ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ 12 страница
Резюме
Раздел четвертый. Регуляция общества
Глава 7. Культура Цели главы: * Представить культуру как регулятор общества. * Рассмотреть ценностно-нормативный механизм социальной регуляции. * Провести анализ функционирования и развития культуры. * Показать формы и виды культуры. * Объяснить значение культуры в административной среде. 7.1. Культура — регулятор общества Строение общества, характер налаживания отношений между людьми определяется культурой. Термин «культура» имеет множество значений. Достаточно сказать, что в литературе насчитывается до 250 трактовок данного явления. И это неудивительно, ведь культура проникает во все поры общественного организма, а потому в каждом отдельном случае приобретает особый оттенок. Под культурой понимают определенную сферу общества, получившую институциональное закрепление. Существует министерство культуры, учреждения культуры: театры, музеи и т.д. Под культурой подразумевают совокупность духовных ценностей, присущих народу, нации или какой-то иной социальной общности. Мы говорим, например, о русской культуре. Культура выражает высокий уровень человеческих качеств. Если мы встречаем начитанного человека, то называем его «культурным». Некоторые ученые полагают, что общество присуще и животным. Животные группируются, взаимодействуют, конфликтуют и т.п. Но вот чего у них нет, так это культуры. Все, что окружает человека, имеет свое имя. Отдаленные звезды, редкие виды бабочек наделяются определенным значением и включаются в культурный контекст. В этом смысле животные существуют в необозначенном мире. В нем нет символов, смыслов, значений, названий, имен. Поэтому у них нет культуры. Когда мы говорим о культуре, то прежде всего имеем в виду внеприродную «природу» этого явления, т.е. все то, что создано человеком. Сюда мы включаем физические объекты: орудия труда, жилые дома, одежду, предметы быта, украшения. Все это составляет материальную культуру. Сюда же мы включаем и духовные творения человека: сказки, песни, танцы, ритуалы, обычаи и т.д., что образует нематериальную культуру. Созданные человеком материальные либо нематериальные объекты называют артефактами. Они имеют для людей какое-то символическое значение, выполняют определенную функцию, представляют известную ценность. Однако такая трактовка культуры определяет ее лишь как продукт человеческой деятельности, а процесс его создания остается как бы вне рассмотрения. Поэтому, выясняя сущность культуры, важно понимать, что она не отделима от личности, находится с ней в постоянном взаимодействии. Человек, усваивая сложившуюся ранее культуру, как бы распредмечивает ее, а создавая какой-то продукт, опредмечивает свои знания, умения, способности. Таким образом, культура определяет меру человеческого в человеке. Среди людей культура выполняет ту же функцию, что и генетическая программа поведения в жизни животных. Она содержит набор рецептов, правил, инструкций, определяющих и контролирующих поступки человека. Без таких образцов культуры поведение людей было бы непредсказуемым и неуправляемым. Словом, культура — это не наследуемая биологически совокупность образцов взаимодействия людей со средой существования. Она связана с тем, что возделано человеком в себе, а не рождено в нем от природы. В этом смысле о культуре можно говорить как о социальном образовании. Источником культуры является сознание человека, а ее важнейшей предпосылкой — язык. Без языка представить себе жизнь людей в обществе невозможно. В привычном понимании язык есть совокупность слов, организованных по определенным правилам, составляющим его грамматику. Язык служит взаимопониманию людей. Он помогает им координировать свои действия, способствует сплочению. Вместе с тем язык и разобщает людей, прежде всего по национальному признаку. В мире функционирует 1500 языков. Однако 75% человечества разговаривает всего на 22 языках, а 50% — на 7 языках. Язык — организатор человеческого опыта. Многие понятия, которые даны нам изначально, выглядят таковыми потому, что крепко укоренились в языке. С помощью этих понятий мы составляем представления об окружавшем мире, передаем другим людям информацию, а также модели поведения. Речевое общение регулируется определенными правилами. Например, дети не должны вмешиваться в разговор взрослых, начальник имеет право разговаривать с подчиненным в повелительном тоне. Содержание этих правил составляют привычки, манеры, этикет и кодекс. Привычка — это закрепленный способ поведения в определенных ситуациях. Мы привыкли спать лежа, есть сидя, разговаривать преимущественно стоя. Манера — это стилизованная схема привычного поведения. Окликать человека по имени — речевая привычка. Но сделать это можно по-разному: грубо или ласково. Форма привычного поведения относится уже к манере. Этикет — это комплекс манер, принятый в особых социальных кругах. В прошлом он характеризовал высшие слои общества. Например, говорить. женщине изысканные комплименты. Теперь этикет трактуется шире, чаще всего означает воспитанность человека. Кодекс — это свод законов, регулирующих поведение людей. В переносном смысле кодекс означает совокупность убеждений человека, т.е. то, к чему он в действительности привержен, чем руководствуется в повседневной деятельности, что воплощает в образцах поведения. Среди убеждений есть такие, которые опираются на понятие чести. Они означают то, как человек должен вести себя, чтобы не запятнать свою репутацию, достоинство или доброе имя. Привычки, манеры, этикет и кодекс поведения людей образуют нормативную систему культуры. Наряду с ними сюда входят обычаи, нравы и традиции. Они составляют основу культуры. Обычай — способ поведения, закрепленный коллективными привычками. Если привычка — это повседневная сторона поведения людей, то обычай носит редкий, как бы «праздничный» характер. Обычаи праздновать Новый год, уважать старших, не спрашивать женщину о возрасте почитаются и охраняются как нечто ценное. Если нарушение привычки не вызывает негативной реакции, то неуважение обычаев встречает отрицательное отношение, Таких людей принуждают признавать коллективные ценности. Поэтическое выражение «обычай — деспот меж людей» достаточно емко отражает это обстоятельство. Нравы — это обычаи, приобретающие моральное значение. В Древнем Риме это понятие означало самые уважаемые обычаи. Они назывались mores. Отсюда произошло слово «мораль» — совокупность нравственных устоев в виде идеалов добра и зла, справедливости и т.д. Безнравственно оскорблять старшего, бить слабого, обижать инвалида. Что именно считать нравственным, зависит от культуры данного общества. Но в любом случае за отступление от этих устоев следует более суровое наказание по сравнению с нарушением обычаев. Традиция — это механизм воспроизводства манер, этикета, обычаев, нравов и других элементов культуры. Зачастую традиции отождествляют с обычаями и манерами. Однако обычай указывает на общепринятый способ поведения. Манера — лишь стилизованная форма обычая. Традиция отражает процесс передачи обычаев и манер из поколения в поколение. Мы говорим о традиционных обычаях русского народа, о традиционных манерах интеллигенции. Все ценное в обычаях, манерах переходит из прошлого в настоящее и будущее, становится традиционным. Важнейший компонент культуры — ценности. Это представления людей о желательном, полезном. Ценности лежат в основе нравственных доктрин. В качестве примера могут служить Десять заповедей в христианской религии. Ценности дают критерий оценки событий и поступков людей. Ценности фиксируются в обычаях, нравах, манерах, этикете, кодексе и других традиционно сложившихся представлениях людей. В том случае, когда ценности описываются в строго обоснованной доктрине, речь идет об идеологии. Идеология содержит несколько пластов. Первый выражает общечеловеческие ценности. Они записаны, в частности, во Всеобщей Декларации прав человека. Второй пласт представляет общенародные ценности, которые закрепляются в конституции конкретного государства. Наконец, третий пласт идеологии отражает групповые ценности. Они обосновываются политическими партиями и формулируются в программах, платформах и др. Все эти пласты идеологии находятся во взаимодействии. В нормальном обществе групповая идеология не подавляет общенародные и общечеловеческие ценности. Она получает признание, если ее партия в ходе парламентских выборов приобретает поддержку большинства населения. Конфронтация, антагонистическая борьба частной, классовой, например, идеологии с другими, приводит, как показал опыт нашей страны, к печальным последствиям.
Ключевые слова Культура. Артефакт. Язык. Привычка. Манеры. Этикет. Кодекс. Обычай. Нравы. Традиция. Ценности. Идеология. 7.2. Ценностно-нормативный механизм социальной регуляции Без ценностей общество обходиться не может. А человек? У него есть право выбора. Один привержен ценностям коллективизма, другой — индивидуализма. Для описания того, на что нацелен человек, социологи придумали термин «ценностные ориентации». Он показывает выбор личностью конкретных ценностей, определяющих смысл его поведения. Возьмем, к примеру, человека, для которого свобода является важнейшей ценностью. Можно предположить, что он: 1) свою жизнь в обществе оценивает с точки зрения свободы; 2) ищет связи, гарантирующие ему свободу; 3) строит взаимоотношения с людьми по критерию свободы; 4) поддерживает тех, кто разделяет ценность свободы и вступает в конфликт с противниками этой ценности. Таким образом, ценности выполняют регулирующую роль в жизни человека и общества. Помимо ценностей, осуществлявших стратегическую регуляцию поведения людей, культура выработала нормы. Нормы определяют, как должен вести себя человек, чтобы жить в согласии с ценностями. С помощью норм культура предъявляет людям требования, которым должно соответствовать их поведение, направляет, контролирует, регулирует, оценивает это поведение. По существу, норма представляет собой выражение какой-либо ценности в четкой, однозначно интерпретируемой форме. В норме ценность предстает, как конкретный образец поведения. Такой образец — на стороне индивида — выступает мерой его поведения, а на стороне общества — критерием оценки этого поведения. Нормы различаются в зависимости от того, в каких формах общественной практики они функционируют. Особое значение имеют нормы морали и права. Правовые нормы выступают в виде юридических законов, они контролируются государственной властью и правоохранительными органами. Моральные нормы опираются на силу общественного мнения. Ценности в единстве с нормами образуют механизм социальной регуляции. Важным элементом этого механизма является также социальный контроль. Культура любого общества вырабатывает систему методов внушения и убеждения, предписаний и запретов, принуждения и давления, а также совокупность способов выражения признания, отличия и наград, благодаря чему поведение людей приводится в соответствие с принятыми образцами. Эта система «кнута и «пряника» и называется социальным контролем. Не всякое поведение людей в одинаковой степени поддается социальному надзору. Действия, касающиеся общества контролируются сильнее, чем действия, относящиеся к индивиду. Социальное окружение человека вряд ли будет интересоваться тем, в каком порядке он содержит свой дом. А вот семейная жизнь уже четко регулируется предписаниями закона, религии и морали. Воровство встречается репрессиями, а убийство — вплоть до высшей меры наказания. Особое значение для социального контроля имеют санкции. Это оперативные средства, необходимые для стимулирования желательных и пресечения нежелательных поступков злодей. Санкции носят позитивный и негативный характер. Некоторые •санкции строго регламентированы, формализованы и применяются полномочными органами. Вместе с тем имеются и неформальные санкции, которые используют активные члены общества. Санкции структурированы по уровню социальных систем и сферы действия. На уровне общества в целом формируются санкции, обладающие максимальным объемом влияния. В разнообразных сферах жизни людей действуют санкции, зависящие от особенностей соответствующих институтов. С точки зрения величины, давления санкции ранжируются в следующем порядке: 1) правовые, 2) моральные, 3) сатирические, 4) религиозные. Какие виды санкций применяются в современном обществе? Неформальные негативные санкции — это выражение удивления, огорчения, неудовольствия, насмешки, недоброжелательные сплетни и т. п. Санкции эти действуют потому, что за ними следуют более серьезные последствия в, виде утраты определенных выгод. Формальные негативные санкции — это совокупность наказаний, предусмотренных предписаниями закона (предостережения, замечания, штрафы, арест, заключение, лишение гражданских прав, конфискация имущества, смертная казнь, отлучение от церкви, наложение покаяния и т.п.). Эти наказания действуют посредством устрашения, угрозы. Неформальные позитивные санкции — это проявление уважения, признание авторитета конкретного индивида, похвалы знакомых, лестные упоминания в прессе, слава, почет и т.п. Формальные позитивные санкции — это публичное одобрение властей, почетная грамота, денежная премия, награждение орденами медалями, сооружение памятников и т.п. Такого рода санкции выполняют ключевую роль в механизме социальной регуляции. Поскольку к санкциям прибегают за уже осуществленные действия, постольку ожидание их применения становится важным фактором социального контроля. Сила этого ожидания существенно снижается, если о санкциях только говорят, но на деле их не применяют. В этом случае происходит процесс девальвации санкций, что ведет к ослаблению социального контроля, который может стать одной из причин дезорганизации общества. Итак, механизм социальной регуляции: представляет собой систему, которая, включает ценности как представления о желательных: поступках, нормы как устойчивые образцы поведения и санкции, по их соблюдению. Цепь этого механизма замыкается установками — готовностью личности реагировать (положительно или отрицательно) на господствующие в обществе ценности. Лишь во взаимодействии этих элементов возможно обеспечение социального порядка, нормальных отношений между людьми в обществе. Ключевые слова Ценностно-нормативный механизм социальной регуляции. Ценностные ориентации. Нормы. Социальный контроль. Санкции негативные. Санкции позитивные. Установки.
7.3. Функционирование и развитие культуры Теоретическое воспроизведение культуры требует рассмотрения не только ее структуры, но и динамики. Культура действует противоречиво. Она стремится к сохранению, устойчивости, преемственности и в то же время — к развитию, модернизации, изменениям. Осмысление динамичного аспекта культуры предполагает анализ этих тенденций. Функциональный взгляд на культуру требует понимания ее как целостности взаимосвязанных элементов. Не надо думать будто все элементы культуры гармонично связаны. Это касается лишь ядра культуры, определяющего ее своеобразие. Любая культура отбирает, сохраняет и транслирует от поколения к поколению прежде всего то, что является типичным для ее народа. Даже новые элементы, заимствованные из культур иных народов, она стремится преобразовать согласно собственной природе. В силу этого ни одна культура не может быть перенесена и целиком поглощена другим народом. Изменениям подвержены в основном периферийные элементы культуры, такие, например, как мода. Когда же предпринимаются попытки преобразования ядра, куда входят ценности, нормы, нравы, культура проявляет реакцию сопротивления. И это оправдано. Ведь утрата самобытности неминуемо ведет к распаду данного социума. Благодаря целостности, самобытности, устойчивости культуры обеспечивается историческая связь поколений и единство ныне живущих в обществе людей. Эта роль культуры реализуется через ряд функций: 1. Образовательно-воспитательная функция. Как уже говорилось, именно культура делает человека человеком. Таковым он становится по мере освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев своего народа, всего человечества. Все это достигается в процессе воспитания и образования. 2. Интегративная и дезинтегративная функция. Посредством общности взглядов, ценностей, традиций культура сплачивает людей, интегрирует их. Вместе с тем, она и разобщает людей, приверженных разным ценностям. 3. Регулирующая функция. Как уже отмечалось, культура представляет собой ценностно-нормативный механизм социальной регуляции. Она определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Процессуальное рассмотрение культуры, конечно, не сводится к выявлению того, как она функционирует. Такой просмотр позволяет объяснить линии связи культуры и общества. Однако это внешний способ объяснения, с помощью которого вряд ли возможно понять потенции внутренних изменений культуры. Как же трансформируется культура, каковы источники ее развития? Культура — это способ ценностного освоения действительности. И до тех пор, пока такой способ обеспечивает деятельность людей по удовлетворению их потребностей, культура сохраняет свою устойчивость. В том случае, когда рамки принятых норм поведения, нравственных ценностей, технологий производства и т.д. становятся узкими для человеческой деятельности, культура изменяется. Б настоящее время в нашей стране налицо противоречие между потребностями людей и имеющимися способами их удовлетворения, что выражается в недовольстве многих россиян своим положением: ухудшением уровня жизни, социальной, правовой защищенности и т.д. Человек сравнивает современные условия с тем, как жилось раньше, он сопоставляет свое социальное положение с позициями иных слоев общества. Особое значение имеет неудовлетворенность людей ценностно-нормативным механизмом социальной регуляции. Это недовольство перерастает в кризис общества и его культуры, т.е. системы ценностей, нравственных и правовых норм, что ведет к распаду социальных связей и структур, вызывает недоверие к власти и т.д. Изменение культуры вызывается внутренними и внешними причинами. Внутренние причины определяют процесс саморазвития культуры. Саморазвитие осуществляется в трех основных формах. Самая элементарная из них — стихийная. Выход человека за рамки привычных образцов деятельности происходят зачастую неосознанно. Возьмем, к примеру, технологические изобретения. На заре производства технология совершенствовалась в силу случайных причин. Скажем, добавка в глину нового компонента могла улучшить ее прочность. Неожиданно полученный эффект для работника невольно побуждал его к закреплению данного метода. Более сложная форма саморазвития культуры осуществляется путем проб и ошибок. Поиск здесь идет уже осознанно, но на основе случайности. Поэтому культура продолжает стихийное развитие. Однако в данном случае человек все же сознательно сравнивает новые образцы с привычными, оценивает их достоинства и недостатки, и лишь затем закрепляет, вводит в свою культуру. Самая эффективная форма саморазвития — сознательная. Это сложный вид деятельности, предполагающий разработку принципиально новых подходов. В области экономики, политики, права и др. большую роль сыграли выдающиеся ученые, писатели, религиозные деятели. Обладая даром социальной фантазии, они предлагали новые способы решения самых сложных проблем общественной жизни. Внешние причины связаны с процессом взаимодействия культур. Зачастую люди оценивают другую культуру сквозь призму собственной. Такая позиция называется этноцентризмом. Хорошо известно, что для каждого человека земная ось проходит через центр его родного города или села. Этноцентризм делает нашу культуру эталоном, с помощью которого мы соизмеряем иные культуры. Это проявляется в таких выражениях, как «избранный народ» или «отсталый народ», «высокое искусство», «примитивное искусство» и т.п. Подобная лексика показывает крайние проявления этноцентризма. Если твоя культура — лучшая в мире, то зачем ее совершенствовать, тем более что-то заимствовать из других культур. Поэтому чаще всего этноцентризм выражается в толерантной форме: я предпочитаю обычаи своей культуры, хотя допускаю, что обычаи иной культуры могут быть в чем-то лучше. Этноцентризму противостоит релятивизм, утверждающий абсолютную самобытность культуры, ее целостность. Смысл релятивизма заключается в том, что носитель одной культуры не может понять ценности другой, если воспринимает их сквозь призму собственной культуры. Для того чтобы понять хотя бы фрагмент иной культуры, его следует связать с этой культурой в целом. Значение данного фрагмента надо рассматривать только в контексте конкретной культуры. Теплая одежда хороша в студеной Арктике, но нелепа в тропической Африке. Очевидно, рациональный путь восприятия и развития культуры связан не с взаимоисключением этноцентризма и релятивизма, а с взаимодополнением. Испытывая чувство гордости за свою культуру, ты в то же время способен понять другую культуру, признаешь право на существование ее ценностей. Выделяются добровольная, вынужденная и принудительная формы культурного взаимодействия. В первом случае какая-либо социальная группировка добровольно отбирает в других культурах приемлемые для себя элементы. Безусловно, заимствование чужих элементов происходит не безболезненно. Однако конфликты здесь, как правило, разрешаются путем адаптации новых элементов. Например, японцы заимствовали на Западе индустриальные технологии и способы организации производства, но сохранили при этом свою систему норм и ценностей. Второй, вынужденный вариант заимствования культуры типичен для мигрантов и маргиналов — людей, которые в силу обстоятельств невольно включаются в чужую культуру. Для того чтобы выжить в новой среде, они вынуждены перенимать, ассимилировать нормы и ценности иной культуры. Ассимиляция может быть полной или частичной. Это во многом зависит от степени развитости защитных способностей культуры мигрантов, которые сохраняют семью, землячество, общину. При частичной ассимиляции нередко возникают противоречия между стандартами, которых придерживается человек в трудовом коллективе, и нормами отношений с земляками, в семье. Принудительная форма взаимодействия культур происходит в результате навязывания ценностей одного народа другому. Навязывание может осуществляться лояльно посредством поддержки миссионеров, привилегий для тех, кто владеет языком и другими элементами культуры угнетателей. Он может совершаться и более жестко: перевод системы образования на программы и учебники, ретранслирующие иную культуру; ведение делопроизводства на чужом языке и т.д. Эффект навязывания культуры зависит как от силы принуждения угнетателя, так и от способности порабощаемой культуры к сопротивлению. Таким образом, культура не является синкретическим образованием. История не дает свидетельств однолинейного, равномерного развития какой-либо культуры. Ритм и направленность изменений культур имеют существенные различия. Рядом с народами и регионами, быстро прогрессирующими, существуют застойные районы, культурные анклавы и т.д. Единство и взаимопроникновение, взаимодействие и сопротивление, связи и противопоставления — все это характеризует противоречивое единство разных форм культурного бытия. Сложившееся культурное поле человечества функционирует сегодня благодаря международным культурным связям разного рода и характера. Культурные контакты, которые в прошлом были лишь спутником военных, дипломатических, хозяйственных связей, обретают в настоящее время самостоятельную значимость, выступают все чаще как сознательный обмен человеческими ценностями. Ключевые слова Ядро культуры. Периферия культуры. Функции культуры. Развитие культуры. Этноцентризм. Релятивизм. 7.4. Многообразие культур Процессы сохранения самобытности и взаимодействия культур породили их многообразие. Это объективная реальность и к ней можно подходить как в глобальном масштабе (всего человечества), так и в локальном (отдельного общества). Анализом глобальных культур человечества занимались Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби и др. мыслители. В центре их внимания, как правило, находились группы народов, близких друг другу географически. Такой подход правомерен. В современном мире можно выделить культуры Востока и Запада, выявить существенные различия между ними. Так, Запад воспринимает внешний мир как арену активной деятельности человека. Восток предпочитает отрешенность человека от внешнего бытия. Если для Запада личность — это центр Вселенной, то для Востока она ничего не значит. Запад стремится к прагматизму, силе логической мысли. Восток — к интуитивному познанию. Иначе подходит к анализу многообразия культур П. Сорокин. В основу своего исследования он положил концепцию социокультурной динамики, позволявшей отслеживать процессы рождения и гибели культур, причины сохранения элементов ушедших культур в теле современности. Сорокин выделяет три социокультурных суперсистемы: чувственная, сверхчувственная и идеалистическая. В основе каждой из них находится определенная ценность. Так, для средневековой культуры основной ценностью был Бог. Все элементы культуры выражали эту фундаментальную ценность. Скульптуру той эпохи Сорокин называет «библией в камне». Живопись, музыка, литература были пронизаны религией. Господствующие нравы и обычаи, образ жизни этой формы культуры подчеркивали свое единство с Богом. Чувственный мир, его богатство рассматривались как временное «прибежище человека». Такую сверхъестественную суперкулътуру Сорокин называл «идеациональной» (умозрительной). Зародыш новой социокультурной суперсистемы закладывается иной ценностью — объективной реальностью. Реально то, что мы видим, слышим, осязаем. Только это и имеет смысл. Такова ценностная основа суперсистемы, которую Сорокин называет «идеалистической». Она существовала в ХШ-XIV вв. и была переходной к настоящей «чувственной» культуре, светской по своему характеру. Именно чувственность провозглашается основными компонентами современной культуры: искусством, наукой, политикой, правом и т.д. Всякая культура — творение человека. Но я сам человек является продуктом определенной культуры. Все люди вступают в систему социокультурных отношений, конструирующих общество. Поэтому понять общество можно лишь проникнув в существо присущей ему системы ценностей. По мнению Сорокина, нынешняя суперкультура находится в состоянии кризиса. Выход из него видится в становлении интегрального типа культуры, которая соединит высшие ценности истины, красоты и добра.
|