теории как: экономическая социология, социология политики и социология культуры (согласно основным подсистемам общества). Кроме того, существует огромное количество специальных и отраслевых теорий, касающихся отдельных сфер человеческой деятельности, отдельных демографических групп и т.д. Предлагаем познакомиться с социологией молодёжи и социологией студенчества, непосредственно изучающих студенчество как отдельную социальную группу.
3. Социология молодёжи. В конце 60-х г. ХХ ст. среди учёных социологов повысился интерес к молодёжи как социально-демографической группе населения, это было связано с массовыми молодёжными движениями, прокатившимися по всем индустриально развитым странам мира. Неформальные молодёжные протестные группы не только отвергали многие традиционные представления о обществе, социальном прогрессе, особенностях и предназначении культуры и образования, но и поставили перед властными структурами вопросы экономической и политической самостоятельности молодёжи, её права на выбор ценностных ориентиров и идеалов. Ответом на вызов времени стало бурное развитие социологии молодёжи как самостоятельной отрасли социологии, что нашло отражение в создании в 1970 г. специального исследовательского комитета в структуре Международной социологической ассоциации [1, с. 230]. Социология молодёжи – это специальная социологическая теория, предметом которой является молодёжь как социально-демографическая группа, её место в структуре общества, роль в общественном воспроизводстве, особенности её создания и поведения, взаимосвязь с другими группами общества. Исходные принципы социологии молодёжи заложены в работах Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Р. Мертона, Н. Смелзера. Среди белорусских социологов социологию молодёжи изучали: Е.М. Бабосов, Г.Н. Соколова, В.И. Русецкая, Е.А. Борковская, С.Н. Бурова и др. [2, с. 383]. Основные направления социологии молодёжи: n Психоаналитическое направление (К. Юнг, Э. Эриксон); n Структурно-функциональное направление (Ш. Айзенштадт, Ф.Малер); n Культурологическое направление (А. Шюц); n Рискологическое направление (К. Уолас); n Социальное направление (В. Чупров, Ю. Зубок); n Ювенологическое направление (В.Адамски, Л. Розенайр, Ф. Малер) [3, с. 130]. Прежде всего, в рамках социологии молодёжи дискуссируется проблема о том, какую категорию населения называть «молодёжью». В отечественной социологии возрастные рамки молодёжи определялись возрастом 18 – 30 лет, в то же время в западной социологии это 16 – 35 лет. Многие социологи (например, С.Н. Иконникова) отмечают, что неверно считать молодёжь внесоциальной, внеисторической категорией, а лишь возрастной фазой. Социологи отмечают, что для данной социальной группы характерны определённые особенные черты, например, молодёжь активно участвует в процессе социализации, не только копируя образцы поведения, но и внося в них своё содержание под воздействием меняющихся условий жизни [2, с. 383]. Особое положение молодёжи как социальной группы обусловлено также тем, что значительная часть молодёжи не обладает ещё в полном смысле собственным социальным положением (учащиеся, студенты) и характеризуется либо социальным статусом родителей (из семьи рабочих, учителей), либо своим будущим статусом, связанным с профессией (будущие учителя, врачи). Кроме того, для анализа молодёжи как социальной группы, важна принадлежность к различным молодёжным движениям и группировкам (хиппи, рокеры и др.). Специфика социального развития молодёжи как социальной общности обусловлена поэтапным, соответствующим возрастным изменениям социального статуса и вытекающими отсюда многоступенчатым становлением и развитием социальных сущностных сил (личностный потенциал, побудительно-мотивационные установки, социокультурные предпочтения и ценностные ориентации), воплощающихся в специфических формах её жизнедеятельности [1, с. 234]. Предметом изучения белорусских социологов являются стратегии экономического поведения молодёжи, ценностные ориентации современной молодёжи, функции молодёжи в обществе и т.д. Например, социолог Е.М. Бабосов считает, что функциями молодёжи в обществе являются: 1. социализационная; 2. воспроизводственная; 3. трансляционная, 4. инновационная [1, с. 234]. Для современной молодёжи характерны следующие стратегии экономического поведения: 1. Стратегия прагматического экономического поведения (базируется на отношении к работе как к источнику исключительно только материального благополучия). По данным социологов она свойственна 92% опрошенных молодых людей. Носители такой стратегии легко меняют род занятий, рассчитывают больше на собственные силы, а не государственную поддержку, без труда вписываются в рыночные отношения. 2. Безразлично-конформистская стратегия экономического поведения характерна для меньшей группы опрошенных социологами молодых людей. Для её носителей работа вообще не представляет реальной ценности, главный их жизненный принцип: все работы одинаковы, а лучше вообще не работать. Представители этой категории ориентированы на нетрудовые ценности, с лёгкостью меняют профессию и вид деятельности, так как не обладают профессиональными привязанностями и амбициями. Каждый пятый из опрошенных молодых людей (20%) считает, что работа это неприятная обязанность, а если её и выполнять, то она должна быть лёгкой, чистой и давать возможность спокойной жизни. 3. Третий тип стратегии экономического поведения – профессионально-трудовой. Для молодых людей приверженцев этой стратегии характерна ориентированность на работу как средство раскрытия и развития личностных способностей, профессионального роста, утверждения в обществе. Они стремятся к такой работе, которая была бы любимым делом (61%), вызывала уважение знакомых и близких (44%), давала возможность развить свои способности (43%), приносила пользу обществу (42%) [1, с. 240]. Исследуя социальную мобильность современной молодёжи, белорусские социологи пришли к выводу, что сельскохозяйственная страта потеряла привлекательность для молодых людей. Во всех социальных стратах удельный вес оттока из страты намного превышает процент оставшихся в родительской страте, т.е. усилилась интенсивность мобильности. Кроме того, резко повысился уровень восходящей мобильности, т.е. подъём юношей и девушек к более высокому социальному статусу. Это существенный показатель, свидетельствующий о благоприятных тенденциях в развитии социально-стратификационных процессов в белорусском обществе [1, с. 244]. Таким образом, роль и значение молодёжи в социальной структуре белорусского общества обусловлены следующими факторами: 1) молодёжь является крупной социально-демографической группой и составляет значительную часть трудоспособного населения; 2) молодёжь – это носитель интеллектуального и физического потенциала общества; 3) молодёжь представляет собой самую мобильную и перспективную социальную группу [4, с. 98].
|