ВВЕДЕНИЕ. Настоящая книга — результат нескольких лет теоретических и прикладных исследований, а также размышлений по поводу одной из наиболее насущных проблем третьего
Настоящая книга — результат нескольких лет теоретических и прикладных исследований, а также размышлений по поводу одной из наиболее насущных проблем третьего тысячелетия — проблеме страха перед будущим. Традиционно разнообразные формы страха и предчувствия катастроф являются существенным элементом общественного сознания. Сегодня эта тема стала едва ли не самой популярной, рейтинговой. Ей посвящены специальные разделы в периодических печатных изданиях и передачи на телевидении. Специфическим жанром кино являются фильмы-катастрофы, в отношении которых прослеживается характерная особенность: чем масштабнее и достовернее показаны разрушения, чем сильнее представлено на экране человеческое горе, тем больше сборы и выше отдача от вложенных в кинофильм денежных средств. К сожалению, однако, наряду с виртуальными в нашей жизни имеют место вполне реальные катастрофы и чрезвычайные ситуации. Современный человек стал свидетелем потрясений отнюдь не локального масштаба, таких как мировая война, социальные революции, межнациональные конфликты, экологические бедствия. Такого рода катастрофы сказываются на психологическом состоянии очень многих людей. Даже представители правящих слоев и промышленной элиты под воздействием стресса могут принимать решения, влияющие на политику, экономику, бизнес. Еще более существенным является то, что чрезвычайная ситуация ведет к развитию процессов, стимулирующих политическую нестабильность. Известно, что в критических 8 Введение условиях у населения резко возрастает потребность в психологическом комфорте — в стремлении обрести безопасность и избавиться от дискомфортного состояния, выражающегося в недовольстве жизнью, депрессии, подавленности, чувстве повышенной тревожности, страхе, неуверенности в себе и в своем будущем. Чем насущнее эта потребность, тем в большей мере она сопровождается желанием избежать дискомфортного состояния как можно быстрее и как можно более радикальными методами. Зачастую это ведет к еще большей дестабилизации политической ситуации, поскольку люди могут прибегать к прямым действиям — демонстрациям, протестным акциям и тому подобное. В обществе возрастает потребность в лидерах менее демократического, более авторитарного типа со свойственными для них способами нормализации ситуации. Все эти обстоятельства делают настоятельной потребность в научном исследовании катастрофического сознания и факторов, порождающих и поддерживающих его. Отметим, что проблема страха перед будущим в контексте возможной грядущей катастрофы является традиционной для научной мысли. В той или иной мере ее касались такие философы и ученые прошлого, как Эпикур, Аристотель, Платон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Б. Спиноза, Д. Юм, Л. Фейербах. До XIX века изучением различных опасностей, катастроф и их влияния на жизнь человека занимались преимущественно религиозные мыслители, а также некоторые представители естественных наук, в частности медицины. Рубеж XIX—XX веков отмечен пристальным вниманием к проблеме страха и массового ожидания катастроф в общественных науках, особенно в философии, психологии и социологии. Это обусловлено тем, что данный исторический период рассматривается учеными самых разных направлений как эпоха формирования так называемого кризисного сознания, в основании которого лежит идея глобального кризиса общества той эпохи. Концепция кризисного сознания оформляется окончательно в середине прошлого века как продукт осмысления коренной несостоятельности западного типа общества, его культуры и цивилизации вообще. У истоков этого мировоззрения стоят А. Шопенгауэр Введение 9 и Р. Вагнер с идеей «гибели богов» индивидуалистической западной культуры, а также Ф. Ницше с идеей культурного декаданса Запада. Свое развитие и популяризацию эти идеи получили у О. Шпенглера, выдвинувшего концепцию «заката Европы» под грузом гиперурбанизированной техноген-ной цивилизации. Начиная с 20-х годов XX столетия, в значительной степени под влиянием теоретических воззрений О. Шпенглера, количество публикаций по проблеме конца мира, вселенских катастроф увеличивается по экспоненте. Тем не менее число социологов, работы которых посвящены непосредственно проблеме страха и отношению к катастрофам как социальным, а не техногенным явлениям, очень ограничено. Первым эмпирическим исследованием в области катастроф принято считать докторскую диссертацию С. Принца, опубликованную в 1920 году. За ней последовали работы Л. Кар-ра и Дж. Прасада, посвященные проблеме катастроф и социальных изменений. В первой половине XX века среди крупнейших исследователей данной проблемы следует особо выделить автора классических работ по макросоциологии катастроф русско-американского исследователя Питирима Сорокина. Сорокин полагал, что переживаемый современным обществом кризис носил интегральный характер и отражал одновременно не только кризис культуры, но и деградацию всех форм социальной, политической и экономической организации, отмеченную взрывом войн, революций и кровопролитий, анархией, социальным, моральным и интеллектуальным хаосом, возрождением отвратительных форм жестокости, временным разрушением больших и малых ценностей человечества, нищетой и страданием миллионов. Обращаясь к этой проблеме, Сорокин дает детальное описание влияния, оказываемого последствиями бедствий и катастроф на мыслительные процессы и поведение людей и на экономическую, политическую, социальную организацию и культурную жизнь общества. Большая часть работ Сорокина была посвящена изменениям в социальной структуре в периоды катастроф: индивидуальной и групповой мобильности, росту социального неравенства, реорганизации социальных институтов. 10 Введение В этих условиях, утверждал ученый, среди значительной части населения распространяется апокалиптическое мышление и разные психические эпидемии. Построение новой созидательной культуры и общества виделось Сорокину на основе формирования новой системы ценностей всего человечества. В целом до середины XX века образ будущего как в представлении ученых, так и в массовом сознании ассоциировался более с надеждами, чем со страхом. Создание ядерного оружия как средства мгновенного тотального уничтожения всего живого ознаменовало наступление новой эры. Появление «абсолютного оружия» сопровождалось взрывом катастрофических, пессимистических, упаднических настроений и существенно изменило отношение общества к будущему. Страх перед угрозой применения средств массового уничтожения, созданных самим человеком, пронизывает всю историю второй половины предыдущего столетия. В ходе Второй мировой войны «абсолютный эмпирический страх» прочно укоренился в массовом сознании. Одновременно резкое усиление техногенной нагрузки на природную среду и самого человека привело к возрастанию числа катастроф и силы их воздействия. В связи с этим в 50-е годы среди социологов существенно возрос интерес к проблемам катастрофизма. Первые работы по данной проблематике американских ученых Л. Киллиана, Ч. Фрица, Э. Карантелли, Ф. Бэйтса, X. Уильямса, ведущих исследования в Чикагском университете (1949-1960), были посвящены в основном изучению коллективного поведения в пред- и посткатастроф-ных ситуациях. Систематическое исследование проблем, связанных с катастрофами, началось в 1963 году в специализированном центре по изучению катастроф при Университете штата Огайо. В 1984 году он переместился в Университет штата Делавэр, где и по сей день ведутся исследования. Этот этап связан с именами Э. Карантелли, Р. Дайнса, ДеМарчи, А. Бартона, Г. Мура, Р. Тернера. Деятельность специализированного центра по изучению катастроф была сфокусирована, во-первых, на организационных и общественных уровнях подготовки населения к возможным катастрофам, во-вторых, на изуче- Введение 11 нии поведения людей, групп людей, организаций и общнос-тей в условиях чрезвычайных ситуаций и, в-третьих, на восстановительном периоде после катастроф, причем все это изучалось в плане выявления личностных и общественных аспектов катастрофических процессов. Одновременно велись исследования других аспектов чрезвычайных ситуаций, начиная от мотивации поведения людей при катастрофах и вплоть до того, как индивидуальное и организованное поведение в группах связано между собой и как эти поведенческие акты во время массовых бедствий затрагиваются межорганизационной координацией социальных действий. Часть исследователей занималась проблемой взаимосвязи организованного и персонального поведения людей в группах, в силу которой осуществляется влияние общности на индивида и его поведенческие акты, а результатом этого становится формирование так называемого «терапевтического сообщества», помогающего людям лучше приспособиться к условиям катастрофного и посткатастрофного развития (Г. Бартон, Р. Дайне). А. Оливер-Смит и Г. Бартон исследовали индивидуальное и групповое поведение людей в экстремальных ситуациях в контексте нравственно-антропологических подходов к этой проблеме: поступки людей детерминируются нравственными устоями и ценностями, разделяемыми группой. Кросскультурное социологическое изучение катастрофического поведения индивидов, групп и организаций проводилось Э. Карантелли, Ф. Бэйтсом, В. Пикоком. На основе этих исследований, их теоретических экспликаций и построения соответствующих концептуальных схем и сложилось на рубеже 1960-1970-х годов новое направление в социологии — социология катастроф, связанная с исследованием обширного класса разнородных явлений и процессов, объединяемых понятием «катастрофа». Несмотря на совершенствование методов всестороннего социального и естественнонаучного исследования и анализа содержания и способов проявления различных природных, антропогенных (экологических, технологических) и социальных катастроф, человечество крайне медленно приближается к разрешению главной проблемы — обеспечению высокого уровня глобальной безопасности. Поэтому и в 12 Введение 70-90-х годах XX века широко обсуждается проблема страха (в основном по поводу социальных и антропогенных катастроф) в отношении будущего. С одной стороны, абсолютное оружие (ядерное или биологическое) оказывается средством власти над жизнью целых народов и зачастую рассматривается как средство политического шантажа. Канадский социолог А. Шелдон отмечает, что реальность такой постоянной угрозы сопровождается периодами «моральной паники» — реального состояния общества, при котором отчетливо ощущается угроза разделяемым всеми ценностям и основаниям общепринятого образа жизни, а интеллектуальная элита общества стремится создать барьер (при помощи средств массовой информации формируя чувство тревоги за фундаментальные ценности общества) для отражения возможной угрозы политического шантажа. А. Шелдон выделяет три большие волны «моральной паники», сопровождавшиеся гонкой вооружений и усилением чувства массовой тревоги: создание атомной бомбы в СССР, запуск спутника и Карибский кризис, война в Афганистане. Тенденция повторения одних и тех же патовых ситуаций сохраняется, усиливая техногенную нагрузку на природную среду и на человека. С другой стороны, по мере развития цивилизации появляются новые формы социального страха, которые воздействуют на психику и сознание человека сильнее, чем страх перед силами природы. Одну из них описал Э. Тоффлер, определив ее как «шок будущего», который характеризуется внезапной, ошеломляющей утратой чувства реальности, вызванной страхом перед будущим. Миллионы людей охвачены тревогой, они теряют способность разумно управлять событиями. Безотчетный страх, массовые неврозы, необузданные акты насилия - все это лишь слабые симптомы болезни. На взгляд Тоффлера, суть этого парадокса состоит в том, что, подчинив себе силы природы, создав мощнейшую технику, человек изменил ритм и течение своей жизни. Но сам оказался неприспособленным к этому ритму и к ускорению, ко все более усиливающемуся давлению событий, знаний, науки, техники, информации. Болезнь, называемая Тоффлером шоком будущего, поражает не только психику Введение 13 людей и политическую структуру власти, она также накладывает свой отпечаток на экономику индустриально развитых стран. Во второй половине 1960-х годов стала развиваться новая форма страха: страх человечества перед самим собой и собственными разрушительными возможностями, касающимися отношений с окружающей средой, что нашло отражение в новом научном направлении — инвайронментализме. Эта природоохранная тенденция включает большой комплекс идей, основанных на признании человеческой ответственности за все окружающее. Инвайронментализм возник как результат развития христианской этики и одновременно критики некоторых ее интерпретаций. Он впитал в себя также многие идеи восточной философии. Инвайронментализм соединил новые моральные требования, новую философию отношения человека к природе, новое искусство и политику (К. Боулдинг, Э. Шумахер, Т. Роббинс). В самом конце XX века центр исследовательского интереса переместился от посткатастрофных ситуаций к предката-строфным, сфокусировался на понятиях «риск», «страх», «защищенность». Исследование риска стало едва ли не ведущим направлением в европейской, американской и российской социологии в течение последних 20 лет (У. Бек, Э. Гидденс, Н. Луман, 3. Бауман и др.). Общим стимулом к развитию рискологии как особой отрасли социального знания явился переход индустриально развитых обществ к новой фазе модернизации, именуемой высокой или поздней (У. Бек, Э. Гидденс). Непосредственным стимулом к формированию данного направления стали чернобыльская катастрофа, риск, порождаемый запаздывающим и неадекватным осмыслением социальных последствий научно-технического прогресса (развития генной инженерии) и новых эпидемий (СПИДа, коровьего бешенства) и в самое последнее время — опасность международного терроризма и формы борьбы с нею. Основным предметом рискологических исследований стали процессы риск-рефлексии, понимаемые двояко: как рефлексия социальных институтов, массового и профессионального сознания по поводу текущих социальных измене- 14 Введение ний и как столкновение общества с последствиями риска, с которыми оно не может справиться (ассимилировать или трансформировать), действуя в соответствии с ценностями и поведенческими стандартами индустриального общества. Немецкий социолог У. Бек, рассматривая риск как результат индустриальной революции и процессов модернизации, выдвинул концепцию современного общества как «общества риска», приходящего на смену современному западному обществу. Согласно его подходу, современное индустриальное общество по мере своего развития постепенно вытесняется «обществом риска» — обществом неопределенности, когда возможность контролировать риск является иллюзией, когда социальные, политические, экономические и индивидуальные формы риска все более выходят из-под контроля со стороны институтов, обеспечивающих безопасность индустриального общества, при этом риск уже не рассматривается как нечто внешнее и контролируемое, как побочный эффект научно-технического прогресса и становится естественным, внутренне присущим модернизации явлением. Суть концепции «общества риска» состоит в том, что порождение и распространение опасностей, продуцируемых обществом, угрожает его собственному существованию. Риск, который производит современное общество, противоречит общепринятым (традиционным) представлениям о безопасности. По этой причине риск способен подорвать фундаментальные основания конвенционального социального порядка, поэтому он становится политически и социально взрывоопасным. Общество риска — это новая парадигма общественного производства, это не выбор, который можно сделать или отвергнуть в ходе политических дискуссий. Оно есть порождение автономного динамизма модернизацион-ных процессов, которые слепы и глухи к собственным последствиям и опасностям. Общество превращается в «общество риска» главным образом потому, что не рефлексирует ситуацию должным образом и вследствие этого производит все большее количество опасностей. Выход из сложившейся ситуации ученый видит в усилении значимости политических решений, спо- Введение 15 собных существенным образом влиять на сложившийся социальный и геополитический порядок. Британский социолог Э. Гидденс делает акцент в своей социологической теории риска на процессе глобализации. Отмежевываясь от теории модернизации и постмодернизма, он утверждает, что феномен риска является одной из четырех атрибутивных черт «высокой современности» и отличается от всего того, что наблюдалось прежде, как с объективной, так и с субъективной точки зрения. Исследователь отмечает, что атрибутивность риска в условиях «высокой современности» определяется принципиальной неуправляемостью целого ряда ситуаций и процессов, угрожающих не отдельному индивиду или небольшим сообществам, а человечеству в целом. В работах немецкого социолога Н. Лумана риск изучается с онтологических позиций. По мнению исследователя, риск ставит под сомнение рациональную природу деятельности человека, поскольку анализ социального риска с точки зрения рационального поведения индивида, а значит, и возможности предсказания результатов социального действия, не вполне адекватен. Признавая продуктивность рационалистической традиции в понимании сущности риска, Н. Луман отмечает, что дихотомия «норма—отклонение» не отражает специфику современного общества. Специфика же современного общества, по его мнению, состоит в том, что зависимость будущего от принятия решений многократно возросла. Сейчас людей или организации можно определить как коренную причину перехода риска в стадию катастрофы. Основными категориями социологической концепции Н. Лумана выступают коммуникация, решение, технология. По мнению исследователя, идея о том, что потери и ущерб могут быть объяснимы в терминах коммуникации, вполне социологична и является базой для социологического анализа риска в современном обществе. Разрабатывая концепцию индивидуализированного общества, британский социолог 3. Бауман отмечает, что современное общество отличают усиление роли неконтролируемых человеком сил и тенденций, нарастание неуверенности и неопределенности, подавление тех проявлений человече- 16 __ Введение _______________ ского духа, которые в прошлом вдохновляли людей на социальные преобразования. Важным признаком современного индивидуализированного общества, по мнению исследователя, является утрата человеком контроля над большинством значимых социальных процессов и прогрессирующая в связи с этим незащищенность личности перед лицом неконтролируемых ею перемен. В последние десятилетия, отмечает Бауман, проблема небезопасности, включающая в себя наряду с отсутствием безопасности и незащищенность, стала исключительно острой и злободневной. Явление, которое исследователи стараются сегодня постичь, — это совокупный опыт неуверенности человека в своем положении, в своих правах и доступности средств к существованию, неопределенности относительно преемственности и стабильности в будущем, отсутствия безопасности для физического существования человека, его личности и окружения. По мнению Баумана, главное, чем занято сегодня общество, — это убеждение самого себя в том, что нарастающая неопределенность есть естественный способ существования. Наше общество риска, полагает социолог, сталкивается с ужасающей проблемой, когда дело доходит до примирения его членов с неудобствами повседневной жизни и страхом, испытываемым по отношению к ней. В сравнении со столь широким спектром зарубежных исследований, отечественными социологами изучение катастроф долгое время практически не велось. Это объясняется рядом факторов, важнейшим из которых можно считать господство в Советском Союзе на протяжении не одного десятилетия доктрины абсолютной безопасности, которая в определенной мере пока еще сохраняется в практике государственного управления Россией. Абсолютная безопасность предполагает полную защищенность социально-экономической и экологической систем от природных и антропогенных угроз. При этом подразумевается, что природный риск существует постольку, поскольку объективно существуют опасные природные процессы и явления, но он пренебрежимо мал, так как обеспечиваемые меры защиты человека и природы (главным образом инженерно-технические) делают их практически неуязвимыми. Тезисы «Человек — хозя- __________ Введение 17 ин природы», «Человек — покровитель природы», активно пропагандировавшиеся долгое время в СССР, — наглядное тому подтверждение. Так как официальная политика (идеология) государства вплоть до середины 1980-х годов исходила из догмата о безграничных возможностях инженерной мысли и техники в сфере освоения природы, над всеми чрезвычайными ситуациями, авариями, катастрофами существовала завеса строгой секретности, ибо подобных ситуаций просто не могло возникать в социалистическом обществе. Чернобыльская катастрофа заставила заговорить о возможностях междисциплинарного, и в том числе социологического, исследования риска и катастроф в России. С 1989 года появляются первые публикации российских исследователей об экспертизе технологических катастроф и экологических кризисов, об организации управления в чрезвычайных ситуациях и о социодинамике катастроф. С 1990 года достоянием общественности становятся результаты первых социологических исследований чернобыльской катастрофы и ее последствий (О. Н. Яницкий, А. Г. Злотников, А. В. Мозговая), появляются исследования методологических основ типологии катастроф и экстремальных ситуаций (Е. М. Бабосов), а также ряд работ российских, украинских и белорусских исследователей, анализирующих социальные, социально-экономические, социально-психологические, демографические и цивилизационные аспекты чернобыльской катастрофы, землетрясения в Армении и радиационных катастроф (В. Н. Абрамова, К. К. Бабиевский, М. И. Бобнева, Ю. И. Дерюгин, Г. Ф. Куцев, Г. А. Несветайлов, Л. Г. Новиков, А. Б. Синельников, Е. В. Шлыкова, Ю. Н. Щербак и др.). Теоретико-методологические проблемы сохранения устойчивости и безопасности социальных и экономических систем в условиях возрастания техногенных и социогенных рисков и катастроф активно обсуждаются сегодня и российскими социологами О. Н. Яницким и А. В. Мозговой. Ими были рассмотрены теоретические аспекты проблемы и проведен ряд эмпирических исследований. Опираясь на работы У. Бека и ряда других западных социологов, а также на собственные исследования, Яницкий сформулировал принципы концепции «общества риска» 18 Введение __ применительно к российским условиям. Яницкий утверждает, что современная Россия является «обществом всеобщего риска», предпосылками чего выступают: отсутствие или преимущественно традиционный, в отличие от инновативного, характер риск-рефлексии (политической интерпретации риска отдельными коллективными социальными субъектами) в профессиональной культуре и научном познании; запаздывающий характер институализации риск-рефлексии или пренебрежение ею; стирание грани между социальной нормой и патологией в массовом сознании. В этом аспекте для теоретической социологии особый интерес представляют механизмы формирования рискогенных сред и ситуаций, формы реакций на них, а также феномен запаздывающих культурных и институциональных изменений и формирования негативных, сохранительных и иных форм солидарности. Главный источник катастрофичности общества риска, как отмечает Яницкий, заключается в пересмотре основополагающей нормативной модели общества. Ее суть в смене позитивной логики общественного развития на негативную. Нормативный идеал прошлых эпох — достижение равенства, «общества всеобщего риска» — безопасности. Сегодня нормативный идеал общества приобретает защитный характер — не достижение лучшего, а предотвращение худшего. Основу научной концепции Мозговой составляют теоретико-методологические разработки подходов к социологическому анализу рисковой коммуникации. На основе изучения механизмов создания, транслирования и управления риском и механизмов рисковой коммуникации как атрибутивной характеристики современного мирового социального производства риска Мозговая исследует проблемы риска и социальной безопасности в современном российском обществе и анализирует специфику отношения к различным типам риска и моделей поведения тех или иных социальных групп в период трансформации социального, экономического и правового уклада. Особое внимание в теоретико-эмпирических исследованиях Мозговой уделяется проблемам операци-онализации основных понятий проблемного поля рисколо-гии и социологии катастроф, а также ориентированности на практику управления риском, в рамках которых социологиче- _________ Введение ____ 19 ские исследования риска выступают элементом научного обеспечения разработки эффективных управленческих решений. В целом науковедческий анализ позволяет говорить о том, что основной областью интереса рискологии в России являются эмпирические, четко ориентированные на практику исследования риска. И здесь успешно развиваются самые разнообразные исследовательские направления: социальные аспекты риска и безопасности, математические подходы к оценке различных типов технологического риска, управление риском и рисковая коммуникация, социальные и психологические аспекты риска. За прошедшее десятилетие, как считают исследователи, в России сложился категорийно-понятийный аппарат, необходимый для описания опасностей, негативных ситуаций и угроз и моделирования катастрофических процессов, однако, в отличие от западной, социальная наука в России более ориентирована на изучение субъективного восприятия опасностей и катастроф: отечественными социологами ведутся систематические исследования современной специфики социальной тревожности и катастрофического сознания в целом. Важными для нашего исследовния и определенно связанными с проблемой являются работы Ю. А. Левады и его коллег, посвященные феномену «советского человека», в рамках которой ведется мониторинг тревожности россиян, а также работы Н. Ф. Наумовой, рассматривающей взаимосвязь социальных перемен и адаптационных стратегий. Серьезным вкладом в теоретико-методологическое исследование феномена страха перед социально значимыми событиями и процессами следует считать работы В. Э. Шля-пентоха, В. Н. Шубкина и В. А. Ядова, посвященные изучению катастрофического сознания в России и других посткоммунистических странах (в Болгарии, на Украине, в Литве). Масштабные теоретико-эмпирические исследования, проведенные российскими и американскими социологами, впервые затронули проблему страха как уникального социального феномена. Важное теоретическое и методологическое значение имеет проведенное ведущими отечественными социологами изучение функций страха, динамики этого явления в социальной жизни различных обществ, интенсивности и 20 Введение ______ распространенности страха (тревожности) в России. Большой интерес представляет предпринятое учеными изучение феномена «катастрофического сознания» — особого типа ментальности, получившей широкое распространение в России и некоторых других постсоветских странах. Социологи изучают интенсивность различных типов страха, причем не только в статике, но и в динамике. Регулярно осуществляются массовые опросы населения, результаты которых сопоставляются с исследованиями, проводящимися по аналогичной методике в других странах. Благодаря таким сравнениям ученые получили возможность выявить и проанализировать субъективные мотивы поведения индивидов и социальных групп в критической ситуации и оценить качество жизни представителей различных слоев, этнических и национальных общностей. Актуальность такого анализа в огромной степени возрастает сегодня в условиях все увеличивающейся изменчивости современного общества. Украинские социологи (Е. И. Головаха, Н. В. Панина) связывают наличие высокого уровня страха с проблемой распространения ценностного вакуума и социальной патологии в постсоветском обществе. Они считают, что восприятие опасности или катастрофы и их оценка — это социальный процесс, зависящий от принципов, которые направляют поведение и влияют на принятие решений при определении опасности. Восприятие и оценка риска происходят на почве культурных норм и ценностей. По мнению Ж. Т. Тощенко, изучение феномена «социального настроения», важным составляющим которого является страх, станет в ближайшее время ключевым, определяющим показателем, наиболее достоверным индикатором состояния формирующегося в России гражданского общества, и именно по этому параметру можно будет судить о происходящих переменах с точки зрения социологии. Настоящий сборник статей является итогом многолетнего изучения проблем массовых форм страха в России, осуществленного под руководством профессора В. Н. Шубкина. Статья В. Н. Шубкина «Исторические предпосылки ката-строфизма в России», открывающая книгу, посвящена вопросам генезиса страха и катастрофического сознания в нашей _____________ Введение 21 стране. В ней рассматриваются формы страха, бытовавшего в России в дореволюционный период, и анализируется специфика катастрофического сознания, сформировавшегося после октябрьского переворота. Исследуются социально-экономические и демографические процессы, способствующие появлению и интенсификации массовых типов страха в современной России. Совместная работа В. Н. Шубкина и В. А. Ивановой «Страх и тревога в современной России: опасности XX века и способность противостоять им» представляет теоретико-эмпирический анализ результатов массовых опросов 1996 и 1999 годов, проведенных в рамках международного проекта «Катастрофическое сознание в современной России». В ней анализируется отношение россиян к различным социальным опасностям, а также взаимосвязь характеристик респондентов и интенсивность проявляемого ими чувства страха. Рассматриваются субъективные механизмы выхода из критических ситуаций и способы преодоления людьми катастрофических состояний. Публикуемая в настоящем сборнике работа В. А. Ивановой «Политические формы страха: "западники" и "традиционалисты"» открывает интересный ракурс в изучении катастрофического сознания. Сгруппировав отвечавших по характеру их отношения к политическим партиям и перспективам преобразования страны, автор выявил две большие группы населения - граждан, придерживающихся либеральных взглядов и так называемых «державных». Анализ показал, что традиционалисты проявляют более высокий уровень тревожности практически по всем показателям. В статье Ф. А. Хохлушкиной и Я. У. Астафьева «Массовый страх в регионе» привлекается к изучению новый материал — данные обследования катастрофического сознания населения Красноярского края. Опрос проводился сразу же после известных событий 11 сентября 2001 года — атаки авиатеррористов в США, что не могло не сказаться на его результатах. Исследование выявило более высокий уровень тревожности у представителей этого региона по сравнению с общероссийским, что, впрочем, следовало ожидать, учитывая нынешнее социально-экономическое состояние этого некогда богатейшего края. 22 Введение Еще одна статья В. Н. Шубкина и В. А. Ивановой «Страх на постсоветском пространстве: Украина и Литва» посвящена вопросам живучести прежних форм страха в странах бывшего Советского Союза и национальной специфике формирования новых. В. Н. Шубкин и В. А. Иванова приводят интересные кросскультурные данные, из которых следует, что наибольшей величины достигает тревожность на Украине, где катастрофическое сознание населения граничит с паникой, а наименьшей — в относительно благополучной Литве. Книга завершается работой Я. У. Астафьева «Катастрофическое сознание и массовые коммуникации: к постановке проблемы», где намечаются новые перспективы изучения страха россиян. В ней рассматривается взаимосвязь массовых тревог и современных медиапосредников, в первую очередь телевидения. Страх оказывается текущей практикой средств массовой коммуникации, которая носит амбивалентный характер, выполняя одновременно компенсаторную и аномическую функции, в целом способствуя снижению качества жизни и развитию катастрофического сознания. Авторы полагают, что сборник статей представляет определенный интерес для специалистов, занимающихся изучением социальных аспектов страха и проблемами риска, а также для широкого круга читателей, которые стремятся понять современные социальные проблемы и реально оценивать будущее. Каждая статья построена на эмпирическом материале, и поэтому ее содержание представляет не только точку зрения автора, но может быть интересно и как документ своего времени. Пользуясь случаем, авторы выражают особую признательность за помощь в реализации данного проекта профессору В. Э. Шляпентоху, профессору В. А. Ядову и профессору Д. Л. Константиновскому. Кроме того, авторы выражают свою глубокую благодарность сотрудникам Института социологии РАН: Г. А. Чередниченко, Е. Д. Вознесенской и С. А. Ланской, без постоянной поддержки и помощи которых эта книга никогда бы не была бы написана. В. А. Иванова, Я. У. Астафьев
|