Студопедия — Структура культуры
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Структура культуры






Как уже указывалось, культурная статика — это особый взгляд на культуру, который выделяет в ней ее элементы и соотношение между ними. Культуры разительно отличаются друг от друга, так как отра­жают уникальный, неповторимый опыт разных народов. Однако меж­ду ними есть и много общего. В частности, они могут содержать одни и те же элементы и обычно выполняют одни и те же функции. Именно это общее и имеется в виду, когда говорят о культурной статике.

 

Уже традиционным стало выделение таких форм культуры, как на­ука, мораль, искусство, религия и образование.

 

Наука — это особый социальный институт, целью которого явля­ется создание, хранение и распространение новых знаний. В дальней­шем мы будем использовать данное слово именно в этом расширен­ном значении. Наука особым образом относится к действительности: она предполагает рассудочное отношение к природе и ее явлениям, которое основано на логических операциях и точных расчетах. Наука всегда стремится к точному определению тех понятий, которые она использует, и к точному, логичному обоснованию своих выводов.

Мораль — это представления и правила, которые обычно суще­ствуют в виде неписаных законов и выражают коллективные пред­ставления о хорошем и плохом, справедливом и несправедливом, пра­вильном и неправильном, достойном и недостойном.

С одной стороны, мораль — это индивидуальные ценности и убеж­дения человека, в соответствии с которыми он считает необходимым совершать любые действия. С другой стороны, мораль всегда коллек­тивна, общезначима. Трудно представить себе, чтобы каждый человек в обществе имел свою собственную мораль, которая отличалась бы от соответствующих представлений других людей. Мораль потому и является моралью, что она позволяет оценивать не только свои соб­ственные поступки, но и поступки других людей; мораль служит осно­вой для оценки поступков человека со стороны других людей; мо­раль является общей для всех.

Религия — это мировоззрение и поведение, которые определяют­ся верой в сверхъестественное. Религия представляет собой особое отношение человека к природе, в результате которого природа наде­ляется сверхъестественными свойствами. С этой течки зрения рели­гия представляет собой попытку объяснить то, что пугало или восхи­щало человека при помощи образов более могущественных, чем че­ловек, существ или сил. Религия строит особую (религиозную) картину мира, которая способна ответить на все вопросы, касающиеся приро­ды, общества и человека (его судьбы, цели существования, смысла жизни, счастья и страдания).

Искусство представляет собой объективное выражение образов, созданных человеком как обобщение его жизненного опыта. Искус­ство всегда объективно: произведение искусства всегда в чем-то выражено, например, в записанных на бумаге словах, в красках, нане­сенных на. холст, в звуках музыки или в кадрах кинопленки. Только благодаря этому замысел художника (в широком смысле этого сло­ва) становится доступным для других людей, а произведение искусст­ва становится произведением в полном смысле.

Искусство никогда не имеет в качестве объекта действительность. Конечно, искусство может быть очень правдоподобным и изображать

события так, как если бы они действительно имели место. Однако в любом случае это будет лишь вымысел, созданный человеком образ. Даже исторический роман, в котором описываются реальные персо­нажи и реальные события, все равно не может точно отображать эти события. И дело здесь не только в том, что автору этого романа не известны все детали описываемых событий и он вынужден что-то придумывать, «добавлять от себя». Образы в его романах получают дополнительную нагрузку. Если персонажи выдуманы, то они пред­ставляют собой типы, то есть обобщенные образы, собранные из черт и особенностей различных людей. Более того, любой реальный чело­век, взятый в качестве персонажа, в искусстве преображается и при­обретает типичность.

Образование — это особый социальный институт, целью которого является общая и профессиональная подготовка членов общества.

Такой подход к структуре культуры является общепринятым и наи­более простым. Однако в культурологии и социологии культуры были выработаны многочисленные понятия, которые позволяют описать ее более гибко.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 536. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия