Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ 13 страница





Рассмотрим теперь многообразие культур в ло­кальном аспекте. К началу XX в, в большинстве стран сложились две формы культуры. Элитарная, или высокая, культура, включающая литературу и искусство. Круг ее потребителей — высокообразо­ванная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художни­ки, писатели, музыканты. Формула элитарной куль­туры — «искусство для искусства». Такую культу­ру иногда называют «салонной». Народная культу­ра, опирающаяся на мифы, легенды, сказки, танцы и песни, принадлежала остальной части общества. Эту культуру иногда называют «фольклором». Про­дукты элитарной и народной культуры редко выхо­дят за пределы аудитории, для которой они пред-

назначались. По мере развития средств массовой информации граница между элитарной и народной культурой стала размываться. В результате появи­лась массовая культура — популярная музыка, цирк, эстрада, кино. Она понятна и доступна всем слоям населения независимо от возраста, уровня об­разования. Такая культура удовлетворяет сиюми­нутные запросы людей. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро выходят из моды. Массовую культуру иногда называют «поп-культурой» или «китчем».

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которые разделяют большинство членов об­щества, называется доминирующей культурой. По­скольку общество распадается на множество групп — национальных, демографических, профессиональ­ных, региональных — постепенно у каждой из них формируется собственная культура. Ее называют суб­культурой.

Речь идет о модификации культуры. Это означа­ет, что ядро норм и ценностей доминирующей куль­туры сохраняется. Вместе с тем, во-первых, возника­ют особые нормы, регулирующие жизнедеятельность тех или иных социально-профессиональных групп: врачей, учителей, военнослужащих, работников транспорта и т.п. Во-вторых, появляются мировоз­зренческие, идеологические различия в понимании перспектив общественного развития (идеология бур­жуазии, рабочего класса и др.). В-третьих, складыва­ются стилевые особенности, выражающие специфи­ку образа жизни какой-либо социальной общности.

Такие термины, как «богема», «казарма», «ком­муналка», отражают картину культурных особен­ностей разных слоев населения. Возьмем, к примеру, городскую субкультуру. Здесь преобладают анонимные., сугубо деловые» функциональные контакты в- межличностном общении, ослабевают' семей­ные связи, затухают обычаи, традиции. Все: это ве­дет к отчуждению людей, подмене дружбы отношениями выгоды, Такого; рода культуру зачастую оли­цетворяют с черствостью и бездушием.

Наряду с этим понятие «субкультура» используется и в другом смысле, как «обделенная» культура. В любом обществе имеются социальные группы, по­ставленные в неравноправное положение, лишенные4] свободного доступа к культурному наследию. В силу этих обстоятельств нормальные формы культуры за­мещаются упрощенными и даже уродливыми образ­цами. Таковы, например, субкультуры преступных группировок, наркоманов, алкоголиков, бомжей.

Сюда же можно отнести и субкультуру молоде­жи, которая создает свой жаргон (слэнг), моду, му­зыку, нравственный мир. Ее особенности объясня­ются отсутствием у молодых людей экономической и социальной самостоятельности. Вот как характе­ризует Н. Смелзер субкультуру девочек-подростков с окраины Лос-Анджелеса. Это суперматериалистич­ные девчонки, для которых молодость приятнее, чем старость. Они следукЗт определенным правилам по­ведения: носят модные мини-юбки, белые туфли без каблуков и галстук-бабочку. Кроме того, у них осо­бый жаргон,, включающий такие слова, как «тошниловка», «клево», «лабуда».

Современные субкультуры представляют собой способ дифференциации доминирующей культуры. В них наряду с ведущей традицией существует ряд. специфических образований» как по форме, так ж

по содержанию. Однако эти субкультурные образо­вания являются прямым генетическим продолже­нием доминирующей культуры. Они не противосто­ят системе ценностей, господствующих в -обществе.

В том случае, если какая-либо группа людей стре­мится выработать нормы и ценности, противореча­щие доминирующей культуре, они образуют контр­культуру. Ценности такого вида культуры могут быть причиной конфликтов в обществе. Самый яр­кий пример — движение «хиппи», возникшее в на­чале 60-х гг. XX в. и достигшее кульминации в дни «майской революции» 1968 г. в Париже.

Это был протест молодежи, выразившийся в не­приятии «культуры отцов», мещанского образа жизни, утилитаризма, конформизма, рационализ­ма, сексуальной сдержанности и романтическое вос­певание свободы, простоты в одежде, быту. Такая модель поведения определяется формулой: «Лучше ужасный конец, чем ужас без конца».

Лидеры «хиппи» утверждали, что господствующая культура — это организованное насилие, что она уби­вает жизненную энергию. Поэтому ставилась задача «взорвать» эту культуру изнутри, раскрепостить бес­сознательную, эмоциональную сферу психики людей с помощью наркотиков, музыки, танцев. Основная установка — удовольствие как образ жизни.

В том случае, когда ценности контркультуры про­никают в доминирующую культуру и укореняются в ней, напряжение конфликта снижается. Так и про­изошло с западной культурой, сумевшей отобрать ряд образцов хиппи: уважение к своеобразию лич­ности, отказ от консерватизма повседневной одеж­ды, длинные волосы и др.

 

Ключевые слова

Суперкультура.

Культура элитарная.

Культура народная.

Культура массовая.

Культура доминирующая.

Субкультура.

Контркультура.

7.5. Культура в административной среде

Особая культура формируется не только в группах, но и в организациях, в том числе административных. Сюда относят наиболее важные представления о деятельности организации, определяемые ее миссией и стратегией и выражающиеся в нормах и ценностях, разделяемых большинством работников. Сюда же относят образ жизни, мышления и поведения людей, символический инструментарий, используемый для нормализации их деятельности.

Организационная культура выполняет ряд важ­ных функций: 1) целеполагающую — формулирует цели организации, задачи ее подразделений и дово­дит их до каждого сотрудника; 2) интегративную — объединяет людей на основе принятия ими сфор­мулированных целей; 3) мобилизующую — побуж­дает работников к целенаправленным действиям; 4) регулятивную — определяет, какое поведение соот­ветствует принятым правилам,- ролевым моделям, а какое — нет; 5) идентификационную — внедряет в сознание каждого сотрудника отличительные особен­ности данной организации, что позволяет использо­вать, например, такое выражение: «Клиент всегда прав»; 6) воспитательную — формирует значимые

для организации качества персонала: лояльность, конфиденциальность, усердие и т.п.

Таким образом, организационная культура пред­ставляет собой выражение ценностей, воплощенных в целях и задачах организации, отношениях между работниками, их персональных качествах. На куль­туру воздействует история организации. Ценности прошлого передаются нынешним работникам, на­пример, посредством фразы: «В нашем учреждении мы всегда поступаем таким образом».

Организационная культура обусловлена нацио­нальными традициями. Оригинальный подход к классификации этой культуры различных стран предложил Г.Хофштеде. Все многообразие нацио­нальных культур он разделяет по четырем призна­кам:

1. Индивидуализмколлективизм. Индиви­дуализм предполагает, что человек действует на ос­нове своих собственных интересов. Коллективизм, напротив, исходит из того, что каждый человек при­зван работать во имя общих интересов. По данному показателю Хофштеде в стобалльной шкале оценил организационную культуру России 50 х 50 (для срав­нения: Китай — 20 х 80, США — 91 х 9).

2. Дистанция власти. Сфера распространения власти определяется пространством, в пределах ко­торого даже не имеющий власти работник осознает неравноправие и считает его нормальным положе­нием. По силе власти, т.е. дистанции ее распрост­ранения. Россия имеет самый высокий показатель — 95 (самый низкий показатель в Швеции — 31).

3. Избегание неопределенности. Этот признак указывает на степень стремления людей избегать ситуаций, в которых они чувствуют себя неуверенно.

Для России данный показатель составляет 90 бал­лов, т.е. сильное избегание неопределенности (Бель­гия — 94, Дания — 23).

4. Мужественностьженственность. В «му­жественных» культурах акцент делается на дости­жении успеха и решительности. В «женственных* — приоритет отдается качеству жизни и заботе о других. Этот признак в России Хофштеде оценил 40 х 60 (Япония — 95 х 5, Швеция — 5 х 95).

Для организационной культуры особое значение имеют 2 и 3 показатели. Исходя из этого, Хофште­де выделяет следующие типы культур:

I. Малая дистанция власти и слабое избегание неопределенности. Такая организация похожа на де­ревенский рынок, где нет иерархии и четких пра­вил, но доминирует оценка ситуации. (Данный тип культуры можно назвать западным. Он характерен для США, Великобритании, Нидерландов и Скан­динавских стран.)

II. Малая дистанция власти и сильное избегание неопределенности. Такая организация подобна хо­рошо отлаженной машине, в которой доминируют правила. (Это тип культуры обычен для Германии, Израиля, Швейцарии.)

III. Большая дистанция власти и сильное избега­ние неопределенности. В такой организации доми­нируют иерархия и предписания. (Данный тип куль­туры имеет место во Франции, Испании, России и Японии.)

IV. Большая дистанция власти и слабое избегание неопределенности. Подобную организацию можно представить как расширенную семью. Здесь также доминирует иерархия, но приоритет отдается толкова-

нию ситуации. (Это восточный тип культуры, харак­терный для Китая, Индии, Арабских стран.)

В административной среде на ряду с организационной распространяется и корпоративная культу­ра. Кто выражает эту культуру: организация, ее работники или люди, взаимодействующие с ней? Та­кое разветвленное учреждение, как мэрия или адми­нистрация области, выполняющая множество фун­кций, вряд ли обладает однородной культурой. Здесь работают лица разных профессий, неодинаковых должностных статусов. Вместе с тем в подобной со­циальной организации имеют место корпоративные отношения, защищающие группы интересов, кото­рые регулируются с помощью соответствующей, т.е. корпоративной, культуры.

Корпоративная культура проявляет себя прежде всего во внешней, социальной среде посредством ди­алога между государством, финансово-промышлен­ными группами и профсоюзами на всех уровнях уп­равления в форме социального партнерства.

Социальное партнерство характеризуется от­ношениями между субъектами (сторонами), имею­щими наряду с общими интересами и принципиаль­но различные, иногда противоположные социаль­ные, экономические и политические интересы. Од­нако эти отношения ориентируются не на конфрон­тацию сторон, а на поиск и достижение консенсуса, на обеспечение оптимального баланса различных ин­тересов.

Примером социального партнерства в нашей стра­не служит деятельность современной корпоратив­ной структуры: «Согласительная трехсторонняя ко­миссия». Она вырабатывает правовые акты, регу­лирующие социально-трудовые отношения между работниками и работодателями, заключаемые на уровне Российской Федерации, субъекта федерации, территории, отрасли, профессии.

Корпоративная культура проявляется также во внутренней, административной среде, в частности, в наличии стиля государственного или муниципаль­ного учреждения, имиджа, объединяющего его пре­стиж, репутацию, успех. Имидж способствует фор­мированию корпоративного духа, благодаря чему служащие ощущают свою принадлежность к еди­ной системе государственной власти.

Таким образом, культура многообразна. Отноше­ние между «доминантными» и «альтернативными» образцами в ней характеризуется не только отрица­нием старых образцов новыми, но и отражением одних в других, продолжением одних другими и т.д.

Ключевые слова

Организационная культура.

Корпоративная культура.

Социальное партнерство.

 

Резюме

· Культура — это ненаследуемая биологически совокупность образцов взаимодействия людей со средой существования.

· К важнейшим элементам культуры относятся язык, который создает и организует опыт лю­дей, привычки, манеры, этикет, кодекс, обы­чаи, нравы, традиции, ценности, к которым человек стремится, нормы, определяющие со­ответствие поведения людей ценностям их культуры.

  • Ценности в единстве с нормами образуют ме­ханизм регуляции, важнейшим элементом ко­торого является социальный контроль. Опера­тивными средствами контроля выступают сан­кции, необходимые для стимулирования же­лательного и пресечения нежелательного по­ведения.
  • Основные функции культуры: образовательно-воспитательная, интегративная и дезинтегративная, а также регулирующая. Изменение куль­туры обусловлено внутренними и внешними причинами. Внутренние причины определяют процесс саморазвития культуры. Внешние — связаны с процессом взаимодействия культур.
  • К настоящему времени сложились следующие формы культуры: элитарная, включающая ли­тературу и искусство; народная, опирающаяся на фольклор; массовая, порожденная средства­ми информации. Выделяются такие виды куль­туры, как субкультура и контркультура.
  • В административной среде функционирует ор­ганизационная культура, представляющая со­бой выражение ценностей, воплощенных в це­лях и задачах организации, отношениях меж­ду работниками, их персональных качествах. Наряду с организационной распространяется и корпоративная культура, проявляющаяся в форме социального партнерства субъектов,, име­ющих общие и различные интересы.

 

 

Глава 8. Социальные институты

 

 

Цели главы:

♦ Представить институт как форму регуляции общества.

♦ Рассмотреть фундаментальные институты общества: семья, государство, собственность, образование, религия.

♦ Описать взаимодействие социальных институтов.

8.1. Институт как форма регуляции общества.

Термин «институт» социологи употребляют в нескольких значениях: 1) его относят к определенной группе лиц, выполняющих социальные функции; 2) он означает организацию, удовлетворяющую общественные потребности; 3) им называют некоторые социальные роли, особенно важные для жизни людей.

Например, когда мы говорим, что государство — социальный институт, то подразумеваем под этим группу лиц, работающих в органах власти; организации и учреждения, которыми оно располагает; наконец, роль президента.

Однако между понятиями «институт», «группа», «организация» и «роль» имеются существенные различия. Если группа — это совокупность взаимодействующих людей, соединенная общими интересами; организация — это объединение людей, ориентированных на достижение определенных целей; роль — это модель поведения, соответствующая ожиданиям окружающих людей; то институт — это организованная система связей, представляющая собой ценностно-нормативный комплекс, посредством которого направляются и контролируются дей­ствия людей по удовлетворению основных потреб­ностей общества.

В данном определении под ценностями понима­ются разделяемые людьми цели, под нормами — стандартизированные образцы поведения а под си­стемой связей — сплетение социальных ролей и ста­тусов, в рамках которых это поведение осуществля­ется. Например, институт государства включает в себя: 1) совокупность общественных ценностей (пра­во, демократия); 2) социальных норм (конституция, законы); 3) ролей и статусов (президента, судьи и др.), с помощью которых в различных сферах об­щества устанавливается порядок.

Итак, термин «институт» означает упорядочение, формализацию и стандартизацию социальных связей. Сам же процесс закрепления порядка называ­ется институционализацией. Этот процесс включает ряд этапов:

1. Возникновение общественной потребности, удовлетворение которой требует совместных орга­низованных действий людей. Эта потребность, осоз­нанная многими членами общества, является основ­ной предпосылкой возникновения и становления социального института.

2. Интериоризация норм и ценностей участника­ми данного процесса. Каждый институт обладает своей системой правил, направляющих и контроли­рующих поведение людей.

3. Организационное оформление. Чтобы институт мог реально выполнять свои функции, он обеспечи­вается необходимыми ресурсами: материальными, финансовыми, человеческими, организационными, информационными.

Каждый социальный институт характеризуется существованием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, обя­зывающим типом регламентации, обезличенностью статусно-ролевых требований, разделением труда и профессионализацией, наличием регулирующих и контролирующих учреждений.

Как действуют социальные институты? Внешней функцией любого института является удовлетворе­ние общественных потребностей. Однако для осу­ществления этой задачи каждый институт выпол­няет в отношении своих участников внутренние функции, обеспечивающие их совместную деятель­ность.

1. Функция закрепления и воспроизводства об­щественных отношений. Каждый институт обла­дает системой правил, закрепляющих, стандарти­зирующих поведение людей, делающих его пред­сказуемым. Тем самым институт обеспечивает ус­тойчивость социальной структуры общества.

2. Регулятивная функция. Любой институт обес­печивает регуляцию взаимоотношений между людь­ми посредством выработки шаблонов поведения. Каждый участник институциональной деятельнос­ти выполняет ролевые требования и знает, что ждать от окружающих людей..

3. Интегративная функция. Институт посред­ством норм, правил, санкций обеспечивает сплоче­ние, взаимозависимость и взаимоответственность людей. Интегративные процессы повышают, устой­чивость элементов социальной структуры.

4. Транслирующая функция. В связи со сменой поколений в каждом институте предусмотрен меха­низм передачи социального опыта, который позволяет индивидам социализироваться, т.е. освоить его ценности, нормы и роли.

5. Коммуникативная функция. Институт про­изводит информацию для внутреннего управления и для внешнего взаимодействия с другими институ­тами.

Функции носят явный характер, если они офи­циально заявлены, для всех очевидны и латент­ный если они скрыты, не декларированы. Напри­мер, к явным функциям института образования от­носится обучение людей профессиональным ролям, а к скрытым — приобретение высокого социально­го статуса. Функция может быть явной для одних людей и латентной для других. Так, кому-то важно в академии приобрести профессию, а кому-то завя­зать знакомство, выйти замуж.

Таким образом, социальные институты опреде­ляют сопряженное взаимодействие между людьми для удовлетворения той или иной общественной по­требности. Однако в условиях резких социальных перемен может возникнуть ситуация, когда изме­нившиеся потребности не находят адекватного от­ражения в функциях соответствующих институтов. В результате возникает отклонение деятельности ин­ститута, дисфункция.

Внешне дисфункции института могут выражать­ся в недостатке подготовленных кадров, средств и т.д. С содержательной точки зрения, они проявля­ются в неясности целей деятельности, падении пре­стижа, авторитета. Несоответствие деятельности института характеру социальных потребностей сни­жает значение его служебной роли, что в свою оче­редь ведет к перерождению функций данного ин­ститута в символическую, ритуальную деятельность.

Неудовлетворенная потребность, как правило, вы­зывает к жизни нормативно нерегулируемые виды деятельности, призванные восполнить дисфункцию легитимных институтов, но за счет нарушения ус­тановленных норм и правил. Так, дисфункции не­которых экономических институтов стимулируют развитие «теневой» хозяйственной деятельности.

Состояние институтов является индикатором (значимым показателем) социальной стабильности: общество стабильно тогда, когда функции инсти­тутов понятны, очевидны, неизменны. Дисфунк­ции нарушают равновесие социальной жизни. Вот почему важно вовремя обнаружить дисфункцио­нальные проявления. В этих целях можно восполь­зоваться логическим квадратом, в котором пересе­каются функции и дисфункции явного и латентно­го характера.

 

  Явные Латентные
Функции      
Дисфункции      

 

Латентные функции отличаются от дисфункций тем, что они не наносят вреда обществу. Они пока­зывают, что пользу от любого института (прежде всего лично для себя) можно извлечь гораздо боль­шую, чем об этом официально заявлено.

Итак, социальные институты предназначены для удовлетворения жизненных потребностей. Каждый из нас имеет немало потребностей. Но фундаментальных, важных для всех, всего пять. Столько же и основных институтов:

— потребности в воспроизводстве популяции (ин­ститут семьи);

— потребности в безопасности (институт государ­ства);

— потребности в добывании средств существова­ния (институт собственности);

— потребности в подготовке человеческих ресур­сов (институт образования);

— потребности в решении духовных проблем (ин­ститут религии).

 

В табл. 8.1 представлены признаки фундаменталь­ных институтов. Закрепим в ключевых словах вы­шесказанное и рассмотрим социальные институты более подробно.

Таблица 8.1

Признаки фундаментальных институтов

    Институт Функция Группы и организации Символы Ценности Роли Нормы Установки Образцы поведения
    Семья Забота и воспитание детей Родствен­ники Обручаль­ное кольцо Романти­ческая любовь, Верность Родители, Дети, Бабушка, Дедушка Запреты и дозволения Привязанность Ответственность
    Государство Поддержа­ние порядка, правил Парламент, правитель­ство, суды Флаг, Герб, Гимн Право, демократия Президент Депутат, Министр, Судья, Прокурор Конститу ция Законы Послуша­ние Субординация
    Собствен­ность Производ­ство и распреде­ление товаров и услуг Предприя­тия, банки, финансово-промыш­ленные группы Фирменная марка, патентный знак Свобода рынка, эффектив­ное произ­водство Рабочий, Предпри­ниматель, Покупатель, Продавец Контракты, Лицензии Стремление к прибыли Эконом­ность
    Образова­ние Передача знаний из поколения в поколе­ние Школы, библиотеки, Спортив­ные команды Диплом, Степень, Нагрудный знак Академи­ческая свобода, Успевае­мость Преподава­тель, Студент, Декан, Ректор Правила поведения Стремление к знанию Посещение занятий
    Религия Содействие соборным отноше­ниям Церковь, Деномина­ция, Секта, Культ Крест, Иконы, Святыни Правосла­вие, Ислам и др. Священ­ник, Веру­ющий, Миссионер Вера, Мораль Почтитель­ность Поклонение

 

 

Ключевые слова

Институт социальный.

Институционализация.

Функции.

Функции латентные.

Функции явные.

Дисфункции.

Логический квадрат.

8.2. Семья

Семья как социальный институт характеризует­ся совокупностью норм санкций и образцов поведе­ния, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родствен­никами. Она играет важную роль в общественной жизни, обеспечивая продолжение рода людского, преемственность поколений.

В литературе проводят разграничение между по­нятиями «брак» и «семья». Первым термином при­нято обозначать правовые аспекты семейно-родствен-ных отношений. Вторым — межличностные отно­шения членов семьи. Господствующие в обществе ценности и морально-правовые нормы определяют доминирующую форму семьи. С точки зрения выбо­ра супруга браки подразделяются на эндогамные (заключаемые в рамках одной и той же общности) и эзогамные (допускающие выбор партнера за пре­делами своей общности). Социологи отмечают по­зитивные аспекты второй формы брака, так как он разрушает границы между различными социальны­ми группами, способствуя солидарности общества.

Известны такие типы супружества, как моногам­ные и полигимные. Моногамия — это союз между одним мужчиной и одной женщиной. Полигиния выступает в форме полигамии (брака одного муж­чины с несколькими женщинами), или в форме по­лиандрии (брака одной женщины с несколькими мужчинами). Еще один тип супружества групповой (между несколькими мужчинами и несколькими женщинами).

С точки зрения родства различаются нуклеарная форма семьи (она представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке) и расширен­ная (включающая в себя два и более поколении).

Возможны и другие варианты типологии браков. Например, по критериям престижа и власти в се­мье выделяются такие типы, как патриархальная, (в которой власть безраздельно принадлежит мужу), матриархальная (где власть сосредоточена в руках жены-матери) и эгалитарная (когда муж и жена обладают одинаковым объемом прав).

Типичная семья российского общества является нуклеарной, моногамной, частично патриархальной, частично эгалитарной. Ее жизнедеятельность проте­кает в рамках обычая, предписаний права, морали и религии, давления общественного мнения и т.д.

Отправным пунктом, ведущим к браку, является выбор партнера и обручение. Обручение выступает в формах ухаживания* помолвки, выкупа, похище­ния и т.д. Говорят, что ухаживание может стать периодом возникновения любви. Однако это не един­ственный фактор выбора партнера. К их числу от­носятся: 1) принадлежность к одной и той же тер­риториальной общности, соседство или даже даль­нее родство; 2) представления об идеальном партне­ре, чтобы супружество сложилось в соответствии с мечтами; 3) стремление к гомогамии, т.е. к подоб­ному себе партнеру, либо к гетерогамии, т.е. к со­вершенно отличному от себя партнеру.

С переходом от обручения к супружеству жиз­ненный цикл семьи проходит следующие фазы: об­разование семьи — вступление в брак; начало дето­рождения — рождение первого ребенка; окончание деторождения — рождение последнего ребенка; пу­стое гнездо» — отделение самостоятельных детей; прекращение существования семьи — смерть одно­го из супругов. Нормальная последовательность фаз семейного цикла может нарушаться вследствие раз­деления или воссоединения родственников и др.

Функции, которые выполняет семья в обществе, делятся на специфические (вытекающие из сущно­сти семьи) и неспецифические (определяемые исто­рическими обстоятельствами).

К первым относятся: а) репродуктивная — био­логическое воспроизводство общества. Семья разрастается «изнутри» путем удовлетворения сексу­альных потребностей; б) воспитательная — куль­турное воспроизводство общества. Семья осуществля­ет социализацию молодого поколения; в) социально-статусная — воспроизводство социальной структу­ры. Семья определяет общественное положение сво­их детей, т.е. задает вектор их жизненной карьеры.

К числу неспецифических можно отнести следу­ющие функции семьи: а) экономическая. Семья ма­териально поддерживает несовершеннолетних и не­трудоспособных людей; б) рекреативная. Семья обес­печивает взаимопомощь, поддержание здоровья, организацию досуга, отдыха, удовлетворение духов­ных, эмоциональных потребностей, предотвращая, тем самым, дезинтеграцию личности; в) регулятив­ная. Семья гарантирует социальный контроль (осо­бенно сексуального поведения), регламентирует от­ветственность и обязательства в отношениях между супругами и детьми.

Для понимания семьи как социального институ­та особое значение имеет анализ ролевых отноше­ний. Они определяются местом и функциями инди­вида в семье, а потому и подразделяются на супру­жеские (муж, жена), родительские (отец, мать), дет­ские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, свекр, свекровь, тесть, теща, невестка, зять и др.).







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 417. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...


Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Стресс-лимитирующие факторы Поскольку в каждом реализующем факторе общего адаптацион­ного синдрома при бесконтрольном его развитии заложена потенци­альная опасность появления патогенных преобразований...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия