Студопедия — УЧЕНИЯ ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

УЧЕНИЯ ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ






Вершинными достижениями античной физики, несомненно, следует считать философские учения Платона и Аристотеля.

Наиболее известно изложение Платоном своего взгляда на мир в одном месте в позднем диалоге «Государство», за кото­рым в литературе прочно закрепилось название «Мифа о пеще­ре». В нем Платон видит мир разделенным на две части — «мир идей», или эйдосов, представляющий собой совокупность иде­альных прообразов реально существующих материальных пред­метов, и «мир вещей», который доступен непосредственному чувственному восприятию человека. Познание мира идей пред­ставлялось Платоном как анамнез (припоминание) того, что видела человеческая душа в мире идеального бытия, когда после смерти переселялась в новое тело, чтобы вернуться в земной «мир вещей». Отрывок из этого диалога приведен ниже.

... люди как бы находятся в подземном жилище напо­добие пещеры, где во всю ее длину тянется широкий про­свет. С малых лет у них там на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а между огнем и узниками проходит верхняя дорога, ограж­денная — глянь-ка — невысокой стеной вроде той ширмы, за которой фокусники помещают своих помощников, когда поверх ширмы показывают кукол.

— Это я себе представляю.

— Так представь же себе и то, что за этой стеной дру­гие люди несут различную утварь, держа ее так, что она видна поверх стены; проносят они и статуи, и всяческие изображения живых существ, сделанные из камня и дере­ва. При этом, как водится, одни из несущих разговарива­ют, другие молчат <...>.

Когда с кого-нибудь из них снимут оковы, заставят его вдруг встать, повернуть шею, пройтись, взглянуть вверх — в сторону света, ему будет мучительно выполнять все это, он не в силах будет смотреть при ярком сиянии на те вещи, тень от которых он видел раньше. И как ты думаешь, что он скажет, когда ему начнут говорить, что раньше он ви­дел пустяки, а теперь, приблизившись к бытию и обратив­шись к более подлинному, он мог бы обрести правильный взгляд? Да еще если станут указывать на ту или иную мель­кающую перед ним вещь и задавать вопрос, что это такое, и вдобавок заставят его отвечать! Не считаешь ли ты, что это крайне его затруднит и он подумает, будто гораздо больше правды в том, что он видел раньше, чем в том, что ему показывают теперь?

— Конечно, он так подумает.

— А если заставить его смотреть прямо на самый свет, разве не заболят у него глаза, и не вернется он бегом к тому, что он в силах видеть, считая, что это действитель­но достовернее тех вещей, которые ему показывают?

— Да, это так <...>.

— Так вот,... это уподобление следует применить ко всему, что было сказано ранее: область, охватываемая зре­нием, подобна тюремному жилищу, а свет от огня уподоб­ляется в ней мощи Солнца. Восхождение и созерцание вещей, находящихся в вышине, — это подъем души в об­ласть умопостигаемого (Государство, 514—517 b).

Платон. Государство // Собр. соч.: В 4 т. – М., 1994. - Т. 3. — С. 295–298.

 

Аристетель выступал против учения Платона об идеях. Основные контраргументы Аристотеля приведены ниже.

 

1. Эти философы полагают, что из одной материи происхо­дит многое, а эйдос рождает нечто только один раз, между тем совершенно очевидно, что из одной материи получается один стол, а тот, кто привносит эйдос, будучи один, производит много [столов] (Метафизика, 988 а).

2. Однако в наибольшее затруднение поставил бы вопрос, какое же значение имеют эйдосы для чувственно воспринима­емых вещей—для вечных, либо для возникающих и преходящих. Дело в том, что они для этих вещей не причина движения или какого-либо изменения. А с другой стороны, они ничего не дают ни для познания всех остальных вещей (они ведь и не сущнос­ти этих вещей, иначе они были бы в них), ни для их бытия (раз они не находятся в причастных им вещам)...

3....Или должно было бы быть множество образцов для од­ного и того же, а значит и множество его эйдосов, например для «человека» — «живое существо» и «двуногое», а вместе с тем еще и сам-по-себе человек... (Метафизика, 991 а). Аристотель. Ме­тафизика//Соч:. 4т. – М., 1975. - Т. 1. - С. 80, 87-88.

 

В литературе часто утверждается, что учение Платона об идеях положило начало самому влиятельному направлению в западной философии — идеализму, который рассматривал в качестве абсолютной основы мира духовные, нематериальные начала. Впрочем, в оценке творчества Платона существуют и другие взгляды. Показательны в этом отношении высказыванияч Ф.Ницше и В. Соловьева.

Фридрих Ницше:

«Платон — трус перед реальностью, следовательно, он ищет убежища в идеале» (Ницше Ф. Сумерки идолов, или как фило­софствуют молотом //Соч.: В 2 т. - М., 1996. — Т. 2. — С. 627).

Владимир Соловьев связывает творчество Платона с попыткой осмыслить несправедливое осуждение самым демократическим государством тогдашнего мира — Афинами — его учителя Сократа:

«Убит отец, но не кровный, а духовный, воспитатель в муд­рости, отец лучшей души. Это еще личное, хотя и высокое от­ношение. Но вот уже сверхличное, убит праведник. Убит не гру­бо-личным злодеянием, не своекорыстным предательством, а торжественным публичным приговором законной власти, волею отечественного города. Это еще могло бы быть случайностью, если бы праведник был законно убит по какому-нибудь делу, хотя невинному, но постороннему его праведности. Но он убит имен­но за нее, за правду, за решимость исполнить нравственный долг до конца...

Как же жить в этом царстве зла, как жить там, где правед­ник должен умереть..?

Тот мир, в котором праведник должен умереть за правду, не есть настоящий, подлинный мир. Существует другой мир, где правда живет. Вот действительное жизненное основание для Платонова убеждения в истинно-сущем идеальном космосе, от­личном и противоположном призрачному миру чувственных яв­лений» (Соловьев В. С. Жизненная драма Платона // Соч.: В 2 т. - М., 1988. -Т. 2. - С. 601-602, 605).

 

Сам же Аристотель, раскритиковав взгляды своего учителя, предложил собственное учение, представляющее собой как бы переворачивание учения Платона (в результате чего, по леген­де, произошла известная пословица: «Платон мне друг, но ис­тина дороже»): первичны не идеи, а реальные единичные ве­щи — сущности, которые обуславливается 4 видами причин. При всем при этом допускается и наличие внешней причины мира — так называемого «Перводвигателя». Раскрытию сути его подхода к миру посвящены сочинения «Метафизика» и «Физи­ка», отрывки из которых приводятся ниже.

[СУЩНОСТЬ. МАТЕРИЯ И ФОРМА]

...суть бытия каждой вещи, обозначение которой есть ее определение, также называется ее сущностью (Метафи­зика, 1017 b).

... если существуют причины и начала для природных вещей, из которых как первых [эти вещи] возникли не по совпадению, но каждая соответственно той сущности, по которой она именуется, [то следует признать, что] все воз­никает из лежащего в основе субстрата и формы. Ведь об­разованный человек полагается некоторым образом из че­ловека и образованного, так как ты сможешь разложить определение [образованного человека] на определение тех двух. Итак ясно, что возникающее возникает из указанных [начал]... Что касается лежащей в основе природы, то она познаваема по аналогии: как относится медь к статуе, или дерево к ложу, или материал и бесформенное [вещество] еще до принятия формы ко всему обладающему формой, так и она относится к сущности, к определенному и суще­ствующему предмету (Физика, 190 b—191 a).

[ЧЕТЫРЕ РОДА ПРИЧИН]

А о причинах говорится в четырех значениях: одной такой причиной мы считаем сущность, или суть бытия вещи (ведь каждое «почему» сводится в конечном итоге к определению вещи, а первое «почему» и есть причина и начало); другой причиной мы считаем материю, или суб­страт; третьей — то, откуда начало движения; четвертой — причину, противолежащую последней, а именно «то, ради чего», или благо (ибо благо есть цель всякого возникнове­ния и движения) (Метафизика, 983 а).

Причиной называется [1] то содержимое вещи, из чего она возникает; например, медь — причина изваяния и се­ребро — причина чаши, а также их роды суть причины; [2] форма или прообраз, а это есть определение сути бытия вещи, а также роды формы, или первообраза (например, для октавы — отношение двух к одному и число вообще), и составные части определения; [3] то, откуда берет пер­вое свое начало изменение или переход в состояние покоя; например, советчик есть причина, и отец — причина ре­бенка, и вообще производящее есть причина производи­мого, и изменяющее — причина изменяющегося; [4] цель, т. е. то, ради чего, например, цель гуляния — здоровье (Ме­тафизика, 1013 а).

[ПЕРВОДВИГАТЕЛЬ]

Если же необходимо, чтобы все движущееся приводи­лось в движение чем-нибудь — или тем, что приводится в движение другим, или тем, что приводит, и если тем, что приводится в движение другим, то необходимо должен быть первый двигатель, который не движется другим, и если он первый, то в другом нет необходимости (невозмож­но ведь, чтобы движущее и движимое другим составляло бесконечный ряд, так как в бесконечном ряду нет перво­го). И вот если, таким образом, все движущееся приводится в движение чем-либо, а первый двигатель не приводится в движение [ничем] другим, то необходимо, чтобы он при­водил в движение сам себя (Физика, 256 а).

Из последующего также станет ясно, что первому дви­гателю необходимо быть единым и вечным. Ведь мы до­казали [гл. 1], что движение должно существовать всегда. Но если оно существует всегда, оно необходимо должно быть непрерывным, так как всегда существующее непре­рывно, а следующее друг за другом не непрерывно. Но в таком случае, если оно непрерывно, оно единично. Еди­ным же будет [движение], производимое одним двигателем в одном движущемся [предмете], ибо, если он будет дви­гать один раз одно, один раз другое, движение в целом не будет непрерывным, а последовательным (Физика, 259 а).

...ясно, что первый двигатель, и притом неподвижный, не может иметь величины, ибо если он имеет величину, ему необходимо быть или конечным или бесконечным. Что бесконечное не может иметь величины, было доказа­но раньше, в [первых] книгах «Физики», а что конечное не может обладать бесконечною силою и что невозможно че­му-либо приводиться в движение конечным в течение бес­конечного времени, это доказано теперь... А первый двигатель движет вечным движением в течение бесконеч­ного времени. Таким образом ясно, что он неделим, не имеет ни частей, ни какой-либо величины (Физика, 267 b).

Аристотель. Метафизика //Соч.: 4 т. — М., 1975. — Т. 1. – С. 70, 146, 157. 189;

Аристотель. Физика // Соч.: В 4 т. - М., 1981. — Т. 3. — С. 76–77, 234–235, 242, 262.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 405. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия