Закон Божий и Закон Человеческий
63. Символичное и динамичное взаимоотношение между религией и культурой формируют норму права каждого государства. В Америке непростые взаимоотношения между законом Божиим и законом человеческим видны в политических процессах на всех уровнях, где законы создаются, интерпретируются и приводятся в силу чиновниками, и основная структура этих политических процессов обеспечивается в конституции США и штатов.
64. В США роль Закона Божия стала более утонченной с тех пор как большинство пуританских законов и закон о богохульстве были аннулированы, но его влияние остается значительным. США - нация религиозных людей, которые считают, что есть более высокий закон, чем закон человеческий, тот, что должен защитить свободу и правосудие для всех. В Америке славу мы поем: Америка! Америка! Господь да исправляет каждый твой порок. Утвердите душу вашу в самообладании, свобода ваша в праве.
65. Однако в роль религии в США часто примешивается религиозная исключительность, обычная и в Христианстве и в Исламе. Многие фундаменталистские верующие убеждены, что Бог осуждает тех, кто не разделяет их религию и подозрительны и даже враждебны к таковым из других религий. Должно ли здесь быть какое то сомнение, что в США христиане верят, что Бог осуждает к аду всех тех, кто не разделяет их религиозные верования, что создает сильную общественную реакцию, когда кто то из евангельских, подвергает эту идею сомнению.
66. Такая религиозная исключительность - плохое богословие и производит плохой закон, не говоря уже о религиозном предубеждении, ненависти и даже насилии; но есть легитимный путь, которым верующие могут утверждать превосходство Закона Божьего, или нравственности, по закону человеческому. Через мирное гражданское неповиновение, которое не нарушает целостность светской нормы права.
67. Dr. Мартин Лютер Кинг продемонстрировал это, когда он выступил против расово дискриминационных "раздельных, но равных" законов Юга. Его демонстрации утверждали моральное превосходство закона Божия - или Божией воли - над светским законом человеческим, и также напомнили американцам о значении "равного правосудия" - согласно закону. В то же самое время действия доктора Кинга продемонстрировали, что те, кто обращается к гражданскому неповиновению, должны сами желать переносить юридические следствия их неповиновения, включая арест и лишение свободы, и полагаться полностью на моральную силу их действий, чтобы изменить безнравственные законы.
68. Гражданское неповиновение не имеет места в теократии, где законы Бога считают безошибочными, но в демократических государствах, где законы могут ошибаться, религия может процветать и бросать вызовы нравственности светского права. Это имеет место в таких мусульманских демократических государствах как Турция и Индонезия, где Шариат остается частью нормы права.
69. Напрашивается вопрос, является ли Шариат угрозой демократии, правам человека и норме права США. Позже эта глава обращается к этому вопросу, но здесь достаточно сказать, что фундаменталистские христиане, наиболее вероятно, введут в состав права их версию Закона Божьего - возможно кодификацию их семейных ценностей - прежде, чем мусульмане смогут предписать любое условие Шариата в праве. В конце концов, США это демократия и здесь есть еще больше фундаменталистских христиан, чем мусульман; но даже если бы американские мусульмане имели политическую силу изменить закон, маловероятно, что многие из них пожертвовали бы своей "свободой прав" ради ограничений Шариата.
|