Зрительное восприятие
Мне кажется полезным представлять себе идеальный процесс вовлечения читателя в рекламу в виде воронки (или водоворота). Как это происходит? Вы «сканируете» страницы журнала или газеты в поиске интересных статей. Ваш взгляд (часто боковым зрением) захватывает и рекламы. Вот ваш (пока незаинтересованный) взгляд упал на рекламу. Сигнал от глаз поступает вначале в правое полушарие, где за долю секунды оценивается общее, в основном эстетическое, впечатление. Если реклама «сдала экзамен» у правого полушария, мозг неосознанно задерживается на рекламе еще на мгновение. Подключается левое полушарие: вы разбираете содержание иллюстрации и читаете заголовок (сигнал первого уровня). Если реклама и далее продолжает вас интересовать, вы ищете взглядом другие элементы информации. Опытный рекламист должен знать, как этому взгляду помочь. Исследования показали, например, что: а) взгляду легче скользить сверху вниз; скучающему взгляду не очень хочется прыгать вверх-вниз; б) в рекламе глаз вначале останавливается на иллюстрации, потом переходит к заголовку и далее к тексту. Как расположит элементы рекламы профессионал, желающий помочь взгляду читателя? Разумеется, сверху вниз, как легче глазу: иллюстрация, под ней заголовок, еще ниже текст. Именно так построено большинство успешных реклам. Все остальные варианты компоновки — это насилие над зрением и мозгом читателя и, как следствие, неизменное снижение эффективности рекламы. До чего только не додумаются любители пооригинальничать! Даже до такого (см. иллюстрацию). С чего прикажете начинать, господа? Есть и другие законы зрительного восприятия. В частности, доказано, что очень облегчает восприятие рекламы присутствие в ней некоторого количества пустого места, или, как говорят, «воздуха». Вспомните Сурикова с его «Боярыней Морозовой» — сани не «поехали», пока художник не добавил немного «воздуха» внизу. Реклама тоже «едет» лучше, если есть воздух. Эти рекламы сделаны разными агентствами в разные годы. Все их отличает удобство компоновки, простота, читаемость. Не мешай, а помогай! Если полистать крупнейшие западные газеты и журналы, то можно заметить, что все они отформатированы единообразно. Практически все используют шрифт с засечками (он самый читаемый), узкие колонки (можно использовать метод быстрого чтения), белый или пастельный фоны (на нем четко виден текст), крупные броские заголовки (так легче сканировать страницы взглядом), буквицы и черные квадратики в конце статей (это облегчает работу со статьей) и т.д. Почему же в газетах все так однообразно? Может быть, у них не хватает дизайнеров? Дело в том, что газетчики давно поняли, что путь к читателю лежит через максимальное облегчение подачи материала, что читателю легче ухватить все новое в газете, когда ему не нужно продираться взглядом сквозь дизайнерские навороты. Но если должны легко читаться статьи, то РЕКЛАМЫ ДОЛЖНЫ ЧИТАТЬСЯ ЕЩЕ ЛЕГЧЕ. Почему? Да потому, что читатель открывает газету или журнал в поиске интересных статей, а не реклам. Рекламы его не интересуют. Вывод: чтобы победить в конкуренции со статьями и привлечь читателя, рекламы должны усваиваться еще проще — и это всего лишь первое минимальное требование! Однако журналистам нечего бояться конкуренции со стороны реклам, пока те страдают от зуда формального новаторства, — многие из невразумительных якобы рекламных пятен читатель проигнорирует. Рекламисты и стоящие за их спиной рекламодатели, желающие получить от рекламы эффект, должны взять на вооружение очень простой принцип: Не мешай читателю, а всячески ему помогай!
|