Студопедия — ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ 1 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ 1 страница






 

 

Зинченко Г.П.

3 63 Социология для менеджеров. - Ростов н/Д: «Феникс», 2001. — 352 с. (Серия «Учебники "Феникса"»).

 

В учебном пособии обобщен десятилетний опыт преподавания общего курса социологии автора. Она принесет пользу преподавателям и студентам других специальностей, потому что раскрывает процесс формирования социологического знания, становления и развития этой науки. В книге изложены основные положения взаимодействия личности и общества, строения, регуляции и модернизации общества.

Пособие соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта для высшего образования.

Предназначено для студентов вузов по управленческим специальностям.

 

 

ББК67

 

ISBN 5-222-01937-3

 

 

©Зинченко Г.П., 2001

©Оформление «Феникс», 2001

 

!!! Чтобы перейти по гиперссылке в оглавлении, необходимо навести курсор на необходимый пункт, нажать клавишу Ctrl + левую кнопку мыши

 

Оглавление

 

Предисловие

Раздел первый.

Социология на службе менеджмента

 

Глава 1. Формирование социологического знания

1.1. Репутация социологии

1.2. Социология в системе обществознания

1.3. Научный статус социологии

1.4. Структура социологического знания

1.5. Специфика социального познания

1.6. Социология в системе управления

 

Глава 2. Становление и развитие социологии

2.1. Происхождение социологической науки

2.2. Социологические парадигмы, доктрины, концепции и теории

2.3. Ранняя социология

2.4. Классическая социология

2.5. Современная социология

2.6. Развитие социологической мысли в России

 

Раздел второй.

Личность и общество

 

Глава 3. Личность

3.1. Человек и личность

3.2. Конкурентно-способный тип личности

3.3. Статусно-ролевая концепция личности

3.4. Статусный портрет менеджера

3.5. Механизмы действия личности

3.6. Девиантное поведение

3.7. Социализация

 

Глава 4. Общество

4.1. Признаки общества

4.2. Междисциплинарный подход к изучению общества

4.3. Типология обществ

 

Раздел третий.

Строение общества

 

Глава 5. Социальная структура

5.1. Способы описания социальной структуры

5.2. Общности

5.3. Группы

5.4. Трансформационные группировки

5.5. Управленческая команда

5.6. Социальная стратификация

5.7. Социальная мобильность

 

Глава 6. Социальное взаимодействие

6.1. Социальное действие

6.2. Социальная связь

6.3. Социальная коммуникация

6.4. Социальные процессы

6.5. Социальный кризис

6.6. Регуляция социальной связи

 

Раздел четвертый.

Регуляция общества

 

Глава 7. Культура

7.1. Культура — регулятор общества

7.2. Ценностно-нормативный механизм социальной регуляции

7.3. Функционирование и развитие культуры

7.4. Многообразие культур

7.5. Культура в административной среде

 

Глава 8. Социальные институты

8.1. Институт как форма регуляции общества

8.2. Семья

8.3. Государство

8.4. Собственность

8.5. Образование

8.6. Религия

8.7. Взаимодействие социальных институтов

Глава 9. Социальная организация

9.1. Основные черты организации

9.2. Бюрократия

9.3. Управление в организации и степень ее управляемости

Раздел пятый.

Модернизация общества

 

Глава 10. Россия: проблемы и перспективы

10.1. Особенности модернизации российского общества

10.2. Россия в мировом сообществе

10.3. Взгляд в будущее

Глава 11. Технология социологического анализа

11.1. Разработка программы исследования

11.2. План действий социолога

11.3. Сбор, обработка и анализ данных

 

-ББК67 363

Будущему менеджеру,

моей дочери Ярославе посвящается

 

 

Предисловие

Эта книга — итог десятилетнего опыта преподавания социологии в вузах новой России. В начале пути, когда в стране еще не было учебников, я решился на публикацию курса своих лекций — «Теория социологии» (Ростов н/Д, 1993). Это был переходный курс от марксистского социологического наследия к общепринятому пониманию науки об обществе.

С тех пор в России выпущен целый ряд учебников и учебных пособий зарубежных и отечественных авторов, которые оказали существенную помощь в преподавании социологии. Многие из них я апробировал в студенческих аудиториях: А.Г. Эфендиев и др. (М., 1993), Э.Т. Тощенко (М., 1994), Г.В. Осипов и др. (М., 1996), С.С. Фролов (М., 1996), А.И. Кравченко (М., 1997), Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая (М., 1998) и др. От лица преподавателей и студентов я хотел бы выразить авторам искреннюю благодарность.

Однако это — универсальные учебники. Они не учитывают профиля подготовки специалистов. Между тем особенности специальности требуют специфического преподавания социологии. Например, в нашей стране сейчас осуществляется подготовка кадров для государственной службы. На смену политизированному администратору должен прийти профессиональный менеджер — посредник между государством и гражданским обществом. Ясно, что для подготовки современного менеджера требуется отобрать соответствующий содержательный материал.

Предлагаемое читателю пособие представляет собой первый опыт отбора такого материала. Его освоение поможет менеджеру сформировать социологическую культуру, приобрести умения и навыки анализа общественной жизни, выработки соответствующих стратегий и технологий.

Тематика пособия связана с профилем управленческого вуза, т.е. с тем, чтобы менеджер в результате учебы смог проявить следующие знания, умения и навыки:

—научился распознавать, понимать и правильно оценивать общественную жизнь на основе системного подхода, всестороннего видения социальных проблем современности; приобрел навыки самостоятельного анализа, обобщения, интерпретации научно установленных социальных фактов, характеризующих состояние социальной системы;

—умел свободно ориентироваться в социальной структуре общества, со знанием деда включиться в социальные отношения, вести переговоры, согласовывать разные интересы, гармонизировать связи органов управления с общественностью на основе изучения мнений различных слоев населения;

—подготовился к творческой управленческой деятельности, изучив и социологически осмыслив опыт своей будущей профессиональной группы менеджеров; приобрел навыки организации и проведения эмпирических исследований социальных процессов для поиска оптимальных управленческих решений;

—понимал социальное предназначение госслужбы, общественно гражданский смысл административных функций; развивал демократические процессы участия населения в решении управленческих задач; владел методами диагностики госаппарата и средствами его модернизации, обладал способностями к организационным изменениям, преодолению инертности бюрократии.

Материал, включенный в пособие, неоднозначен, нередко дискуссионен, как и сама социология. Поэтому необходимо не только внимательное, но и критическое чтение, сравнения, сопоставления, выработка собственного мнения. Безусловно, это нелегко, но интересно и, главное, полезно для будущей практической работы.

 

 

Раздел первый. Социология на службе менеджмента

 

Глава 1. Формирование социологического знания

Цели главы:

*Дать обзор мнений о достоинствах и недостатках социологии.

*Показать место социологии в системе обществознания

*Определить научный статус социологии.

* Рассмотреть структуру социологического знания.

* Подчеркнуть специфику социального познания.

* Объяснить роль социологии в системе управления.

1.1. Репутация социологии

Приступая к изучению социологии, вы наверняка задумываетесь над тем, какую пользу можно от нее получить. На этот вопрос не найти простого ответа. Ведь репутация социологии в нашей стране неоднозначна.

Многие полагают, что это скучная и бесполезная дисциплина. От нее веет академической сухостью, абстрактными схемами, далекими от действительности. И эти люди по-своему правы. Еще недавно социология отождествлялась у нас с историческим материализмом (истматом) — марксистским социально-философским учением о наиболее общих законах развития человеческого общества.

Однако законы эти и закономерности жизни конкретных людей - вещи разные, хотя и связаны между собой. Если для выявления законов смены общественно-экономических формаций (рабовладельческой, феодальной и т.д.) достаточно философских умозрительных допущений, то для того, чтобы обнаружить закономерности общественной жизни в отдельной стране нужны еще и эмпирические исследования. Вот почему «истматовская» социология вынуждена была пойти на малопонятный симбиоз философского и научного знания. Что получилось в результате? Облекая простые понятия совместной жизни людей в сложную терминологию, она превратилась в догматическую и схоластическую дисциплину.

Например, слово «формация» — ключевая категория истмата. Между тем, человек в формации не живет. Он обитает в реальной стране, в конкретном городе или селе, в своей семье. Именно об этом, а не о капитализме или социализме ему нужны знания в первую очередь. Поэтому в данной книге рассказывать об «истматовской» социологии мы не будем. Существует и другая, возможно, более распространенная точка зрения, в соответствии с которой социология ассоциируется с изучением общественного мнения. В самих опросах населения, конечно, нет ничего плохого. Во многих странах это стало обычной практикой. Но сводить социологию только к среднеарифметическому мнению большинства просто смешно. Ведь она дает представления о жизни общества в целом, которые не могут быть сведены к сумме мнений отдельных людей.

К сожалению, результаты опросов вызывают у наших людей недоверие. На этом часто спекулируют средства массовой информации. Самый распространенный прием — краткое интервью с прохожими на улице. Опрашивается 10—15 человек, но затем сюжет монтируется, включая всего 3—4 нужных заказчику мнения. Такая «уличная» социология дискредитирует науку. Поэтому и ее мы также в этой книге рассматривать не будем.

Наконец, имеется еще один взгляд на социологию. Ее связывают с подстрекательством. Царское и советское правительства в России препятствовали проникновение социологии в общественное сознание. Первые считали ее рассадницей социалистических идей, а вторые — буржуазных. Социология действительно носит подрывной, точнее, критический характер. Она занимается самыми острыми проблемами, лежащими в основе коренных противоречий и конфликтов человеческой жизни.

Длительное время российское общество находилось вне критики. Принятая у нас концепция социализма, вроде священного писания, никакому сомнению не подлежала. Общество изменялось, а концепция оставалась прежней. В результате социальные науки в нашей стране превратились в иллюзорную систему знаний, мешающую взглянуть на жизнь в ее подлинном виде.

Один из парадоксов современности состоит в том, что мы до сих пор не можем понять общество, в котором живем. Почему нынешним реформаторам так и не удалось провести в жизнь ни один «самый прогрессивный» закон, ни одну «самую умную» программу? Видимо, потому что преобразования эти не соответствуют действительным характеристикам нашего общества. Они отторгаются социальным организмом либо как абсолютно чуждые ему, либо как совершенно непосильные для исполнения.

Важно осознать, что если и дальше мы будем жить в мире иллюзий, закрывать глаза на реальный мир, пусть неприглядный, то это приведет к еще более тяжким последствиям. Словом, обществу крайне необходимо свое зеркало. В качестве такого зеркала и выступает социология.

Однако она создана не только для беспристрастного отражения человеческой жизни. Роль социологии заключается в критическом взгляде на общество. Она призвана высветить те острейшие проблемы, с которыми мы сталкиваемся, показать их причины, подсказать, каким образом можно нивелировать негативные и, наоборот, стимулировать позитивные тенденции. Именно к такой, активной социологии и обращается сейчас российское общество. Преимущество социологии в том, что она является и теоретически и практически ориентированной наукой одновременно. Поэтому человек, изучающий эту дисциплину, может с равным успехом искать свое призвание и в таких элитных профессиях, как ученый, политик, и в таких «человечески контактных» профессиях, как менеджер, государственный служащий, социальный работник.

Возможны самые разнообразные формы изучения социологии. Иногда это всего лишь вводный курс, но подчас он продолжается всю жизнь. В первом случае «польза» будет выражена в виде пятерки в зачетке, а во втором — в наполнении своей жизни осмысленным содержанием.

Социологический ракурс вносит свой оттенок в общую картину о том, как и зачем мы живем. Разумеется, существуют и другие мировоззренческие системы. Многие люди опираются на философские, религиозные, астрологические представления, или просто на «здравый смысл». Решение самых земных вопросов повседневности требует определенного понимания социального. Каждому из нас приходится выбирать друзей, своего супруга, выносить суждения о том, почему люди вступают в связи друг с другом и т.д. При этом мы руководствуемся здравым смыслом. Однако он не всегда мудр, ибо в нем уживаются знания и предрассудки. Отсюда многие обыденные представления противоречивы. Вот почему люди с надеждой обращаются к научному знанию.

 

Ключевые слова

Репутация социологии.

«Уличная» социология.

«Истматовская» социология.

«Активная» социология.

 

 

1.2. Социология в системе обществознания

Современное обществознание представляет собой довольно сложную систему, включающую философию, идеологию и науку. Чем же отличается социология от других форм знания об обществе?

Социология и философия. Социология вышла из недр философии. В нашей стране эти формы социальной мысли длительное время были тесно переплетены. Сейчас происходит их размежевание. Это действительно самостоятельные формы знания. Если социология производит научное знание, то философия — мировоззренческое. Философия сильна своей всеобщностью и концептуальностью. Она составляет ядро мировоззрения человека. В этом смысле философия больше, чем наука. Социолог, осмысливая совместную жизнь людей, обычно опирается на какую-то философскую идею, которая определяет исходные подходы к изучаемой проблеме.

Вместе с тем, философия в силу своей умозрительности способна решать лишь «вечные» вопросы человеческого бытия, т.е. вопросы, не имеющие ответа. Когда же требуется рассмотреть конкретный вопрос, то попытки умозрительного его решения демонстрируют свою ограниченность.

Социология, используя разнообразные методы научного познания, осмысливает общественную жизнь не как общую абстракцию, а как реальность. При анализе какого-либо социального явления она стремится исследовать конкретные механизмы, зависимости, связи, влияющие на изучаемый предмет. Все это позволяет социологии не только преодолеть умозрительность, но и существенно сузить возможности проявления субъективизма в понимании общественных явлений, повысить уровень доказательности полученного знания.

Социология и идеология. Идеология, являясь теоретическим выражением социального интереса какой-либо большой группы людей, представляет собой умозрительную модель общества, на основе которой оценивает реальные события. Социология же их изучает. Если идеология ориентирована на интерес, то социология — на истину. Задача социологии — доказывать, а не убеждать. Поэтому она не может непосредственно воздействовать на массы. Но призванная на службу пропаганды, социология способна совершенствовать ее практику.

Социология и социальные науки. В отличие от антропологии и психологии, политической и экономической науки, этнографии и др., социология изучает общество в целом, в единстве всех его сторон. Как это понимать?

Для социологии нет специально отведенной области жизни общества. Для нее характерно стремление познать природу социальных связей между людьми, по поводу чего бы они не возникли: политики, экономики, права и т.д. Речь идет об изучении всеобщих социальных свойств, независимо от отдельных сфер жизни общественного организма.

Компетентный врач, прежде чем диагностировать конкретную болезнь пациента, как правило, знакомится с историей его жизни, исследует весь организм в целом. Именно эту роль и выполняет социология в системе обществознания. Все частные явления и процессы она анализирует с точки зрения их места и значения в интеграции целостного социального организма. Когда социолог бросит взгляд на экономику, его будет интересовать не прибыль, а то, какую роль она играет в функционировании общества в целом.

Исследуя конкретную сферу общественной жизни, социолог стремится выяснить, как здесь преломляются общесоциальные свойства, связи, механизмы. Причем он это делает с точки зрения, интересов людей, их потребностей, предпочтений, ожиданий. Достигается это благодаря широкому использованию понятий, выработанных системой обществознания. Из философии пришли в социологию такие понятия, как общество, ценности, прогресс, из экономической науки — капитал, товар, прибыль, из юриспруденции — институт, статус и т.п.

 

 

Ключевые слова

Система обществознания.

Философия.

Идеология.

Социальные науки.

 

 

1.3. Научный статус социологии

Является ли социология наукой? Для того, чтобы убедиться в этом, надо разобраться в трех вопросах. Во-первых, что собственно мы изучаем? Иначе говоря, что такое общество? Этот вопрос касается объекта познания, т.е. того, что противостоит нам в качестве объективной социальной реальности.

Во-вторых, на каком основании мы можем утверждать, что получили достоверные сведения об обществе, т.е. сумели воспроизвести его в системе теоретических понятий? Здесь речь идет о предмете исследования, т.е. о тех закономерностях изучаемого объекта, которые являются специфическими для социологии.

Наконец, в-третьих, что нужно сделать для получения этого знания и как проверить его правильность? Данный вопрос решается с помощью метода социологии, который должен гарантировать научность ее предмета.

Казалось бы, проблема научного статуса социологии решается просто. Это наука об обществе. Такое определение вытекает из самого термина «социология», который происходит от латинского слова societas — общество и греческого logos — учение. Однако данного утверждения недостаточно. Ведь любая социальная дисциплина в качестве своего объекта имеет не общество вообще, а различные формы его проявления. Такой формой является социальная жизнь общества. Это область совместного бытия (события) людей, отличного от экономического, политического, духовного. В центре социальной жизни находится взаимодействие людей. Своеобразие социологии выражается в том, что она изучает общество над особым углом зрения — сквозь призму социальных явлений, процессов, отношений, составляющих основное содержание социальной реальности — социума как объекта исследования.

Причина, по которой феномен социального дал толчок возникновению социологии, кроется в трех способах отношений, с помощью которых человек может овладеть тем, что его окружает. Один хотел бы объяснить социальный процесс, происходящий у него на глазах. Другой — понять его значение для людей, третий желал бы изменять этот процесс. Благодаря этим трем мотивам в социологии возникли различные направления, которые не отрицают, а взаимодополняют друг друга.

Первое направление, трактующее общество как нечто, находящееся вне отдельных людей, опирается на непредвзятое наблюдение социальных фактов. Это эмпирический подход в познании, в соответствии с которым исследователь должен уметь собирать факты и строить из них свои теории. Второе направление можно назвать теоретическим. Такой подход утверждает, что человеческий разум способен сконструировать понятие и при его помощи понять действительность. Наконец, третье направление как бы объединяет два предыдущих. Для исследователя это означает, что в качестве объекта анализа может быть не только социум, но и представления (понятия) о нем. Такой подход называют диалектическим.

Исходя из сказанного, можно дать следующее определение предмета: социологияэто эмпирическая и теоретическая наука о закономерностях социальной жизни современного общества как целостной системе, проявляющейся во взаимодействии, сознании, поведении людей и их общностей. Рассмотрим это определение.

Итак, социология есть теоретическая и эмпирическая наука одновременно. Это означает, что в ней теория опирается не на умозрительные модели, а на систематизированные наблюдения социальной действительности, поддающейся квантификации, измерению, точным методам анализа.

Вторая часть определения подчеркивает, что социология — наука о современном, т.е. гражданском, обществе. Она изучает общество в его актуальном состоянии: здесь и сейчас. Предмет этой науки связан не просто с социумом, взятым вне времени и пространства, а с конкретно-историческим социальным организмом.

Следующая часть дефиниции — целостная система. Это важный отличительный признак социологии. Принцип системности выступает организующим началом социального познания. Он позволяет представить общество как органическую целостность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.

Наконец, последняя часть определения возводит социальную мысль от общества к человеку. Реальная деятельность, живое общение, сознание и поведение отражают все многообразие жизни человека как общественного существа, выступают чутким показателем состояния и тенденций изменения социального организма.

Человек — исходный и конечный пункт социального познания. Здесь требуются пояснения. Ведь социология — это наука об обществе. Однако познание общества, тех процессов, которые в нем протекают, начинается с проявлений самой социальной жизни, т.е. с действия, акта человеческой деятельности. Причем с акта, имеющего общественное значение, а не с любого поступка индивида. Совокупность действий людей образует социальный процесс. Таким образом, двигаясь от отдельных поступков человека к социальным процессам, мы обнаруживаем тенденции функционирования и развития целостного общественного организма.

Широко используя понятия обществознания, социология выработала свою концептуальную схему социальной реальности, отражающую внутреннюю логику этой науки, конкретизирующую характеристику ее предмета и метода.

Как уже говорилось, исходной, наиболее общей категорией социологии выступает понятие «социальное». Первоносителем социального качества является человеческая «личность». Каждая личность занимает определенное положение в обществе. Эта позиция называется «статусом». Быть женщиной, русской, православной, дочерью, студенткой, спортсменкой значит занимать социальный статус. Любой статус включает права и обязанности. Студент, например, обязан аккуратно посещать занятия. Он имеет право пользоваться библиотекой, компьютером и т.п. Модель поведения, соответствующая правам и обязанностям, закрепленным за данным статусом, именуется «ролью». Всю жизнь человек обучается правильно исполнять социальные роли. Этот процесс называют «социализацией».

Социализация опосредует взаимосвязь и взаимодействие личности и общества. Категория «общество», заимствованная из философии, слишком сложна и абстрактна. Для ее конкретизации в социологии выработано целое «гнездо» понятий. Центральное место занимает понятие «социальная структура». Она складывается из совокупности статусов. Когда статусы заполняются людьми, они образуют «социальные общности»: этнические, исторические, поселенческие и др. Детальное изучение общностей предполагает выделение малых и больших «социальных групп». Иная версия строения общества описывается понятием «социальная стратификация». Дело в том, что люди соединяются не только по горизонтальной, но и по вертикальной оси социума. В этом случае они образуют страты, слои, сословия, отличающиеся друг от друга по признаку неравенства.

Строение общества можно сравнить с пчелиными сотами в улье. Социальные соты (статусы) плотно подогнаны друг к другу и представляют собой функциональную взаимосвязь социальных статусов. Выполняя свои обязанности, студент вступает в определенные отношения с преподавателем, а тот — с деканом, ректором и т.д. Социальная структура, статусы, функции и отношения дают статическую картину общества. Динамизм общественной жизни проявляется в «социальном взаимодействии» людей, исполняющих разнообразные роли. Взаимодействие осуществляется в формах сотрудничества, соперничества, конфликта и других «социальных процессов».

Чтобы упорядочить эти процессы общество выработало ряд механизмов социальной регуляции. Один из них — «культура». Она представляет соки совокупность социальных норм и ценностей, традиций и обычаев, определяющих поведение людей. Надзирает за этим механизм «социального контроля». Систему культурных норм и ценностей (предписаний поведения) он дополняет санкциями (поощрениями и наказаниями), стимулирующими соблюдение предписаний. Для удовлетворения фундаментальных потребностей общества созданы «социальные институты» и «социальные организации». Они стандартизируют взаимодействие людей и тем самым образуют «социальную систему общества». Такова в общих чертах предметная область социологии.

Ключевые слова

Социология.

Научный статус.

Объект социологии.

Предмет социологии.

Метод социологии. Подход эмпирический.

Подход теоретический. Подход диалектический.

1.4. Структура социологического знания

Особое место социологии в системе обществознания, выработанные ее подходы к исследованию общественной жизни во многом определяют структуру социологического знания.

Прежде всего выделяются макро- и микроуровень. На макроуровне анализируются общество в целом, его структура, основные компоненты. Макросоциологические теории исходят из того, что лишь познав общество в целом, можно понять личность. Для исследования макросоциальной реальности в качестве основных методов используются анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение, сравнение и т.д.

На микроуровне изучаются межличностные отношения, внутренние механизмы поведения людей.

Сторонники микросоциологических теорий отстаивают идею о том, что именно повседневное взаимодействие людей (интеракция) есть первооснова социальной жизни. Соответственно используются более точные методы исследования, такие как наблюдение, эксперимент, опрос и др.

В структуре социологического знания выделяются также теоретический и эмпирический уровни. Длительное время эти две составляющие социологии развивались параллельно, не проявляя интерес к сближению. Сторонники эмпирической социологии свою задачу видят в том, чтобы бесстрастно описывать собранные факты, группировать, классифицировать их. Те, кто придерживается теоретической социологии, полагают, что факты сами по себе бессмыслены. Лишь теоретическая модель способна логически объединить эти факты, дать им смысловое объяснение.

Но теория, если не сдерживается отрезвляющим влиянием фактов, стремится обогнать ветер. Она становится настолько сложной, что ее невозможно проверить имеющимися методами. Эмпирическим исследованиям, когда они независимы от теории, свойственна тенденция заниматься тривиальными проблемами. Основываясь на предположениях здравого смысла, они зачастую не дают нового научного результата.

Можно выделить еще одну разновидность структуры социологического знания, включающую фундаментальный и прикладной уровни. Первый уровень связан с выявлением закономерностей функционирования и развития общества. Отвечая на вопрос «что познается?», фундаментальная социология решает гносеологические задачи. Второй уровень связан с преобразованием социальной действитель­ности. Отвечая на вопрос «для чего познается?», прикладная социология решает практические зада­чи. Деление это условно, ибо речь здесь идет лишь о преимущественной ориентации социологии.

Таким образом, уровни социологического знания различаются по трем основаниям: по широте охва­та изучаемых явлений (макро- и микросоциологи­ческий уровни знания); по степени обобщения изу­чаемого материала (теоретический и эмпирический уровни знания); по ориентации социологии (фунда­ментальный и прикладной уровни знания). Как вид­но, в любом случае мы имеем двухуровневую струк­туру социологического знания.







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 1065. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия