Культура и цивилизация. Понятие «цивилизация» появилось в XVIII в., в эпоху Просвещения
Понятие «цивилизация» появилось в XVIII в., в эпоху Просвещения. Оно рассматривалось в то время как идеал справедливости, разумности, гражданственности, противопоставленный варварству, предрассудкам, невежеству и религиозному фанатизму. Истоки такого понимания «цивилизации» можно обнаружить в античности, а точнее, в латинском слове «цивитас», означающем «гражданство, государство, город». Это слово по своему значению в целом соответствует древнегреческому слову «полис». В античности эти понятия связывались с представлениями о жизни свободного государства, управляемого справедливыми законами. Такой порядок противопоставлялся образу жизни варварских народов. В эпоху Просвещения точно так же противопоставлялись цивилизованная Европа, современная просветителям, и нецивилизованные народы древности, средних веков, все не европейцы. По мнению просветителей, о цивилизованности европейских наций свидетельствуют не только их желания следовать законам разума, но и их достижения в развитии ремесел, техники, науки, искусства. Таким образом, первоначально в понятии «цивилизация» был очень силен мотив превосходства европейцев над другими людьми.
Соотношение между понятиями «культура» и «цивилизация» может рассматриваться по-разному: 1. Эти понятия являются синонимами. Так же, как и слово «культура», термин «цивилизация» означает небиологические формы деятельности человека, то есть все то, что выделяет человека из природы.
2. Термин «цивилизация» является синонимом для слова «культура» и в другом значении — в значении отдельного культурного образования, обладающего своей спецификой и характерными чертами, позволяющими отличить данную культуру от тобой другой. Другими словами, наряду с выражениями «европейская культура», «восточная культура» можно употреблять и выражения «европейская цивилизация», «восточная цивилизация». В таком понимании слово «цивилизация» использовали большинство сторонников цивилизационного подхода. В основу этого подхода легло представление о том, что цивилизация представляет собой своего рода живой организм, а следовательно, относительно изолирована от того, что ее окружает (то есть от других культур). С точки зрения этого подхода, культура, как и любое живое существо, рождается, растёт, переживает расцвет, стареет и неизбежно гибнет. Видными представителями цивилизационного подхода были немецкий историк культуры О. Шпенглер, английский историк А. Д. Тойнби, американский социолог и культуролог русского происхождения Питирим Сорокин, американский политолог С. Хантингтон и др. Эти ученые не образовали единой научной школы, а потому можно говорить лишь о самом общем единстве их подхода к изучению культуры, хотя их теории достаточно значительно отличаются друг от друга. Впрочем, О. Шпенглер применял эти слова по-разному. Согласно О. Шпенглеру, культура и цивилизация — это соответственно ранняя и поздняя стадии развития культур. Цивилизация характеризуется упадком и деградацией религии, философии, искусства, сопровождающимся расцветом техники, ростом мегаполисов, истребительными войнами.
3. Термин «цивилизация» может употребляться и для обозначения высокой ступени культурного, общественного и политического развития. С этой точки зрения цивилизация оказывается немного более узким понятием, чем культура, поскольку мы можем говорить о «нецивилизованных культурах». Антонимом слова «цивилизация» в этом значении являются слова «дикость», «варварство», «необразованность» и под. В настоящее время, говоря о «цивилизованных странах», нередко имеют в виду страны с высоким уровнем экономического, технического и социального развития. Это значение слова «цивилизация» максимально близко к тому смыслу, в котором его употребляли в эпоху Просвещения. К настоящему моменту такое использование считается устаревшим, но столкнуться с ним можно.
4. Иногда понятия «цивилизация» и «культура» используют для противопоставления материальной и духовной культуры. В этом случае цивилизация отождествляется с материальной культурой, а культура — с духовной.
|