Использование современных методов обучения иностранным языкам на разных ступенях системы непрерывного образования Республики Беларусь.
Коммуникат м-д. 80-е гг. Основоположником коммуник-го м-да явл Скалкин, продолжатели Пассо в, Маслыко и др. Основные черты коммуникативного метода: ●практич направл-сть ●коммуник-но-деятель-ностная основа процесса обуч ин. яз. (исп-ние условно-речевых и речевых упр); ●диффе-ренцир-ый подход в обуч (интересы, возраст) ● всемерная интенсификация процесса обучения: а) в методиче-ски рацион-ной организ ур; б) в коммуник-ной направл-ти всего процесса обуч в) в разнообразии приемов и форм раб г) в шир исп-ании ТСО д) во внедрении эл-тов программир-я е) в развитии С.Р.; ж) в умелом сочетании классной и внекл-ой работ. Особенности: Коммуник м-д основан на том, что процесс обуч явл моделью процесса коммуникации. Осн принципы. 1. Речевой направленности: 2. Индивидуализации 3. Функц-ности 4. Ситуативности. 5. Новизны Игровой м-д. Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоц-ных и умств-ых сил. Игра всегда предполагает принятие реш-я – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопр обостряет мыслит д-ть играющих. Игры способствуют выполнению методич задач: ●Созд-ию психологич готовн-ти детей к реч общ-ю ●Обеспечению естеств необход-ти многократного повтор-я ими язык мат-ла; ●Тренировке уч-хся в выборе нужного речо вар-та, что явл подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще. Знач-е игры: Обучающее – облегчает усвоение мат-ла с помощью эмоции, яркости. Разв-щее–включ-е творч сил в процесс усвоения мат-ла. Психологич – равиваются воображ, память. Воспит-ое – help преодолеть неув-ть, способствует самоутвержд, проявлению своих сил. Диагностич– позвол уч-лю увидеть уч-ов в свободных отнош-ях с др детьми, getинф оих фантаз, творч спос-тях. Осн принципы организации игры: Отсутствие принуждения любоформы при вовле-чении детей в игру.2. Пр разв-я игровой динамики. 3.Пр поддержания игровой атмосферы (поддерж-е реальных чувств уч-хся). 4.Пр взаимосвязи игровой и неигровой д-сти. Важен перенос осн смысла игровых дей-й в реал жизнен опыт детей 5.Прперехода от прост игр к сложным игр-ым формам. Общ классиф-ия игр:I гр– предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Ч/з игру-шки- предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п. II гр –творческие, сюжетно-ролевые, в кот сюжет – форма интеллект-ой д-ти.III гр(для разв-я познават активности детей) – дидактические. IV гр– строительные, трудовые, технические,–отражают профессион-ую д-сть взрослых. V гр–интеллектуальные–игры-упр-ия, игры-тренинги. Классификация игр по Маслыко:1. Языковые (лексич, грамматич, орфографич, фонетич, алфавит) 2.Игры на совм деят-ть (ролевые) 3.Психотехнич – для обуч Н. и У. лексико-грам-го оформления речвысказ-ний. 4. Игровые упр-ия для обуч иноязыч-му общ-ю 5. Деловые игры в обуч иноязычной речи. Ф-ции игры (Эльконин): ●средство разв-я мотивыационно-потребностной сферы.●-/- познания ●-/-разв-я умственных дей-й ●-/-произв-го повед-я ●-/-снятия утомляемости ●-/-созд-я благопр атмосферы. Этапы игровой д-ти: 1.подготовка 2. Проведение 3.разбор игры. Проблемное обуч. Вознгик в 70-80 гг 20в. (Мильруд, Турчина, Меркулова, Рапопорт). Сущность: уч-ам предлагаются з-чи проблемного хар-ра, сп-бы выполнения кот им не известны; уч-к д/н-ти спб опираясь на свои знания и умения. З-ча им противоречие, после преодоления кот-го уч-к приобретает новые знания. Цель: разв-е творч-их мыслит-ых способн-ей уч-ся Приемы проблемного обучения: - проблемное изложение материала; - проблемная эвристическая беседа; - проблемная задача (цель, предмет дей-я, сп-б дей-я – если нет в зад, то это пробл з-ча); - проблемная речевая ситуация; - проблемные вопросы ( вид пробл з-чи). - проблемные реплики. Прием, кот часто исп-тся при проблемном обучении – это " мозговая атака ". Виды проблем (Мильруд): ●поведенческие; ●нравств-но-этич;●соц-но-политич;●научно познв Интенсивные м-ды. Интенсивные м-ды обуч направлены на овладение устной иноязычной речью в сжатые сроки при значительной ежедневной концентрации уч часов и создании обстановки «погружения» в иноязычную среду. Все интенсивные методы стремятся к активизации психологич резервов лилч-тиобучаемого, часто не используемых при традиц обучении. Суггестопедический мд разработан Лозановым. Суггестия (по Лозанову) – это средство, в основном непрямого, коммуник-го воздей-я на чел в бодрствующем состоянии, создающее условия для активизации резервных возможностей лч-ти. Основные положения суггестопедии сводятся к след: - обучение д/брадостным и ненапряж-ым; - его следует осущ-лять как на сознат-ом, так и на подсознат уровнях;- в обуч нуно исп-ть обычно незадействуемые резервы сознания с целью повышения результ-сти.
|