Тема: Социальный порядок и социальный контроль
Понятие "социального контроля" введено в научный оборот французским социологом и криминологом Габриэлем Тардом (1843-1904). Он родился блаблабла, занимался блаблабла, вернулся обратно в город блаблабла, и был постоянным судьёй. Им было написано несколько книг о криминологии, которые завоевали автору известность и репутацию серьёзного исследователя. Параллельно криминологии Тард занимается и социологией. С 1896 года начинает заниматься преподавательской деятельностью в Париже. В 1898 году выходит её главная книга "Социальные законы". Научные взгляды Габриэля Тарда: Теория функционирования общества В социологии Тард основывал свою теорию на статистических данных, интересовался природой социальных норм, придавал большое внимание сравнению, как методу научного исследования. Тард концентрировал своё внимание на изучении взаимодействия людей или, так называемых, индивидуальных сознаний и считал, что продуктом этого взаимодействия и выступает общество. Он активно выступал за создание социальной психологии, как науки, которая по его взглядам должна стать фундаментом социологии. Тард считал, что основой развития общества выступает социально - коммуникационная деятельность индивидов в форме подражания, так называемая имитация, где под процессом подражания понимается элементарное копирование и повторение одними людьми поведения других, т.е. все существующие социальные практики, верования, установки и т.д., которые воспроизводится из поколения в поколение, осуществляются только благодаря подражанию. Соответственно этот процесс способствует сохранению целостности общества. Другим важным понятием в объяснении развития общества по Тарду является "изобретение" или "нововведение". Оно рассматривалось Тардом как процесс адаптации к из меняющимся условиям окружающей среды, т.е. всё новое, что возникает в обществе (идеи или материальные ценности) - это результат творческой деятельности немногочисленных одарённых личностей. Поэтому, раз возникнув, новое явление приводит в действие процесс подражания. Тард считал, что утверждение всех основных социальных институтов произошло по тому, что обыкновенные люди, не способные изобрести что - то новое, просто стали подражать творцам - новаторам и использовать их изобретения. Поэтому деятельность немногих новаторов и изобретённые ими новшества являются основным двигателем социальной эволюции, способствуя развитию этому общества. Тард считал, что при этом необходимо учитывать, что наибольшее распространение получают не любые изобретения, а только те, которые в целом вписываются в уже существующую культуру и не сильно противоречат её основам. Борьба друг с другом разных изобретений, по - разному решающих возникшие перед обществом проблемы, приводит к возникновению, так называемой, оппозиции, которая осуществляет противодействие инновациям, и её результатом являются разного рода споры, конфликты и противоборство, которые могут доходить вплоть до военных действий. Но тем не менее на смену любой оппозиции обычно приходит адаптация, т.е. усвоение изобретения. На этом цикл социальных процессов завершается и общество больше не меняется, пока какой - нибудь новатор вновь не совершит нового изобретения. Другие научные интересы Габриэля Тарда: в сфере внимания Тарда находилось не только общая социологическая теория общественного развития, но также и некоторые особые разделы обществоведения (политология, работа "Превращение власти", экономика, криминология, искусствоведение). В России конца 19, начала 20 веков идеи Тарда пользовались большой популярностью. Блаблабла. Его взгляды оказали сильное влияние на развитие концепции Российской субъективной школы. Тард стал основателем таких популярных в наши дни направлений социологии, как "теория массовой культуры" и "анализ общественного мнения". Помимо термина "социальный контроль", Тард дал толчок и другим определениям, существующим в науке "социология". Социальный контроль - это особый механизм поддержания общественного порядка, который включает в себя 2 элемента: социальные нормы и социальные санкции. Социальные нормы - это предписание того, как надо правильно вести себя в обществе. Социальные санкции - это средства поощрения или наказания, которые стимулируют людей соблюдать социальные нормы. ТО, обществом поощряется поведение индивидов, подобающее соответствующим нормам, или наказывается, если оно отклоняется от них, так называемое, девиантное поведение. Социальный контроль является фундаментом стабильности общества, его ослабление ведёт к конфликтам, раздорам и беспорядкам, поэтому в системе социального контроля ключевая роль принадлежит социальным санкциям. Они выражают реакцию общества на то, как соблюдаются социальные нормы различными индивидами. Так как нормы - это предписания, которые можно проигнорировать, то санкции, в зависимости от своего типа, выставляются обществом, как определённые решения в адрес индивида или группы.
|