РЕЙВЕРЫ
На смену иксерам в 1990-е гг. пришли рейверы. Во многом эта перемена была аналогична смене хиппи на панков — недаром рейв, как и панк, возник в рабочих кварталах Англии. Появились экстази (А"как Xtasyl) и сильные психоделики, стимуляторы и музыка «техно». Рейв (от англ. rave — бессвязная речь; неистовствовать, реветь, бушевать, говорить с энтузиазмом) трактуется в «Словаре современного сленга» Т. Торна как дикая вечеринка (a wild party), танцы или ситуация отчаянного поведения. В облике рейверов и стилистике поведения реализуется идея отхода человека от природы. Индустриальные ритмы, характерные для музыкального стиля рейверов, — своего рода альтернатива рок-музыке10. Если проводить историческую линию, то рейверы — это преемники битников и панков. Британская рейв-музыка в конце 1980-х испытала на себе сильное влияние чикагского стиля «хаус» и детройтского «техно». А рейвы и танцевальные хеппининги с электронной музыкой регулярно проводились с 1989 г. в таких городах, как Фриско. Средний возраст рейверов— от 12 до 18 лет. Ранние рейверы проявили себя поклонниками огромных танцплощадок на 20—40 тыс. человек и сторонниками оглушительной музыки техно, несущейся из сверхсовременных динамиков мощностью 36 кВт. Поздние рейверы — яркие представители камерной клубной культуры. В Европе, в частности в Германии, она пошла на спад: старые рейверы, которым надоело ходить на массовые тусовки, посещают маленькие клубы по 100—200 человек, слушают там дип-дип-ультрадип техно, дип хаус и диско хаус. «Рейв» для них — это молодняк, а шранц — ругательное слово. К вопросу о суррогатности музыкальной культуры молодежи или социальный ритм рэпа // Пчела. 2001. Сент.-окт. № 35. 10 Вечерняя Казань. 2000.04.29. Российские рейверы в основном заимствуют модель поведения завсегдатаев ночных клубов, соответственно, образ их жизни — ночной. В Москве входная плата в клуб 20 долл., напитки продаются по ресторанным ценам, следовательно, в российском варианте это никак не субкультура молодежи рабочих кварталов, каковой она была в Великобритании в период зарождения. В России рейв-культура развивается примерно с 5-летним запаздыванием по отношению к мировой практике. Такую оценку дают участники действующих в крупных городах рейв-клубов. Мода на рейв, начавшаяся в 1990-х с Гагарин-парти, хронологически предшествовала самому появлению
термина «поколение Икс». По замечанию С. Кузнецова", такое событие неудивительно: в чисто американском виде поколения Икс в России и не могло быть, а если и было, то только в 1980-е, и называлось оно, с легкой руки Гребенщикова, «поколением дворников и сторожей». Питерские, московские и свердловские художники, музыканты и просто тусовщики, работавшие в режиме «сутки через трое» в котельных и кочегарках, лифтеры, сторожа и дворники аккумулировали в себе все те свойства поколения Икс, которые были унаследованы от хиппи, и так же, как иксеры, были в массе своей лишены амбиций и надежд на переустройство мира. Они были готовы к тому, что придется вечно оставаться андеграундом, и считали, что жизнь дороже денег и карьеры. Сейчас рейверы одеваются в бомберы, ботинки гриндерс и бреются налысо.
|