ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ 2 страница
Высший уровень социологического знания составляют общесоциологические теории, исследующие общество как единую систему, взаимодействие ее элементов, основы функционирования и развития социального организма. Эти теории определяют общий подход к изучению социальных явлений, направленность научного поиска, интерпретацию эмпирических фактов. На низшем уровне социологического знания превалирует эмпирия. Здесь главная цель — добыча конкретных фактов, их описание, классификация. Длительное время социология так и существовала. Однако в середине XX в. предпринимаются попытки к сближению высшего и низшего уровней социологического знания. В основу этого была положена концепция теорий «среднего ранга» американского ученого Р. Мертона, предложившего в рамках единой социологической науки создавать специальные и отраслевые теории. Исходя из общесоциологических подходов, они разрабатывают теоретические модели какого-либо социального явления (семья, государство и т.п.) на основе обобщения эмпирических данных. Теории среднего ранга в свою очередь представляют многослойное образование. Прежде всего выделяются специальные социологические теории, изучающие закономерности функционирования и развития социальных общностей, т.е. то, что' обусловлено спецификой предмета социологического знания. Отраслевые социологические теории формируются на стыке социологии с другими науками — экономикой, политологии, менеджментом и др. Основой их различения служит объект исследования, что и отражается в названии той дисциплины, к которой они относятся: «экономическая социология», «политическая социология», «социология управления». Разумеется, возможны и другие критерии структурирования социологического знания. Важно подчеркнуть, что все ветви и уровни социологии, используя базовые понятия, стремятся вскрыть общие процессы, установить их закономерности. Отсюда возникает потребность в общей теории, объясняющей явления, типичные для социальной жизни в целом. Стало быть, становится необходимым новый синтез социологии, дальнейшее прояснение ее логической структуры. Видимо, в конце концов эта задача будет успешно решена.
Ключевые слова Макросоциология. Микросоциология. Теоретическая социология. Эмпирическая социология. Фундаментальная социология. Прикладная социология Отраслевая социологическая теория. Специальная социологическая теория. 1.5. Специфика социального познания Специфика социального познания прежде всего определяется особенностями его объекта – общества. Социальные явления и процессы гораздо сложнее природных. В результате взаимодействия людей в обществе складываются экономические политические отношения, которые настолько переплетены между собой, что отделить их друг от друга можно только в абстракции. А это представляет немало сложностей и трудностей. В отличии от природы общество изменяется более динамично: меняются люди, условия жизни, психологическая атмосфера и т.д. Значит и наши знания о нем устаревают быстрее. Требуется их постоянно обновлять и обогащать новым содержанием. В противном случае можно отстать и впоследствии скатиться к догматизму, что крайне опасно для науки Специфика социального познания определяется также особенностями взаимосвязи познающего субъекта с объектом. Здесь все вращается в сфере человеческого: объект –люди, субъект – люди, процесс познания также осуществляют люди. Отсюда велика роль субъективного фактора, что затрудняет достижение корректного знания. Специфика социального познания определяется еще и тем, что оно тесно связано с практической | деятельностью людей, заинтересованных использовать полученные результаты в жизни. Поэтому познание вносит в содержание социологии не только то,, что имеется в обществе, но и то, что там должно быть: модели совершенствования человеческих отношений, социальных институтов и т.д. Социальное познание опирается на факты. Факт есть объективное явление. Какие явления поддаются фиксации? Во-первых, человеческое поведение (что делают люди); во-вторых, продукты человеческой деятельности (что сделали люди); в-третьих, вербальные действия человека, т. е. мнения, взгляды, суждения (что высказывают люди). Факты можно подразделить на индивидуальные и обобщенные. Индивидуальный – это отдельный, но не любой, а типичный факт. Только в этом случае он может представлять какой-либо вид социальных явлений. Обобщенный факт – это среднестатистический показатель – средняя величина, коэффициент и т. п. Отдельный факт здесь не имеет особого значения, он становится усредненным. Обобщенные факты дают возможность исследователю понять, например, правильно ли выявлена тенденция, каково направление движения, какова сила движения и т.д. Индивидуальные и обобщенные факты служат основой для доказательства выдвинутых положений. Показывая обобщенные статистические величины того или иного социального явления, можно привести индивидуальные факты для иллюстрации случайных отклонений в какую-либо сторону. На фоне средних величин легко сопоставлять индивидуальные факты. Социология имеет дело не только с фактами, но и с факторами, детерминантами, способствующими, тому, что люди принимают решения вступить в брак, или отдать голоса за какую-либо партию на выборах. Если бы таких причин не существовало, вряд ли можно было бы объяснить социальное поведение. Наступил тот момент, когда следует сказать о законах социологии. Под законом обычно понимается существенная, устойчивая, всеобщая, необходимая и повторяющаяся связь. Но в обществе не существует законов, подобных законам природы. Здесь действуют закономерности и тенденции. Закономерность есть мера вероятности наступления какого-то события, тенденция же показывает приближение реального процесса к объективной закономерности. Поэтому для социологических исследований наибольшее значение приобретает типологизация не законов, а именно тенденций. Таким образом, анализ социальных фактов, причинно-следственных связей между ними, выявление и типологизация тенденций общественной жизни составляют содержание социального познания. Ключевые слова Объект познания. Субъект познания. Факт индивидуальный. Факт обобщенный. Факторы социальные. Тенденции социальные. 1.6. Социология в системе управления Социология во многих странах давно и успешно включена в систему управления, потому что она вооружает менеджеров научным знанием о таком сложном объекте регуляции, как общество. Эффективность управления в современных условиях зависит от качества информации, ее достоверности, полноты, оперативности и т.п. Именно это способна предоставить современная техника социологического исследования. При отработанных программе, методике и процедурах анализа, процесс сбора и обработки данных становится настолько формализованным, что предвзятая оценка общественных явлений маловероятна. Социология выполняет многообразные функции. Прежде всего она способна диагностировать состояние объекта управления. Любой социальный объект, будь то население города, района или страны, можно описать определенным количеством показателей, отражающих жизненно важные факторы его функционирования, например, уровень социального напряжения, доминирующие ориентации населения, лояльность к власти и т.д. Реализация диагностической функции осуществляется в режиме мониторинга при наличии нормативной модели, необходимость которой обусловлена тем, что данные о реальном объекте бессмысленны с точки зрения управления, если не выработаны конкретные критерии. Такая модель отражает уровень социального развития, который можно считать нормой. Скажем, нормативная модель по жилью это, когда каждая семья имеет отдельную благоустроенную квартиру. Выявляя реальное положение с жильем, социологи сравнивают его с нормативной моделью и определяют тем самым направленность и величину отклонений. Совокупность этих отклонений дает информацию для принятия решений. Социология нужна управленческим структурам для выполнения прогностической функции. Пере устройство общественной жизни невозможно без научного предвидения. Обычно вырабатываются прогнозы двух типов: поисковые, призванные показать возможное состояние социального объекта путем экстраполяции наблюдаемых тенденций, и нормативные, определяющие формы, методы и сроки достижения желаемого состояния объекта на основе заранее заданных критериев оптимума. Данная функция реализуется посредством социального моделирования, проектирования, конструирования и планирования. Социальное моделирование чаще всего связано с выделением ограниченного количества факторов, воздействующих на принципиальные перемены в жизни людей. В системе человеческих отношений изменения одного фактора неизбежно влекут изменения других. В повседневной практике не всегда возможно предсказать, как изменится, скажем, социальная активность госслужащих, если после принятия соответствующего закона изменится фактор «перспективы роста», т.е. каждый чиновник будет четко знать, что его ждет впереди в материальном, профессиональном, должностном положении, причем, это не будет зависеть от личного отношения к нему его начальника. Таким образом, если известны основные факторы, определяющие систему человеческих отношений, выявлены их взаимосвязи, то, изменив какой-либо параметр, можно смоделировать изменения социального объекта. Что это дает? Возможность принимать решение, предварительно апробировав его на модели и выяснив его последствия. Социальное проектирование представляет собой разработку модели социального объекта в четких качественно-количественных характеристиках. Удивительно, что, создавая сложные проекты формирования производственных организаций, у нас мало кто занимается людьми. Разумеется, можно без социального проекта отрегулировать отношения на уровне фермерского хозяйства, но образовать коллектив крупного акционерного общества будет очень трудно. Разновидностью проектирования является социальное конструирование. Оно представляет собой общее, умозрительное построение человеческих отношений, не заданных конкретными параметрами. Однако как бы грамотно ни была разработана социальная конструкция, требуется ее тщательная проверка. Обычно это делается при помощи социального эксперимента. Социальное планирование выступает не только в качестве метода определения желаемого состояния социального объекта, но и инструмента его достижения. План представляет собой научное обоснование целей, последовательности и темпов изменения человеческих отношений в тесной связи с жизнедеятельностью различных социальных групп. В нашей стране сложилось негативное отношение к планированию, которое отождествляется с командно-административной системой. Но эта система дискредитировала не планирование само по себе, а его абсурдные формы централизации и бюрократические механизмы реализации. В последнее время возрастает роль контрольно-аналитической функции. Речь идет о социологической экспертизе законопроектов и других управленческих решений. Социология способна проверить, как будет «работать» то или иное решение, как его, в частности, воспримут люди. При точном определении выборки за противоречивыми высказываниями и оценками общественного мнения социологам удается увидеть пульсацию жизненных интересов, их коллизии, совпадения и пересечения, выявить опорные ценностно-нормативные ориентации населения, получить тем самым информацию, необходимую для принятия законов или решений, отвечающих потребностям общественного развития. Особое значение имеет организационно-технологическая функция. В результате исследований конкретных ситуаций разрабатываются не только социальные проекты, но и технологии их реализации. По существу, это социоинженерная деятельность, ориентированная на целенаправленное изменение организационных: структур, определяющих человеческое поведение. Тем самым она непосредственно связана с процессом формирования нового жизненного уклада людей, обладающего эффективной социально ориентированной системой государственного управления. Социология выполняет консультационную функцию, оптимизирующую внутреннюю деятельность административных учреждений. Она участвует в совершенствовании оргструктур, процессов принятия решения, стиля руководства, подбора, расстановки кадров и т.п. В этих целях используются методы диагностики, проектирования, планирования и внедрения социальных технологий. Следует выделить также имидж-функцию социологии, направленную на сохранение либо изменение образа государственной организации, создание атмосферы доверия и доброжелательности со стороны общественности, информирование населения о работе этой организации. Приведенные выше управленческие функции социологии изменяют природу деятельности государственной службы. Уже сам факт включения социологии в механизм управления является своеобразным индикатором состояния демократии, свидетельствует, что административно-политическая элита ориентирована на гражданское общество, на обеспечение ожиданий и интересов людей. К сожалению, в нашей стране органы государственного управления далеко не в полной мере используют возможности социологии, прибегают к ее методам от случая к случаю, в основном в период избирательных кампаний. В чем причины невостребованности потенциала социологической науки? Во-первых, государственная служба в России деформирована, управленческая пирамида перевернута, она не нацелена на нужды населения. В результате монополизации административных учреждений власть назначает туда чиновников, которые сами определяют свои функции, навязывая обществу задачи, нередко противоречащие его интересам. Изменить ситуацию можно только одним способом, а именно — поставить власть под контроль общества, сделать государственную службу социально отзывчивой, создать альтернативные структуры управления, например, в виде агентств по оказанию административных услуг населению. В условиях конкуренции государственные учреждения будут вынуждены бороться за клиента, изучать рынок общественных интересов, в том числе методами социологии. Во-вторых, государственным служащим недостает социологической культуры. Подавляющее их большинство имеет смутное представление о социологии, плохо понимает общество, в котором живет,слабо ориентируется в социальном пространстве, теряется в системе отношений, связывающих их с различными группами населения. Поэтому знание социологии специалистом-управленцем поможет ему умело анализировать общественную жизнь, вырабатывать соответствующие стратегии и технологии, т.е. стать социологически грамотным менеджером, тонко чувствующим ее реакцию на управленческие решения. И, в-третьих, сама социология развивается в России преимущественно по канонам «чистой» науки, движимой любознательностью ученых. Несмотря на весомую теоретическую аргументацию, изощренный инструментально-методический аппарат, социологические исследования нередко страдают практической беспомощностью, ограничиваясь изучением состояния общественного мнения по поводу те* или иных проблем. Очевидно, что основной детерминантой, определяющей характер функционирования социологии, должна стать повседневная практика управления социальными процессами. Ведь изучение общественных проблем нам необходимо не только для получения чистого знания, но и для того, чтобы увязать его с интересами человеческой жизни. Только в этом случае социология может быть востребована. Решение проблемы включения профессионального знания в организационные структуры и методы работы государственной службы во многом зависит от самих социологов, их активной позиции и ответственности. Речь идет прежде всего о социологах, работающих в одной команде с чиновниками б качестве экспертов, советников, помощников и т.п. Часто роль этих специалистов ограничивается вынесением заключения по поводу государственных программ и политики их реализации. В результате социологическое знание имеет лишь совещательный, но не решающий голос. Надо преодолеть стереотип второстепенной роли социологов при принятии решений. Для этого они должны освободиться из плена устаревшей академической парадигмы дистанцирования от практических распоряжений. Социологам следует смелее выступать в роли независимых консультантов по управлению, что позволит использовать специфическую методику вовлечения чиновников в процесс осознания проблем и задач своих учреждений, поиска путей их решения. Ключевые слова Функция диагностическая. Функция прогностическая. Моделирование социальное. Проектирование социальное. Конструирование социальное. Планирование социальное. Функция контрольно-аналитическая. Функция организационно-технологическая. Функция консультационная. Имидж-функция. Резюме • Репутация социологии неоднозначна. Еще недавно она отождествлялась в нашей стране с историческим материализмом. Для многих людей социология ассоциируется с изучением общественного мнения. Есть и такие, кто связывает ее с подстрекательством. Роль социологии заключается в критическом взгляде на общество. Именно к такой науке и обращается сейчас большинство россиян. • Социология взаимодействует с философией, идеологией и социальными науками. Отдельные стороны общественной жизни, изучаемые частными науками, в социологии включаются в новые связи и отношения, приобретая тем самым характер элементов общества как целостной системы. • Социология — наука об обществе. Термин «социология» происходит от латинского слова societas —общество и греческого logos — учение. Научный статус социологии определяется объектом, предметом и методом исследования. Это теоретическая и эмпирическая наука О закономерностях социальной жизни современного общества как целостной системы, проявляющейся во взаимодействии, сознании, по-1 ведении людей и их общностей. • Уровни социологического знания различаются по трем основаниям: по широте охвата изучаемых явлений (макро- и микроуровни знания); по степени обобщения изучаемого материала (теоретический и эмпирический уровни звания); по ориентации социологии (фундаментальный и прикладной уровни знания). • Специфика социального познания определяется особенностями взаимосвязи познающего субъекта с объектом. Здесь все вращается в сфере человеческого. Социология имеет дело с фактами, факторами и тенденциями социальной жизни людей. • Социология включена в систему управления. Она выполняет многообразные функции: диагностическую, прогностическую (моделирование, проектирование, конструирование, планирование), контрольно-аналитическую, организационно-технологическую, консультационную, имидж-функцию.
Глава 2. Становление и развитие социологии
Цели главы: ♦ Показать, как возникла социология. ♦ Дать обзор ключевых моментов в процессе становления и развития науки социологии. ♦ Объяснить роль пионеров в создании социологии. ♦ Понять вклад классиков обществознания в основы социологической науки. ♦ Раскрыть суть современных социологических теорий. ♦ Проследить развитие социологической мысли в России. 2.1. Происхождение социологической науки Социальное знание появилось, безусловно, еще на заре человечества. Однако научную форму, т.е. то, что именуется сегодня социологией, оно приобрело недавно. Наряду с научной существуют мифологическая, философская и другие формы социального знания. При каких условиях знание можно назвать научным? Во-первых, если оно отражает реально существующий объект; во-вторых, является истинным, т.е. соответствует действительности; в-третьих, имеет сущностный характер. В процессе становления научной формы социального знания условно можно выделить три этапа: 1) синкретизма; 2) дифференциации; 3) вычленения науки. Представления о социальной жизни вначале находились в синкретической, слитной системе. Сюда входили элементы мифологического, религиозного, научного и других форм социального знания. Примером мифологического понимания общественной жизни могут служить легенды, записанные Гомером и Гесиодом. В сакральных сказаниях о богах и героях была представлена система социального порядка. Олимпийский пантеон богов (Зевс, Гера, Афина, Артемида и др.) дается в виде иерархизированной системы с достаточно четким разграничением позиций и ролей, отражающим различные сферы жизнедеятельности людей. Дифференциация, отделение научного знания от других происходили в рамках философии. Так, Аристотель (384—322 гг. до н.э.) представлял общество как совокупность группировок. «Филиа» (племя) — это базовая общность. Они складываются в «Койнониа» (общее) — целевые социальные группировки. Самой обширной группой выступает «Политейа»— государство. Она интегрирует все социальности. При этом Аристотель пытается найти порядок их взаимодействия. Он выделяет «Номос» (закон) — особое социальное явление, регулирующее и контролирующее поведение людей с помощью обычаев, моральных и правовых норм. Как видно, для Аристотеля государство и общество одно и то же. В Древней Греции так и было: гражданское общество и государство практически совпадали. Отождествление понятий «общество» и «государство» продолжалось вплоть до XVHI в., когда «королевская власть» стала отделяться от «гражданского общества». Однако вопрос о том, почему люди соединяются в общество, оставался спорным. Одни мыслители полагали, что общество сформировалось принудительно в результате завоеваний какого-либо правителя. Другие, напротив, считали, что общество образовалось вследствие заключения «государственного договора» (граждан с правителем) или «общественного договора» (граждан между собой) о взаимном отказе от посягательства на свободу, собственность и жизнь друг друга. Понятия «общество» и «государство» впервые были введены Г. Лейбницем (1646-1716). В работе «Общественное деление» он утверждал, что общество — это совокупность различных группировок, одной из которых может быть и государство. Четко и основательно это сделал Г. Гегель (1770-1831). В своей «Философии права» он последовательно различает: 1) семью (как нравственную сферу); 2) гражданское общество (как систему всесторонней зависимости людей); 3) государство (как синтез первого и второго). Выдвижение в центр внимания социальной мысли проблемы гражданского общества стало одной из предпосылок возникновения социологии. Гражданское общество представляет собой масштабное социальное образование, связанное безличными узами интересов. До этого жизнь каждого человека ограничивалась кругом «большой семьи», связанной родственными узами, его принадлежностью к определенному «домохозяйству». Географическая и социальная подвижность была ничтожно мала. Люди умирали там же, где появлялись на свет, наследовали ремесло своих предков и соблюдали устав своего цеха. Получение статуса «свободного гражданина» означало относительность социальной зависимости человека, признания за ним наделенного от природы права на собственное счастье и благополучие. Благодаря этому обычные люди получили возможность оказывать влияние на общество, причем в неменьшей степени чем элитарные слои, их политические организации. С тех пор человеческая жизнь стала отличаться нарастающим динамизмом. Истоки этого заключены в двух великих революциях. Одна — промышленная. Она началась в Англии в конце XVIII в. Как правило, эту революцию связывают с изобретением паровой машины и другими техническими достижениями. Однако это лишь часть широкого спектра социально-экономических изменений. Наиболее существенное из них — массовая миграция рабочей силы из сельской местности в промышленные города. С тех пор процесс урбанизации становится глобальным явлением, охватывает все страны и народы. Другая — социальная революция. В 1789 г. во Франции впервые в истории произошло полное разрушение общественного строя под воздействием социального движения, которое руководствовалось политическими идеалами всеобщей свободы и равенства. Несмотря на то, что эти идеалы не реализованы до сих пор, они тем не менее создали определенные условия для социально-политических преобразований во всем мире. Именно в этот период человек стал претендовать на то, чтобы стать творцом истории. Таким образом, формирование гражданского общества., вызванного двумя великими революциями, породило потребность в социологии. В ней были заинтересованы предприниматели и управленцы. Ведь конкуренция в экономике и политике поставила результативность их деятельности в зависимость от того, насколько умело они используют знания социальных механизмов, реальных настроений и ожиданий людей. В этой науке нуждались и рядовые граждане. Социологические знания требовались им для того, чтобы эффективно воспользоваться обретенной свободой. Неслучайно, что социология возникла именно на родине великих революций (О. Конт — Франция и Г. Спенсер — Англия). Зародыш основных идей этой науки содержится в трудах А. Сен-Симона (1760—1825). Его волновали нестабильность французского общества, причины, порождающие социальные беспорядки. В результате исследований общественных отношений Сен-Симон пришел к мысли, что старые, дореволюционные институты, такие как церковь и король больше не в состоянии управлять жизнью людей, а новые институты еще не получили должного развития. Исходя из этого, он создает утопический план построения правового общества на основе рационально устроенной «промышленной системы», в которой каждый должен занять соответствующее его реальному вкладу положение. Рождение социологии принято датировать 1839 г. — с акта ее официального провозглашения секретарем Сен-Симона О. Контом, придумавшим сам неологизм этой науки о социальном порядке (статика) и социальном прогрессе (динамика). Ключевые слова Знание мифологическое. Знание философское. Знание научное. Этап синкретизма. Этап дифференциации. Этап вычленения науки.
2.2. Социологические парадигмы, доктрины, концепции и теории Рассмотреть даже очень краткую историю социологии в небольшой главе невозможно. Поэтому мы покажем лишь ключевые моменты в процессе становления и развития социологии (табл. 2.1). С момента своего возникновения социология опиралась на ряд положений, каждое из которых имеет свои методологические принципы. Совокупность принципов, находящихся в основе той или иной теории, обладающих понятийным аппаратом, признанных научным сообществом, называется парадигмой. Социологические парадигмы по характеру методологических подходов можно условно разделить на три группы. Первую образуют функциональные парадигмы, рассматривающие организацию общественной жизни как единое целое. Вторую — интерпретационные парадигмы, которые изучают поведение человека и истолковывают его. Третью формируют конфликтологические парадигмы, анализирующие общество как совокупность группировок с разными интересами, извлекающих для себя пользу за счет других. В основе каждой парадигмы находится доктрина — учение, руководящий принцип. Так, в основе функциональных парадигм лежит позитивизм — доктрина, сформулированная О. Контом. Интерпретационные парадигмы опираются на психологизм — доктрину, выдвинутую В. Дильтеем. Фундаментом конфликтологических парадигм является исторический материализм — доктрина, обоснованная К. Марксом. Выдвижение основных доктрин знаменует собой становление социологии. Таблица 2.1 Схема становления и развития социологии
|