Студопедия — ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ 6 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ 6 страница






Внутренняя форма деятельности скрыта от окру­жающих людей, она формирует готовность личности к какому-либо действию. Действия человека все­гда осмыслены. Важную роль в этом играют мотивационный и диспозиционный механизмы.

Мотивационный механизм складывается из вза­имодействия потребностей, интересов, ценностных ориентации, которые преобразуются в цель деятель­ности.

Потребность — состояние живого организма, вы­ражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования. Потребности — движу­щая сила человеческой активности, причина его действий.

Различают два вида потребностей: естественные и социальные. Под естественными потребностями понимают повседневные нужды человека в пище, жилище, одежде и т.д. Под социальными — потреб­ности человека в труде, культуре, т.е. во всем том, что является продуктом общественной жизни. Ес­тественные потребности составляют основу, на которой возникают, развиваются и удовлетворяются социальные.

Социальные потребности становятся актуальны­ми (насущными) лишь после того, как удовлетво­рены естественные. Если низшие (естественные) по­требности присущи всем людям в равной мере, то высшие (социальные) — в неодинаковой. Так, об­разованные и необразованные люди испытывают одинаковое чувство голода, но последние вряд ли нуждаются в творчестве. Поэтому высшие потреб­ности сильнее дифференцируют людей, нежели низшие.

Осознанные потребности преобразуются в «инте­ресы» личности. Они выражают отношение челове­ка к условиям жизни, определяют направленность его действий. Именно интерес выступает в качестве решающего мотива, мобилизующего личность бо­роться за сохранение, либо изменение своих жиз­ненных условий.

Важный элемент мотивационного механизма — ценностные ориентации. Они в значительной степе­ни предопределяют направленность социального действия личности. Ценности — это то, в чем чело­век нуждается и чего у него нет. Ценности и потреб­ности — две стороны единого целого. Если потреб­ность — побудительная сила, коренящаяся внутри человека, то ценность обозначает те внешние объек­ты, которые удовлетворяют эту потребность. В цен­ностных ориентациях конкретно проявляются ин­тересы личности

Интересы и потребности личности, преломляясь через ценностные ориентации, формируют внутрен­ние побудители, которые называют «мотивами» де­ятельности. Они выполняют функцию смыслообразования, т.е. придают смысл отдельным действиям, целям, условиям их достижения. Так складывается механизм мотивации, назначение которого — дос­тижение определенной цели.

Цель — осознанный образ предвосхищаемого дей­ствия. Термин «цель» применим только к челове­ку. Если животные руководствуются лишь потреб­ностями, то человек еще и мотивами. Строго гово­ря, мотив — осмысленное действие, а потребность — всего лишь ощущаемое состояние организма, не имеющее субъективного смысла.

Диспозиционный механизм также связан с внут­ренней формой человеческой деятельности. Диспо­зиции (от лат. diaposito — расположение) — это комплекс предрасположенностей человека к воспри­ятию условий деятельности и к определенному по­ведению в этих условиях. Данный механизм скла­дывается из взаимодействия мотивов и стимулов, в результате чего формируются диспозиции личнос­ти, фиксируемые в ее установках.

Если мотивы — это внутренние побудители к дей­ствию, то стимулы — внешние, т.е. объективные факторы, вызывающие ориентации человека или ус­тановки. Установка предшествует действию челове­ка и выражает его предрасположенность, готовность поступать определенным образом относительно дан­ного объекта.

Социальные установки рассматривают как иерар­хическую систему диспозиций, которая выступает регулятором поведения личности. Выделяются четыре уровня диспозиций: 1) готовность к простей­шему действию (элементарные установки); 2) готов­ность к действию на основе оценок определенных ситуаций (ситуационные установки); 3) готовность к действию в рамках общей направленности жизне­деятельности личности (установки — ценностные ориентации); 4) готовность к действию, исходя из концепции жизни личности (установки — интересы).

Начиная со второго уровня, установки приобре­тают сложную структуру, включающую следующие компоненты — эмоциональный (оценочный), ког­нитивный (рассудочный) и собственно поведенческий (готовность действовать). Указанным диспозициям соответствуют четыре уровня социального поведе­ния личности. Первый — простая реакция на воз­действия внешней среды. Второй уровень образует целенаправленные акты, подчиненные представле­нию о том, какой должен быть достигнут резуль­тат. К третьему уровню относится определенная последовательность поступков людей, преследующих отдаленные цели. На четвертом уровне происхо­дит реализация жизненных целей.

Таким образом, мотивационный и диспозиционный механизмы личности позволяют понять субъек­тивную детерминацию ее поведения. Функциони­рование описанных механизмов — это внутренний, непосредственно ненаблюдаемый аспект деятельно­сти личности.

Внешне (физически) наблюдаемые поступки лю­дей составляют поведенческий аспект деятельнос­ти. В чем заключается разница между деятельнос­тью и поведением? Деятельность включает осознан­ные цели и действия. Она совершается ради какой-либо награды, выполняющей функцию внешнего стимула, например, заработка или повышения в должности. Поведение чаще всего не преследует никакой цели. Но поведение есть намерения и ожи­дания, есть потребность и мотивы. В отличие от стимулов, как уже говорилось, мотивы относятся не к внешним, а к внутренним побудителям.

Человеческая деятельность эффективна в том слу­чае, когда ее структурные элементы интегрирова­ны, находятся в тесном взаимодействии, образуют целостную систему. Однако эта целостность вовсе не означает, что между отдельными элементами деятельности невозможно рассогласование. Бывает, что человек думает одно, говорит другое, а делает третье.

Почему так происходит? Специалисты полагают, что внешняя, поведенческая сторона деятельности имеет свою логику, а внутренняя, сознательная — свою. И вполне возможно, что с точки зрения пове­дения деятельность человека выглядит противоре­чиво, а с точки зрения сознания — последовательно.

Профессор А.И. Кравченко поясняет это на сле­дующем примере. Человек осознает, что на пред­приятии скверные условия труда (факт сознания), но он не уходит с этого предприятия (реальный факт). Видимо, человек рассуждает следующим об­разом: если я покину предприятие, то вряд ли где-то найду работу; протестовать нельзя — со мной легко расправятся; я понимаю, что в таких услови­ях быстро испорчу здоровье, но личная жизнь не сложилась, так стоит ли долго тянуть. Его ценност­ные представления и мотивы не соответствуют со­держанию потребностей.

Такого рода расхождения берут начало как в лич­ности, так и в обществе. Во-первых, личность не всегда адекватно осознает свои желания. Осознан­ные желания неадекватно вербализует (оформляет мысли в слова). Вербализованные мысли — неадек­ватно воплощает в действиях. Это рассогласование со стороны личности. Во-вторых, общество навязы­вает личности определенные стандарты поведения, при помощи которых оцениваются поступки людей. Однако личность далеко не все ценности усваивает одинаково глубоко. Одни ценности используются на­показ, другие — только как мотивы, оправдываю­щие поведение, а третьи так укореняются, что ста­новятся жизненными принципами. Поэтому лич­ность позволяет себе нарушать некоторые нормы, а другим — нет. Это уже рассогласование со стороны общества. Такие рассогласования могут привести к дезинтеграции личности.

Ключевые слова

Мотивационный механизм.

Потребности.

Интересы.

Ценности.

Ценностные ориентации.

Мотивы,

Цель действия.

Диспозиционный механизм.

Диспозиции.

Стимулы.

Установки.

3.6. Девиантное поведение

Девиантное поведение — это отклонение от обще­принятых норм. Под «нормой» в социологии пони­мают меру дозволенного или обязательного. Мера обязательного фиксируется в законодательных актах, а дозволенного -закрепляется традициями, обычаями, этикетом. Нормы облегчают жизнь человека в обще­стве, они помогают взаимодействию людей, способ­ствуют слаженному выполнению функций соци­альных институтов.

Одна из первых попыток объяснить девиантное (отклоняющееся) поведение принадлежит Э. Дюрк-гейму в его концепции аномии. Под аномией он по­нимал состояние общества, в котором образуется нор­мативный вакуум, когда старые нормы обесцени­лись, а новые еще не утвердились. Б результате воз­растают девиации, в частности преступления и самоубийства.

Р. Мертон, который также изучал аномию, но уже в стабильном обществе, разработал свою систему классификации девиантного поведения. Он выделил пять моделей социальной адаптации личности к об-щелринятым нормам в зависимости от того, при­знают ли люди господствующие ценности и следу­ют ли они правилам их достижения: конформизм, инновация, ритуализм, ретризм, мятеж.

Лишь конформизм не является девиантной моде­лью поведения (личность разделяет ценности обще­ства и достигает их легальными средствами). В дру­гих случаях личность либо обходит писаные и не­писаные нормы (инновация), либо не признает цен­ности своего общества, но соблюдает его предписа­ния (ритуализм), либо проявляет равнодушие к це­лям и нормам, отстраняясь от борьбы за «место под солнцем» (ретризм), либо ищет замену ценностям и средствам их достижения (мятеж).

Любая модель социальной адаптации личности к общепринятым нормам имеет позитивную и негативную формы проявления. Возьмем, к примеру, мятеж. На одном его полюсе находится политичес­кая активность, способствующая становлению норм демократического общества, а на другом — насиль­ственная преступность, порождающая криминаль­ные нормы поведения.

Следует различать девиантное и делинквентное поведение. Первое связано с нарушением неформаль­ных норм, а второе — формальных. Девиантное поведение относительно. То, что вчера считалось нормой, сегодня — отклонением, и наоборот. Де­линквентное поведение абсолютно по отношению к правовым законам. Тех, кто нарушает законы, от­носят к преступникам. Воровство, грабеж или убий­ство преследуются в уголовном порядке. Девиант­ное поведение — понятие более широкое, чем делин­квентное. Первое понятие включает в себя второе.

К негативным формам девиантного поведения от­носят не только преступления, но и «поступки без жертв», т.е. действия, жертвами которых являются сами субъекты действия: пьяницы, наркоманы, про­ститутки. Причины таких поступков коренятся не только в сфере воспитания, но и в других областях общественной жизни.

Например, исторические корни пьянства усмат­ривают в тяжелых и напряженных условиях труда. Самый простой способ расслабления — алкоголь. Ком­пенсаторную функцию выполняют также наркоти­ки. Однако последствия их употребления еще более разрушительны. Наибольшее распространение нар­комания находит в молодежной среде. Бедность, труд­ности в получении образования и работы, создании семьи толкают юношей и девушек к «самозабвению». Примерно такие же причины проституции. Чаще все го этим «промыслом» заняты молодые женщины из бедных семей, приехавшие в индустриальный центр с надеждой «устроиться в жизни».

К негативным девиациям также относят откло­нения, не противоречащие общепринятым нормам. Это — азартные игры, аутизм (затворничество), нар-циссизм (самолюбование), фанатизм и самоубийство. Азартные игры являются формой ухода человека от реальной действительности. Современный способ азартного времяпрепровождения, не развивающего личность, — компьютер. Аутизм связан с затрудне­нием социальных контактов, в результате чего лич­ность замыкается в одиночестве. Нарциссизм — де­монстративная форма привлечения внимания соци­ального окружения к собственной персоне. Нередко «нарциссы» доводят свое поведение до эпатажа (шо­кирующего впечатления). Фанатизм является сле­пой приверженностью какой-либо идее или идолу.

Чуть подробнее расскажем о самоубийстве. Ана­лиз социальных причин этого явления принадле­жит Э. Дюркгейму, который на основе статистики пытался провести замеры счастья в обществе. Он полагал, что чем больше людей добровольно уходят из жизни, тем больше в обществе страданий и мень­ше счастья. Французский социолог вывел законо­мерность: по мере индустриального развития обще­ства страданий становится больше.

Как уже отмечалось, наряду с негативными су­ществуют и позитивные формы социальных откло­нений. Творчество, принципиальность — качества личности, вызывающие одобрение окружающих. Одаренные природой люди посвящают свою жизнь искусству, науке, изобретательству. Плодами их творчества пользуются многие почитатели. Однако образ жизни гениев непонятен простым смертным. Одни из них отказываются от семьи, бытового ком­форта, другие, наоборот, капризны, придирчивы, ра­сточительны.

Большинство людей ведут себя довольно гибко, приспосабливаясь к любой ситуации. Вместе с тем, есть и такие, которые ни при каких обстоятельствах не изменяют свои убеждения, отстаивают собствен­ные принципы, рискуя при этом быть не только не­понятыми, но и лишенными элементарных благ. Принципиальная личность чаще всего неудобна для окружающих. Их высмеивают, стремятся от них из­бавиться. Однако именно такие люди удерживают социальные структуры и организации от распада.

Следует подчеркнуть, что борьба с девиациями нередко перерождается в действия против разнооб­разных чувств, мыслей, поступков. Причина за­ключается в том, что резкие отклонения от средней нормы как в положительную, так и в отрицатель­ную стороны угрожают стабильности общества, а это ценится превыше всего. Подсчитано, что группы людей с максимально одобряемым и максимально неодобряемым поведением составляют примерно по 10—15% общей численности населения, 70% — люди, не имеющие 'существенных девиаций. Поэто­му девиантность нельзя путать с разнообразием.

Социологи установили следующие закономерно­сти реакции общества на девиации:

1. Если девиации наносят личный ущерб, то они наказываются обществом в меньшей степени, чем нарушения норм, приносящие коллективный вред.

2. Если девиация угрожает жизни человека, то она наказывается сильнее, нежели ущерб обществен­ному порядку.

3. Минимальные неодобряемые девиации перено­сятся обществом спокойнее, так как считаются слу­чайным событием, которое может произойти со вся­ким человеком.

4. Границы терпимости общества к девиациям неодинаковы в разных культурах или в разных си­туациях, принадлежащих одной и той же культуре.

Ключевые слова

Норма.

Аномия.

Конформизм.

Инновация.

Ритуализм.

Ретризм.

Мятеж.

Девиантное поведение.

Делинквентное поведение.

Негативная девиация.

Позитивная девиация.

3.7. Социализация

Процесс подключения личности к нормам соци­альной жизни посредством усвоения ею ценностей, установок и образцов поведения называется социа­лизацией. Социализация играет большую роль в жизни личности и общества. Для личности она оз­начает возможность полнее реализовать свои задат­ки и способности, обеспечив тем самым собственное благополучие. Для общества — самовозобновляемость. Именно социализация позволяет новой гене­рации людей занять место старшего поколения, пе­ренять их опыт, умение, ценности, т. е. сохраняет общественную жизнь как таковую.

Для социализации характерны два взаимосвязан­ных процесса — адаптация и интериоризация. Пер­вый означает приспособление человека к внешним социальным условиям, к ролевым функциям, пра­вилам взаимодействия с людьми. Второй процесс связан с включением во внутренний мир человека социальных норм и ценностей.

Социализация обусловлена биологическими и культурными ограничениями. Биологические харак­теристики — первый фильтр отбора возможных ва­риантов поведения. Человек, например, не имея крыльев, летать не способен и учить его этому бес­полезно. Другим фильтром служит культура, кото­рая из всего спектра биологически возможного по­ведения отбирает лишь определенные образцы. Так, случайные половые связи людей в принципе воз­можны, однако у общества есть что сказать своим гражданам по поводу допустимого сексуального по­ведения.

Такого типа образцы поведения составляют куль­турный идеал личности, т. е. комплекс предписа­ний, каким должен быть человек. Он внушается индивиду в процессе воспитания, в ходе контроля за его поведением со стороны окружающих людей.

В социологии принято выделять первичную со­циализацию, которая осуществляется под воздей­ствием близких родственников и охватывает пери­од детства, и вторичную — исполняемую специ­ально подготовленными людьми и занимающую вре­менной промежуток вплоть до старости.

Социализация превращает человека из существа биологического в общественное. На младенческом этапе жизни ребенок крепко привязан к матери, он проявляет послушание в обмен на какие-либо блага. В детстве важную роль играют сверстники, фор­мирующие у подростка установки на заданные из­вне требования. В юности у человека вырабатыва­ется внутренняя система ценностей, которой он ру­ководствуется в последующей жизни. В зрелом и пожилом возрасте социализация помогает человеку приобрести специфические навыки.

Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами, т. е. приобре­тением нового статуса, изменением привычного об­раза жизни.

Вступая каждый раз в новый цикл, человеку при­ходится многому переучиваться. Здесь выделяют­ся две фазы: десоциализация, когда человек отвы­кает от старых ролей, норм, ценностей, и ресоциализация, когда он осваивает новые правила пове­дения.

В процессе социализации личности формируется «социальное Я». Человек всю жизнь ищет себе со­циальное пристанище. В ходе взаимодействия с дру­гими людьми каждый из нас чувствует, что сово­купность ролей, выполняемых в семье, среди дру­зей концентрируется вокруг того, что становится нашей внутренней сущностью. Это собственное пред­ставление о самом себе называется «субъективным Я». Оно формируется уже в детском возрасте.

Содержание представлений о себе во многом за­висит от воздействия родителей, которые либо обо­жествляют ребенка, либо вырабатывают у него ком­плекс неполноценности. «Субъективное Я» может превратно показывать человеку его собственные качества. И тогда это несчастье. Если он преувели­чивает свои способности, то ощущает себя обижен­ным. Переубедить такого человека практически невозможно, так как созданное под влиянием соци­ального окружения самоощущение становится уже независимым от него.

Наряду с субъективным существует и «отражен­ное Я». Примерно так, как мы представляем свою внешность с помощью зеркального отражения, так и собственную социальную сущность мы пытаемся «увидеть»' в оценках других людей. Ч. Кули пола­гал, что «отраженное Я» состоит из трех элементов:

1) того, как воспринимают нас другие люди (я уве­рена, что люди обратят внимание на новую прическу);

2) того, как они оценивают наше поведение (по­лагаю, что им нравится моя прическа);

3) реакция на эту оценку в виде удовлетворения (я буду всегда так причесываться) или стыда (боль­ше не буду так причесываться).

Оценки окружения зачастую не совпадают с на­шими представлениями о себе, но они являются ре­шающими для поведения. Именно этим и опреде­ляется важность «отраженного Я», своеобразного контролера личности.

На процесс социализации личности оказывают воздействие жизненные уроки, которые она полу­чает в ходе осуществления типичных моделей пове­дения, проходя через систему социокультурного отбора ценностей. Иными словами, включаясь в систему общественных связей, личность получает предметное представление о том, что одобряется, а что отвергается в их социальной среде. Однако это воздействие не преднамеренное. Для обеспечения га­рантий обществом осуществляются целенаправлен­ные формы социализации посредством воспитания. Это предполагает понимание того, что: а) личнос­тью не рождаются, а становятся; б) что личность желательно сформировать с качествами, полезны­ми для общества; в) что облик человека во многом зависит от того, кто и как на него воздействует.

Важно подчеркнуть, что развитие личности про­исходит не только в результате воздействия внеш­ней среды. Большую роль в этом играют внутрен­ний мир человека, его жизненный опыт, интересы и предпочтения, его темперамент. Зачастую именно врожденные качества характера человека являются его причиной взлетов и падений.

Еще Гиппократ вывел простые типизаторы: санг­виники (оптимистичные), флегматики (медлитель­ные), холерики (ворчливые) и меланхолики (уны­лые). Современные исследователи выделяют экст­равертов, объективно ориентированных личностей, и интровертов — субъективно ориентированных.

Темперамент, врожденные свойства могут суще­ственно повлиять на судьбу человека. Очевидно, что активная личность не остановится, столкнувшись с неудачей, проявит настойчивость в достижении по­ставленной цели. И наоборот, безвольного человека выведет из строя первая осечка. Словом, темпера­мент индивида провоцирует его социальную жизнь. Следует обратить внимание еще на один момент — индивидуализированное восприятие личностью со­циальных условий. Каждый человек видит мир по-своему. Здесь сказываются и психологические особенности, и культура личности, ее ориентиры, уста­новки. Речь идет о неповторимости внутреннего мира человека, порожденного сопряжением его темпера­мента и социальных условий. Энергичный человек выбирает путь к наиболее престижной профессии, должности, развивает, тем самым, свои врожден­ные качества. Слабохарактерный — то, что попроще.

Ключевые слова

Социализация.

Адаптация.

Интериоризация.

Культурный идеал.

Первичная социализация.

Вторичная социализация.

Жизненный цикл.

Десоциализация.

Ресоциализация.

Социальное Я.

Субъективное Я.

Отраженное Я.

Темперамент.

Резюме

  • Человек — существо биопсихосоциальное. Чаще всего под природой человека ученые по­нимали некоторый комплекс основных способ­ностей, обеспечивающих индивиду удовлетво­рение естественных потребностей, активное 'приспособление к среде и сохранение жизни. Вопрос заключается в том, обусловлено ли по­ведение человека врожденными инстинктами. Поиски ответа на этот вопрос натолкнули па вывод, что источники однородности человечес­кого поведения следует искать не во врожден­ных инстинктах, а в структуре тех групп, ко­торые оказывают на индивида формирующее воздействие.
  • Психогенные качества человека как бы объе­диняют его биологическое и социальное нача­ла. По теории психоанализа в структуре личности выделяются три компонента — «Оно», «Я» и «Сверх-Я», которые находятся в сферах подсознания, сознания и сверхсознания.
  • Характеризуя человека, социология использу­ет два основных термина — индивид и лич­ность. Индивид — единичный представитель человеческой общности, объект социальных от­ношений. Личность — субъект таких отноше­ний. Обобщенное отражение совокупности со­циальных качеств личностей, входящих в ка­кую-либо человеческую общность, фиксирует­ся в понятии «социальный тип личности». Вы­деляют идеальный, нормативный и реальный типы личности.Становление рыночных отношений в нашей стране формирует конкурентно-способный тип личности. Все люди находятся на «личност­ном рынке», воспринимая себя и других как товар. Успех каждого зависит от признания личных качеств теми, кто их оплачивает. Чем бы индивид не занимался, он должен отвечать основному условию — пользоваться спросом. Но при этом человек сталкивается со своими силами, как с товаром, отчужденным от него. Такой тип личности преодолевается продуктив­ным — основной принцип которого «быть», а не «иметь».
  • Социальные качества личности проявляются в выполнении различных общественных функ­ций. Функция в единстве с положением лич­ности в обществе выражает понятие «соци­альный статус». Модель поведения личности, обеспечивающая соблюдение статусных прав и обязанностей, называется «социальной ролью».
  • По Минцбергу, ролевой набор менеджера со­держит три группы моделей поведения: меж­личностные, информационные и роли по при­нятию решений. Для успешного их исполне­ния менеджеру необходимо иметь определен­ные способности.
  • Процесс индивидуального приобретения стату­сов в течение цикла трудовой жизни описыва­ется понятием «карьера». Она напоминает био­графию человека, но отражает закономерные линии динамики статусного набора.
  • Важную роль в социальном действии личности играют мотивационный и диспозиционный ме­ханизмы. Мотивационный механизм складыва­ется благодаря взаимодействию потребностей, ценностных ориентации, интересов, конечным результатом которого является их преобразова­ние в цель личности. Диспозиционный меха­низм формируется в результате взаимодействия мотивов и стимулов, образующих диспозиции личности, фиксируемые в ее установках.
  • Девиантное поведение личности представляет собой отклонение от общепризнанных норм. Со­циология объясняет отклоняющееся поведение с помощью концепции аномии, разработанной Дюркгеймом и Мертоном. Выделяют позитив­ную и негативную формы девиаций.
  • Процесс подключения человека к нормам со­циальной жизни посредством усвоения ценнос­тей, установок и образцов поведения, на основе которых формируются социально-значимые чер­ты личности, называется социализацией. Она способствует взаимодействию людей между со­бой и обеспечивает сохранение общества. Человек становится личностью, если, во-пер­вых, приобретает культурный идеал и стремит­ся ему соответствовать; во-вторых, формирует «субъективное Я*, как основу своего поведе­ния; в-третьих, создает «отраженное Я», конт­ролируя с его помощью свое поведение. Для успешной социализации требуются ожидания, изменение поведения и желание соответство­вать этим ожиданиям.

 

 

Глава 4. Общество

Цели главы:

* Описать признаки общества.

* Объяснить междисциплинарный подход к изучению общества.

* Рассмотреть типологию обществ.

4.1. Признаки общества

По каким признакам, поддающимся социологи­ческому измерению, можно судить об обществе? Прежде всего, это территория, населенная людьми и обладающая государственными границами, О та­ком образовании обычно говорят как о стране. Тер­ритория — это экологическая ниша, обеспечиваю­щая удовлетворение жизненных потребностей чело­века. Общество неотделимо от природы, географи­ческой среды со всеми ее компонентами: климатом, ландшафтом, почвой, природными богатствами и т.д.

Территория — основа социального пространства, в котором формируются и развиваются отношения между людьми. Особенности территории определя­ют характер взаимодействия индивидов. Россия об­ладает огромной территорией, что усложняет орга­низацию действий людей (часовые пояса, транспорт­ные коммуникации, плотность населения и др.). Это порождает проблему децентрализации организаци­онных структур, рационализации взаимодействия центра и регионов. Природно-климатическое и де­мографическое неравенство территорий во мно­гом сдерживает динамику и эффективность прово­димых в стране реформ.

Другой признак общества (и страны) — население. В любой стране происходят процессы пространственной концентрации, текучести населения, миг­рации, соперничества из-за пространства, необхо­димого для удовлетворения потребностей. Измене­ние численности населения, его плотности, демо­графической структуры влияет на внутреннюю орга­низацию общества. Для современного российского общества характерен кризис популяции. В стране рождается лишь 1,2 ребенка на одну женщину. Это ведет к «старению» общества. Кроме того, мы име­ем превышение смертности (особенно мужской) над рождаемостью в 1,6 раза. Общая убыль населения за 1991—2001 гг. составила примерно 6 млн. чело­век. Если эти темпы сохранятся, то к 2015 г. нас будет на 20 млн. меньше, а к середине XXI в. в стра­не останется 100 млн. человек.

Еще один признак общества — государственное устройство. По этой причине зачастую отождеств­ляют понятия «общество» и «государство». Это не­верно: общество представляет собой естественную социальную организацию, а государство — искусст­венную политическую организацию.

О государстве как искусственном политическом конструкте-институте будет подробно рассказано в гл. 8. Здесь же отметим, что этот институт являет­ся механизмом взаимодействия власти и населения. В зависимости от типа власти (монархия, респуб­лика) в истории отношений государства и общества возникали разные ситуации: сотрудничество и про­тивоборство, господство и партнерство.

По Конституции нашей страны Российская Фе­дерация представляет собой социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное раз­витие человека. Реализация такой политики возможна лишь на принципах социального партнерства, т.е. баланса основных групп интересов: работодателей, наемных работников и государства. Механизм со­циального партнерства в нашей стране имеется, но работает он крайне плохо. Отсюда недоверие насе­ления к власти, недовольство людей государствен­ным устройством общества.

Следующий признак общества — культура. Она социализирует каждое поколение людей, включая его в сложившуюся систему отношений, подчиняет общепринятым нормам и правилам. Благодаря это­му общество становится восприимчивым к прогрес­сивным формам жизни, оно обновляется и развива­ется. И сами люди посредством языка, информа­ции, традиций и обычаев тяготеют к обществу. Куль­тура позволяет им использовать привычные образ­цы поведения, следовать устоявшимся принципам, создает атмосферу духовного единения.







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 1001. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия