ПОНЯТИЕ РОДА
Образование гармонических форм, как реализация эстетизирующего действия — музыкального согласования звуков, возможно лишь на основе системы музыкальных тонов, иначе говоря, акустического ряда или акустической гаммы. Гамма представляет собой гармонически пропорционированный ряд тонов, охватывающий употребляемый в данной музыкальной практике диапазон. Гармоническое пропорционирование есть одно из проявлений в музыке общеэстетической категории меры. Воплощая одну из коренных идей гармонии, пропорционирование устанавливает между тонами ряда отношения соразмерности, согласованности, строя. В зависимости от тех или иных объединяемых в систему интервалов, от того или другого количества звуков-ступеней в пределах октавы (изредка какого-либо другого интервала), от устанавливаемого способа гармонической связи между тонами и определенными группами тонов возникают различные типы интервальных систем и, соответственно, различные типы звукорядов. Они составляют как бы «алфавит» музыки. Для обобщения и классификации всех этих интервально-звукорядных структур вводится понятие рода интервальных систем. Слово «род» — греческого происхождения (греч. γένος — род; также рождение, пол; нем. Tongeschlecht). Как теоретическая категория учения о гармонии род представляет собой особое понятие, занимающее свое место в одном ряду с понятиями лада и (акустического) строя. Подобно понятию лада, род связан со звукорядом, но, в отличие от лада, род говорит не о смысловых значениях (функциях) тонов и созвучий, а только об интервальных соотношениях членов звукового ряда (в пределах данного рода может быть несколько или даже много звукорядов различных ладов). Строй есть абстрактное физико-математическое выражение совокупности применяемых в музыке звуков (соответственно — и настройки инструментов); различают, например, строи пифагорейский (чисто-квинтовый), натуральный (квинто-терцовый), наш равномерно-темперированный (см.: Тюлин Ю. Н. Учение о музыкальной факту- ре и мелодической фигурации. Кн. 1. С. 8-9). В отличие от строя, род — понятие не математического (акустически-числового), а музыкального порядка. По своей сущности учение о роде есть наука о строении музыкального звукоряда. Поэтому род, соприкасаясь и с ладом, и со строем, как бы занимает промежуточное положение между тем и другим. В отличие от понятия лада, несущего в себе представление об эстетико-философских глубинах музыкального смысла, понятие рода исчерпывается конкретно-звуковой сетью интервальных отношений. Понятие «род» впервые было разработано древнегреческими музыкальными теоретиками, которые относили интервальные роды к важнейшим показателям выразительности ладовых структур. Греки говорили не об интервальных родах, а о «родах мелодии», подразумевая под интервальными системами различные типы построения тетрахордов. С точки зрения родов тетрахорды (всегда содержавшие только четыре ступени, по-гречески, четыре «струны») были трех типов: 1) диатон (диатонический род); 2) хрома (хроматический род); 3) энармония (энармонический род; другие названия: «гармонический род», «гармония»). Основным признаком диатона было наличие в тетрахорде двух (целых) тонов подряд (например, e 1- d 1- c 1- h); хромы — наличие двух полутонов подряд (например, e l -des 1 -c l -h); энармонии — наличие двух четвертитонов подряд (например, обозначает «полубемоль», понижение на 1/4 тона). В свою очередь, роды (диатон и хрома) имели еще и свои варианты-виды, которые назывались «окрасками» или «хроями» (в ед. ч. — «хроя»). Так, теоретик музыки Аристоксен (конец IV в. до н э.) приводит шесть «окрасок» (при трех родах): 2 диатона, 3 хромы, 1 энармония; Клавдий Птолемей (II в. н. э.) — восемь «окрасок»: 5 диатонов, 2 хромы, 1 энармония. Хрои («окраски») представляли собой интервальные варианты больших секунд, малых секунд и других интервалов. Например, по Птолемею, целый тон в диатонах мог быть выражен величинами 11: 10, 10: 9, 9: 8, 8: 7 (точные величины этих и других интервалов см. в Приложении 2). На протяжении 20-25 веков развития музыкальной практики значения терминов, введенных греками для обозначения категорий рода, значительно изменились (некоторых необратимо). Кроме того, для современной музыкальной практики, использующей все предшествующие интервальные системы с добавлением новых, ранее не употреблявшихся, количество основных категорий родов естественно оказывается большим, чем у греков. К трем греческим родам должны быть добавлены еще пентатоника (бесполутоновая), хроматика (в современном смысле, как наша хроматическая гамма), а также применяемая в современной музыке особого рода система, где высоты нестабильны либо неопределенны (экмелика). Кроме того, Τаблица4
некоторые виды смешанно-диатонических систем целесообразно выделить в особый интервальный род. В таблице 4 приведены все основные роды интервальных систем с указанием соответствий оригинальным греческим терминам и с определением сущности основного принципа каждого рода. Помимо этих основных категорий рода, возможны также примыкающие к ним неосновные типы интервальных систем: Φ неполные (например, пятиступенные, шестиступенные диатоники); во многих случаях немногозвучные лады явно составляют автономную группу явлений, не позволяющую трактовать их как неполные октавные (например, некоторые трех-, четырехзвуковые лады и др.), — тогда они должны классифицироваться как олиготоники; ♦ промежуточные и смешанные, либо составные (например, полутоновая пентатоника как смешение свойств диатоники и пентатоники), также переменные; ♦ особые (например, неполно-хроматические звукорядные системы периодико-симметричной структуры на основе хроматики типа гаммы тон-полутон или типа полутон-полтора тона).
|