Студопедия — РАЗВИТИЕ СТРУКТУРЫ СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

РАЗВИТИЕ СТРУКТУРЫ СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА






<...> Одним из вопросов работы по развитию связ­ной речи является обучение употреблению разнообраз­ных средств связи и формирование структуры связного повествовательного высказывания.

Основная цель опытного обучения состояла в разра­ботке системы заданий, направленных на формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных зна­ний о структуре повествовательного текста и средствах связи, обеспечивающих целостность и связность текста.

Раскрытие детям особенностей построения каждой структурной части текста играет большую роль в форми­ровании связных высказываний.

Экспериментальное обучение состояло из пяти этапов, каждый из которых включал четыре занятия. Обучение осуществлялось в течение пяти месяцев (ноябрь—март). Проводилось одно занятие по рассказыванию в неделю, специальные упражнения включались как часть занятия по ознакомлению с окружающим, с художественной


литературой. В контрольной группе (того же детского сада) обучение велось по конспектам, разработанным в лабо­ратории развития речи НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, но без специального обучения структур­ным элементам высказывания.

На I этапе обучения детей учили понимать тему вы­сказывания, тематическое единство и различие, видеть соответствие содержания теме высказывания, озаглав­ливать тексты (рассказы, стихотворения), определять тему собственного высказывания (по рисунку).

Тема — это та основная мысль, которую дети долж­ны понять как при восприятии литературных произве­дений, так и при построении собственных высказыва­ний.

На первом занятии давалось представление о том, что тема — это то, о чем говорится в рассказе, стихотворе­нии, то, что мы отражаем в рисунках, на картинах. Дети слушали рассказ А.Толстого «Пожарные собаки» и опре­деляли, на какую тему он написан.

На следующем занятии дети прослушивали сразу два стихотворения «Лето» и «Зима» И.Сурикова и определя­ли тему стихотворений.

Затем читалось стихотворение «Черемуха» Е.Благини­ной и стихотворение С.Есенина с тем же названием, чтобы подчеркнуть тематическое единство произведений разных жанров. С этой же целью предлагали послушать и рассказы, написанные на одну и ту же тему.

На третьем занятии закреплялось представление о теме. Детям предлагали нарисовать рисунки на одну тему — о зиме. Воспитатель обращал внимание на то, как много разных рисунков, с разным содержанием можно нари­совать на одну и ту же тему.

На этом же занятии дети упражнялись в подборе точных названий к рисункам, рассказам, стихотворениям.

Для закрепления знаний в уголке книги проводились игры-упражнения. Детям предлагалось по обложкам, ил­люстрациям определить тематику книги.

В результате первого этапа работы дети быстро и пра­вильно стали определять тему рассказов, стихотворе­ний, рисунков, научились видеть и определять темати­ческое сходство и различие, подбирать более точное название рассказам, замечать соответствие или несоот­ветствие названия содержанию (рассказа, стихотворе­ния, рисунка).


На II этапе обучения формировались знания о том, как строится начало. Детям объясняли, что любой рассказ име­ет начало, из начала рассказа должно быть ясно, о ком и о чем будет рассказываться в тексте дальше, где и когда произошел тот или иной случай. Читался рассказ С.Аксакова «Сурка», первая часть в рассказе опускалась. После чтения задавался вопрос: «Какой части в рассказе не хватает?»

После наводящих вопросов дети вместе определяют, что в рассказе отсутствует начало. Воспитатель предлагает детям вариант начала, они заканчивают предложения, на­чатые воспитателем. «В нашем дворе... (жила собака). У нее... (были щенки). Всех щенков раздали... (а одного щеночка оставили). Собака убежала.... (и щеночек остался один). Он стал... (жалобно пищать)». В скобках даны варианты отве­тов детей, которые они выбрали после обсуждения. Такой прием помогает отбирать словосочетания, наиболее под­ходящие по смыслу и по форме. На этом же занятии дети подбирали разные зачины для рассказа, придумывали рас­сказу свое название, а воспитатель в конце занятия читал весь авторский рассказ и его название.

На следующем занятии закреплялось представление детей о том, как строится зачин, какими словами можно начинать рассказ. Детям предлагалось послушать рассказ, в котором опускалось начало:

«...Мой брат держал-держал в руках часы и все думал, почему они там тикают, как будто тихонько о чем-то про­сят: "тик-так, тик-так". И вдруг он решил, что часы хотят молока, взял чашку с молоком и опустил туда часы. Часы сразу замолчали. Пришлось папе сдавать часы в ремонт». Дети после вопроса воспитателя сразу определили, что в рассказе нет начала («Надо рассказать, где мальчик взял часы»), и придумали содержание недостающей части.

Мы обучали детей разным зачинам. Например, зада-вался «динамический» зачин, имеющий прямой порядок слов и начинающийся с подлежащего, с обстоятельства места или времени. Воспитатель начинал предложение, дети его заканчивали «Мама оставила... (часы на столе)». Пред лагался и другой вариант зачина: «У меня есть младший брат Витя. Он такой... (любопытный), ему все... (надо знать)». После этого дети продолжали содержание рассказа.

На третьем занятии мы закрепляли правила построе­ния зачина, обучили разным способам оформления на­чального предложения и переходу к основной части тек­ста. Детям предлагалось придумать разные варианты зачинов


к серии сюжетных картин. Первое слово говорил воспита­тель, дети развертывали мысль и заканчивали предложение. На этом же занятии дети выполняли упражнения на под­бор синонимов, на составление сложных предложений, на отбор слов, наиболее подходящих для контекста.

На четвертом занятии детям предлагалось составить раз­ные варианты начала, но уже без картинок, а на основе прослушанного рассказа воспитателя. Дети стали исполь­зовать временной зачин, выраженный обстоятельством времени «однажды».

Знакомство детей с разнообразным построением зачи­на делает рассказы детей интересными, не похожими друг на друга.

На следующем этапе обучения детям показали место и значимость середины рассказа, давалось представление о том, что это основная часть рассказа, именно в ней подробно раскрывается какое-то событие или случай. Важ­ной задачей на этом этапе выступило обучение детей раз­личным средствам связи как при переходе от начала рас­сказа к изложению середины, так и внутри этой основной части. Решение поставленных задач осуществлялось в тес­ной связи со словарной работой и формированием грам­матического строя речи.

Детям предлагалась серия сюжетных картин («Петин скворечник» — 7 картинок), содержание которых после­довательно отражает действия мальчика по изготовлению скворечника. Как показали данные констатирующих опы­тов, дети обычно сокращали среднюю часть текста, не развертывали его в достаточной степени, а использование серии сюжетных картин, где дается развитие сюжета в его последовательности позволяет им полно выстроить свое высказывание.

Большое значение на этапе формирования элементар­ных знаний об основной части рассказа придавалось обу­чению строить предложения, которые связывали начало и середину рассказа, заострялось внимание на характе­ре начальных слов в этих предложениях.

На следующих занятиях детям предлагали задания на построение середины высказывания по теме, предложен­ной воспитателем, задавались, кроме темы, две части тек­ста — начало и конец.

В ходе обучения с целью совершенствования детских рассказов высказывания детей анализировались с точки зрения понятности и правильности составления текста.


При анализе обращалось внимание на соотношение ча­стей рассказа, на использование языковых средств связи между частями высказывания. Каждая фраза записыва­лась и анализировалась с точки зрения ее точности, правильности построения. Обучение способствовало тому, что почти все дети могли определить отсутствие середины в рассказе Н.Носова «Леденец» (это было кон­трольное задание), давали варианты заполнения недо­стающей части.

Завершенность текста проявляется в соотнесенности содержания текста, особенно в соотнесенности концов­ки с заголовком. Для того, чтобы дети осознали эту часть текста, в ходе обучения использовались различные при­емы, обеспечивающие понимание значимости концовки рассказа. Детям читали начало рассказа, середину, а ко­нец опускался, они определяли недостающую часть, за­тем предлагали разные варианты окончания рассказа. Да­вались и авторские тексты, и специально составленные. Читались рассказы «Ласточка» по И.Соколову-Микито-ву, «Самое страшное» Е.Пермяка, составленный рассказ «Сережина находка». Эти занятия научили детей завер­шать высказывание разными вариантами концовок.

Осознанию выделенных в структуре текста частей во многом способствовала модель, представляющая собой крут, разделенный на три подвижные части. Сначала мо­дель выступала для детей в качество изображения струк­туры воспринимаемого текста, а затем служила ориен­тиром, по которому дети должны были составить текст самостоятельно.

В процессе работы над той или иной структурной ча­стью, над текстом в целом, особое внимание уделялось формированию контроля через прослушивание речи, за­писанной на магнитофон.

В процессе обучения построению связного высказы­вания обращалось внимание детей и на задачи, реше­ние которых позволило повысить уровень связности. Так, осуществлялась работа по воспитанию звуковой культуры речи, обогащению и активизации словаря (включались упражнения по подбору определений, си­нонимов, антонимов), формированию грамматического строя речи (упражнения, направленные на построение предложений различных конструкций). Большое место отводилось упражнениям по определению места логи­ческого ударения и пауз, владение которыми особенно


важно для выделения смысловых частей в связном вы­сказывании, а также для выделения в предложении слов, которые служат средствами связи. Упражнения проводи­лись на текстовом материале, который предлагался детям в основной части занятия.

Контрольный эксперимент в конце опытного обу­чения выявил влияние разработанных методов и при­емов на повышение уровня связности высказываний. Дети выполняли три задания.

В первом — детям читался рассказ В.Бианки «Купа­ние медвежат» с нарушенной последовательностью струк­турных частей: конец — середина — начало. Почти все дети экспериментальной группы справились с заданием (23 из 25).

Во втором задании дети самостоятельно выбирали тему рассказа, выстраивали его, давали название. После выпол­нения задания перед ребенком ставились вопросы: все ли части (начало, середина, конец) присутствуют в расска­зе, соответствует ли название содержанию, получился ли рассказ, если нет, то почему.

Анализ высказываний детей экспериментальной груп­пы показал, что их рассказы стали более целенаправ­ленными, соблюдается композиция повествования, разнообразнее стали связи, используемые детьми как между отдельными частями текста, так и внутри пред­ложений. В контрольной группе результаты значитель­но ниже.

Осознание структуры повествовательного текста со­действует формированию речевых умений и переносу их на построение другого вида художественного текста — сказки. Это было третье задание.

Практически у всех детей экспериментальной груп­пы придуманные ими сказки были высокого уровня. Дети сохраняли структурную соотнесенность, четко вы­деляли границы каждой структурной части, прибегали к использованию разнообразных связей. <...>

Печатается по изд.: Развитие речи до­школьника: Сб. науч. тр. / Под ред. О.С.Уша­ковой. - М., 1990. - С. 99-104.








Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 1023. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия