А.А.Люблинская ВОСПРИЯТИЕ КАРТИНКИ
Многочисленные наблюдения отдельных педагогов и родителей показали, что ребенок уже в 2 года с удовольствием рассматривает картинки. Сначала он смотрит на изображения отдельных предметов и слушает, что о них говорит взрослый, затем сам указывает пальцем на картинки и называет их: дядя, лошадка, курочка и т.д. При этом для маленьких детей часто оказывается совершенно безразличным цвет, величина изображаемого предмета, его положение в пространстве. Это безразличие к положению предмета есть результат его цель- ного, нерасчлененного отражения ребенком, т.е. отсутствия аналитического подхода к воспринимаемому. Восприятию картины ребенка. Надо учить постепенно подводя его к пониманию того, что на ней изображено. Это требует: 1. Узнавания отдельных предметов (людей, животных), составляющих «сюжетное ядро» всей картины. 2. Выделения позы и местоположения каждой фигуры в общем плане картины. 3. Установления связей между этими основными пред 4. Вторичного анализа, т. е. выделения деталей картины: Восприятие неотделимо от мышления, а развитие восприятия есть более глубокое понимание того, что воспринимается человеком. Однако этот процесс не совершается самопроизвольно (спонтанно), как это считали представители буржуазной науки о ребенке Штерн и Бинэ. Изучая восприятие дошкольником картины, они пришли к выводу о том, что в своем спонтанном развитии ребенок проходит последовательно три стадии, которые постоянны и неизменны, так как выражают определенную закономерность его умственного развития и определяются возрастом ребенка. 1. Стадия перечисления, или предметная, на которой 2. Стадия описания, или действия, которую ребенок про 3. Стадия истолкования, или стадия отношений, на Советские психологи С.Л.Рубинштейн и Г.Т.Овсепян убедительно показали, что характер ответов детей зависит не от «природной умственной одаренности» ребенка, но от целого ряда условии, в частности характер ответа зави-сит от содержания предложенной ребенку картины. полу- чив картину незнакомого им содержания, дети ограничиваются перечислением отдельных предметов. Однако, рассматривая понятную по содержанию картинку, тот же ребенок дает совсем иной рассказ. Поэтому в один и тот же день, на одном и том же занятии он может дать ответы, характерные для всех трех ступеней восприятия. При этом Г.Т.Овсепян обнаружила даже у маленького ребенка попытки осмыслить картину. Эта установка на понимание проявляется в вопросе «Что это тут?», в догадках, рассуждениях ребенка, в домыслах его по поводу изображенного на картине содержания. Так, например, Рита (4, 2), рассматривая картину «Пограничники в лесу», говорит: «Что это такое? Волк? Нет, это собака, конечно, собака, если рядом с охотником, значит, собака». <...> Характер ответов детей зависит и от тех вопросов, которые взрослый задает ребенку. Г.Т.Овсепян показала, что от одного и того же ребенка можно получить все три формы рассказа по одной и той же картинке в зависимости от того, как поставлены вопросы. Если задать вопрос: «Что нарисовано на этой кар тинке?» — то ребенок дает простой перечень изображен-ных предметов: «Собачка, мальчик, деревья, еще забор». При этом ребенок называет в любом порядке как существенные, так и второстепенные предметы, не имеющие прямого отношения к основному сюжету. Совсем иной рассказ дает ребенок по той же картинке на вопрос: «Что делают на этой картинке?» — «Собачка спит, мальчик лезет на забор», — говорит он. Когда девочке сказали: «Расскажи про то, что нарисовано на этой картинке», она ответила: «Мальчик пошел за яблоками. Около забора спала собачка. Он палкой оперся на собаку и начал подниматься на забор, чтобы сорвать яблоки». Значит, если воспитатели злоупотребляют вопросом: «Что это?» — то они невольно задерживают детей на самой низкой ступени восприятия, поскольку требуют от ребенка лишь узнавания отдельных предметов. Такие вопросы вызывают определенную форму стереотипной реакции на привычный сигнал. Специально поставленными вопросами, требующими от ребенка обозначения разных связей, существующих между предметами, изображенными на картинке, взрослый вызывает у детей поиски этих связей и их отражение. Когда воспитатель спрашивает: «Что делают дети?», «Где это происходит?», «Кто подошел к детям?», «Куда смотрит девочка?», «Какое время года изображено?» и т.п., то каж- дый такой вопрос является сигналом для поиска пространственных, функциональных связей или связей времени. Для того чтобы поднять восприятие детей на более высокую ступень осмысливания изображенного, необходимо использовать другие вопросы. Когда взрослый спрашивает: «Кто эта женщина?», «Почему она улыбается?», «Куда поехали дети?», «Зачем мальчик влез на балкон?», «Почему девочка плачет?» и т.д., то все эти вопросы, сигнализируя глубокие, т.е. чувственно невоспринимаемые, связи, делают предметом анализа связи причинные, целевые, образа действия, принадлежности и др. Это и находит свое выражение в истолковании ребенком всей картины и отдельных ее частей. Наиболее убедительным показателем понимания существенного на картине является подбор ребенком на звания к картине. Это краткое обобщенное выражение основной мысли художника. Характер ответов детей зависит и от педагогической культуры, т.е. от характера обучения ребенка методу рассматривания картинки. Как показала Г.Т.Овсепян, дети, получая картинку, иногда начинают рассказывать не о том, что на ней изображено, но свободно болтают по поводу нарисованного, перескакивая с одного предмета на другой и отвлекаясь посторонними рассуждениями. Это неумение рассматривать картинку является прямым следствием неупорядоченности обучения, при котором воспитатель не ведет детей к пониманию содержания картины. Понятно, что ни их последующие рассказы, ни придуманные ими названия не являются в таких случаях обобщением воспринятого содержания. Восприятие любого незнакомого предмета, тем более такого трудного и сложного, каким является картина, требует правильного соотношения анализа и синтеза. Это значит, что необходимо выделять не любые части, а только существенные для целого, выделять их не беспорядочно и не разрозненно, не обособленно одну от другой, но в их взаимосвязях. Это есть уже синтетический путь. Он приводит к пониманию всей картины как единой целой ситуации. Рассматривание картины (как и любого объекта) обеспечивается системой вопросов, которые воспитатель последовательно задает детям. <...> Печатается по изд.: Люблинская А. А. Очерки психического развития ребенка. — М., 1965. - С. 169-172.
|