Синтагматическая структура нарратива
Выявление последовательностей (синтагматический анализ) n Как последовательность событий в тексте порождает значения; n позволяет выявить структуру рассказанного опыта; n синтагматические формы, основанные на пространственных отношениях (сюжет, монтаж) n синтагматические формы, основанные на понятийных отношениях (аргумент, в котором различимы пропозиции, доказательства, оправдания) n структурный анализ – направлен на выявление устойчивых элементов сюжета (в категориях функций и персонажей – по В. Проппу или же в категориях элементарной последовательности по Бремону) n мотивный анализ n выявление соотношения сюжета и фабулы n выявление эпизодов и системы связи между ними (особое внимание к повторяющемуся, незабываемому, поучительному, эмблематичному опыту) Для анализа персонального нарратива и выявления индивидуальной конфигурации жизненного опыта важно понять, как именно рассказчик структурирует свою жизнь, какие фазы выделяет, как разворачиваются события и почему они связаны именно в такой, а не иной последовательности. Анализ нарративной связности и последовательности – одна из основных задач исследования персональных нарративов. Понять, с чего и почему человек начинает историю своей жизни, где она достигает кульминации, как связываются между собой её эпизоды, - это ознает понять, как человек выстраивает и собирает воедино свой жизненный опыт, делает его понятным и наделенным смыслом. Последовательность эпизодов нарратива – это важнейшая временная характеристика нарратива. События могут быть выстроены последовательно, в хронологическом порядке, соотнесены с «большой историей» или же погружены исключительно в сферу частной истории жизни, рассказчик может совершать скачки из «прошлого» в «будущее» и обратно, может изменяться и его собственная локализация во времени жизни (точка, из которой ведется рассказ). По характеру описываемой последовательности событий Я-нарративы могут быть восходящими, стабильными или нисходящими; они могут разворачиваться на макро- и микроуровне, включаться одни в другие, находясь сразу в нескольких реляционных контекстах. Свойственная западному сознанию драматическая форма повествования реализуется в выделенных К. Мэрреем рассказовых структурах личности: комедии, романе, трагедии и иронии (или сатире). Е. Трубина высказывает идею о том, что утрата формы повествования ведет к утрате идентичности, поскольку идентичность человека опосредована не только и не столько его словами и намерениями, сколько той формой, которую приобретает история его жизни, соприкасаясь с историями других. Утрата возможности выхода на публику сопровождается утратой конфигурации повествования и влечет за собой утрату идентичности; «человек без качества в мире, полном качеств, но бесчеловечном, не может быть идентифицирован» [5, С. 28] 7.2. нарративные и ненарративные элементы: Процедура нарративного анализа в некоторых случаях предполагает отделение нарративных компонентов от ненарративных. Для того, чтобы выявить структуру событий, базовые эпизоды, а вместе с тем – и схему опыта Различные авторы приводят разные классификации нарративных и ненарративных компонентов. Приведем версию, предложенную специалистом в области биографических исследований Мещеркиной Е. Нарративные компоненты, т.е. цепочки прошлых событий (реальных или воображаемых), объединенных в сюжет – т.е., связанных причинно-следственных отношений и темпоральностью. К подвидам рассказов относятся: · Сообщение - лаконичное слабо детализованное изложение событий, в котором выделяется однолинейная сюжетная цепочка («телеграфный стиль»)% · Истории - незаурядные события, включенные в рассказ, отличающиеся тщательностью проработки; · Эпические рассказы – характеризуются четким выделением главного события, вокруг которого, как на стержень, нанизываются остальные события со множеством описательных расширений
Ненарративные компоненты:
Специалисты в области нарративной психотерапии и биографических методов уход от наррации описывают в категориях «нарративной блокады» и рассматривают как индикатор общей закрытости 7.3. нарративная схема К. Бёрка - В. Лабова: n универсальная культурная схема нарративного упорядочивания события (равновесие-нарушение равновесия-восстановление), n выделение элементов этой схемы соотносимо с процедурами кодирования; n элементы схемы: n вводка (стратегии включения нарративных данных в коммуникативную ситуацию) n обстоятельства (пространственные, временные, коммуникативные, ментальные и т.д.) n осложнение (конфигурация интриги) n кульминация n развязка n оценка n кода (обобщенные выводы, предполагающие экстраполяцию) n Внимание к степени выраженности/отсутствия того или иного элемента схемы В приведенном ниже тексте выявите нарративную схему, руководствуясь описанием. Вчера в автобусе я встретила своего бывшего парня. Он покрасил волосы. Представляешь? Я сначала его вообще не узнала, но когда он меня увидел, то сразу улыбнулся, и эта улыбка напомнила мне о многом. Ну, ты понимаешь, о чем я? Он подошел ко мне, и мы поговорили о жизни, о том, что произошло с нами за то время, что мы не вместе. Мне разговаривать с ним было очень легко и весело, не то, что раньше. Он очень изменился. Я даже подумала, чтобы вернуться к нему. Но позже он мне сказал, что у него есть любимая девушка, и все мои надежды рухнули. Вскоре мы подъехали к моей остановке, и мы попрощались. После этого я часто думаю о нем. Постарайтесь ответить на следующие вопросы: n С чего эта история начинается? n Где достигает своего пика? n Чем заканчивается? n Это регрессивный или прогрессивный нарратив? Что нам дает ответ на этот вопрос? n Какие выводы для себя делает рассказчица? n На каких уровнях наррации она проявляет активность, а на каких – пассивность? Какую информацию дает это сопоставление для анализа ее позиции в ситуации коммуникации? n Какую роль играет обращение к собеседнице? n Что нам дает выделение нарративной схемы в ситуации анализа? n Что общего между выявлением нарративной схемы и кодированием? 7.4. время в нарративе: - система отсчета n последовательность n длительность (совпадение с «реальным» временем событий) n сопоставление физического времени и времени наррации (растягивание-сжимание, ускорение-замедлление, выразение-детализация) n темпоральная структура (Ж. Жаннет) – акцент на соотношении реального времени и времени повествования (порядок, длительность, последовательность, системы отсчета); n качество интриги (М. Раймон): n моменты неожиданности/удивления; n ускорения/задержки; n запутанности/прояснения в сюжете n временные оси (Х. Вайнрих): n ситуация говорения (коментирование/рассказ) n перспектива говорения (время действия/время текста) n подчеркивание (выдвижение тех или иных фрагментов на первый план или их оттеснение) n маркеры смены темы для ввода новых эпизодов (изменение возможного мира, изменение времени, изменение места, новые участники, изменение точки зрения, смена фрейма)
|