Культурные изменения
Как и любое другое сложное образование, культура постоянно меняется. Эти изменения обозначают при помощи выражения «культурная динамика». Культура меняется постепенно. Если принять, что культура — это сложная система, включающая в свой состав большое количество разнородных элементов, то изменение культуры можно представить как постепенное изменение некоторых из этих элементов. Эти элементы связаны между собой, и изменение одного из них нередко влечет изменение других. Например, представим себе примитивное общество, в котором не известны автомобили, телефоны, самолеты и другие технические средства. Это общество в один прекрасный момент в результате контактов с европейцами узнает об их существовании. Неизвестно, как члены этого общества отнесутся к указанным средствам, однако можно предположить, что рано или поздно они все-таки примут их и станут использовать. Так в культуре появятся новые элементы, которых в ней раньше не было. Однако на этом изменения не оканчиваются. Новые явления всегда должны быть поименованы, без этого о них просто невозможно говорить. В результате в языке появляются новые слова, которые могут быть как заимствованы из европейских языков, так и созданы на основе родного языка членов этого общества. Но и это не все. Со временем новые явления становятся знакомыми и привычными, вписываются в жизнь общества, обрастают разнообразными историями и т.д. И в результате этого изменяется картина мира. Если раньше для этого примитивного общества эталоном скорости был, например, ягуар, то теперь уже автомобиль (возможно, тот же «Ягуар»). А это уже существенное изменение. Естественно, с появлением автомобилей в арсенале членов данного общества появятся и новые умения, о которых раньше они даже не задумывались (умение водить автомобиль, умение его чинить). В чем же проявляются изменения в культуре? Что можно считать элементарными, то есть наиболее простыми, проявлениями этих изменений?
Существует целый ряд понятий, при помощи которых описывают культурные изменения. Их можно разделить на две группы в зависимости от того, откуда они исходят — изнутри культуры или из других культур. 1. Изменения внутри культуры описываются при помощи понятий инновации, открытия и изобретения. Инновация — это создание или признание новых элементов культуры, особенно в тех случаях, когда они опираются на нечто уже известное и принятое данной культурой. Открытие — разновидность инновации, акт получения качественно новых знаний о мире, которые описывают то, что ранее не было известно. Изобретение — разновидность инновации, создание новой комбинации уже известных фактов или элементов. Инновация, открытие и изобретение — это явления, в наибольшей степени характерные для европейской культуры: именно она поставила техническое развитие во главу угла. Конечно, это не означает, что в других культурах никто ничего не изобретает и сама культура не рождает ничего нового. Например, в Китае изобрели порох и бумагу — материалы, без которых трудно представить себе жизнь европейского человека. Однако в европейской культуре стремление к изменениям и развитию выражается наиболее сильно — гораздо сильнее, чем в других культурах.
2. Основное понятие, которое описывает изменения культуры, причина которых находится за ее пределами, то есть в другой культуре, — это диффузия. Диффузия — проникновение черт одной культуры в другую культуру либо взаимный «обмен» культурными чертами. Диффузия всегда происходит в условиях культурного контакта и, следовательно, всегда предполагает наличие контакта; культурный контакт, напротив, не всегда предполагает диффузию, так как не всегда приводит к ней и может завершаться без каких-либо последствий. Например, какое-нибудь африканское примитивное общество может либо принять то, что несет с собой европейская культура, либо отвергнуть это. В первом случае диффузия будет иметь место, во втором — нет. Однако в обоих случаях должен состояться культурный контакт: только в условиях контакта можно совершать выбор между принятием и отвержением. Если культура принимает чуждые ей элементы, диффузия имеет место. При этом нужно иметь в виду, что диффузия приносит как положительные, так и отрицательные результаты. Если же диффузии нет, то границы культуры укрепляются, а ее носители начинают более четко осознавать свои отличия от других культур. То, имеет ли культурный контакт диффузию культурных черт в качестве результата, во многом зависит от того, к какому типу принадлежит общество, является ли оно открытым или закрытым. Естественно, открытое общество более подвержено заимствованию культурных черт, чем закрытое общество. Кроме того, это зависит и от «внутреннего устройства» культуры: если культура полистилистична, то есть допускает множество жизненных стилей, ценностных систем, множество способов организации жизни и придания ей смысла и терпимо относится к тому, что отличается от привычного, то она будет более расположена и более терпима к заимствованию из другой культуры. Если же она моностилистична, то есть с ее точки зрения существует лишь один правильный образ (стиль) жизни, одна правильная система ценностей, то неприятие и отторжение «инородных тел» будет более сильным. Следовательно, можно сказать, что полистилистичные культуры имеют более высокий «иммунитет» ко всему чуждому, но в то же время больше рискуют утратить свое своеобразие.
В процессе диффузии культура отбирает некоторые черты и заимствует их, не принимая другие. Это свойство диффузии называется селективностью (избирательностью). Выделяется несколько факторов селективности: 1. Культура еще не достаточно развита для того, чтобы воспринять то или иное явление, ту или иную черту другой культуры. Примитивному племени вряд ли будут понятны, например, тонкости математики или физики, интересные для европейца. Более того, для представителей многих примитивных народов образование вообще кажется ненужным. Знания, которые человек получает в школе, приучают его к логичному, рациональному мышлению, к научности в рассуждениях; для людей, которые занимаются собирательством и охотой, такой способ мышления не нужен, так как перед ними стоят другие цели. 2. Культура посредством ценностной системы и системы норм налагает запрет на заимствование любых или некоторых черт другой культуры. Например, в России длительное время существовал запрет на европейскую одежду, который был сломлен только Петром I. Этот запрет, впрочем, имел в качестве основы традицию: в это время вряд ли кому-нибудь могло прийти в голову одеваться по-европейски, все одевались так, как было принято среди русских, а иноземная одежда рассматривалась как своего рода «признак» иностранца. 3. Носители культуры полагают, что новые явления им просто не нужны. Например, трудно себе представить, чтобы русские захотели принять синтоизм (японскую национальную религию}. Конечно, вполне возможно, что кто-нибудь из русских захочет примкнуть к этой религии, однако такой переход не может быть массовым. 4. С точки зрения культуры любые нововведения способны разрушить существующее положение вещей. Существуют закрытые культуры, которые сопротивляются любым нововведениям. Например, Япония после того, как о ней узнали европейцы, длительное время оставалась совершенно закрытой для них страной, и это мотивировалось желанием сохранить традиционную культуру. Лишь не так давно, после того как были сняты запреты, Япония пошла по пути индустриального развития, на котором она добилась огромных успехов.
С культурной динамикой связано также понятие культурного лага. Оно было введено Уильямом Отборном и обозначает неравномерное развитие культуры, когда одни сферы (части) культуры развиваются быстрее, чем другие. В частности, по мнению Огборна, сфера нематериальной культуры развивается медленнее, чем сфера материальной культуры, а следовательно, первая обычно как бы «запаздывает». П. Сорокин, напротив, полагал, что быстрее развивается нематериальная культура, что препятствует достаточно быстрому развитию духовной культуры.
С культурной динамикой связана также культурная трансмиссия — процесс передачи элементов культуры от одного поколения к другому. Именно благодаря культурной трансмиссии культура является непрерывной во времени, основанной на преемственности. Естественно, в процессе такой передачи «захватываются» и новые элементы, являющиеся инновациями. Кроме того, культурная трансмиссия предполагает и некоторые искажения, которые вносятся особенностями тех, кто передает и получает. Культурная трансмиссия представляет собой процесс, характеризующий культуру в целом. На индивидуальном уровне ему соответствует аккультурация — усвоение индивидом черт и элементов культуры. Это понятие аналогично понятию социализации; его отличие состоит в том, что в процессе социализации человек усваивает социальные ценности, а в процессе аккультурации — культурные. Хотя культура и общество имеют много общего, знак равенства между ними ставить нельзя.
С культурной трансмиссией связано такое понятие, как аккумуляций — процесс накопления культурной информации, при котором количество отбрасываемых старых знаний и стереотипов меньше, чем количество новых знаний. Знания аккумулируются (накапливаются). Например, русская культура включает в себя множество элементов из самых разных эпох и культур. Это и религиозная древнерусская культура, и культура послепетровской России, и языческие верования, отчасти ассимилированные (усвоенные) православием, и многочисленные явления, заимствованные из других культур (английской, немецкой, французской, греческой). Они далеко не всегда сосуществуют гармонично. Однако культура не отказывается от них и продолжает пополнять свои богатства за счет новых заимствований.
|