ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ 14 страница
Ролевые отношения в семье могут характеризоваться согласием или конфликтом. Ролевой конфликт чаще всего проявляется как: 1) конфликт ролевых образов, что связано с неправильным их формированием (что значит быть мужем или женой); 2) межролевой конфликт, возникающий в многопоколенных семьях, где супруги второго поколения Типичная семья российского общества является нуклеарной, моногамной, частично патриархальной, частично эгалитарной. Ее жизнедеятельность протекает в рамках обычая, предписаний права, морали и религии, давления общественного мнения и т.д. являются и детьми, и родителями, играют противоположные роли; 3) внутриролевой конфликт, связанный с выполнением человеком семейной и профессиональной роли. В каждой семье возможны противоречия. При определенных условиях они могут быть бесследно ликвидированы. В случае, когда противоречие затягивается, приобретает устойчивую форму, оно перерастает в напряжение. Накопившаяся напряженность может привести к дезорганизации семьи и даже к ее распаду. Она возникает по причине противоположностей культурных образцов, привнесенных в семью супругами из разных общностей. Напряженность возникает также при перемене установленной социальной роли, например, когда муж теряет работу и жена становится единственным кормильцем. Она появляется из невозможности чувственного и сексуального приспособления. Напряженность возникает не только между супругами, но и между родителями и детьми. Чаще всего ее причиной является разница культурных образцов поколений. Как правило, родители склонны считать, что та система ценностей, в которой они воспитаны, лучше современной, воспринятой детьми. Каковы способы снижения напряженности в семье? Прежде всего воля к согласию, терпимость и снисходительность, стремление вникнуть в положение партнера. В противном случае наступает кризис семьи. Возможны следующие его разновидности: 1) любовный треугольник; 2) крушение надежд в отношении детей; 3) клеймо позора на одном из.супругов; 4) отсутствие денежных средств; 5) стихийные бедствия; 6) долгая разлука и др. Кризис может привести к дезорганизации семьи, т.е. к невыполнению ролевых ожиданий. Дезорганизация, в свою очередь, ведет к распаду семьи. Ключевые слова Брак эндогамный. Брак эзогамный. Брак моногамный. Брак полигимный. Брак групповой. Семья нуклеарная. Семья расширенная. Семья патриархальная. 8.3. Государство Этот институт отличается следующими признаками: наличием публичной власти, структурами и механизмами ее функционирования (аппарат управления, административная и финансовая системы, армия, полиция, сыск, суды, тюрьмы и т.д.); наличием права, т.е. правил поведения, с помощью которых закрепляется общественный порядок, а также принципов функционирования властного механизма; наличием определенной населенной территории, пределами которой ограничена данная государственная власть; наличием суверенитета, правом официально представлять общество, издавать нормативные акты, обязательные к выполнению, осуществлять правосудие. Социальное предназначение государства состоит в том, что оно управляет людьми, решает общие вопросы, служит арбитром в разрешении споров, конфликтов и противоречий между различными субъектами права, применяя при этом легализованное насилие. Государство выступает гарантом прав и свобод человека. Оно выполняет многообразные, функции. Государство — важнейший регулятор общества, которое нуждается в координации различных сфер человеческой деятельности, организации общих для всех внутренних и внешних дел. Эти общие дела осуществляются с помощью управленческой функции. Следующая функция государства — распределение ресурсов. Они концентрируются в этом институте благодаря взиманию налогов. Наряду с финансами, государство обладает материальными ценностями (земля, недра, сооружения и др.). Еще одна важная функция — защита общего интереса, связанная с сохранением общества как способа существования людей. И если нависла угроза распада общества как изнутри, так и извне, государство обязано нейтрализовать или подавить силы, действующие против данного общества. Интегративная функция государства проявляется в обеспечении социального порядка, стабильности и устойчивости общества. Государство посредством своих органов и учреждений создает правовые нормы и контролирует их выполнение. Поэтому в качестве самостоятельной можно выделить функцию социального контроля. Средствами формального контроля государства выступают прокуратура, суды, органы безопасности, полиция (милиция) и др., задача которых — обеспечить контроль за выполнением правовых норм, применяя к нарушителям различные санкции. Существуют ли пределы влияния государства на общественную жизнь людей? Исторически общество первично, а государство — вторично. Оно возникает для защиты общего интереса граждан, т.е. выступает его слугой. Однако во многих странах, в том числе в России, слуга нередко превращался в господина. Это очень сложная проблема. Каждый человек постоянно сталкивается с нею. Например, имеет ли право государство, предоставляя бесплатное образование, навязывать свои стандарты или выбор учебных предметов должен оставаться за гражданином? Нужно ли государству заниматься строительством, сельским хозяйством, культурой и т.д.? Если государство подчиняет себе экономику, образование, досуг, даже семейные отношения, мы имеем дело с тоталитарным режимом. В этих условиях чиновник решает, где строить, когда убирать хлеб, как учить людей. Регулирующее воздействие государства становится всеобщим, следовательно, подавляет свободу, инициативу, самостоятельность человека. Последствия жесткого государственного регулирования могут привести к катастрофе. Дело в том, что в социуме имеются саморегуляторы, которые в силу внешнего воздействия атрофируются. И если какие-то структуры лишить государственных подпорок, они будут испытывать сильный шок, утратив способность к самоорганизации. Так произошло, например, с советской экономикой. Вот почему в современном российском обществе получила признание концепция правового государства, которое основано на верховенстве закона, свободе людей, их равенстве в правах как прирожденных свойств человека. Граждане и государство добровольно принимают на себя определенные ограничения и обязуются подчиняться общим законам. В правовом государстве источником законов выступает гражданское общество. Именно оно определяет государство, а не наоборот. Ключевые слова Государство. Гражданское общество. Государство правовое. 8.4. Собственность Собственность зачастую называют «институтом институтов». Она действительно во многом определяет социальный порядок. В любом современном обществе существует система правовых и моральных норм, регулирующих отношения собственности. Чтобы понять, насколько губительным является развал данного института, какие социальные последствия из этого вытекают, достаточно рассмотреть современную ситуацию в России. Мы до сих пор не избавились от головокружительной инфляции. Каждый полдень нам сообщают по радио о новом валютном курсе и уже к вечеру, заходя в магазины, мы узнаем о новых ценах. В этих условиях заключение экономических сделок становится все более затруднительным. Производительный труд теряет смысл. Собственность рассматривается в литературе как категория преимущественно экономическая (отражающая производственные отношения) и юридическая (выражающая волевые отношения). Между тем, собственность в ее реальном проявлении — проблема общесоциальная. Первоначальной формой собственности выступает владение предметами потребления, вещами. Однако собственность не есть сама вещь. Она выражает отношения между людьми по поводу вещей. Систематизирующие начала собственности заключены в процессе производства. Собственность на средства производства определяет взаимоотношения людей по организации производства, распределению созданного продукта и полученного дохода. Тем самым она определяет социальную структуру общества. Владельцы средств производства образуют один общественный класс, другой — формирует те, кто не имеет собственных орудий, но предлагает свою рабочую силу, отдавая внаем мускулы, умения и знания. Таким образом, институт собственности закрепляет общественную структуру. В самом общем виде структура индустриальной экономической организации может быть представлена взаимодействием четырех социальных групп: предпринимателями, менеджерами, рабочими и потребителями. Ключевая фигура рыночного хозяйства — предприниматель. Для нее характерна самостоятельность, выражающаяся во владении собственностью. Это может быть владелец индустриального гиганта и небольшого предприятия. Важная роль в современном хозяйстве принадлежит менеджеру. Эта группа людей сформировалась в результате отделения собственности от функции управления капиталом. Менеджеры обладают реальной властью на предприятии, принимая решения по вопросам организации и управления производством. Основной фактор производства — рабочий. Под этой группой людей имеют в виду квалифицированных и неквалифицированных работников физического труда государственных, акционерных или частных предприятий. В конце концов именно от них зависит успех предприятия. Особое социальное положение занимают потребители. Их поведение во многом определяет действенность механизма спроса и предложения. Институт собственности выполняет ряд основополагающих функций в обществе. Он связан с производством товаров и услуг, которые используются человеком для удовлетворения материальных потребностей. Кроме того, этот институт выполняет функции интеграции и дезинтеграции. Собственность является движущей силой разделения труда, порождающей зависимость людей друг от друга в ходе обмена результатами труда. Вместе с тем она разделяет людей на бедных и богатых, создает напряжения и конфликты во взаимодействии хозяйствующих субъектов. Основными историческими формами собственности на средства производства являются частная, групповая и публичная, которые отличаются многообразием и зависят не только от характера применяемых орудий, но и от социокультурных особенностей. В результате складывается сложная картина отношений собственности в каждой отдельно взятой стране. Институт собственности проявляет себя в единстве с трудом. В их взаимодействии — ключ к пониманию развития человеческого общества. Выделяют три исторических способа соединения труда со средствами производства и соответственно три типа института собственности: 1) принудительный, 2) наемный, 3) свободный труд. Переход от принуждения к найму и от него к свободному труду — этапы исторического прогресса общества. Однако это сложный и противоречивый процесс, который не привел пока к доминированию свободного труда. Проблема свободного труда имела две альтернативных попытки решения. Во-первых, посредством создания ассоциации свободных работников, совместно использующих средства производства. Этот эксперимент в нашей стране потерпел неудачу. Во-вторых, путем организации свободного труда на собственных средствах производства. Этот вариант также не получил своего развития. В США, например, 80% населения работает по найму. Россия относится к индустриальному типу экономической организации. Для таких стран свойственны углубленное разделение общественного труда, машинная материально-техническая база, наличие наемных рабочих, юридически свободных и получающих за свой труд зарплату, размер которой зависит от количества и качества производимого продукта. Производство носит товарный характер, т.е. продукты создаются для обмена на рынке. Каждый отдельный товаропроизводитель конкурирует с другими, что побуждает его рационально организовать производство. Деньги играют роль универсального средства обмена. Такая форма рыночного хозяйства характерна для индустриальных стран конца XIX — начала XX в. Известно, что в нашей стране после Октябрьской революции частная собственность была уничтожена как источник социального неравенства людей. На ее место пришла публичная форма собственности, т.е. способ присвоения средств производства, единственным критерием которого является живой труд. Публичная форма собственности имеет множество разновидностей, однако у нас утвердилась в основном государственная. В условиях доминирования административно-командных методов управления сложилась ситуация фактического неравенства людей в отношении к собственности. В зависимости от социально-профессионального статуса «большой* либо «маленький» начальник нередко напрямую использовал государственную собственность в личных целях. Рядовые труженики собственностью не распоряжались, они не участвовали в принятии важных управленческих решений, что привело к потере не только чувства «хозяина», но и реальной роли собственника, превращение коллективной собственности в «ничейную», к разбазариванию и расхищению ее. Все это — свидетельство глубокой связи института собственности с характером управления, состоянием демократии, т.е. не только экономической, но и социальной природы собственности. В других индустриальных странах, наряду с частной и государственной формами собственности получили развитие акционерные и монополистические формы собственности, различные их сочетания. Особую роль играют транснациональные корпорации, господствующие на мировом рынке. Гигантские корпорации используют различные способы инвестирования капитала за рубежом. Это позволяет обойти препятствия, создаваемые тарифами и другими предписаниями. Выделяются три типа предприятий, действующих за пределами своей страны: а) государственная (национальная) фирма, вкладывающая часть своего капитала в зарубежные дела; б) многонациональная фирма, сотрудники которой стараются быть «своими людьми» в чужой стране; в) подлинно транснациональная корпорация, проявляющая одинаковую лояльность ко всем странам. Вместе с тем большой бизнес не подавляет сферу малых предприятий (мастерские, магазины, фермы и т.д.). Небольшие предприятия являются более гибкими, маневренными, быстрее приспосабливаются к изменяющимся требованиям рынка. Не случайно, что среднее число работающих на фирмах ФРГ составляет 80 человек, США — 53, Японии — 15 человек. Как видно, природа собственности претерпевает существенные изменения. Частная и государственная формы собственности, господствующие на раннем этапе индустриализации, уступают место групповой или акционерной. Это расширяет доступ людей к владению собственностью. Вместе с тем владение все больше отделяется от распоряжения собственностью. Отсюда возрастание роли менеджеров. Известно, что в нашей стране в последнее время предпринята попытка дать новый импульс для развития института собственности. В этих целях проводится приватизация федерального и муниципального имущества, т.е. разгосударствление собственности. По замыслу реформаторов это должно привести к появлению среди значительной части населения владельцев и совладельцев собственности, следовательно, к существенной трансформации социальной структуры, в частности, к значительному росту «среднего» класса. Так, известные социологи Т.И. Заславская и Р.В. Рывкина выделяют 78 разновидностей социальных групп, для которых движущим мотивом являются соображения выгоды — доход, прибыль, рентабельность, капитал. Однако фактический ход приватизации имущества и реальный уровень благосостояния людей показывает, что проблема увеличения среднего класса становится все более проблематичной. К.сожалению, сценарии приватизации осуществляются у нас в пользу руководителей предприятий и крупных собственников. Ключевые слова Собственность частная. Собственность групповая. Собственность публичная. Собственность акционерная. Собственность монополистическая. 8.5. Образование Как и другие, институт образования призван обеспечивать интеграцию общества. Его функционирование связано с удовлетворением потребностей в социализации людей, передаче ценностей, знаний, опыта из поколения в поколение. Отметим важнейшие функции института образования. Первая — связана с трансляцией культуры. Образование служит механизмом передачи культурных ценностей от поколения к поколению, оно способствует социальным переменам, связанным с внедрением новых технологий, активно воздействует на изменение социально-профессиональной структуры. Вторая функция способствует формированию у молодежи господствующих в обществе установок, ценностных ориентации, идеалов, благодаря чему она приобщается к жизни общества, научается понимать других людей. Третья функция — социальная селекция. Процесс отбора наиболее способной молодежи достигается в результате действия многообразной структуры образования. После обязательного восьмилетнего образования в нашей стране часть подростков поступает в колледжи, другие продолжают учебу в средней школе. Самые способные • школьники поступают в вузы, после чего талантливая молодежь имеет возможность сделать научную карьеру в аспирантуре. Социальная структура института образования включает три позиции: администраторов, педагогов и учащихся. Высшую позицию занимают руководители различных рангов — от министра до директора школы. Они определяют стратегию процесса образования, формируют корпус преподавателей, вырабатывают нормативные требования к деятельности педагогов и учащихся, а также критерии оценки их труда. Центральное место в структуре института образования занимает преподаватель. Исходя из нормативных требований, он должен быть специалистом в определенной области знаний, обладать способностями оратора, навыками общения с аудиторией, владеть методикой обучения, объективно оценивать достижения учащихся. Нормативные требования к позиции учащегося очевидны: аккуратно посещать занятия, выполнять задания педагога, усваивать и запоминать информацию, овладевать навыками ее практического использования и т.п. В социальном взаимодействии указанных лиц основное значение занимают взаимоотношения преподавателя и учащегося. Отношения эти характеризуются неравенством. Доминирующий статус преподавателя обусловлен тем, что он управляет учебным процессом и это зачастую порождает авторитарный стиль общения. Однако в эпоху прогресса науки и техники такой стиль утрачивает свою эффективность. Демократические технологии обучения обязывают преподавателя создать условия для свободного выражения индивидуальной неповторимости учащегося. Нарастающий динамизм общественной жизни, постоянная смена технологий, профессий и специальностей обусловили процесс интеграции всех форм обучения в целостную систему непрерывного образования. Ее можно представить как учебный комплекс, действующий на основе взаимной субординации дошкольного, школьного и послешкольного звеньев, внутри которого координируются по назначению формальные, неформальные и информальные учреждения, способные по мере необходимости перестраиваться, изменять свою структуру. Это гибкая, развивающаяся, открытая система образования. Она предоставляет возможность каждому человеку на любом этапе своей жизни подключиться к приобретению любых потребовавшиеся ему знаний. В нашей стране уже появились колледжи, гимназии, лицеи, негосударственные учебные заведения, отвечающие вызову времени. Вместе с тем воплощение идеи непрерывного образования сталкивается с большими трудностями, порождаемыми инертностью и консерватизмом бюрократической системы управления, экономическими трудностями,1 низкими темпами научных нововведений, неразвитостью у значительной части населения потребности в образовании. Ясно, что создание системы непрерывного образования должно стать всенародной задачей. И не только потому, что учиться обязан каждый на протяжении всей жизни. Эффективным образование станет лишь тогда, когда в обществе поднимется статус человека знающего, культурного, интеллигентного. Ключевые слова Образование. Обучение. Образование непрерывное. Селекция. 8.6. Религия Религия — один из фундаментальных институтов, включающий специфическую систему верований, ритуалов, предписаний, стандартов поведения, представлений, заповедей и норм о «праведном» образе жизни. Данный институт на протяжении длительного времени играл решающую роль в поддержании общественного порядка. В настоящее время религия существует в институциональной и внеинституциональной формах. Религиозный институт объединяет верующих, связанных между собой специфическими отношениями. Для него характерно единство вероучения, обрядности, организации, ролевых взаимосвязей. Этот институт отличается устойчивостью, жесткой иерархией, господством догматики и строгих предписаний в области поведения. К таким институтам относят церковь, секту, деноминацию и культ. Церковь тесно связана с обществом и действует внутри него. Это организация, в основе которой находится единый символ веры, определяющий религиозную деятельность. Здесь имеет место разделение на священства и мирян. Секта отвергает ценности, общности, где господствует церковь, т.е. она выступает как оппозиция к церкви. В ее основе — авторитет некоего харизматического лидера. В сектах сильны настроения избранничества, преданности определенным верованиям и ритуалам. Священство в них не играет такой роли как в церкви. Деноминация (или вероучение) — промежуточная форма между церковью и сектой. Это религиозная организация современного типа, появившаяся вследствие распространения идей духовного плюрализма. Она поддерживает нормальные отношения с обществом, не противопоставляет священство мирянам, отличается терпимостью, отсутствием жесткой дисциплины и давления догматики. Наконец, культ представляет собой разновидность секты, придерживающейся крайних воззрений и призывающей к; радикальным изменениям личности и общества. В России такой культ, как «Белое братство», подвергался репрессиям за методы привлечения и удержания своих сторонников. Религия помогает человеку в какой-то мере преодолеть страх смерти и пережить несправедливости, с которыми он сталкивается в обществе. Она возникла в качестве средства, призванного смягчить бессилие людей в разрешении житейских проблем. Что делать, когда отказывают другие способы решения проблем — вот основная, компенсаторная функция религии. Кроме того, религия выполняет мировоззренческою функцию, суть которой в признании сверхъестественных сил; регулятивную, проявляющуюся в создании определенной системы норм и ценностей, которая мотивирует и контролирует поведение людей; коммуникативную, обеспечивающую общение в процессе культовой деятельности; интегративпую функцию, поддерживающую стабильность общественной жизни. В зависимости от качества выполнения религией своих функций можно говорить о процессах сакрализации и секуляризации. Сакрализация — это широкое вовлечение в сферу религиозного влияния различных общественных институтов, отношений и форм сознания. В светский период истории нашей страны функции религии были значительно ограничены. Однако в последнее время государство стало возвращать церкви ее собственность, снимать преграды для распространения религиозного мировоззрения и т.д. Секуляризация — процесс освобождения человека и общества от религиозного влияния, отрицания соответствующих норм и ценностей. В результате данного процесса религия постепенно теряет интегративную и другие функции. Это приводит к возникновению «религиозного плюрализма», к росту внеконфессиональной (т.е. не связанной ни с одной из церковных организаций) религиозности, означающей, что вера приобретает все более личный характер. В современном обществе существует и внеинституциональная религия. Она представлена различными модернистскими объединениями верующих, для которых типично свободное членство, отсутствие иерархии и строгой дисциплины. В нашей странеполучает развитие нетрадиционное религиозное направление иудейско-христианского происхождения, представляющее собой электрическую смесь элементов ряда восточных верований (дзен, йога, суфизм, движение Хари Кришна и т.п.). Для внеинституциональных религий показательна интенсификация основных социальных функций. Они значительно усиливают ориентацию на сверхъестественное, активизируют эмоциональное начало, подменяя мировоззренческую функцию традиционных религий. Это выражается в провозглашении приоритета «практического опыта» над богословскими рассуждениями. Главное для такого верующего — «личное» общение с Богом. Специфика функционирования рассматриваемого нами института проявляется в религиозных отношениях, состояние которых характеризуется уровнем религиозности населения. Для его определения используются различные показатели соответствующего сознания и поведения людей. К основным критериям религиозности относят: совершение молитвы, исповеди, обрядов, посещение богослужений, чтение религиозной литературы и т.д. Проявления религиозности в связи с этим представляют во многом неожиданную картину. Так, наиболее высокие показатели религиозности отмечены у рабочих низкой квалификации. По мере ее роста эти показатели резко снижаются. У специалистов ситуация противоположная: по мере роста квалификации показатели религиозности повышаются. Данное противоречие свидетельствует о том, насколько исторически глубоко религия вошла в образ жизни людей, культуру, традиции и обычаи. Ключевые слова Религия. Церковь. Секта. Деноминация. Культ. Сакрализация. Секуляризация. 8.7. Взаимодействие социальных институтов Нет такого института, который бы функционировал в полной изоляции. Все социальные институты взаимодействуют. Так, собственность и производные от нее экономические институты не могут не учитывать создание новых семей с целью удовлетворения их потребностей. Институт образования во многом зависит от деятельности государства, поддерживающего приоритетные направления подготовки специалистов и т.д. В результате взаимодействия сеть институтов в обществе разрастается и усложняется. Фундаментальные институты делятся на более мелкие. Например, в структуре экономических институтов имеется множество практик, называемых финансовыми, маркетинговыми институтами. В системе правовых институтов развиваются практики следствия, судопроизводства и т.п. Таким образом, в фундаментальных институтах общества содержится потенциал развития через внутреннюю специализацию связей, функций, учреждений. Мы являемся свидетелями рождения новых институтов путем дифференциации старых. На наших глазах из недр государства выделяется госслужба как самостоятельный институт. Такая дифференциация является признаком эволюционных изменений государства и общества. Статус и функции госслужбы становятся производными от интересов и воли социума. Представительная власть России призвана осуществлять связь с гражданским обществом. Ее задача — понять, учесть и зафиксировать в законодательных актах все оттенки интересов различных социальных страт. Исполнительная власть, опираясь на принятые законы, проводит через институт госслужбы политику, отражающую совокупный интерес социума. Возникновение института госслужбы связано с самостоятельным обслуживанием связи между государством и обществом. Этот институт стремится, например, к независимости от политических партий и их лидеров, занимающих ответственные посты в государственных структурах. В результате происходят определенные перемены во внутренней регламентации этого уже независимого социального института, появляются статусно-ролевые изменения и т.д. Особое значение имеет перестройка институтов, призванная радикально изменить принципы их регуляции. Так, в частности, произошло у нас с институтом собственности. Людей не устраивает моральное, юридическое регулирование их прав и обязанностей, связанных с собственностью. Если раньше наши граждане, фактически не владели и не распоряжались собственностью, но имели право на гарантированный минимум жизни, то сегодня многие хотят владеть, распоряжаться, рисковать и при этом иметь лишь шанс жить зажиточно и независимо. Перерегуляция фундаментальных институтов, как правило связана с напряжением социальных отношений. Многие лица не справляются с выполнением статусно-ролевых обязанностей: снижается ответственность одних, растет недовольство других участников институциональных связей. Отсюда потери, издержки, конфликты. Такова цена перестройки. Ключевые слова Дифференциация институтов. Трансформация институтов. Перерегуляция институтов. Социальная практика.
Резюме
Глава 9. Социальная организация
|