Политическая культура общества, ее структура
Общеизвестно, что даже схожим по форме и функциям политическим институтам разных стран присущ своеобразный стиль и характер собственного функционирования. По мнению Парсонса именно культура (ценности) структурирует ролевые взаимодействия в рамках политической системы, интегрируя различные политические роли в единую систему и, тем самым, решая проблему порядка. Не всякая вводимая норма приобретает институциональное значение, а лишь та, которая укоренена в культурных образцах. Если политические структуры являются жестким (ригидным) элементом сферы политики, то культура, политические ценности, предполагают возможность выбора типа поведения, действий в различных ситуациях. В этом и заключается принципиальное различие между институционально-нормативной регуляцией поведения и ценностно-нормативной, возникающей в рамках политической культуры. Г.Алмонд. Политическая культура увязывается с ценностной мотивацией, верованиями, идеалами и убеждениями, присущими отдельным личностям и группам, вовлеченным в политику.
Есть разные подходы к пониманию ПК. В наиболее общем, политическую культуру можно определить как совокупность типичных для конкретных сообществ образцов и форм поведения в сфере политики, которые отражают их ценностные представления о смыслах и целях развития и закрепляют устоявшиеся в социуме нормы и модели взаимодействия государства и общества. Политическая культура – явление многоуровневое, которое отражает разнообразные связи ПК с различными социальными и политическими процессами. Она вмещает в себя крайне широкий спектр ценностей и обусловленных ими форм политического поведения, различающихся у отдельных сообществ, социальных слоев и групп.
Алмонд выделял 3 уровня ПК: - представления относительно ценностей, легитимирующих систему в целом; - представления о том, как должна функционировать политика; - ожидания от политического курса.
Ценностная ориентация ПК: - ориентации относительно институтов государственного управления: как по поводу правящего режима, так и относительно "входов" и "выходов" политической системы; - ориентации относительно других в политической системе, включающие политическую идентификацию, политическую веру и выработку личных предпочтений относительно установленных "правил игры"; - ориентации относительно собственной политической деятельности, включающие самооценку собственной политической компетентности и убежденность в способность оказывать действительное влияние на институты власти. У культуры не существует никаких механизмов контроля кроме границ человеческого сознания. Поэтому политическую культуру невозможно изменить, заставляя людей предпринимать различные действия, не связанные с их внутренним выбором.
В основании доминирующей российской традиционалистской субкультуры лежат ценности: - коммунитаризма (коллективизма); - персонализированного восприятия власти; - стремление к социальной справедливости, а не к законности; - морализаторские оценки процессов политической конкуренции; - склонность к несанкционированным формам политического протеста; - предрасположенность к силовым методам разрешения политических конфликтов (к конфликтным моделям социального взаимодействия).
|