Бог, не умеющий улыбаться, не смог бы создать такой забавной вселенной.
Смех — сильнейшее оружие против сил лжи. Одной фразой Шри Ауробиндо уничтожает власть одного из этих созданных человеком богов. 17 апреля 1970 г. Бог забрал ребенка, чтобы тот нежился в его колыбели блаженства; но его мать плакала и была безутешна, потому что ее ребенок больше не существовал. 481. — Страдая от боли, горя или неудачи, я говорю себе: «Итак, мой старый Приятель, ты снова взялся пугать меня», — и сажусь, чтобы овладеть удовольствием боли, радостью горя, удачей неудачи; и тогда Он, видя, что разоблачен, убирает от меня свои призраки и пугала. С блестящим юмором Шри Ауробиндо пытается заставить нас понять ложность обычного человеческого сознания и светлую и всемогущую радость Божественного Сознания, которую мы должны обрести. 18 апреля 1970 г. Искатель божественного знания находит в истории о Кришне, крадущем одежды гопи, одну из глубочайших притч от отношениях Бога и души; преданный — совершенное выражение в божественном действии мистических переживаний своего сердца; похотливые и Пуритане (две стороны одного темперамента) — лишь сексуальную историю. Люди привносят то, чем они сами являются, и видят это отраженным в Писании. Мой возлюбленный снял с меня одежды греха, и я радостно позволил им упасть; затем он потянул за мои одежды добродетели, но я устыдился, встревожился и не позволил ему сделать это. И лишь когда он сорвал их с меня силой, я увидел душу свою, скрытую от меня. Пусть спадут покровы нашей добродетели, чтобы мы были готовы к Истине[42]. 22 апреля 1970 г. Грех — трюк и маска Кришны, скрывающая его от взора добродетельных. Смотри, о фарисей, — в грешнике Бог, а грех — в тебе самом, очищающем свое сердце; обними же брата своего. Как всегда удивительным и юмористическим образом Шри Ауробиндо говорит нам о том, что Божественная Истина выше греха и добродетели. 19 апреля 1970 г. Любовь к Богу, милосердие в отношении людей — первый шаг к совершенной мудрости. Кто осуждает неудачи и несовершенство, осуждает Бога; он ограничивает свою душу и обманывает свое видение. Не осуждай, а наблюдай Природу, не отказывай в помощи и лечении своим собратьям и укрепляй симпатией их способности и их мужество. Любовь к мужчине, любовь к женщине, любовь к вещам, любовь к ближнему, любовь к своей стране, любовь к животным, любовь к человечеству — все это любовь к Богу, отраженному в этих живых образах. Поэтому люби и расти в могуществе, чтобы радоваться всему, помогать всем и любить всегда. Если какие-то вещи решительно отказываются трансформироваться в более совершенный образ Бога, ты можешь уничтожить их с нежностью в сердце, но с беспощадностью в ударе. Но сначала убедись, что Бог дал тебе твой меч и твою миссию. 489. — Я должен любить ближнего не потому, что он ближний — какая разница, ближний или дальний? — и не потому, что религия говорит, что он мой брат — где корень этого братства? — а потому, что он — это я. Близость или дальность важны для тела, сердце идет за пределы того и другого. Братство связано с кровью, страной, религией или человечеством, но когда поднимается корысть, во что превращается братство? Только живя в Боге и преобразуя ум, сердце и тело по образу его универсального единства становишься способным на глубокую, бескорыстную и нерушимую любовь. Все человеческие доводы в пользу солидарности и взаимной любви имеют мало ценного и дают небольшой результат. Лишь через осознание Божественного и соединение с Ним можно найти и реализовать истинное Единство. 20 апреля 1970 г. Когда я живу в Кришне, эго и корысть исчезают, и только сам Бог может оценить мою любовь, бездонную и безграничную. Когда живешь в Кришне, даже вражда становится любовной игрой и состязанием между братьями. Для души, овладевшей высшей красотой, жизнь не может быть злом или печальной иллюзией; скорее, она становится волнующей любовью и смехом божественного Возлюбленного и Товарища по играм. Умение сохранить Божественный контакт при любых обстоятельствах — тайна блаженства. 21 апреля 1970 г. 493. — Можешь ли ты видеть Бога как бестелесную Бесконечность и все же любить его, как мужчина любит свою возлюбленную? Если да, то тобой открыта высшая истина Бесконечного. Можешь ли ты облечь Бесконечное в одно сокровенное тело и видеть Его в каждом и во всех этих телах, которые видимы и осязаемы? Если да, тогда широчайшая и глубочайшая истина также стала твоим достоянием. 494. — Божественная Любовь ведет одновременно двойную игру: как универсальное движение, глубокое, спокойное и бездонное, подобно Океану, вынашивающему в себе весь мир и каждую вещь, покоящиеся на его дне, с одинаковым воздействием; и как личное движение, сильное, интенсивное и экстатическое, похожее на волнующуюся поверхность того же Океана, который меняет высоту и силу своих валов и выбирает объекты, на которые он обрушивается с поцелуями своих брызг и пены и с грохотом своих всепоглощающих вод. Чтобы быть понятым, Шри Ауробиндо использует образы, доступные каждому, но чудеса Единства бесконечно превосходят эти человеческие образы. 22 апреля 1970 г. Я привык ненавидеть боль и избегать ее; но сейчас я вижу, что если бы я так не страдал в прошлом, то теперь, тренированный и более совершенный, я не обладал бы этой бесконечно и многообразно ощущаемой способностью к блаженству в уме, сердце и теле. Действия Бога оправдывают себя, даже если он замаскировался под обидчика и тирана. Я поклялся, что не буду страдать от несчастий, глупости, жестокости и несправедливости мира, и сделал свое сердце твердым, как кремень, а свой разум — подобным гладкой стальной поверхности. Я больше не страдал, но радость ушла от меня. Тогда Бог разбил мое сердце и распахал мой разум. Я возвысился через жестокое и непрерывное страдание к блаженству без тени боли, а через печаль, возмущение и бунт к бесконечному знанию и прочному миру. Это то, чему Всевышний Господь хочет научить тело, которое он трансформирует. 23 апреля 1970 г. 497. — Когда я узнал, что боль — оборотная сторона и подготовка блаженства, я старался навлечь на себя удары и умножить страдания во всех моих членах; потому что даже пытки Бога казались мне медленными, слабыми и неэффективными. Тогда мой Возлюбленный остановил мою руку и крикнул: «Перестать, моей порки для тебя достаточно».
|