Allegro
В allegro вводятся прыжки трамплинного характера, на коротком, но очень упругом plie. Они развивают силу всей ноги. Исполняются восьмыми долями такта. Изучение трамплинных прыжков начинается на первой позиции, затем на второй и позднее — на одной ноге с положением другой на cou-de-pied впереди или сзади. Чередование эластичных мягких прыжков с трамплинными развивает ноги для высоких, легких прыжков. PAS ЁСНАРРЁ В ЧЕТВЕРТУЮ ПОЗИЦИЮ НА CROISE Исходное положение — epaulement croise, пятая позиция, правая нога впереди. В затакте три восьмых. На первую восьмую руки слегка приоткрываются; на вторую восьмую demi plie в пятую позицию, руки закрываются в подготовительное положение; на третью восьмую ноги сильно отталкиваются от пола, фиксируя в высоком прыжке пятую позицию в воздухе, руки поднимаются в первую позицию, голова поворачивается в точку 8 плана класса. На раз предельно натянутые ноги, сдерживая инерцию падения, раскрываясь, опускаются в demi plie четвертой позиции, руки раскрываются в маленькую позу croisee, голова поворачивается направо. На и ноги, не расслабляя мышц, сильно отталкиваются от пола, фиксируя в высоком прыжке четвертую позицию в воздухе, руки и голова сохраняют позу croisee. На два и предельно натянутые ноги, сдерживая инерцию падения, соединяются в воздухе в пятую позицию и постепенно опускаются в demi plie пятой позиции, обе руки опускаются в подготовительное положение, голова остается в повороте направо. На три и колени вытягиваются. Четыре и — затакт к началу следующего echappe. PAS ЁСНАРРЁ В ЧЕТВЕРТУЮ ПОЗИЦИЮ НА EFFACE Исходное положение — epaulement croise, пятая позиция, правая нога впереди. В затакте три восьмых. На первую восьмую руки слегка приоткрываются, на вторую восьмую demi plie в пятую позицию, руки закрываются в подготовительное положение; на третью восьмую, с поворотом на efface, ноги сильно отталкиваются от пола, фиксируя в высоком прыжке пятую позицию в воздухе, руки поднимаются в первую позицию, голова поворачивается в точку 2 плана класса. На раз предельно натянутые ноги, сдерживая инерцию падения, раскрываясь, опускаются в demi plie четвертой позиции, руки раскрываются в маленькую позу effacee, голова поворачивается налево. На и ноги, не расслабляя мышц, сильно отталкиваются от пола, фиксируя в высоком прыжке четвертую позицию в воздухе. Руки и голова сохраняют позу effacee. На два и предельно натянутые ноги, сдерживая инерцию падения, соединяются в воздухе в пятую позицию и постепенно опускаются в demi plie пятой позиции, руки опускаются в подготовительное положение, голова сохраняет поворот налево. На три и колени вытягиваются. Четыре — затакт к началу следующего ёспаррё. В конце последнего ёспаррё ноги, соединяясь в воздухе в пятой позиции, меняются, опускаясь в epaulement croise, левая нога впереди. Echappes в четвертой позиции на croise и efface бывают большими и маленькими. Маленькое ёспаррё исполняют на коротком низком прыжке, сохраняя все указанные правила. Примечание. В demi plie пятой и четвертой позиции пятки плотно прижаты к полу при полной выворотности ног и подтянутости корпуса. В прыжке ноги предельно натянуты, что особенно важно помнить при коротком небольшом прыжке. Корпус всегда подтянут и спокоен, руки, сохраняя позу, свободны и спокойны. Характер музыкального сопровождения и размер те же, что и в pas ёспаррё на вторую позицию. TEMPS LEVE Temps leve — короткий, сильный прыжок, трамплинного характера — развивает силу всей ноги и особенно стопы. Вначале temps leve сочетают с наиболее простым прыжком, то есть с sissonne simple. Исходное положение — epaulement croise, пятая позиция, правая нога впереди. В затакте две восьмых. На первую восьмую demi plie; на вторую восьмую ноги сильно отталкиваются от пола, фиксируя в высоком прыжке пятую позицию в воздухе. На раз предельно натянутые ноги сдерживают инерцию падения: левая нога опускается в demi plie, правая нога принимает положение условного cou-de-pied. На и левая нога, повторяя прыжок, сильно отталкивается от пола, вытянув колени, подъем и пальцы, правая, не нарушая выворотности, сохраняет условное cou-de-pied. На два temps leve заканчивают (сдерживая инерцию падения) в demi plie на левой ноге, правая остается на условном cou-de-pied. На и три temps leve заканчивают pas assemble в сторону, которое исполняется правой ногой с условного cou-de-pied проходящим через пятую позицию движением. На и исходное положение — пятая позиция, левая нога впереди. Четыре — затакт к исполнению temps leve с другой ноги. Temps leve с ногой на cou-de-pied сзади исполняют ло тем же правилам. Впоследствии количество temps leve на одной ноге увеличивают до двух-трех раз. Сочетание temps leve возможно с pas jete, с pas ёспаррё на одну ногу и с другими движениями. Примечание. В прыжке опорная нога натянута, работающая нога спокойна и сохраняет выворотность и правильное положение cou-de-pied. Руки, оставаясь в подготовительном положении, также сохраняют спокойствие. Музыкальный размер 4/4 и 2/4. Temps leve исполняют на каждую четверть. SISSONNE OUVERTE В ПОЗАХ Sissonne ouverte в позах изучают после того, как это движение усвоено en face в сторону, вперед и назад. На два вступительных аккорда руки принимают положение маленькой позы и на два заключительных аккорда опускаются в подготовительное положение. Позднее sissonne ouverte в позах исполняют с движением рук. Пример. Sissonne ouverte в позу croisee вперед. Исходное положение epaulement croise, пятая позиция, правая нога впереди. В затакте три восьмых. На первую восьмую руки слегка раскрываются. На вторую восьмую demi plie в пятой позиции, руки возвращаются в подготовительное положение. На третью восьмую ноги отталкиваются от пола, фиксируя в высоком прыжке пятую позицию, руки поднимаются в первую позицию, голова слегка наклоняется налево. На раз левая нога опускается в demi plie, правая нога открывается через условное cou-de-pied на 45° в точку 8 плана класса, правая рука открывается на вторую позицию, левая — сохраняет первую позицию, голова поворачивается направо (поза croisee). На и левая нога сильно отталкивается от пола в прыжке вверх, правая — подтягивается к ней в пятую позицию в воздухе. На два и ноги плавно заканчивают sissonne ouverte в demi plie пятой позиции, руки опускаются в подготовительное положение, голова сохраняет поворот направо. На три и ноги вытягиваются. Четыре является затактом для повторения прыжка. Примечание. Sissonne ouverte в позу croisee назад и в позы effacee вперед и назад исполняют по тем же правилам, с учетом особенности каждой позы. Sissonne ouverte на ecartee исполняют с руками, открытыми на вторую позицию, подобно sissonne ouverte в сторону. Нога; открываясь в прыжке, направляется точно в позы croisee, effacee или ecartee, особенно в sissonne ouverte в позах назад. Корпус подтянут, ноги максимально выворотны. Руки в позах спокойны. Музыкальный размер 4/4. Характер музыкального сопровождения энергичный, четкий. Вначале движение исполняют на один такт с остановкой, в дальнейшем — без остановки на 2/4. SISSONNE FERMEE В ПОЗАХ Sissonne fermee в позах изучают после того, как это движение усвоено en face в сторону, вперед и назад. На два вступительных аккорда руки принимают положение маленькой позы и на два заключительных аккорда опускаются в подготовительное положение. Позднее sissonne fermee в позах исполняют с движением рук. Пример. Sissonne fermee вперед в позу croisee. Исходное положение — epaulement croise, пятая позиция, правая нога впереди. В затакте три восьмых. На первую восьмую руки слегка раскрываются. На вторую восьмую demi plie в пятой позиции, руки поднимаются через подготовительное положение в первую позицию, голова слегка наклоняется налево. На третью восьмую ноги, сильно отталкиваясь от пола, раскрываются в высоком прыжке (правая нога вперед, левая — назад) с продвижением в воздухе как можно дальше в направлении точки 8 плана класса, правая рука открывается на вторую позицию, левая — остается в первой позиции, голова поворачивается направо (поза croisee). На раз и ноги, не расслабляя мышц, заканчивают sissonne fermee в точке вытянутого носка правой ноги, закрываясь одновременно в demi plie пятой позиции. На два и ноги медленно вытягиваются, руки сохраняют принятое положение. На три и положение сохраняется. Четыре и служит затактом к следующему sissonne fermee в позу croisee вперед. В заключительном demi plie руки опускаются в подготовительное положение, голова сохраняет поворот направо. В начале прыжка активная роль принадлежит ноге, открывающейся вперед и направляющей перелет. В конце прыжка активная роль принадлежит ноге, открывающейся в перелете назад: скользнув носком по полу, она заканчивает sissonne fermee, соединяясь с другой ногой в пятой позиции. Подтянутый и легкий корпус устремлен за ногой, направляющей перелет. Ноги максимально выворотны. Примечание. Sissonne fermee назад в позу croisee и в позы effacees вперед и назад исполняют по тем же правилам, с учетом особенностей каждой позы. Sissonne fermee на ecartee исполняют с руками маленьких поз ecartee. Музыкальный размер 4/4, позднее 2/4. Характер музыки четкий, энергичный. Вначале sissonne fermee исполняется с остановкой, в дальнейшем — без остановки на каждую четверть. PAS JETE С ПРОДВИЖЕНИЕМ Pas jete с продвижением в сторону. Исходное положение — epaulement croise, пятая позиция, правая нога впереди. На раз demi plie в пятой позиции, руки, приоткрываясь за тактом, повышают подготовительное положение, голова наклоняется налево, взгляд соответствует повороту головы. На и с поворотом en face правая нога скользящим броском открывается в сторону второй позиции при высоком прыжке левой ноги с продвижением как можно дальше в сторону за носком правой ноги. Руки раскрываются на вторую позицию, голова поворачивается en face. На два jete заканчивают на правую ногу в demi plie epaulement croise, левая нога принимает положение условного cou-de-pied, руки закрываются в подготовительное положение, голова слегка наклоняется направо, взгляд соответствует повороту головы. На и положение сохраняется. На три и правая нога вытягивается, левая ставится в пятую позицию вперед, голова поворачивается налево. На четыре и положение сохраняется. Pas jete с продвижением в сторону исполняют также ногой, стоящей в пятой позиции сзади. Исходное положение — вышеизложенное. На раз — demi plie в пятой позиции, руки, приоткрываясь за тактом, повышают подготовительное положение, голова наклоняется налево, взгляд соответствует повороту головы. На и с поворотом en face левая нога скользящим броском открывается в сторону второй позиции при высоком прыжке правой ноги с продвижением как можно дальше в сторону за носком левой ноги. Руки раскрываются на вторую позицию, голова поворачивается en face. На два pas jete заканчивают на левую ногу в demi plie epaulement croise, правая нога принимает положение cou-de-pied сзади, руки закрываются в подготовительное положение, голова поворачивается направо, взгляд соответствует повороту головы. На и положение сохраняется. На три и левая нога вытягивается, правая ставится в пятую позицию назад, голова поворачивается налево. На четыре и положение сохраняется (рис. 60).
Рис. 60. Pas jete с продвижением в сторону Pas jete с продвижением вперед. Исходное положение — epaulement croise, пятая позиция, правая нога впереди. На раз demi plie в пятой позиции, руки приоткрываются за тактом, повышая подготовительное положение, голова на клоняется налево, взгляд соответствует повороту головы. На и правая нога скользящим броском открывается вперед на croise при высоком прыжке левой ноги с продвижением как можно дальше за носком правой ноги; руки открываются в направлении второй позиции, локти сохраняют округлость, кисти раскрываются вперед, голова поворачивается направо. Pas jete с продвижением назад. Исходное положение — вышеизложенное. На раз demi plie в пятой позиции, руки, приоткрываясь за тактом, повышают подготовительное положение, голова наклоняется налево, взгляд соответствует повороту головы. На и левая нога скользящим броском открывается назад на croise при высоком прыжке правой ноги с продвижением как можно дальше за носком левой ноги; руки открываются в направлении второй позиции, локти сохраняют округлость, кисти раскрываются вперед, голова поворачивается направо. На два pas jete заканчивают на левую ногу в demi plie, правая нога принимает положение условного cou-de-pied, руки и голова сохраняют принятое положение. На и положение фиксируется. На три и левая нога вытягивается, правая ставится в пятую позицию вперед, руки закрываются в подготовительное положение, поворот головы направо. На четыре и положение сохраняется. Примечание. В pas jete во всех направлениях подтянутость корпуса помогает легкости взлета и устремленности движения. Ноги в прыжке вытянуты и выворотны. Впоследствии pas jete с продвижением заканчивают посредством pas assemble, которое исполняют на счет три и ногой проходящей с cou-de-pied через пятую позицию вперед, в сторону или назад, в зависимости от направления pas jete. В дальнейшем различные направления jete варьируют в одном упражнении. Например: jete с продвижением в сторону исполняют правой ногой, стоящей в пятой позиции впереди, за ним делают jete на croise вперед левой ногой из условного cou-de-pied, и заканчивают движение pas assemble назад, исполняя его правой ногой, проходящей с cou-de-pied через пятую позицию назад. SISSONNE ТОМВЁЕ Sissonne tombee вперед. Sissonne tombee— падающий прыжок. Исходное положение — epaulement croise, пятая позиция, правая нога впереди. На раз demi plie в пятой позиции, руки, приоткрываясь за тактом, возвращаются в подготовительное положение, голова слегка наклоняется налево. На и ноги, оттолкнувшись от пола, фиксируют в высоком прыжке пятую позицию с вытянутыми пальцами, руки поднимаются в первую позицию, голова поворачивается прямо, взгляд направлен вперед. На два левая нога опускается в demi plie, сдерживая инерцию падения, тотчас же правая нога открывается проходящим движением через условное cou-de-pied на croise вперед и, скользнув носком по полу, переходит в demi plie, левая нога вытягивается на croise назад носком в пол. Подтянутый корпус наклоняется вперед, сообщая прыжку характер падения. Правая рука открывается на вторую позицию, левая остается в первой позиции, кисти раскрываются вперед, голова сохраняет принятое положение, взгляд направляется на кисть левой руки. На и прыжок на правой ноге, левая — подтягивается к ней в пятую позицию в воздухе с продвижением вперед. На три и sissonne tombee заканчивают в derm plie пятой позиции, руки закрываются в подготовительное положение. На четыре и исходное положение (рис. 61).
Рис. 61. Sissonne tombee вперед Sissonne tombee назад. Исходное положение — вышеизложенное. На раз demi plie в пятой позиции, руки, слегка приоткрываясь за тактом, возвращаются в подготовительное положение, голова слегка наклоняется налево. На и ноги, оттолкнувшись от пола, фиксируют в высоком прыжке пятую позицию с вытянутыми пальцами, руки поднимаются в первую позицию, голова поворачивается прямо, взгляд направлен вперед. На два правая нога опускается в demi plie, сдерживая инерцию падения, левая нога открывается проходящим движением через cou-de-pied сзади на croise назад и, скользнув носком по полу, переходит в demi plie, правая нога вытягивается на croise вперед носком в пол. Подтянутый корпус, слегка перегибаясь в талии назад, сообщает прыжку характер падения. Правая рука открывается на вторую позицию, левая остается в первой позиции, кисти обеих рук раскрываются, голова слегка наклоняется налево, взгляд следует в направлении левой руки. На и прыжок на левой ноге, правая подтягивается к ней в пятую позицию в воздухе с продвижением назад. На три и sissonne tombee заканчивают в demi plie пятой позиции, руки закрываются в подготовительное положение. На четыре и исходное положение. Sissonne tombee в сторону. Исходное положение — вышеизложенное. На раз demi plie в пятой позиции, руки, слегка приоткрываясь за тактом, возвращаются в подготовительное положение, голова слегка наклоняется налево. На и ноги, оттолкнувшись от пола, фиксируют в высоком прыжке пятую позицию с вытянутыми пальцами, руки поднимаются в первую позицию, голова поворачивается прямо, взгляд направлен вперед. На два левая нога опускается в demi plie, сдерживая инерцию падения, правая нога открывается проходящим движением через условное cou-de-pied на вторую позицию и, скользнув носком по полу, переходит в demi plie, левая нога вытягивается на вторую позицию носком в пол. Подтянутый корпус наклоняется направо, сообщая прыжку характер падения. Руки открываются в направлении второй позиции, голова поворачивается направо. На и прыжок на правой ноге, левая подтягивается к ней в пятую позицию в воздухе с продвижением в сторону. На три и sissonne tombee заканчивается в demi plie ч пятой позиции, руки закрываются в подготовительное положение. На четыре и исходное положение. Sissonne tombee в сторону исполняют также ногой, стоящей в пятой позиции сзади. В этом случае нога открывается в сторону через cou-de-pied сзади. Если прыжок исполняют правой ногой, голова в момент sissonne tombee поворачивается направо. Примечание. В sissonne tombee ноги предельно вы-воротны и максимально натянуты, фиксируя в воздухе пятую позицию. Demi plie эластично, корпус, подтянутый и легкий, точно передается на опорную ногу. Музыкальный размер 4/4. В дальнейшем и 3/4. PAS BALLONNE Pas batlonne в сторону. Исходное положение — пятая позиция en face, правая нога впереди. На раз demi plie в пятой позиции, руки, приоткрываясь за тактом, поднимаются через подготовительное положение в первую позицию, голова наклоняется налево, взгляд направлен на кисти рук. На и правая нога вытягивается скользящим броском на вторую позицию на 45° при высоком прыжке с левой ноги с продвижением в воздухе в направлении точки 3 плана класса, руки раскрываются на вторую позицию, голова поворачивается прямо, обе ноги натянуты. На два ballonne заканчивают, сдерживая инерцию падения, в demi plie на левую ногу, правая нога сгибается на условное cou-de-pied, правая рука закрывается в первую позицию, левая рука остается на второй позиции, голова поворачивается направо. На и ballonne повторяют в том же направлении, причем правая нога открывается во время прыжка на вторую позицию на 45° непосредственно из условного cou-de-pied, руки раскрываются на вторую позицию, голова поворачивается прямо, обе ноги натянуты. На три ballonne заканчивают, сдерживая инерцию падения, в demi plie на левую ногу, правая нога сгибается на cou-de-pied сзади, левая рука закрывается в первую позицию, правая остается на второй позиции, голова поворачивается налево и т. д. Ballonne продолжают, чередуя cou-de-pied вперед и назад и меняя положение рук и поворот головы. Движение заканчивают pas assemble в сторону или назад на croise: руки в assemble опускаются в подготовительное положение (рис. 62). Pas ballonne на efface вперед. Исходное положение — epaulement croise, пятая позиция, правая нога впереди, руки в подготовительном положении, поворот головы направо.
На раз demi plie в пятой позиции, руки, приоткрываясь за тактом, поднимаются через подготовительное положение в первую позицию, голова наклоняется налево, взгляд направлен на кисти рук. На и, с поворотом на efface, правая нога, усиливая выворотность, скользящим броском вытягивается на efface вперед на 45°, при высоком прыжке с левой ноги с продвижением в воздухе вперед на efface. В прыжке правая рука открывается на вторую позицию, левая остается в первой позиции, голова поворачивается налево, обе ноги натянуты (маленькая поза efface вперед в воздухе). На два ballonne заканчивают, сдерживая инерцию падения, в demi plie на левую ногу, правая нога, усиливая выворотность, сгибается на условное cou-de-pied. На и ballonne повторяется, причем правая нога открывается во время прыжка на efface вперед на 45° непосредственно из условного cou-de-pied и т. д. Ballonne повторяют требуемое количество раз, заканчивая его pas assemble на efface вперед; вместе с assemble руки опускаются в подготовительное положение. Это движение можно заканчивать assemble на ecarte назад в пятую позицию epaulement croise. Pas ballonne на efface назад. Исходное положение то же. На раз demi plie в пятой позиции, руки, приоткрываясь за тактом, поднимаются через подготовительное положение в первую позицию, голова наклоняется налево, взгляд на-' правлен на кисти рук. На и с поворотом на efface левая нога, усиливая выворотность, скользящим броском вытягивается на efface назад на 45°, при высоком прыжке с правой ноги с продвижением в воздухе назад на efface. В прыжке правая рука открывается на вторую позицию, левая остается в первой позиции, голова поворачивается налево, обе ноги натянуты (маленькая поза effacee назад в воздухе). На два ballonne заканчивают, сдерживая инерцию падения, в demi plie на правую ногу, левая нога, усиливая выворотность, сгибается на cou-de-pied сзади. На и ballonne повторяют, причем левая нога открывается во время прыжка на efface назад на 45° непосредственно с cou-de-pied сзади и т. д. Ballonne повторяют требуемое количество раз, заканчивая его assemble на efface назад: вместе с assemble руки опускаются в подготовительное положение. Это движение можно заканчивать pas assemble на ecarte вперед в пятую позицию epaulement croise. Pas ballonne на croise вперед и назад исполняют по тем же правилам, с учетом характера позы. Примечание. Сначала pas ballonne изучают у палки в сторону, и лишь усвоив натянутость ног в прыжке, переносят его на середину зала. Здесь pas ballonne в сторону, в позы croisee и effacee изучают сначала на месте по два ballonnes подряд. Понемногу количество ballonnes увеличивается. Demi pile после каждого прыжка должно быть упругим и коротким, ноги в прыжке выворотны, положение рук и головы точно координировано, корпус подтянут, облегчая этим толчок от пола и перелет. Руки свободно и спокойно сохраняют позу, не дергаясь в прыжке. Музыкальный размер 4/4 и 2/4. Каждое ballonne исполняется на одну четверть. Характер аккомпанемента энергичный, четкий. PAS COUPE Pas coupe в прыжках и в упражнениях на пальцах представляет собой короткий толчок, усиливающий начало движения. Pas coupe исполняют через demi plie опорной ноги с положением работающей ноги на cou-de-pied спереди или сзади, в зависимости от направления следующего за ним прыжка. Пример. Pas coupe в сочетании с pas ballonne. Упражнение исполняется на четыре такта вперед и на четыре такта назад. Музыкальный размер 2/4. Исходное положение — epaulement croise, пятая позиция, правая нога впереди. На два вступительных аккорда preparation: на раз руки, приоткрываясь за тактом, поднимаются через подготовительное положение в первую позицию, голова наклоняется налево, взгляд направлен на кисти рук; на и два левая нога вытягивается на croise назад, носком на пол, руки открываются на вторую позицию, голова поворачивается направо. Две восьмых — затакт к началу упражнения: на первую восьмую поворот на efface, левая нога, подтягиваясь коротким упругим движением к правой ноге сзади, опускается в demi plie на место правой ноги, как бы подбивая ее (coupe), правая нога поднимается на условное cou-de-pied; на вторую восьмую прыжок ballonne на efface вперед, руки раскрываются в маленькую позу effacee. На два с половиной такта пять ballonnes, каждое на одну четверть. На вторую четверть третьего такта — assemble на ecarte назад, руки опускаются в подготовительное положение. На первую четверть четвертого такта — preparation: правая нога вытягивается на croise назад, руки раскрываются на вторую позицию, голова поворачивается налево. Вторая четверть (две восьмых) — затакт к началу coupe и ballonne на efface вперед с левой ноги. То же упражнение в обратную сторону. На два вступительных аккорда preparation: правая нога вытягивается на croise вперед носком на пол, руки раскрываются на вторую позицию, голова поворачивается направо. Две восьмых — затакт к началу упражнения: на первую восьмую поворот на efface, правая нога, подтягиваясь коротким упругим движением к левой ноге вперед, опускается в demi plie на место левой ноги, как бы подбивая ее (coupe), левая нога поднимается на cou-de-pied сзади; на вторую восьмую прыжок— ballonne на efface назад, руки раскрываются в маленькую позу effacee. На два с половиной такта — пять ballonnes на efface назад. На вторую четверть третьего такта assemble на ecarte вперед, руки опускаются в подготовительное положение. На первую четверть четвертого такта — preparation: левая нога вытягивается на croise вперед, руки раскрываются на вторую позицию, голова поворачивается налево, вторая четверть (две восьмых) — затакт к началу coupe и ballonne на efface назад с другой ноги. Сочетания coupe с ballonne исполняют также в позы croisee и в сторону. Примечание. Данный пример является наиболее сложным в применении pas coupe, но он не единичен: примеры могут быть разные, но характер pas coupe и исполнение его на одну восьмую остается. PAS DE CHAT В классическом танце имеются два вида прыжка pas de chat. Pas de chat с отбрасыванием ног назад. Исходное положение— epaulement croise, пятая позиция, правая нога впереди. На раз — demi plie в пятой позиции, руки, приоткрываясь, поднимаются через подготовительное положение в первую позицию, голова наклоняется налево, взгляд направлен на кисти, подтянутый корпус слегка наклоняется вперед. На и левая нога отбрасывается назад на 45° в положение, близкое к attitude croisee, и тотчас же правая нога, отталкиваясь от пола в высоком прыжке, отбрасывается на 45° в положение, близкое к attitude effacee, при этом корпус выгибается назад, левая рука открывается на вторую позицию, правая рука сохраняет первую, кисти, раскрываясь, поворачиваются ладонями вниз, голова поворачивается направо: поза фиксируется в воздухе. На два и pas de chat заканчивают в demi plie, причем правая нога, слегка опаздывая, приходит в пятую позицию вперед, корпус, руки и голова сохраняют принятое в воздухе положение. На три и ноги вытягиваются, руки закрываются в подготовительное положение. На четыре и исходное положение. Примечание. Совершенное по форме, pas de chat требует точной и четкой координации движений корпуса, рук и ног в прыжке и свободного, смягченного рисунка ног, сообщающего легкость прыжку. Наклон корпуса перед прыжком помогает выгнуть его в прыжке. Ноги отбрасываются назад, но сохраняют при этом выворотность. Сначала pas de chat разучивают с прыжком только вверх, впоследствии взлет вверх соединяется с продвижением вперед. Pas de chat с броском ног вперед. Исходное положение — epaulement croise, пятая позиция, правая нога впереди. На раз — demi plie в пятой позиции, руки, приоткрываясь, закрываются в подготовительное положение, поворот головы направо. На и левая нога поднимается на cou-de-pied сзади, тотчас же правая нога, отталкиваясь от пола в высоком прыжке с продвижением вперед, поднимается на условное cou-de-pied, руки поднимаются в первую позицию, голова поворачивается прямо, взгляд направлен на кисти рук, поза фиксируется в воздухе. На два и — pas de chat заканчивается в demi plie, причем правая нога, слегка опаздывая, приходит в пятую позицию вперед, правая рука открывается на вторую позицию, и кисти обеих рук слегка раскрываются вперед, голова поворачивается прямо, взгляд в направлении левой руки. На три и — ноги вытягиваются, руки закрываются в подготовительное положение, голова поворачивается направо. На четыре и — исходное положение. Примечание. Здесь, так же как и в pas de chat первого вида, требуется четкая координация движений корпуса, рук и ног в прыжке. Согнутые в воздухе, фиксирующие прыжок ноги не должны терять выворотности. Pas de chat с броском ног вперед сразу изучают с небольшим продвижением вперед в прыжке. Музыкальный размер 4/4. Pas de chat исполняют на один такт. Впоследствии музыкальный размер 2/4 —движение исполняют на один такт, а когда оно усвоено — на каждую четверть. TEMPS LIE SAUTE Temps lie saute представляют собой sissonnes tomhee в различных направлениях. В то же время прыжок сохраняет особенности temps lie, требующего плавного и слитного исполнения. Поэтому в прыжке подчеркивают не падающий, а скользящий характер движения. Temps lie saute вперед. Исходное положение — epaulement croise, пятая позиция, правая нога впереди. В затакте три восьмых. На первую восьмую руки приоткрываются. На вторую восьмую demi plie в пятой позиции, руки возвращаются в подготовительное положение, голова слегка наклоняется налево. На третью восьмую ноги, сильно отталкиваясь от пола, фиксируют в высоком прыжке пятую позицию, руки поднимаются в первую позицию, голова поворачивается прямо, взгляд направлен вперед. На раз левая нога, сдерживая инерцию падения, опускается в demi plie, правая нога открывается проходящим движением через условное cou-de-pied на croise вперед и, скользнув носком по полу, удлиняя движение, переходит в demi plie, левая нога вытягивается на croise назад, прикасаясь к полу вытянутыми пальцами. Корпус, сохраняя подтянутость, направляется вперед, правая рука открывается на вторую позицию, левая остается в первой позиции, кисти раскрываются вперед, голова сохраняет принятое положение, взгляд направляется на кисть левой руки. На и прыжок с правой ноги с небольшим продвижением вперед, левая тотчас же подтягивается к ней в пятую позицию в воздухе. На два ноги сдержанно заканчивают прыжок в demi plie пятой позиции epaulement croise, руки плавно опускаются в подготовительное положение, голова поворачивается направо. На и, одновременно с поворотом en face, ноги фиксируют в высоком прыжке пятую позицию, руки поднимаются в первую позицию, голова поворачивается прямо. На три левая нога, сдерживая инерцию падения, опускается в demi plie, правая нога открывается в сторону проходящим через условное cou-de-pied движением и, скользнув носком по полу, удлиняя движение, переходит в demi plie, левая нога вытягивается на вторую позицию, прикасаясь к полу вытянутыми пальцами. Корпус, сохраняя подтянутость и ровность бедер, наклоняется направо, руки раскрываются на вторую позицию, голова поворачивается направо. На и правая нога прыгает вверх, с небольшим продвижением направо, левая подтягивается к ней в пятую позицию в воздухе. На четыре ноги сдержанно заканчивают прыжок в demi plie пятой позиции epaulement croise; левая нога впереди, руки плавно опускаются в подготовительное положение, голова поворачивается налево. И — затакт к temps lie saute вперед с левой ноги. Temps lie saute назад. Исходное положение — epaulement croise, пятая позиция, правая нога сзади. В затакте три восьмых1.'На первую восьмую руки-приоткрываются. На вторую восьмую demi plie в пятой позиции, руки возвращаются в подготовительное положение. На третью восьмую ноги, сильно отталкиваясь от пола, фиксируют в высоком прыжке пятую позицию в воздухе, руки поднимаются в первую позицию, голова поворачивается прямо. На раз левая нога опускается в demi plie, правая нога открывается проходящим движением через cou-de-pied сзади на croise назад и, скользнув носком по полу, удлиняя движение, переходит в demi plie; левая нога вытягивается на croise вперед, прикасаясь к полу вытянутыми пальцами. Корпус, сохраняя подтянутость, слегка перегибается назад, левая рука открывается на вторую позицию, правая остается в первой позиции, голова поворачивается налево. На и прыжок с правой ноги вверх с небольшим продвижением назад, левая тотчас же подтягивается к ней в пятую позицию в воздухе. На два ноги сдержанно заканчивают прыжок в demi plie пятой позиции epaulement croise, руки плавно опускаются в подготовительное положение, голова сохраняет поворот налево. На и, одновременно с поворотом en face, ноги фиксируют в высоком прыжке пятую позицию, руки поднимаются в первую позицию, голова поворачивается прямо. На три левая нога опускается в demi plie, сдерживая инерцию падения, правая нога открывается в сторону проходящим через cou-de-pied сзади движением и, скользнув носком по полу, удлиняя движение, переходит в demi plie, левая нога вытягивается на вторую позицию, прикасаясь к полу вытянутыми пальцами. Корпус, сохраняя подтянутость и ровность бедер, наклоняется направо, руки раскрываются на вторую позицию, голова поворачивается направо. На и прыжок с правой ноги вверх, с небольшим продвижением направо, левая нога подтягивается к ней в пятую позицию в воздухе. На четыре ноги сдержанно заканчивают прыжок в demi plie пятой позиции epaulement croise: правая нога впереди, руки плавно опускаются в подготовительное положение, голова сохраняет поворот направо. И — затакт к temps lie saute назад левой ногой. Примечание. В temps lie saute ноги предельно вы-воротны во всех положениях и максимально натянуты в прыжке. Demi plie эластично и непрерывно, скольжение носка по полу по возможности шире, корпус подтянутый и легкий. Прыжок точно координирован с движением рук, корпуса и поворотами головы. В музыкальном сопровождении чередуются четкость и плавность. Музыкальный размер 4/4, в дальнейшем возможен размер ¾. ЁСНАРРЁ BATTU («ЗАНОСКИ» СО ВТОРОЙ ПОЗИЦИИ) Batteries (заноски) —удар одной ноги о другую в воздухе. Исходное положение — epaulement croise, пятая позиция, правая нога впереди. В затакте три восьмых. На первую восьмую руки слегка раскрываются; на вторую восьмую demi plie в пятой позиции, руки закрываются в подготовительное положение; на третью восьмую ноги отталкиваются от пола, сохраняя в невысоком прыжке пятую позицию, руки слегка повышают подготовительное положение, корпус и голова выравниваются en face. На раз ноги опускаются на вторую позицию в demi plie, руки раскрываются в направлении второй позиции, голова поворачивается направо. На и ноги, оттолкнувшись от пола со второй позиции, натянутые и выворотные, ударяются в воздухе одна о другую (правая впереди, левая сзади) и, слегка раскрываясь после удара, меняются, усиливая выворотность. На два demi plie в пятой позиции, левая нога впереди, руки закрываются в подготовительное положение, голова поворачивается налево. На три и — исходное положение. Четыре — затакт к echappe battu с левой ноги. Примечание. В заноске ноги ударяют одна о другую (непременно своим верхом) с одинаковой силой и активностью. После удара ноги раскрываются точно в стороны. Музыкальный размер вначале 4/4, в дальнейшем 2/4, по одному echappe battu на каждый такт. Характер музыки четкий, энергичный. ТУР В ВОЗДУХЕ Подготовку к туру в воздухе на 360° начинают с changement de pieds с поворотом на одну четверть. Пример. Исходное положение en face, пятая позиция, правая нога впереди, руки в подготовительном положении. На раз demi plie. На и высокий прыжок с поворотом в точку 3 плана класса. Натянутые ноги меняются по правилам changement de pieds. На два и поворот заканчивается в demi plie пятой позиции — левая нога впереди, поворот головы налево. На три и ноги вытягиваются. На четыре и пятая позиция сохраняется. На следующий такт исполняют поворот в точку 5 плана класса и т. д. Усвоив поворот на одну четверть, изучают changement de pieds по половине поворота (180°). Правила поворота остаются те же. Руки в подготовительном положении спокойны. Примечание. В поворотах очень важно следить за точным положением корпуса (в плечах и бедрах) и четким поворотом головы, без напряжения шеи. Руки во время поворота свободны и спокойны. Поворот на 360°. Исходное положение en face, пятая позиция, правая нога впереди. За тактом руки поднимаются в первую позицию. На раз demi plie в пятой позиции, левая рука открывается на вторую позицию, правая рука сохраняет первую позицию, взгляд напр
|