Запоминаемость и эффективность
Раньше считали, что реклама должна непременно запоминаться. К ней стремились, ее тестировали. Однако исследования показали, что запоминаемость рекламы почти не связана с ее продаваемостью. Очень важно, ЧТО именно запомнилось в рекламе. Если запомнилась информация, связанная с товаром, это хорошо. Если запомнился искусственный трюк, не связанный с товаром, то это почти бесполезно, а иной раз и вредно. Действительно, вы без труда вспомните множество фраз, персонажей или трюков из каких-то реклам, но далеко не всегда сможете ответить даже на простейший вопрос: а ЧТО именно там рекламировалось. В лучшем случае вы скажете: какая-то жевательная резинка или какая-то марка кофе. И даже если вы вспомните предмет рекламы, то совершенно необязательно, что реклама убедит вас его купить. Таким образом, нужно стремиться к запоминаемости ТОВАРА, а не самой рекламы. (К сожалению, некоторые формальные методы тестирования рекламы оценивают только запоминаемость самой рекламы.) За каждый процент! «Потребителей» рекламы может быть очень много, иногда это миллионы. Отсюда понятно, что улучшение рекламы даже на один процент может дать существенный экономический эффект. Имейте это в виду, дорогой рекламодатель, когда вы будете настойчиво предлагать профессиональному рекламисту внести то или иное вкусовое изменение в готовую рекламу. Что же такое хорошая реклама? Ответить на этот вопрос просто — это реклама, которая зарабатывает рекламодателю максимальное количество денег при минимальных затратах. Такого простого ответа я бы не смог дать, например, на такие вопросы: что такое хороший автомобиль? что такое хорошая лошадь? что такое хороший кинофильм? И так далее. В этих случаях потребовались бы уточняющие вопросы — карьерный самосвал отличается от болида на «Формуле-1», битюг оценивается несколько иначе, чем ипподромный скакун. А о качестве кинофильма можно спорить до хрипоты. А с рекламой все исключительно просто и однозначно! Вернее, могло бы быть просто, если бы реклама постоянно помнила о своем единственном предназначении — продавать. Увы. Пока, по различным оценкам, около 90% рекламы ничего не продает и даже причиняет вред — снижает продажи и котировки акций на бирже. Есть о чем задуматься. Вынесенный в заголовок вопрос можно рассматривать с разных сторон. Начнем, так сказать, с философской. Здесь выделяют три школы. Одну можно назвать школой циников. Для них хорошей считается реклама, утвержденная рекламодателем. Но неспециалист-рекламодатель утверждает ВСЮ рекламу, включая очень плохую рекламу. Если следовать этой философии, то вся вина за беспомощность рекламы лежит на рекламодателе — очень удобная позиция. Другая школа ближе к истине. Ее сторонники считают хорошей рекламу, которая не только отлично продает, но и являет собой произведение (не знаю какого искусства). На мой взгляд, если реклама продает, то все остальное уже не имеет значения — пусть она являет собой что угодно. Статус «произведения» обычно предполагает обсуждение его профессионалами. Но почему Огилви утверждает: «Если говорят о рекламе, это плохая реклама; если говорят о товаре, который эта реклама рекламирует, то это хорошая реклама». Ну что плохого в том, что рекламисты восхищаются той или иной рекламой, если они о ней говорят? Почему Огилви произнес такие странные слова? Наверное, потому, что он предостаточно насмотрелся на рекламных «профессионалов». Ну где еще встретишь область, в которой мнение «профессионалов» зачастую оказывается совершенно... непрофессиональным! Пример такого мнения приводит удивленный Россер Ривс: «Недавно один рекламный журнал предложил творческим работникам двадцати пяти ведущих агентств назвать три самых плохих, по их мнению, рекламных ролика последних лет. И вот эти люди назвали пару самых сенсационно-ударных роликов предшествующего двадцатилетия. Оба эти ролика помогли заказчикам обойти всех конкурентов и существенно расширить свою долю на рынке. Доводы, приводимые критиками, были следующими: «Они скучны», «Они не оригинальны» — что вы скажете о таких «профессионалах»? Нетрудно догадаться, ЧТО именно для этих «творцов» является хорошей рекламой. Для них хорошая реклама — это победитель какого-нибудь конкурса. Их девиз: хорошая реклама в товаре не нуждается! Не менее забавными могут быть критерии оценки качества рекламы у наивных рекламодателей. Так, в рекламе одной компьютерной фирмы на белом фоне было начертано «БЭЛЛе-ет ПАККАРД одинокий». И... боле ничего. «Эта реклама была очень успешной» — говорили нам гордые сотрудники фирмы. «А сколько компьютеров она вам продала?» — спросили мы, радуясь за людей. Ответом была немая сцена из финала гоголевского «Ревизора». «Ну, так в чем же был се успех?» — «Ну, э-э... наши конкуренты узнали, что мы продаем компьютеры Packard Bell». «Вам это обошлось в несколько тысяч долларов. А нельзя было просто позвонить конкурентам и сообщить эту потрясающую новость?» Еще одна немая сцена. Я думаю, проницательный читатель, что вы уже в состоянии оценить весь печальный юмор описанной ситуации. Обращаясь к рекламодателям, Хопкинс писал: «Вы часто видите рекламы, которые вам не нравятся. Они могут казаться вам забитыми материалами или многословными. Для вас они непривлекательны, поскольку вы ищете объект для восхищения, источник развлечения. Но очень может быть, что из сотен отслеженных реклам именно эта дала наилучшие результаты». Есть и третья школа. Она мне наиболее близка. Ее адепты скромно полагают, что хорошая реклама продает товар, не отвлекая на себя внимания. Она должна приковывать внимание только к товару. Мы рассмотрели, так сказать, философский аспект оценки качества рекламы. Есть еще и сугубо практический. Если реклама проходит элементарный тест на право называться рекламой (а многие не проходят!), то ее дальнейшая оценка почти бессмысленна без досконального знания конкретной ситуации. В частности, запускающая реклама одного и того же товара обычно отличается от его напоминающей рекламы. Одна и та же реклама может оказаться хорошей в одной ситуации и плохой в другой. Представьте себе, что в блокадном Ленинграде на Невском вдруг появилось огромное объявление:
Думаю, вряд ли какая реклама сравнилась бы по эффективности с этим примитивным объявлением. С технической точки зрения любые дополнительные элементы здесь только бы снизили ее эффект. А теперь мысленно перенесите это объявление в наше время, на тот же Невский проспект. В 1974 году разразился мировой нефтяной кризис. Впервые возникла серьезная проблема экономии бензина. И тут появилась замечательная реклама «Фольксвагена» (Подпись под рисунком: «Или купи «Фольксваген»). Когда производители других машин стали также уделять внимание экономии горючего, то подобная реклама вряд ли могла уже рассчитывать на успех. А теперь представьте, что вас просят оценить иностранную рекламу, а вы не знаете ни данного рынка, ни продающих моментов, ни языка страны, ни психологии народа, словом, абсолютно ничего. Возьметесь? Именно таким бессмысленным делом занимаются члены жюри различных фестивалей, причем с пулеметной скоростью. Им, правда, помогает описание, без которого зачастую просто нельзя понять, что «рекламирует» та или иная картинка, как правило, лишенная текста. Проще всего оценивать коммуникативные качества рекламы: выбор носителя, учет среды рекламы, качество сигнала первого уровня (сочетания иллюстрации и заголовка), желание ее читать, компоновку, читаемость и прочие «технические» детали. Можно оценить и некоторые маркетинговые аспекты: целесообразность рекламирования данного товара и наличие в рекламе продающих моментов. Но этим фестивали не занимаются. Здесь мне хочется перефразировать известную фразу Толстого: с маркетинговой и коммуникативной точки зрения все хорошие рекламы хороши одинаково, все плохие — плохи по-разному. Ниже, в разделе «Сигнал первого уровня», я привожу несколько реклам, созданных разными рекламистами в разное время. Создается впечатление, что их сделал один и тот же человек. Но этого не скажешь о плохой рекламе, которую мы в изобилии видим вокруг. Если у вас хватит терпения и вы дочитаете до конца следующей главы, то вы узнаете, как надо оценивать сделанную для вас рекламу. «ЧТО» во много раз важнее «КАК» В идеальной рекламе «все должно быть прекрасно»: и маркетинговая сторона, и текст, и иллюстрации, и форматирование (читаемость). То есть реклама должна быть хорошо подготовлена, написана понятным языком, привлекательна и легко читаема. Однако исследования и опыт показывают, что маркетинговое (продающее) содержание во сто крат важнее языковой и графической «упаковки». В большинстве же реклам доминирует именно «упаковка». Основная причина этого в том, что в создании рекламы участвуют в основном люди «от метода», не имеющие представления о задачах рекламы: текст пишут журналисты и писатели; оформляют рекламу художники; создают ролики киношники. Получается реклама, созданная правой стороной мозга, потому что эти люди могут иногда хорошо сделать «КАК», но сделать хорошее «ЧТО» в рекламе им не под силу.
|