ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ 10 страница
В теории социальной стратификации сложились Два принципиальных направления: функционалистское и конфликтологическое. Первое — выявляет общие интересы членов общества, второе — фокусирует внимание на различии интересов. Конфликтологическое направление подчеркивает доминирующую роль в системе стратификации отношений собственности, и власти. Такая логика описания неравенства приемлема для транзитивного, переходного общества, переживающего революции и реформы, поскольку изменение социальной структуры определяется институтом государства и собственности. От того, кто и на каких условиях контролирует ресурсы, зависит характер высших, средних и низших слоев общества. Функционалистское направление рассматривает стратификацию как результат разделения труда, полагая, что неравенство определяется значимостью функций, выполняемых в обществе. Их выполнение может быть для индивида легким или трудным, приятным или неприятным. Оно может требовать от человека больших или меньших усилий, знаний и навыков. Вместе с тем и сами люди разнообразны — талантливые и не очень, работоспособные и ленивые, здоровые и больные, обученные и необученные и т.д. Отсюда задача: так разместить индивидов в обществе, чтобы наиболее сложные функции выполнялись самыми одаренными, умелыми и компетентными лицами. Общество формирует механизм, обеспечивающий более широкий доступ к наиболее ценным благам тем, кто выполняет функции, особо важные для людей, требующие основательной предварительной подготовки. Это способствует конкуренции между индивидами за право выполнять данные функции, стремлению занять определенное общественное положение. Существуют правила стратификации. Каждая страта (слой) включает только тех людей, которые имеют хотя бы примерно одинаковые доходы, власть, образование и престиж. Их можно подвергнуть измерению. Доход измеряется деньгами, полученными индивидом в течение определенного времени. Доходы, как правило, используются для поддержания жизни. Если денежные поступления избыточны, они накапливаются и превращаются в богатство. А богатство можно передавать по наследству. Власть измеряется количеством человек, на которых распространяется влияние конкретного лица. Власть Президента России распространяется на 148 млн человек, а главы семьи — на 2—3 человека. Суть власти — в способности навязывать волю людям вопреки их желанию. Обладание властью определяет место человека в социальной иерархии. Образование измеряется числом лет обучения в средней или высшей школе. Доступ человека к образованию имеет важные последствия для возможностей продвижения к наиболее высоким стратам общества. Престиж — это общественная оценка статуса, должности или профессии. Престиж как бы встроен в общественное положение: занимая его, индивид получает и соответствующую этому месту оценку. Для определения положения по их престижу применяются специальные шкалы. Места разных положений на престижной шкале обозначаются термином «ранг». От ранга мест зависит доступ их обладателей к дефицитным благам. Так, наилучшее вознаграждение и, следовательно, самый высокий ранг получают те положения, которые, во-первых, имеют наибольшее значение для общества и, во-вторых, требуют большего, чем другие, таланта и более длительного обучения. Первый критерий зависит от того, какую функцию должен выполнять обладатель положения, второй — от дефицита кадров. Различным положениям общество придает разнообразные виды вознаграждения, которые имеют одну функцию: мотивировать индивида прилагать усилия для достижения того или иного положения и для его удержания за собой. Если каждого человека подвергнуть измерению в этих четырех шкалах социальной стратификации, в результате можно получить распределение рангов в виде определенной фигуры: пирамиды или ромба. Проиллюстрируем это положение на примере стратификационных фигур (схема 5.2). Схема 5.2 Профиль стратификации России и США
Эти две фигуры показывают, что в обществе всегда имеется меньшинство, занимающее ранги ближе к вершине. Однако в пирамидальной фигуре, кроме того, сравнительно немного людей обладают средними рангами, а масса населения низшими. В противоположность этому ромбовидная фигура характеризуется пропорционально большей концентрацией в средней части социальной иерархии, чем низшей. Американское общество, как многие другие, эволюционировало от пирамидального профиля стратификации к ромбовидному. По мере развития специализации в разделении труда и повышения уровня квалификации в нем увеличилась доля лиц, обладающих средним рангом. Очевидно, что если и наша страна в результате проводимых реформ будет эволюционировать к гражданскому обществу с рыночной экономикой и правовым государством, то все большее число людей в ней будет принадлежать к средним рангам. Трансформация пирамидальной стратификационной фигуры российского общества ^ ромбовидную будет означать постепенное расширение возможностей для лиц, находящихся в низшем слое. Пока же современная Россия еще далека от идеальной модели равенства возможностей, потому что в стране слишком велика степень невостребованности наиболее способных и квалифицированных работников. Уровень образования и квалификации у нас противоречит уровню заработной платы, которая совсем не совпадает с реальным уровнем доходов. Несмотря на признание общей неопределенности, отечественные социологи отслеживают тенденции неравенства и бедности. Как уже отмечалось, неравенство характеризует неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества — дохода, власти, образования и престижа — между различными слоями населения. Основным измерением неравенства выступают деньги. Если по этому показателю определить профиль стратификации нашего общества, то с небольшими процентными колебаниями он будет выглядеть так, как это показано на схеме 5.3. Как видно из схемы, 35% россиян находятся за порогом бедности — ниже прожиточного уровня. Эти люди не способны удовлетворить свои естественные потребности в пище, жилище, одежде. Они находятся на грани биологической выживаемости. Еще 30% населения относятся к малообеспеченным. Фактически это тоже бедняки, потому что все свои деньги они тратят на питание. Бедными людьми можно считать и 20% среднеобеспеченных, затрачивающих на питание лишь треть своих денег. Схема 5.3 Пирамида бедности
5% — богатые 10% — обеспеченные 20% — среднеобеспеченные 30% — малообеспеченные 35% — бедные
Надо отличать абсолютную и. относительную бедность. Под первой понимается невозможность удовлетворить минимальные потребности человека, а под второй — невозможность поддерживать стандарты жизни, принятые в данном обществе. Таким образом, в нашей стране сложилась пирамида бедности. Бедность — это не только экономическое, но и социокультурное состояние, отражающее особый образ и стиль жизни людей, их ментальность, культуру и т.д. Ключевые слова Слой. Страта. Стратификация. Стратификационный профиль. Доход. Власть. Образование. Престиж. Ранг. Бедность. 5.7. Социальная мобильность Перемещение людей в иерархической структуре общества, связанное с изменением их статуса, называется социальной мобильностью. Различают два вида мобильности — межпоколенная и внутрипо-коленная, и два основных типа — вертикальная и горизонтальная. Межпоколенная мобильность определяется сравнением социального статуса родителей и их детей. Например, сын рабочего становится менеджером. Внутрипоколенная мобильность предполагает сравнение социального статуса одного и того же индивида на протяжении его жизни. Например, менеджер становится начальником цеха, потом директором завода и, наконец, министром. Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страны в другую по восходящей или нисходящей линии. Например, повышение или понижение в должности. Горизонтальная мобильностъ показывает переход из одной страты в другую, расположенную на том же уровне. Например, передвижение из родительской семьи в свою собственную. Выделяют и формы социальной мобильности — индивидуальную и групповую. Как правило, групповая мобильность возрастает в период коренных изменений общественного строя. Так, в современной России нарождающийся слой предпринимателей расширяет свои позиции, претендуя на право занимать верхние этажи стратификационной структуры. Одновременно поднимается новая политическая элита, взращенная соответствующими партиями. Экономический кризис, вызывая массовое падение уровня материального благосостояния, безработицу, резкое увеличение разрыва в доходах, становится причиной значительного увеличения обездоленной части населения. По нисходящей линии перемещаются профессиональные группы военно-промышленного комплекса, работники нерентабельных предприятий. В стабильном обществе перемещения по вертикали обычно носят не групповой, а индивидуальный характер. Речь идет о прохождении личностью установленных ступеней в иерархизированной системе, т.е. о карьере. Она выражается в приобретении каждый раз более высокой должности, престижа, дохода, власти и т.д. Карьера может быть, ограничена рамками одного слоя, а также вести человека от низшего слоя к высшему. Однако бывает и наоборот. Разорившийся предприниматель скатывается вниз, теряя не только престижное место в обществе, но и возможность заниматься привычным делом. Такой процесс называется «деградацией». Функцию социальной циркуляции в обществе выполняет ряд институтов. Так, образование, выступая в роли социального лифта, позволяет наиболее способным подняться на высшие этажи стратификационной структуры. Политические партии формируют властную элиту. Институт семьи осуществляет перемещение даже при отсутствии особых способностей. Но этого недостаточно. Чтобы закрепиться в новой страте, необходимо принять ее образ жизни, строить свое поведение в соответствии с принятыми правилами. Адаптация к новой среде требует психологической перестройки. И если это не удается, человек может оказаться изгоем в том слое, куда он стремился, или в котором оказался волею судьбы. Вот почему, советует профессор Г.В. Пушкарева, прежде чем пуститься в трудный путь на вершину иерархии, надо четко разобраться в трех вопросах: 1) на каких принципах построена стратификационная структура общества? Если она опирается на богатство, подумай о наличии у тебя предпринимательской жилки, способен ли ты быстро сколотить состояние. Если — власть, лучше заняться политической деятельностью. Если и то и другое — значит, у тебя есть выбор; 2) каким «социальным лифтом» воспользоваться? Для политической карьеры следует начинать с активной работы в партии, для профессиональной — упорно учиться, для получения богатства можно положиться на удачу. Если всем этим заниматься не хочешь, попытайся вступить в удачный брак. Успех придет не к каждому, а лишь к наиболее талантливому, трудолюбивомуили удачливому; 3) готов ли ты к новой жизни? Сумеешь ли органически включиться в новый слой, принять его нормы, правила, требования? Если ты не возьмешь социокультурный барьер, который возводит вокруг себя страта, ты навсегда останешься чужаком. Если у тебя есть положительный ответ на эти вопросы — дерзай. Если нет — подумай, стоит ли бороться. Ключевые слова Мобильность социальная. Мобильность межлоколенная. Мобильность внутрипоколенная. Мобильность вертикальная. Мобильность горизонтальная. Мобильность групповая. Мобильность индивидуальная. Резюме · Строение общества можно описать четырьмя разными способами: 1) на социетальном уровне; 2) на институциональном уровне; 3)на социальном уровне; 4) на уровне личности. · Социальная структура — есть оформленная система различий в положении, условиях жизни, способах существования людей и соответствующих отношений между ними, отражающих относительно устойчивые, повторяющиеся связи и порядок взаимодействия индивидов. · Социальная общность — это реально существующая совокупность людей, которые связаны общим интересом, находятся в прямом или косвенном взаимодействии, разделяют единый образ жизни. · Существуют следующие разновидности общностей: не имеющие структурной организации (публика, толпа, социальный круг, маргиналы, человечество); этнические (семья, клан, племя); исторические (народность, нация); территориальные (страна, деревня, город, регион); религиозные, тендерные и др. · Группа — это социальное образование взаимодействующих людей, разделяющих общую цель, поддерживающих стабильные ролевые отношения на основе нормативной системы поведения. · Выделяют группы большие (рабство, касты, сословия, классы), малые (первичные, вторичные, формальные, неформальные, внутренние, внешние, референтные), скрытые (группы давления, лобби, клики, мафия). Трансформационные группировки стремятся к изменению общественного строя. Как правило, они принимают форму социальных движений: реформистских, регрессивных, утопических, революционных. · Разновидностью трансформационных группировок выступает терроризм. В дополнение к национальным, религиозным и другим движениям, он как инструмент политических изменений оказывается весьма эффективным. · Управленческая команда — это коллективный субъект управления, представляющий собой группу авторитетных профессионалов, объединенных корпоративным духом во имя достижения деловых целей организации. · Социальная стратификация — это дифференциация совокупности людей на классы и слои в иерархическом ранге. Ее основа и сущность — в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влиянии среди членов того или иного сообщества. · Теория социальной стратификации обеспечивает выделение упорядоченной совокупности групп и слоев, отличающихся друг от друга определенными, важными для данного общества признаками: размером дохода, объемом власти, уровнем образования, престижа. Эта теория, рассматривая человека в роли работника и потребителя, учитывает все позиции в системе власти, которые он может иметь; все масштабы и виды объектов, которыми он может управлять; все виды и объемы благ, которые он может получить от общества. · Если каждого человека подвергнуть измерению в определенной шкале социальной стратификации, в результате можно получить распределение рангов в виде определенной фигуры: пирамиды или ромба. Эти фигуры показывают, что в обществе всегда имеется меньшинство, занимающее ранги ближе к вершине. Однако в пирамидальной фигуре, кроме того, сравнительно немного людей обладают средними рангами, а масса населения — низшими. В противоположность этому ромбовидная фигура характеризуется пропорционально большим сосредоточием в средней части иерархии, чем в низшей. · В России сложилась пирамида бедности. В эту группу людей входят 35% населения, проживающих за порогом бедности, 30% тех, У кого хватает денег только на питание, и 20% лиц, не имеющих возможности поддерживать стандарты жизни, принятые в данном обществе.
Глава 6. Социальное взаимодействие Цели главы: * Описать социальное действие. * Раскрыть содержание социальной связи. * Показать значение коммуникации. * Рассмотреть социальные процессы. * Провести анализ кризиса в российском обществе. * Объяснить механизм регуляции социальной связи. 6.1. Социальное действие В основе функционирования строения общества находится социальное взаимодействие. Для того чтобы представить общество не только в статике, но и в динамике, т.е. в живой социальной реальности нам следует обратиться к зародышу общественного организма. Если первокирпичиком структуры общества является социальный статус, то исходной клеточкой его жизни выступает социальное действие. Не всякое человеческое действие является социальным. Таковым оно становится лишь в том случае, если ориентировано на других: либо на конкретное лицо, либо на группу лиц, либо на все общество в целом. Представим житейскую ситуацию. Водитель проезжающего мимо автомобиля без злого умысла обрызгал вас грязью из лужи. Вы посылаете проклятие в его адрес. Заметив это, он останавливает машину и просит у вас извинение в надежде сменить гнев на милость. В ответ на его любезность вы прощаете ему этот поступок. Обратите внимание, в первоначальном акте водителя (обрызгал грязью) нет социального действия. После вашего проклятия, он совершает поступок с ожиданием изменения вашего поведения. Это его действие можно назвать социальным. Оно совершено преднамеренно ориентировано на вашу персону. При каких условиях человек совершает поступок с целью изменения поведения других людей? Индивиды, вступающие в контакт, интересуются теми чертами друг друга, которые могут быть использованы ими для удовлетворения своих потребностей. Если студент Иван устанавливает, что студентка Марья обладает определенными социальными качествами (знаниями, навыками, положением) или располагает определенными предметами (вещами, символами, идеями) и они могут удовлетворить его потребности, то создаются условия для того, чтобы Иван мог решиться на определенное действие, в результате которого Марья позволит использовать свои качества или вещи для удовлетворения потребностей Ивана. Это, однако, только объективное условие. Действительное совершение поступка требует, кроме того, существование у Ивана субъективной предрасположенности к выполнению конкретных действий. Социальное действие должно быть осмыслено. Поэтому понимание его сути невозможно без учета мотивации. Вспомним мотивационный механизм личности, рассмотренный в гл. 3. Любое социальное действие начинается с возникновения потребности индивида, которая придает ему определенное направление (физиологические потребности в пище, сексе или потребности в безопасности, общении, достижении определенного положения, самоутверждения и т.д.). Потребность соотносится человеком с объектами внешней среды, актуализируя конкретные мотивы. Социальный объект в соединении с мотивом вызывает интерес, развитие которого ведет к появлению у индивида цели. Этот момент означает осознание человеком ситуации и формирование у него мотивационной установки, означающей потенциальную готовность к совершению социального действия. Как правило, мотив представляет собой индивидуальную цель, воспроизводящую потребность человека и ориентацию на другого, т.е. ожидание возможной ответной реакции. Следовательно, содержание мотива определяется сочетанием этих двух начал. Т. Парсонс определил систему ориентации человека, которые обычно «срабатывают» в ходе выбора варианта действия. Это могут быть, например, альтернативы между действием исключительно в собственных интересах или с учетом потребностей коллектива (ориентация на себя — ориентация на других) и т.д. Такого рода альтернатив может быть немало и каждая из них привносит свою лепту в мучительный выбор мотива. Как видно, мотивация конкретного действия многомерна, и выработать какую-либо формулу расчета выбора мотива отдельной личностью в данной ситуации практически невозможно. Однако непредсказуемость поведения должна иметь границы допуска, укладываться в рамки социальной целесообразности. Основательно проработал этот вопрос в свое время М. Вебер. Он сфокусировал внимание на степени участия сознательных, рациональных элементов в процессе мотивации социального действия. Вебер выделяет прежде всего целерационалъное действие, которое характеризуется ясным пониманием человеком того, чего он хочет добиться, какие пути, средства для этого наиболее пригодны. Такой деятель рассчитывает положительные и отрицательные последствия своего поступка. По мере убывания рационального его действия становятся все менее понятными. Но это лишь идеальная модель социального действия. В реальной жизни оно встречается крайне редко. Чаще используется ценностно-рациональное действие, подчиненное принятым в обществе образцам в виде религиозной нормы или нравственного долга. В этом случае для индивида рационально понятой цели не существует, он ориентирован на господствующие в обществе ценности. Ценностно-рациональное действие бескорыстно. Два других вида социальных действий — аффективное и традиционное трудно даже назвать «осмысленным». Аффективное действие обусловлено чисто эмоциональным состоянием, его отличает стремление к немедленному удовлетворению страсти, жажды, мести, влечения. В традиционном действии также минимальна роль сознания. Оно осуществляется автоматически на основе глубоко усвоенных образцов поведения, перешедших в привычку. Это самая распространенная форма человеческих действий, составляющих основу социальной жизни. Социальные действия весьма разнообразны по своим конкретным проявлениям. Если лектор попросит успокоиться аудиторию, его действие заметного влияния на неугомонного слушателя не окажет. Значительно больший эффект может принести, например, укоризненный взгляд оратора в сторону этого человека. Таким образом, действия бывают эффективными и неэффективными. Действия бывают продолжительными и краткосрочными. Есть действия, влияние которых испаряется почти мгновенно, такие, например, как приветствие друзей. Другие действия оказывают долговременное влияние. Так, первый поцелуй помнится очень долго, а первый половой акт может привести к зачатию и рождению ребенка, он окажет на мать длительное воздействие. Итак, мы развязали небольшой узелок переплетенных нитей, связывающих нас с другими людьми. Надеюсь, это помогло понять начала социальной жизни. Обобщим сказанное в ключевых словах и продолжим анализ социального взаимодействия. Ключевые слова Мотивация. Действие социальное. Действие целерационалыюе. Действие ценностно-рациональное. Действие аффективное. Действие традиционное. 6.2. Социальная связь Каждый человек ощущает связи в обществе. Есть связи, которыми мы дорожим, но бывают и такие, которым не придаем особого значения. Любому индивиду, а менеджеру особенно, важно уметь выстраивать человеческие связи и отношения. Если вы хотите выйти замуж, то следует установить определенные отношения с потенциальным женихом, чтобы вызвать у него желание создать семью. Если вы стремитесь продвинуться по службе, то добьетесь этого в том случае, когда наладите необходимые контакты, отношения со своим начальником. Словом, каждый, чтобы не делал, прежде всего строит социальные связи и отношения. Если человек чего-либо достиг в жизни — это означает, что прежде всего он преуспел в социальных отношениях. Как возникает социальная связь, в чем ее смысл, в каких формах она проявляется? Люди вступают во взаимодействие, потому что зависят друг от друга. Эту зависимость мы ощущаем, когда пытаемся удовлетворить свои потребности, реализовать какие-то планы. Социальная зависимость может быть прямой, например, студента от преподавателя (ее называют интенционалъной), и опосредованной состоянием экономики страны, эффективности государства, моральных устоев (ее называют структурно-функциональной). Социальная жизнь возникает, воспроизводится и развивается именно в силу зависимостей между людьми, что создает предпосылки отношений, но не более. Отношение — это нечто большее, чем зависимость. Поясню это на примере, который часто используется экономистами. На разных концах нашей страны действуют два завода. Один из них выпускает продукцию, которая не может найти сбыта, и, естественно, терпит убытки. Другому заводу эта продукция нужна для выпуска собственных изделий, он готов за нее заплатить, но не может найти поставщика. Зависимость коллективов предприятий налицо. Но сложились ли между ними отношения? Нет, связь еще не налажена. Если они сумеют войти в прямое (или опосредованное — через биржу) взаимодействие друг с другом, можно говорить об установлении деловой связи. Таким образом, связь есть зависимость, реализованная через социальное взаимодействие. Приведенный выше пример показывает, что социальные отношения завязываются в форме контактов. Ежедневно мы сталкиваемся со многими людьми. В зависимости от интересов мы отбираем в этом множестве тех, с которыми устанавливаем социальную связь. Эта мимолетная, кратковременная связь и называется контактом. Контакты бывают опосредованными (пространственными), когда мы определяем свое поведение только тем, что знаем о существовании других людей. Контакты могут быть и неопосредованными, когда мы замечаем у людей какие-либо черты, вызывающие у нас интерес. Именно заинтересованность открывает возможность для установления социальной связи. Заинтересованность может быть взаимной и односторонней. Взаимная заинтересованность основывается на уяснении одним человеком того, что другой может быть полезным для удовлетворения каких-либо его потребностей. Например, находясь в компании, вы выделяете определенного человека, который имеет привлекательные черты или обладает предметом, вызывающим у вас интерес. В свою очередь и этот человек испытывает к вам любопытство. Так, взаимная заинтересованность создает элементарный контакт. Односторонняя заинтересованность проявляется в том случае, когда, скажем, рядовой гражданин обращается к чиновнику с просьбой оказать ему помощь. Причем это он может делать через третье лицо (секретаря), т.е. даже не наблюдая чиновника. Словом, в основе контакта находится элементарный интерес либо к личности, либо к той вещи, которой она обладает. Это единовременный акт, который партнеры вскоре могут забыть навсегда. Они не стремятся изменить поведение друг друга. Поэтому такую поверхностную форму связи можно назвать лишь социальным соучастием, но не взаимодействием. Система сопряженных действий партнеров по отношению друг к другу перерастает в социальное взаимодействие. Взаимодействие — это система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действия одного партнера являются причиной и следствием ответного действия другого. Оно отличается от действия обратной связью. Это двунаправленный процесс обмена действиями между людьми. Отличительная черта взаимодействия — социальный обмен. Люди обмениваются чем угодно; словами, жестами, материальными предметами и т.п. Обмен постоянно находится в социальном взаимодействии. Согласно теории обмена Д. Хоманса, поведение человека в настоящий момент обусловлено тем, вознаграждались ли его действия в прошлом. Он выделил четыре принципа обмена. 1. Чем выше вознаграждается то или иное действие, тем вероятнее, что оно будет повторяться. Если оно регулярно приводит к успеху, то мотивация к его возобновлению увеличивается. 2. Если награда за определенное действие зависит от каких-то условий, то, вероятнее всего, человек будет стремиться к их воссозданию. 3. Если вознаграждение велико, человек готов преодолеть любые трудности ради его получения. 4. Когда потребности человека близки к насыщению, он все в меньшей степени прилагает усилия к их удовлетворению. Принципы Хоманса «работают» по отношению к действиям не только одного человека, но и к взаимодействию людей. В общем виде социальное взаимодействие представляет сложную систему обменов, обусловленных способами уравновешивания наград и затрат. Если предполагаемые затраты выше ожидаемой награды, социальная связь теряет смысл. Однако этим не исчерпывается процесс межличностного взаимодействия. Д. Мид отрицал, что действия людей — это пассивная реакция на вознаграждение и полагал, что мы реагируем не только на поступки других людей, но и на их намерения. Мид использует специальный термин, обозначающий специальное взаимодействие, — интеракция. Он выделяет два типа действия: значимый и незначимый жест. Незначимый жест представляет собой автоматический рефлекс. Такое действие объясняется теорией обмена. Более важную роль играет значимый жест. В этом случае люди не реагируют автоматически на внешнее воздействие, а разгадывают значение поступка, прежде чем ответить на него. Для этого требуется поставить себя на место другого человека, или, говоря словами Мида, «принять роль другого». Это символическая форма социального взаимодействия. В качестве символов выступают жесты и язык. Смысл жеста, когда он разгадан, становится значимым и вызывает соответствующую реакцию другого участника взаимодействия. Например, когда стропальщик жестикулирует, смысл его взаимодействия с крановщиком понятен им абсолютно. Но жест не имеет социально закрепленного значения. Язык же формулирует универсальные понятия, облегчая взаимопонимание между людьми, делает их поведение предсказуемым.
|