ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ 7 страница
Россия — полиэтническое сообщество. Отсюда вытекает проблема создания мультикулътуралъного образования, т.е. объединение многих этнических групп в крупной стране. Трудность решения этой задачи связана с возрождением национального достоинства после утраты величия СССР, восстановлением доверия к русскому этносу, формированием новых ценностей и культурных ориентации. Пока в стране сумеречная ситуация, нет четкой государственной стратегии, национальной идеи. В результате дезориентации людей происходит дезинтеграция общества. Наконец, укажем на такой признак общества, как самоорганизация. Это достигается способностью поддерживать условия для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов, создавать такие формы организации жизни, которые облегчают им достижение личных целей. Самоорганизация обеспечивает автономность и самодостаточность общества. Это проявляется в отсутствии внешних управленческих воздействий. Оно регулируется собственными институтами на основе выработанных им корм и принципов. В настоящее время российское общество находится в состоянии затяжного, системного кризиса. В нем больше хаоса, чем порядка. Важно преодолеть дезорганизацию общества. Для этого необходимо выбрать оптимальный вариант его развития, избежать факторы риска, связанные с экологической угрозой, ядерной катастрофой и т.д. Дадим теперь рабочее определение общества для последующего использования его в данном учебном пособии. Общество ~— это универсальный способ организации социальной жизни людей по удовлетворению их потребностей. Это саморегулирующаяся система, способная структурировать размещение людей в пространстве, контролировать их деятельность на основе выработанных норм и ценностей. Ключевые слова Страна. Территория. Социальное пространство. Население. Популяция. Государство. Власть. Культура. Мультикультуральное образование. Самоорганизация. Общество.
4.2. Междисциплинарный подход к изучению общества Интуитивно общество представляется нам как естественная среда обитания, которую, однако, взять в руки и внимательно рассмотреть невозможно. Вот почему исследователи прибегают к моделям. Модель — это способ абстрактной репрезентации (представительности) изучаемого объекта, предназначенной для получения научного знания о его существенных свойствах. Замещение объекта исследования моделью предполагает существование между ними объективного сходства. Все многообразие моделей можно разделить на два класса: материальные и идеальные. Материальные модели строятся на основе аналогии между двумя реальностями. Предполагаемые в качестве модели образы, метафоры и сравнения весьма близки обыденному сознанию. Они служат точкой опоры для формирования представлений. По-атому в социологии часто использовались механические модели, уподобляющие общество каким-либо конструкциям (базис и надстройка), и органические модели, сравнивающие общество с живым организмом, Однако использование материальных моделей связано с определенным риском. Будучи сравнением двух реальностей, такая модель создает опасность деформирования процесса наблюдения, культивирование фрагментарного подхода, когда внимание исследователя концентрируется лишь на аналитических свойствах, а другие, не менее важные элементы выпадают из его поля зрения. Идеальные модели представляют собой логическое построение объекта, наделенного теми же свойствами, что и в действительности. Это не простая аналогия. Она не содержит сравнения с реальностью, имеющей иную природу. Это мысленная реконструкция объективных социальных явлений, с помощью различных символов, используемых для объяснения данных явлений. Итак, модель — это описание реальности в форме понятий и связей между ними. Какие же понятия приходят на ум, когда мы пытаемся представить общество? Прежде всего — это люди, т.е. совокупность людей. Профессор И.В. Мостовая предложила следующую схему определения понятия «общество». Если предельно упростить исходную формулу «общество — люди», то получаются следующие возможные области соотнесения данных понятий: 1) их смыслы «накладываются» (совпадают); 2) их смыслы «пересекаются» (имеют как общую, так и самостоятельные области значений); 3) их смыслы «пограничны» (не пересекаются, хотя имеют общность значений «на стыке»). Первый подход выводит, содержание понятия «общество» из определения «люди». Это не механическое, а такое объединение людей, в рамках которого происходит их устойчивое взаимодействие. Парадигма (образец решения задачи) «взаимодействия» породила функциональную модель общества. Она позволяет интерпретировать общество как систему (согласованно действующих людей), структурированную (разделенную на социальные группы) в соответствии с набором функций, необходимых для поддержания ее целостности. Второй подход выводит содержание понятия «общество» из определения «отношения». Здесь внимание концентрируется не на «людях», а на том, что происходит между ними, т.е. на связях, отношениях. Парадигма «взаимосвязи» породила конфликтологическую модель общества, которая демонстрирует его как целостную систему (конкурирующих людей), иерархически структурированную (разделенную на экономические, социальные, политические, идеологические институты), в соответствии с принципом субординации, соподчинения. Третий подход выводит содержание понятия «общество» из определения «культура». Он связан с пониманием того, что означает социальное, т.е. чем отличается общество людей от стада животных, которое нередко строится также на «взаимодействиях» и «взаимосвязях». Парадигма «значения» породила социокулътурную модель общества, которая выражает его как систему символов. Именно культура порождает символические солидарности, организующие взаимодействие и взаимосвязи людей на основе общих ценностей, идеалов, верований. Таким образом, социологи представляют общество с трех точек зрения: функциональной, конфликтологической и социокультурной. Они не исключают, а дополняют друг друга, создавая тем самым панорамное видение объекта. Несмотря на принципиальные различия, эти три подхода имеют нечто сходное. Все они рассматривают общество как целостную систему. В настоящее время все больше нарастает стремление научного сообщества к универсализации средств познания. Результатом этого стало формирование общей теории систем, основная задача которой — создать гнездо фундаментальных понятий, применяемых в различных отраслях научного знания. Центральное понятие — «система». Ее определяют как целостный комплекс взаимосвязанных элементов, находящихся в функциональных отношениях и связях друг с другом. Суть идеи состоит в том, что различные области науки изучают системы, обладающие общими свойствами. Существует иерархия систем. Любая система обладает особыми качествами: организация системы как целого выше, чем порядок ее отдельных элементов. Система представляет собой нечто большее, чем простая сумма составляющих ее элементов. Такая взаимозависимость частей и целого проявляется в интегральных свойствах системы. Каждый системный элемент, свойства и отношения зависят от своего места внутри целого. Понятия общей теории систем можно условно разделить на три группы. Первая группа понятий — описательные. Они служат для обозначения различных типов систем, например, открытых и закрытых. Закрытые системы самодостаточны. Открытые — наоборот, характеризуются обменом с внешней средой. Эти понятия отражают иерархию уровней систем (подсистем, компонентов), описывают разнообразные аспекты внутренней организации систем (интеграция, дифференциация, взаимозависимость, централизация). Вторая группа понятий объясняет факторы, обеспечивающие регуляцию систем: устойчивость (открытые и закрытые системы остаются в определенных пределах, несмотря на воздействия, которым они подвергаются); равновесие (состояние покоя, обеспеченное взаимодействием противоположных, но взаимоуравновешенных сил); гомеостаз (динамическая саморегуляция, т.е. способность системы сохранять свое внутреннее равновесие под давлением различных факторов). Третья группа понятий сосредоточена на динамике — адаптация, нагрузка, норма, напряженность, кризис и др. С помощью этих понятий можно описать человеческое общество как суперсистему, или социетальную [1] систему, включающую в себя все виды социальных систем и характеризующуюся структурно-функциональной целостностью, устойчивостью, равновесием, гомеостазом, открытостью, самоорганизацией, эволюцией. Социальная система — это упорядоченное множество элементов, т.е. индивидов, социальных групп и общностей. Состояние ее равновесия поддерживается посредством регулирующей деятельности социальных институтов, которые с помощью общих образцов, норм и ценностей организуют общество в самосохраняющееся, самовоспроизводящееся целое. Системный подход предусматривает анализ общества в статике (структурный анализ) и динамике (функциональный анализ). Исходя из этого, в социологии выработан структурно-функциональный метод исследования общества. Его основная задача — определить набор функций как способ поведения системы. Наиболее серьезные разработки в этом направлении были осуществлены американским социологом Т. Парсонсом, который утверждал, что система имеет две оси ориентации. Первая — ориентация системы либо на события окружающей среды, либо на свои внутренние элементы. Вторая — ориентация системы либо на долгосрочные цели, либо на средства. При наложении этих осей друг на друга получаются четыре сочетания, представляющие собой функциональные парадигмы: адаптация, целедостижение, латентность, интеграция (схема 4.1).
Схема 4.1. AGIL Указанные функции обычно именуют «схемой AGIL» по первым буквам их английских названий. Они составляют необходимые условия (предпосылки) для образования целостности и поддержания системы в равновесном состоянии: 1. Система должна уметь приспосабливаться как к внешней среде, так как внутренним ситуациям, к меняющимся потребностям людей. Это адаптивная функция (адаптация). 2. Она должна уметь достигать тех целей, которые определяются ее стремлением к адаптации. Это целеориентированная функция (достижение цели). 3. Для достижения цели система должна обладать внутренним единством, упорядоченностью и устойчивостью. Это интегративная функция (интеграция). 4. Она должна сохранять устойчивость посредством усвоения людьми норм и ценностей. Это функция поддержания образца (латентность). Перечисленные функции выполняют основные подсистемы общества. Подсистемой, приспосабливающей общество к среде, является экономика. Она черпает во внешней среде ресурсы, организовывает и преобразовывает их в зависимости от потребностей. Достижением цели занимается политическая подсистема, мобилизуя необходимую энергию и ресурсы. Функцию интеграции берет на себя социальная подсистема, сохраняющая связи солидарности людей. Функцию поддержания порядка выполняет подсистема духовной жизни. Она передает новым поколениям культуру, мотивируя тем самым их социальное поведение. Таким образом, анализ системы начинается с рассмотрения функциональных требований, а не структурных элементов. Задача заключается в том» чтобы найти, что для чего функционально предназначено, т.е. выявить роль каждого элемента в работе системного целого, его упорядочивании и сохранении (табл. 4.1). Чем полнее и последовательнее осуществляется функциональное разделение деятельности структурных компонентов, тем стабильнее макросистема. Ведь каждая подсистема представляет собой внутренний механизм, обладающий специфическими институтами, нормативно-ролевой набор которых обеспечивает существование общества как органической целостности. Матрица структурно-функционального анализа претендует на универсальность. Она применима ко всем структурным уровням макросистемы. Таблица 4.1 Матрица структурно-функционального анализа
Экономика, например, образует систему, которая обладает своими адаптивными, целевыми, интегрирующими и сохраняющими порядок функциями, соответствующими институтами. Так, адаптивная функция выполняется предприятием. Предприятие также рассматривается как подсистема со своими собственными четырьмя функциями и т.д., вплоть до конечной единицы. Такого рода «матрешка» существует и в других подсистемах общества, выполняющих остальные три функции. Понимание общества как системы связано с его самоорганизацией, обеспечивающей удовлетворение основных потребностей людей через механизмы саморазвития и саморегуляции. Данная проблематика входит в содержание науки синергетики. Это также междисциплинарная отрасль знания. Она возникла под влиянием трудов бельгийского ученого русского происхождения И.Р. Пригожина. Назовем ядро понятий синергетики: диссипация (рассеивание структур), диверсификация (разностороннее развитие), бифуркация (разветвление возможностей развития), флуктуация (случайные отклонения). Под самоорганизацией понимается возникновение упорядоченных структур в сложных нелинейных системах, находящихся вблизи особых критических точек (точек бифуркации). В этих точках система под воздействием флуктуации может резко изменить свое состояние. Этот переход характеризует возникновение порядка из хаоса. В основе самоорганизации находятся метаболические (обменные) процессы между обществом и окружающей средой. Необходимым условием этого является открытость системы, т.е. способность к обмену с внешней средой. Благодаря использованию внешних ресурсов система оптимизирует свою структуру, создавая определенный порядок из хаоса. Еще одно условие — наличие обратной связи, обеспечивающей отбор и коррекцию наилучшего. Здесь проявляется момент сознательного вмешательства в процесс саморегуляции. Следует подчеркнуть, что самоорганизующаяся система подвержена нелинейным (волнообразным) изменениям. Это неустойчивая система. Ока изменяется через флуктуацию, бифуркацию, диссипацию. Иными словами, система представляет собой синтез порядка и хаоса. Отсюда сложность выбора управленческого решения. Пример тому — рецидивирующая модернизация российского общества. Она протекает со времен Петра I уже 300 лет и все эти годы сопровождается реформами и контрреформами. В этом плане полезна еще одна междисциплинарная отрасль знания — кибернетика. Ее основатель, американский ученый Н. Винер выдвинул идею единого языка описания систем независимо от их материальной природы с помощью математических методов. Отсюда появление таких понятий, как «входы и выходы систем», «положительная и отрицательная обратная связь» и др. Кибернетика, изучая реальные системы (машины, живые организмы, человеческое общество), стремится не просто к их описанию с помощью этих понятий, а к тому, чтобы объяснить, как работают эти системы. Обычно это делается путем построения моделей разнообразных систем посредством ЭВМ. Благодаря этому исследователь получает возможность увидеть не только действительную, но и вероятную ситуацию, прогнозировать варианты сценариев будущего системы. Это эвристический момент. Вероятностная картина мира вытесняет детерминистскую. Это означает, что поведение системы определяется скорее будущим, чем прошлым ее состоянием. Управление, основанное на принципах кибернетики и синергетики, повышает ресурс «живучести» системы. Оно отдает приоритет рыночной экономике, правовому государству и гражданскому обществу. Ключевые слова Функциональная модель общества. Конфликтологическая модель общества. Социокультурная модель общества. Общая теория систем. Синергетика. Система. Структура. Функция. Элемент. Социальная система. Социетальная система. Структурно-функциональный метод. Самоорганизация. 4.3. Типология обществ Мы живем в мире многообразных обществ. Они отличаются географическим положением, составом населения, уровнем его благосостояния, культуры и т.д. Все это, как говорится, видно «невооруженным глазом». Присмотревшись к какому-то обществу повнимательнее, мы можем зафиксировать степень его стабильности, сплоченности и т.п. В основе такого многообразия общественной жизни находятся изменения. Еще каких-то 10 лет назад россияне жили в иных условиях, в другой стране. Никто не мог спрогнозировать таких коренных изменений. Были предчувствия и ожидания перемен, но чтобы они пошли так круто, не предполагал никто. Изменения, происходящие в обществе, обычно разделяют на социальные, связанные с увеличением или уменьшением населения, сменой отношений между людьми, и культурные, включающие в себя открытия и изобретения, новые нормы и ценности. Зачастую культурные изменения одновременно являются и социальными. Например, смена ценностных ориентации может привести к изменениям отношения к социальной практике. То, что недавно считалось аномалией (спекуляция), сейчас — норма (коммерция). Важнейшие перемены общественной жизни, как правило, носят и культурный и социальный характер. Поэтому их называют «социокультурными изменениями». По своему характеру, внутренней структуре и механизмам социокультурные изменения подразделяются на эволюционные и революционные. Первые — представляют собой изменения частичные и постепенные, осуществляющие как достаточно устойчивые и постоянные тенденции к увеличению.или уменьшению каких-либо качеств социальных систем. Вторые — составляют радикальные изменения, они предполагают коренную ломку социальных систем. Более сложная форма социальных преобразований, включающая в себя эволюционные и революционные перемены, получила название циклических изменений. Циклы представляют собой кругооборот явлений в течение определенного промежутка времени. Конечная точка цикла как бы повторяет первоначальную, но только в других условиях или на ином уровне. Циклический характер социальных изменений можно проиллюстрировать на примере смены поколений людей. Каждое из них нарождается, проходит период социального созревания, затем — активной деятельности, далее — старости и, наконец, завершения жизненного цикла. Новое поколение формируется в специфических социокультурных условиях и привносит в общественную жизнь что-то свое, чего еще не было. История человечества, начиная с кроманьонцев — людей современного типа, насчитывает всего 1600 поколений, если считать, что новое поколение появляется каждые 25 лет. Из них 1200 поколений провели жизнь в пещерах. С печатным словом знакомы лишь 22 поколения. Только 5 последних поколений пользуются электричеством, 2 — телевидением и последнее — персональным компьютером. Можно говорить как о поколениях людей, так и о поколениях машин. В эпоху аграрного общества поколения машин сменялись очень медленно: несколько поколений людей имели дело с одной и той же техникой. После промышленной революции темпы смены поколений машин стали совпадать со сменой поколений людей. Научно-техническая революция внесла принципиальные изменения: темпы смены новых поколений техники стали стремительно опережать темпы смены поколений людей. Так, в электронике, на протяжении жизни последних двух поколений людей, уже сменилось четыре поколения компьютеров. Существует множество теорий социально-исторических изменений, которые выходят за пределы социологической проблематики, плохо согласуются между собой. Вместе с тем они фиксируют реальные факты и факторы изменений общественной жизни. В их числе выделяются три группы теорий, которые с определенной долей условности можно назвать социально-экономическими, социокультур-ными и индустриально-технологическими. К социально-экономическим теориям относится формационный подход, разработанный К. Марксом. В основу классификации обществ он положил способ производства материальных благ, выделив пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. К социокулътурным теориям относится цивилизационный подход, предложенный Н.Я. Данилевским, который подразделял все народы на «исторические» (способные сформировать самобытную цивилизацию) и «неисторические». Приведенная выше типология обществ имеет определенные основания. Однако она страдает некоторой односторонностью. Так, подход Маркса не в состоянии объяснить, почему далеко не все народы прошли полагавшиеся формации, А Данилевский неправомерно включает в одну и ту же цивилизацию народы, находящиеся на разных этапах социально-экономического развития. Вместе с тем предложенные подходы дополняют друг друга. Например, формационный подход различает общества в вертикальном срезе, а цивилизационный — в горизонтальном. В первом случае различия человеческой популяции как бы возрастные, а во втором — видовые. Человека окружает естественная и искусственная среда. Его адаптация к первозданной природе порождает этнос и в последующем образует цивилизацию. Приспособление к искусственно созданной природе формирует разного рода социальные структуры (классы, группы, институты, организации), образующие в конечном счете ту или иную общественно-экономическую формацию. Естественные человеческие популяции владеют своей территорией, богатством, обладают собственным менталитетом, интересами, обычаями и т.д. Существование этих общностей коренится в этноприродных основах социума. Лишь в последующем общество начинает делиться на классы и социальные группы. Поэтому цивилизация представляет собой более фундаментальное образование, нежели общественная формация, а этнические связи имеют приоритет над социальными. Ведь территория делилась первоначально по этническому признаку. Отсюда и войны за передел жизненных ресурсов возникли раньше классовой борьбы. Следовательно, и подвижки в основе общественной жизни носят различный характер. Одни изменения возникают как продукт преобразований в природ но-демографической основе общества, другие связаны лишь с материально-производственной сферой. Один вид адаптации общественного организма ведет к перестройке всей структуры, включая расселение людей, род их занятий, культуру, другой же ограничивается характером форм собственности. Смена способа производства общественной жизни в целом вызывает цивилизационные изменения. Вместе с тем в рамках цивилизационных структур имеют место подвижки в способе производства материальных благ. Это формационные изменения. Индустриально-технологические теории как бы синтезируют формационный и цивилизационный подходы. Они интерпретируют типологию обществ в зависимости от изменений в технологии материального производства. Технология рассматривается в качестве фундамента, на котором происходят со-циокультурные изменения. К технологическому подходу следует отнести теории «стадий экономического роста» У. Ростоу, «единого индустриального общества» Р. Арона, «постиндустриального общества» Д. Белла, А. Турена и др. Итак, технологический подход выделяет доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества. Доиндустриалъное общество. Его еще называют традиционным, или аграрным. Это общество, в котором доминируют земледелие и традиции — один из способов социокультурной регуляции. Поведение людей строго контролируется, регламентируется обычаями, опирающимися на опыт (образцы) прошлого. Освященные традицией, они считаются незыблемыми, закрепляются привычкой. К основным чертам доиндустриального общества относят аграрную экономику и натуральное хозяйство. Для него.характерны крайне низкие темпы сельскохозяйственного производства, удовлетворяющего потребности на минимальном уровне. Земледелие буквально привязывало человека к месту поселения. Докндустриальное общество — это большая деревня, в которой незначительными островками выделяются города. Жизнь людей зависела не только от поселения, но и от природно-климатичес-ких циклов. Идеальной формой организации такого общества является военно-феодальное государство («феод» означает наследственное землевладение, пожалованное слуге господином). Индустриальное общество опирается на промышленное производство. Его основные черты: индустриализация, т.е. создание крупного машинного производства, и урбанизация — переселение людей в города. Индустриальное общество родилось в конце XVIII в. Оно дитя двух революций: промышленной (Англия) и социальной (Франция). Под влиянием этих революций радикально изменилось лицо общества. Его стали называть гражданским. Для него характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций. В таком обществе интеграция людей обеспечивается не посредством жесткого контроля, а с помощью мягких демократических форм, позволяющих рационально сочетать свободу и интересы личности с равенством всех перед законом. Следует особо выделить такую черту индустриального общества, как рационализм. В европейских странах он культивировался протестантской этикой, образцами которой являются: рациональное ведение хозяйства и личная выгода; свобода и право каждого члена общины принимать участие в управлении общими делами в рамках гражданских норм; прикладная ориентация знания на заботы реальной жизни и практики. В теоретических построениях разных авторов устанавливаются дополнительные штрихи к описанию доиндустриального и индустриального обществ, вводятся новые варианты их названий. Например, К. Поппер использует понятия закрытого и открытого обществ, которые различаются соотношением социального контроля и свободы личности. Основная проблематика связана с процессами огосударствления общества, в котором государство жестко контролирует все сферы жизни человека, и обобществления государства, охраняющего свободы личности. Закрытое общество — это продукт авторитарно-тоталитарных форм правления, открытое — плод демократического устройства государственного управления. Пример закрытого общества — Советский Союз. В нем была выстроена авторитарная вертикаль власти с опорой на номенклатуру, создана централизованная экономика на основе государственной собственности, доминировал коллективизм и общественно полезный (читай «принудительный») труд. Постиндустриальное общество. Это совершенно новый тип человеческого общежития, вызванный научно-техническим прогрессом. Если в доиндустриальном обществе основная ценность — власть, в индустриальном — деньги, то в постиндустриальном обществе — знания. Получив необходимое образование, имея доступ к новейшей информации, индивид приобретает преимущество в движении по лестнице социальной иерархии. В постиндустриальном обществе акцент смещается из сферы производства в сферу услуг. США стали первой страной, где большая часть рабочей силы сконцентрирована в сервисе: здравоохранении, просвещении, управлении и т.д. Примеру американцев вскоре последовали Австралия, Новая Зеландия, Западная Европа и Япония. В этих странах в результате информационно-компьютерной революции возникает безлюдное производство, появляется особая форма занятости — надомный труд. «Компьютерные надомники», оперируя огромными потоками информации, предоставляют разнообразный спектр услуг. В информационном (постиндустриальном) обществе при сохранении частной собственности, рыночной экономики и правового государства происходят качественные изменения в социальной жизни: укрепляется система защиты населения, смягчающая проблему бедности; формируется гибкая социальная стратификация, регулирующая неравенство; модернизируются демократические механизмы, позволяющие позитивно решать вопросы социального порядка и прогресса. Ключевые слова Изменение социальное. Изменение культурное. Изменение социокультурное. Изменение эволюционное. Изменение революционное. Изменение циклическое. Изменение формационное.
|