ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ 8 страница
Изменение цивилизационное. Изменение технологическое. Общество доиндустриальное. Общество индустриальное. Общество гражданское. Общество закрытое. Общество открытое. Общество постиндустриальное. Общество информационное. Резюме · Понятия «общество», «государство», «страна» совпадают по объему, но различаются по содержанию. К основным признакам общества относят: территорию, население, государственное устройство, культуру и самоорганизацрио. · Общество — это универсальный способ организации социальной жизни людей по удовлетворению их потребностей. Это самоорганизующаяся система, способная структурировать размещение людей в пространстве, контролировать их деятельность на основе выработанных норм и ценностей. · Анализируя общество, исследователи прибегают к моделям. Модель — это способ абстрактной репрезентации изучаемого объекта, предназначенный для получения научного знания в его существенных свойствах. Все многообразие моделей общества подразделяется на функциональную, конфликтологическую и социокультурную. · В науке сложился междисциплинарный подход к изучению общества, опирающийся на общую теорию систем, синергетику и кибернетику. · Общество системно. Оно представляет собой упорядоченное множество элементов, т.е. индивидов, социальных групп и общностей. Состояние его равновесия поддерживается посредством социальных институтов, которые организуют общество в самосохраняющееся, самовоспроизводящееся целое. · В социологии выработан структурно-функциональный метод исследования общества, основная задача которого — определить набор функций как способ поведения системы. Т. Парсонс предложил матрицу структурно-функционального анализа, которую именуют «схемой AGIL» — по первым буквам английских названий функциональных парадигм. Понимание общества как системы связано с его самоорганизацией и саморегуляцией. Данная проблематика входит в содержание синергетики и кибернетики. Управление, основанное на принципах этих наук, повышает ресурс «живучести» системы. · В основе многообразия общественной жизни находятся социокультурные изменения. Они подразделяются на эволюционные, революционные и циклические. · Существует множество теорий социально-исторических изменений, в которых выработаны три подхода к типологии обществ: формационный, цивилизационный и технологический. Они не исключают, а дополняют друг друга. Технологический подход к анализу обществ как бы синтезирует социально-экономические и социокультурные теории. В соответствии с данным подходом выделяются доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества
Раздел третий. Строение общества
Глава 5. Социальная структура Цели главы: * Показать способы описания социальной структуры. * Представить социальные общности. * Выделить социальные группы. * Описать трансформационные группировки. * Раскрыть сущность управленческой команды. * Рассмотреть основы социальной стратификации. * Объяснить процесс социальной мобильности. 5.1 Способы описания социальной структуры. Общество структурировано самой природой, которая разделила людей по полу и возрасту, темпераменту и уровню интеллекта и др. Различия между людьми, обусловленные их физиологическими и психическими особенностями, называются естественными. Они далеко не безобидны. Сильные принуждают слабых, хитрые одурачивают простаков, красивые имеют преимущества по сравнению с остальными. Однако решающую роль в обществе играют не естественные, а социальные различия. Они обусловлены разделением труда (работники умственного и физического труда), укладом жизни (городское и сельское население), социальными ролями (отец, менеджер, президент) и т.д. Социальные различия формируют сложную систему отношений — организационных, экономических, социальных, политических, правовых, нравственных и др. Поэтому структура общества — есть оформленная система различии в положении, условиях жизни людей и соответствующих отношений между ними, отражающих относительно устойчивые, повторяющиеся связи и порядок взаимодействия индивидов. Структуру общества можно описать, по крайней мере, четырьмя способами. Во-первых, на социетальном уровне. Здесь компонентами структуры выступают основные сферы жизни людей. Поскольку отдельный человек принимает участие в разных областях общественной жизни, постольку той или иной стороной своей деятельности он входит в каждый компонент структуры социетального уровня: экономический, социальный, политический и духовный. Здесь индивид как бы «рассекается» на части, ибо участвует во всех сферах жизни общества. Во-вторых, на социальном уровне. Здесь каждый индивид входит только в один слой, т.е„ в определенный компонент структуры в качестве целостного, неделимого ее элемента. В-третьих, на институциональном уровне. Институты — это своеобразные узелки целесообразной деятельности людей, которые сохраняют свою стабильность в течение длительного времени, обеспечивая тем самым устойчивость структуры общества. В-четвертых, на уровне личности, т.е. рассмотреть окружающий человека мир как совокупность ролей, функционально взаимосвязанных статусов, которые определяют положение индивида в социальной иерархии, его отношение к характеру производства, престиж его труда и т.д. Таковы основные способы описания социальной структуры. В зависимости от целей исследования аналитик используют какой-либо один или совокупность указанных способов. Чаще всего структура описывается на социальном уровне. В социологии сложились два подхода к изучению социальной структуры: классовый и стратификационный. Первый подход был жестко противопоставлен второму, который расценивался у нас как попытка затушевать классовую борьбу. Однако такой подход оправдан, если в поле исследования находится достаточно длительный период истории, в котором можно четко зафиксировать борьбу классов. В короткий же отрезок социального времени общество определяется более дробной структурой. Стратификационный (слоевой) срез социальной жизни существенно дополняет и обогащает классовый, дает возможность получить более точный «портрет» общества. Любая социальная общность всегда стратифицирована. До сих пор еще не было ни одной группы, в которой все ее члены были бы равными. Общество без расслоения — миф, так и не ставший реальностью за всю историю человечества. Даже в первобытном, примитивном обществе, где фактически отсутствовали различия по уровню собственности, имело место неравенство между людьми — мужчинами и женщинами, молодыми и старыми. Расслоение этого общества выражалось в наличии влиятельной группы вождей племени, в существовании профессиональных групп, обладающих привилегиями, и т.д. Итак, социальная дифференциация — это постоянная характеристика любого общества. Попытки уничтожить неравенство терпели неудачу. Крах сталинской модели социализма в нашей стране — еще один дополнительный пример в длинном ряду сложных экспериментов. И если на какое-то время некоторые формы стратификации разрушаются, то они возникают вновь, причем создаются руками самих уравнителей. Практика показала, что социальное неравенство выполняет в обществе определенные позитивные функции, служит стимулом исторического прогресса. Напротив, если его искусственно сдерживать и пытаться строго регламентировать, как это имело место у нас, оно превращается в тормоз общественного развития. Н. Бердяев справедливо подчеркивал, что «свобода есть право на неравенство». Социологи по-разному объясняют возникновение социального неравенства. Наиболее влиятельные теоретические подходы были разработаны К. Марксом и М. Вебером. В основу марксова подхода положена классовая концепция. Он понимал класс как группу людей, находящихся в прямом отношении к средствам производства. Существует господствующий класс, который владеет средствами производства, а, значит, и решает судьбу тех, кто на него работает. Наряду с угнетателями и угнетенными имеются и «промежуточные классы». Однако сам факт прослойки показал уязвимость марксовой концепции. Вот почему впоследствии М. Вебер классовый подход дополнил стратификационным. В социальной структуре стали выделять не только классы, но и другие виды социальных образований. Рассмотрим их подробнее. Ключевые слова Социальная дифференциация. Социальное неравенство. Социальная структура. 5.2. Общности Социальная общность — это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность людей, которые связаны общим интересом, находятся в прямом или косвенном взаимодействии, разделяют единый образ жизни. Существует несколько видов общностей. Прежде всего, это общности, не имеющие структурной организации. Для них характерны спонтанность образования, неустойчивость взаимосвязей, кратковременность совместных действий. Примером такого сообщества может быть публика, толпа, социальные круги, маргиналы. Публика — это временное множество людей. Как правило, они испытывают сходное ожидание определенных переживаний. Такая общая заинтересованность — основа обособления публики. Другая черта — сходство установок, ориентации и готовности к действию — основа объединения публики. Под воздействием на всех одних и тех же стимулов (концерт, спектакль, лекция) в публичной среде образуются похожие реакции, переживания. Еще одна черта — одностороннее взаимодействие, слабая обратная связь публики с коммуникатором. Публику иначе называют аудиторией. Все мы являемся членами разнообразных аудиторий: слушаем профессора в лекционном зале или тамаду за столом, смотрим телевизор, посещаем стадионы, концертные залы и т.д. Одна из профессиональных качеств менеджера — умение воздействовать на аудиторию. Для этого необходимо понимать социальную природу этого образования, убеждать, добиваться усвоения ею нужной информации. Толпа — относительно кратковременное, внутренне неорганизованное множество людей на ограниченной территории, объединенных каким-либо внешним стимулом и эмоциями. В толпе проявляются примитивные, но сильные эмоции, не сдерживаемые никакими моральными нормами. По характеру формирования и поведения различают четыре типа толпы: случайная (множество людей, собравшихся неожиданно для самих себя по поводу какого-то события, например, столкновения автомобилей), конвенциальная (собрание людей по договору, например, на митинге), экспрессивная (совместно выражающая.чувство радости, горя, протеста и т.п.), действующая (стремящаяся активно воздействовать на какой-либо объект — взять, разрушить и т.д.). Последнюю, в свою очередь, делят на агрессивную, спасающуюся, стяжательную и экстатическую. Агрессивная толпа выступает в трех различных видах: толпа линчующая, т.е. охотящаяся на одного человека; толпа терроризующая посредством погрома определенной категории лиц; толпа сопротивляющаяся при волнениях во время атаки на нее. Спасающаяся толпа — это панически убегающая масса людей от опасности при пожаре, землетрясении и др. Стяжательная толпа — та, которая штурмует банки во время обмена денег, или магазины во время продажи дефицитных товаров. Наконец, экстатическая толпа. Она находится в состоянии общего экстаза, выражая восторг или протест. Во всех типах толпы есть немало общего. Это прежде всего явление деиндивидуализации личности, вследствие чего возрастает склонность к подражанию. Чувство солидарности влечет за собой сильное ощущение правильности предпринимаемых действий и притупленное ощущение ответственности за них. Толпа зачастую представляет собой страшное образование, разрушительно проявляющее себя в переломные периоды истории. В ситуации кризиса менеджеру приходится сталкиваться с толпой. Для того чтобы иметь успех во взаимодействии с нею, надо понимать механизм образования толпы, причины деструктивного поведения человека в действующей толпе. Весьма поучительны в этом труды Г. Лебона, Г. Тарда, С. Сигеля, 3. Фрейда, Р. Тернера, Н.К. Михайловского, Н.И. Ковалевского и др. Социальный круг — это совокупность лиц, поддерживающих контакты с целью обмена информацией. Можно говорить о круге соседей, круге друзей, круге коллег. Они не ставят каких-либо целей, не предпринимают совместных усилий, не обладают внутренней организацией. Основная функция социальных кругов состоит в обмене взглядами, новостями, комментариями. Существует несколько разновидностей социальных кругов: контактные круги — это совокупность людей, которая время от времени встречается на транспорте, в спортивных залах или художественных зрелищах. Состав таких кругов, как правило, определяется пространственными контактами. По.этой причине они легко создаются и распадаются. Профессиональные круги возникают на конференциях, симпозиумах, съездах для обмена профессиональной информацией. Наиболее известны политические и деловые круги, которые нередко переходят в устойчивые социальные группы. Дружеские круги — это компании приятелей, время от времени собирающиеся для обсуждения разнообразных насущных проблем. Статусные социальные круги состоят из людей, занимающих сходное положение в обществе (женщины, мужчины, молодежь, пенсионеры). Изучение социальных кругов также представляет практический интерес для менеджеров. Именно в них формируется общественное мнение, появляются лидеры мнений, призывающие к действию, выделяется активная социальная группа, которая постепенно приобретает черты формальной организации. Маргиналы (от лат. «марго» — край) — совокупность людей, поставленная обществом на грань двух миров, в которых они живут одновременно, но ни к одному из них не принадлежат. Они находятся на краю как доминирующей группы, никогда их полностью не «принимающей», так и группы происхождения, отторгающей их как отступников. Маргинальные группы возникают в основном в результате миграции населения. Например, человек переехал из села в город в поисках работы. Он еще не адаптировался к новой социальной среде, но уже разорвал связи с прежней. Это пограничное, промежуточное состояние людей обретает черты устойчивости, формирует особый стиль их жизни. Процесс маргинализации охватывает практически все социальное пространство России. Как правило, люди передвигаются из села в малый, а затем и в большой город. Статистика свидетельствует, что три четверти граждан страны в возрасте свыше 30 лет живут и работают не там, где родились. А это порождает разнообразные маргинальные группировки — «лимитчики», «шабашники», «вахтовики» и др. Самой обширной неорганизованной общностью людей является человечество. При всей своей противоречивости современное человечество находится в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Это обусловлено глобальными процессами. Речь идет о формировании мировой экономики, о планетарном общественном разделении труда, об интернационализации хозяйственных связей, политических, научных, культурных контактов. Это обусловлено и глобальными проблемами, решение которых возможно лишь общими усилиями: предотвращение ядерной войны, экологической угрозы и др. Человечество распадается на демографические или тендерные (мужчины и женщины), этнические (кровнородственные и исторические) и территориальные (страна, деревня, город, регион) общности. Гендерные общности. Специалисты утверждают: пол относится к биологическим характеристикам людей, а гендер — к социальным. В социологическом дискурсе гендер применяется в том случае, когда касается социально созданного деления общества на тех, кто относится к мужчинам, и тех, кто — к женщинам. Мужчины и женщины имеют различный доступ к привилегиям, престижу и власти. Несмотря на то, что с демографической точки зрения женщин большинство, социологи относят эту группу к меньшинствам. Почему? Это связано с тем, что женщины исторически постоянно сталкивались с дискриминацией. Статус женщины — приписанный и не является добровольным. Женщинам присущи отличные черты от мужчин — доминирующей в обществе группы. Гендерные роли, определяемые обществом, имеют серьезные последствия в жизни мужчин и женщин. Это социальные ожидания, вытекающие из понятий, окружающих тендер, а также поведение в виде манер, платья и жестов. Гендерные роли отводят мужчинам и женщинам свое место в социальной структуре, определяя их статус. Они являются источником социального неравенства. Традиционно неравенство мужчин и женщин определялось тем, что первым отводилась роль кормильца в семье, вторым — социолизатора детей. Производительный труд всегда вознаграждался деньгами, престижем и властью, а бытовой — недооценивался. Полагалось, что женщины должны предоставлять мужчинам сексуальные услуги в обмен на деньги. В настоящее время значительная часть замужних женщин работает вне дома. Отсюда возникает проблема: как пристроить своих детей на период рабочего дня? Другая проблема заключается в том, что работающая женщина выполняет также большинство домашних дел. В главе 3 подчеркивалось различие в карьерах женщины и мужчины. Поскольку женщины заняты в основном канцелярской работой, их возможности по службе ограничены, а стремление к успеху ослабляется. Эта проблема нашла отражение в феминистской поговорке: «Женщина должна работать вдвое больше мужчины, чтобы заработать хотя бы вдвое меньше». Очень мало женщин на руководящих постах. Единицы из них заняты в статусе руководителей в структурах Администрации Президента и правительства страны. Государственные должности федерального уровня категории «А» замещают 23% женщин, категории «Б» — 15, категории «В» — 56%. Невелика доля женщин (8-10%) и среди предпринимателей. Имеется немало и других проблем тендерных группировок. Перспективы их решения связаны с изменением стереотипов социализации, предрасполагающих женщин к примирению со своим подчиненным положением; повышение гибкости графиков работы в учреждениях, позволяющих матерям совмещать работу с семейными делами; создание новых возможностей для получения профессиональной помощи по уходу за детьми и др. Этнические общности функционируют в форме кровнородственной и исторической группировок. В начале цепочки кровнородственных общностей находится семья. Семья — минимальная единица сообщества людей, связанных единством происхождения. Несколько объединившихся семей образуют род или клан. Клан представляет собой совокупность родственников, сохраняющих общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Объединившиеся кланы составляют племя. Племя обладает своим языком и территорией. Оно создает формальную организацию — совет старейшин. Исторические общности возникают в результате преобразования племени в народность. Народность формируется посредством смешения и консолидации племен по мере развития между ними хозяйственных и др. связей. В этой общности распространяется язык доминирующего этноса, его культура. Народность на высшей стадии своего развития трансформируется в нацию. Нация — автономная общность, члены которой привержены общим ценностям. Представители одной нации уже не имеют общего происхождения. К основным признакам нации относится унификация языка в процессе его распространения через систему образования, литературу и средства массовой информации; социально-классовый состав; внутренний рынок и единый хозяйственный уклад. На основе единой территории, языка и экономики формируется национальный характер, единая ментальность. Возникает сильное чувство солидарности со своей нацией. Человечество распадается и на территориальные общности. Крупнейшая из них — страна. Это единое социальное целое, поскольку имеет общую историческую судьбу, существенные признаки сходного образа жизни. Страна является носителем коллективного социального опыта (языка, исторической памяти, культуры и т.д.). Деревня — общность, занятая преимущественно сельскохозяйственным трудом. Для нее характерны подчиненность производственной деятельности циклам природы, неравномерность занятости, слабая трудовая мобильность. Плотность населения деревни невелика. Здесь преобладают социально и национально однородные семьи, отсутствует анонимность общения, большое значение имеют сильный социальный контроль общности за поведением.людей, традиции и обычаи. Однако под влиянием индустриализации, развития средств транспорта, прессы, радио, кино и телевидения, традиционная сельская общность подвергается урбанизации. Город — общность, возникшая вследствие отделения ремесла от сельского хозяйства. Для города характерны концентрация большого числа людей и высокая плотность населения. Ему свойственны значительное разнообразие и интеграция человеческой деятельности. Существуют типы городов, основой развития которых являются административные функции (республиканские, областные, краевые, окружные и районные центры); военные (города-крепости, базы, пограничные города); культурно-научные (типа Дубна), оздоровительные (города-курорты) и др. Все это порождает ряд специфических социальных явлений. Разделение труда и специализация приводят к сужению интересов к делам других людей. Отсюда уменьшение давления социального контроля, следствием чего становится рост отклоняющегося поведения. Вместе с тем города являются мощным фактором прогресса в области науки, техники и культуры. Регион - общность, взятая в природно-географическом, производственно-экономическом и культурно-историческом своеобразии. Его основными си-стемообразующими факторами являются: поселенческая структура, демографические условия воспроизводства населения; экономическая структура, экологические условия жизни; политическая структура, условия рационального управления. Единство указанных факторов региона образует совокупность отношений, складывающихся между ним и страной по поводу условий воспроизводства проживающего там населения. Такая система отношений проявляется в форме региональных интересов, которые выражаются в создании для людей эффективной занятости и достойного уровня жизни, экологической защищенности, условий развития образования, культуры, этнического своеобразия. В социальной структуре следует выделить и религиозные общности. Это объединения верующих людей, связанных между собой системой конфессиональных отношений, для которой характерно единство вероучения, обрядности, организации, ролевых взаимосвязей. Эти общности, как правило, имеют свои институты, отличающиеся устойчивостью, жесткой иерархией, господством догматики и строгих предписаний в области вероучения и поведения. Благодаря этому религиозные общности, особенно такие крупные как христианство, мусульманство, буддизм, занимают видное место в социальной жизни. Ключевые слова Публика. Толпа. Круг социальный. Маргиналы. Общность социальная. Человечество. Общность тендерная. Общность этническая. Семья. Клан. Племя. Народность. Нация. Общность территориальная. Деревня. Город. Регион. Страна. Общность религиозная. 5.3. Группы Обычно термин «группы» употребляют весьма произвольно и применяют к различным формам совместной жизни людей. И все же большинство специалистов сходятся в определении группы как социальном образовании: 1) взаимодействующих людей; 2) разделяющих общую цель; 3) поддерживающих стабильные ролевые отношения; 4) на основе нормативной системы поведения. Взаимодействие в группе строится как на непосредственном, так и на опосредованном контактах. В больших социальных образованиях многие люди остаются друг для друга анонимными, но благодаря сетям взаимодействия они обладают возможностями, которым позавидуют и самые сплоченные малые группировки. Общность цели влечет за собой появление средств, для ее достижения, формы внутренней организации и контроля в группе. Она мобилизует коллективную волю, в которой проявляется солидарность людей, готовность к совместному осуществлению усилий. Ролевые отношения выделяют группу из обычного множества людей. Это могут быть официально установленные должности, либо никем специально не определенный порядок старшинства. Система поведения также отличает группу от случайного объединения людей. Она строится на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других, т.е. определенных норм и правил. Почему формируются группы? Для людей характерно стремление к солидарности. Ведь объединение усилий дает человеку преимущества в выживании, отстаивании своих интересов, самосовершенствовании, т.е. удовлетворении своих потребностей. Благодаря разделению функций в группе людям легче добывать пищу, строить жилище. Потребность в безопасности также сплачивает людей, если для отражения насилия недостаточно индивидуальных усилий. Причиной образования группы может стать признание со стороны других людей. Нам хочется считать себя преуспевающими. Потребность в самоактуализации ведет к образованию профессиональных групп, что дает ощущение личного совершенства. Какие факторы влияют на формирование группы? Прежде всего численность группы. От двух человек (семья) — до самых обширных (этнос). Размер группы отнюдь не формальная величина. Для малой группы характерны близкие, доверительные отношения. С увеличением количества людей в группе контакты между ними становятся поверхностными, что ведет к утрате интимности отношений, тесного общения. В большой группе люди не всегда знают друг друга лично, в них имеется развитая формальная связь, система контроля, совокупность средств коммуникации, поддерживающих ее внутреннюю сплоченность, система массового воздействия, формирующая установки и стремления индивидов. К большим относят статусные группы: рабство, касты, сословия и классы. Рабство — наиболее выраженная форма неравенства, при которой часть индивидов буквально принадлежит другим как их собственность. В древнегреческих полисах рабы пребывали в разных ролях. Они исключались из политической и военной жизни, но были заняты выполнением не менее сложных обязанностей вплоть до литературного творчества. В настоящее время рабство почти полностью исчезло в мире. Касты (чистый род) порождены восточной культурой на основе представлений о кровных различиях между отдельными группами людей. Каста — это замкнутая группировка, членом которой становятся в силу рождения. Она не допускает заключения браков с партнерами, происходящими из других мест. В Индии наиболее высокий уровень чистоты представляют «брахманы*, а наиболее низкий— «неприкасаемые». Брахманы должны избегать связей с неприкасаемыми. Сословия типичны для западной культуры. В Европе они включали аристократию и дворянство. Духовенство имело более низкий статус, но обладало различными привилегиями. К так называемому «третьему сословию» относились слуги, торговцы, свободные крестьяне и художники. В противоположность кастам здесь допускались межсословные браки. Пережитки этой системы сохраняются до сих пор. В Британии, например, в виде наследуемых титулов, где лидеры бизнеса, государственные чиновники могут быть возведены в рыцарское достоинство. Классы, в отличие от других типов страт, создаются на экономической основе. Принадлежность индивида к классу должна быть им достигнута, она не дается от рождения, как в других типах стратификации. Классы зависят от экономических различий между группами людей, связанных с неравенством во владении собственностью. В современном обществе доминирующей статусной группой являются классы. Принято выделять высший, средний и низший классы. Высший — владельцы средств производства, выполняющие по этой причине руководящую роль в экономике и присваивающие определенную часть прибыли. Собственность фактически наделяет представителей этого класса властью. Их влияние растет частично вследствие прямого контроля промышленного и финансового капитала, частично вследствие доступа к руководящим должностям в политической, образовательной и культурных сферах. Средний класс — это владельцы средств существования, не использующие наемных работников, либо использующие их в незначительном количестве. Данная категория людей подразделяется в свою очередь на высший и низший средний класс. Высший — состоит в основном из менеджеров и профессионалов с высоким уровнем образования. Низший средний класс является наиболее гетерогенной категорией, включая конторский персонал, продавцов, учителей, медсестер и др. Средний класс находится в противоречивой ситуации. С одной стороны, это влияние сверху, с другой — давление снизу. Низший класс — наемные работники, организованные по воле высшего класса. В западных странах это в основном рабочие. У нас в эту категорию людей можно включить и значительную часть крестьянства. Как и у среднего класса, здесь также проявляется тенденция дифференциации. Квалифицированная часть рассматривается как «рабочая аристократия». Они имеют самый высокий доход, лучшие условия труда и гарантии работы. Неквалифицированная часть имеет скромный доход и небольшую гарантию занятости. Еще одним фактором, влияющим на формирование группы, является ее структура и организация. Группы различаются по характеру организованности: неорганизованные, частично или полностью организованные. Состав организованных групп достаточно стабилен для того, чтобы участники могли познакомиться друг с другом, сформировать определенные представления о том, что они делают, оценить каждого и выработать четкие взаимные ожидания.
|