ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ 11 страница
Ключевые слова Социальная связь. Социальная зависимость. Социальные контакты. Социальное взаимодействие. Символический интеракционизм. Социальные символы. 6.3. Социальная коммуникация Социальное взаимодействие предполагает общение между людьми, коммуникацию посредством передачи друг другу информации, знаний, мыслей, идей, мнений. Вступая в связь с другим, вы начинаете разговор, улыбаетесь и хмуритесь, демонстрируете и жестикулируете, т.е. стремитесь сделать ясным свое намерение. Коммуникация — мост, соединяющий человека с человеком. Она обеспечивает организацию совместной деятельности людей, управление. Без нее невозможно существование социальности, социума. Схематично коммуникацию можно разложить на ряд структурных и функциональных элементов. К первым относятся отправитель, сообщение и получатель. Ко вторым — кодировка и декодировка, ответная реакция и обратная связь. Если у вас (отправитель) появилась идея, с которой хотелось бы поделиться, ее необходимо закодировать в определенной форме языка, поддающегося передаче. Воспринимая ваше сообщение, другой человек (получатель) пытается декодировать язык этого послания» Приняв сообщение, он каким-то образом реагирует на него и вступает с вами в обратную связь.Это — идеальная модель коммуникации. В реальной практике на всем пути сообщение подстерегают помехи, искажающие его. Поэтому для осмысления послания требуются усилия обоих участников коммуникации. Именно понимание сообщения определяет его эффективность. Таким образом, коммуникация — это обмен значениями между людьми, а не просто передача информации. Существует многообразие видов коммуникации, среди которых социологи чаще всего выделяют межличностную, групповую и массовую. О групповой коммуникации рассказывалось в гл. 5. Межличностная коммуникация представляет собой непосредственный контакт людей. Она предполагает психологическую совместимость партнеров, наличие обратной связи, регулирующей общение, использование богатой палитры вербальных и невербальных кодов. По характеру взаимодействия различают формальную и неформальную коммуникации. Первая определяется ролевыми отношениями партнеров и потому она стандартизирована. Вторая не ограничена строгими нормами общения, она определяется индивидуальными особенностями партнеров. Практически для каждого человека коммуникация — это проблема. Поэтому, вступая в связь с другим, полезно продумать ряд вопросов, касающихся основных моментов коммуникативной ситуации: В чем заключается идея? Кому она предназначена? Что способствует и препятствует ясному сообщению? Как определить, что идея воспринята верно? В этом плане весьма поучительны советы М. Маклюэна о способах эффективной работы в коммуникативных режимах. 1. Мышление. Это внутренний режим коммуникации, предполагающий общение человека с самим собой, в ходе которого формируются цели и потребности в обмене информацией, намечаются способы их реализации. 2. Действие. Они зачастую «говорят» ярче слов. Невербальные аспекты сообщения (тон, жесты, выражение лица, телодвижения) существенно дополняют, усиливают словарную коммуникацию. 3. Наблюдение. Люди склонны к избирательному восприятию, они предпочитают лишь те эпизоды, которые хотят увидеть. Например, если вы успешно осваиваете курс социологии, то наверняка у вас сложится более высокое мнение об этой книге и ее авторе, чем у неуспевающего студента. Поэтому важно уметь воспринимать все, происходящее вокруг, даже то, что может вас задевать. 4. Речь. Средняя скорость речи человека достигает 100 и более слов в минуту. Возможно, у вас есть говорливый приятель. Спросите у него, который час, и услышите многословный рассказ об истории его часов. Важно следовать правилу: чем меньше слов, тем меньше искажение информации. 5. Слушание. Надо прислушиваться к тому, что собеседник пытается сказать. Часто вокруг истинного сообщения накапливается много наносного. И только с помощью эмпатии, «слушания третьим ухом», можно получить информацию, заключенную между слов. 6. Письмо. Оно представляет собой неизменяемую запись сообщения. В разговоре мы имеем возможность добавить несколько слов, чтобы прояснить содержание послания, а письму приходится прокладывать путь без помощи интерпретатора. Многие изощряются в построении фраз, создавая иллюзию интеллектуальной коммуникации. Однако писать точно следуя сути дела, способен только тот, кто понимает как предмет, так и читателя. Десять заповедей Нагорной проповеди содержат всего 297 слов, а некоторые распоряжения правительства по простым вопросам не укладываются и в 30 тыс. слов. 7. Чтение, Подсчитано, что руководитель тратит в день примерно четыре с половиной часа на чтение отчетов и прочей официальной информации. Известно, что студент проводит еще больше времени, уставившись в печатную страницу. Можно привести длинный список рекомендаций по выработке навыков беглого чтения. Однако решающее значение имеет следующий прием: привязывайте то, что вы читаете, к тому, что вам уже известно; сравнивайте, оценивайте, соотносите и сталкивайте прочитанное с тем, что вы уже знаете. Массовая коммуникация — это процесс распространения систематической информации с помощью технических средств: печать, радио, телевидение, кино, аудио-, видеозаписи и т.д. В результате послание поступает в большие аудитории. Каждый день повсюду на нас обрушивается град информации. Не успеешь отключиться от рекламных сообщений, тебя уже подстерегают другие раздражающие источники информации. В целом массовая коммуникация оказывает положительное влияние на сознание людей, формирование общественного мнения. С помощью средств массовой информации (СМИ) люди узнают, какие мнения популярны в обществе, а какие — нет. Массовая коммуникация отражает и выражает общественное мнение. Начиная с полиса мнения, внедренного Дж. Гэллапом, в СМИ периодически даются обзоры общественного мнения по конкретным вопросам социальной жизни. Это способствует корректировке политического курса правительства, демократизации государственного управления. Вместе с тем массовая коммуникация может и отрицательно воздействовать на людей. Так, в результате тотального распространения на телеэкранах нашей страны «мыльных опер», специалисты отмечают рост «видеотов» — людей, избегающих трудности и проблемы реальной жизни. На самочувствии людей негативно сказываются телевизионные сцены насилия. У одних они вызывают неадекватный страх перед преступностью, у других — агрессию. Массовая коммуникация нередко используется и для манипулирования людьми. В этих целях применяются различные знаковые системы, воздействующие на мышление (стереотипы), чувства (страх), воображение (общественный спектакль) и др. Манипулирование осуществляется скрытно, побуждая людей в нужном властям направлении. Причем манипуляторы (писатели, журналисты, деятели науки и культуры) сами становятся жертвами манипуляций.
Ключевые слова Коммуникация. Коммуникация межличностная. Коммуникация массовая. Общественное мнение. Манипуляция. 6.4. Социальные процессы В ходе взаимодействия люди совместно обучаются, производят товары и услуги, обмениваются ими, участвуют в политической борьбе, культурных преобразованиях и др. Совокупность однонаправленных, взаимно сопряженных действий людей по изменению условий своего существования называется социальным процессом. Как правило, процессы в обществе являются парными, имеют симметричные по структуре механизмы. Среди них выделяются процессы сотрудничества и соперничества, приспособления и конфликта. Сотрудничество представляет собой согласованную деятельность людей, выполняющих частные задачи ради достижения общей цели. По предмету взаимодействия выделяются деловое, политическое, творческое и др. виды сотрудничества. По времени оно может быть эпизодическим, периодическим и постоянным. По организованности — систематическим и хаотическим. Каковы условия протекания данного процесса? Сотрудничество между партнерами предполагает наличие сходных интересов, достаточное знание друг друга для уверенности в лояльности, установление правил, страхующих обе стороны. Смысл сотрудничества состоит в обоюдной пользе. Следовательно, оно возможно лишь на основе взаимного приспособления, т.е. отказа от некоторых собственных ценностей, самостоятельности и свободы принятия решений. Поэтому сотрудничество — процесс весьма неустойчивый. Установление и налаживание сотрудничества осуществляется посредством ряда методов: — обращение к интересам партнера; — стремление к сочувствию, поддержке; — предложение вариантов взаимодействия. Поддержка и развитие сотрудничества обеспечивается с помощью таких методов, как: исключение подозрений, недоверия; — знаки внимания, уважения; — не выделять свои достоинства. Соперничество возникает из противоречий интересов, стремлений людей к получению благ, существующих в недостаточном количестве. Соперничество — это не только борьба за существование. Возможны конкуренция спортсменов за получение награды, противоборство кандидатов в депутаты за голоса избирателей и т.д. Оно бывает неосознанным, когда претенденты на должность руководителя даже не знают друг о друге. Словом, соперничество не всегда связано с враждебным воздействием на конкурента. В процессе соперничества используются скрытые и явные методы действий: — введение противника в заблуждение; — заманивание в ловушку; — маскировка силы; — демонстрация силы; — провокация; — нанесение неожиданного удара; — нанесение упреждающего удара; — уклонение от решающих действий; — преднамеренные потери и др. Приспособление — это процесс адаптации людей к новым условиям жизнедеятельности. Так, вступив в брак, многие могут оказаться в другой семье. Не исключено, что кто-то эмигрирует в чужую страну. Словом, приспособление формирует тип поведения, пригодный для жизни в новой среде. Приспособление проявляется в формах подчинения, компромисса, терпимости. Подчинение — обязательное условие процесса приспособления людей к новым нормам, обычаям, правилам. Компромисс — это форма временного соглашения людей по поводу новых образцов поведения. Приспособление может быть продвинуто дальше в форме терпимости к иной культуре. Показатель успешного приспособления — высокий социальный статус человека в новой среде. Например, удовлетворенность браком или условиями жизни в другой стране. Противоположным показателем является его возвращение к прежнему социальному статусу (развод, миграция и т.д.). Конфликт — процесс, выражающий столкновение людей, при котором их цели и действия в отношении какого-либо предмета противоречат друг другу. Вряд ли кто-то одобряет конфликты, но почти все в них участвуют. Конфликт непосредственно связан с мотивами людей. Он возникает повсюду, где имеют место противоположные интересы, ценностные ориентации, взаимоисключающие образцы поведения и критерии оценок. Конфликт проявляется в простой и сложной формах. К первым относят бойкот, саботаж, травлю и агрессию. Ко вторым — протест, бунт, революцию и войну. По разным основаниям выделяют и разновидности конфликтов. Например, к организационным конфликтам относят: внешний и внутренний, вертикальный и горизонтальный, позитивный и негативный. Субъектами (сторонами) конфликта выступают индивиды и группы. Они могут взаимодействовать в разных вариантах: индивид — индивид, индивид — группа, группа — группа. Однако каким бы ни был субъект конфликта, этот процесс осуществляется через действия отдельных людей. Суть дела состоит в том, чьи интересы они защищают (индивидуальные или коллективные). Протекание конфликта подразделяется на ряд стадий и фаз. Предконфликтная стадия начинается с латентной (скрытой) фазы. Она характеризуется накоплением и обострением противоречий в структуре межличностных и групповых отношений в силу резкого расхождения интересов, ценностей и установок субъектов взаимодействия. На второй фазе происходит осознание одной из сторон «ущемления» своих интересов, формируются мотивы в ходе обмена мнениями между людьми, разрабатываются варианты ведения этих действий. Конфликтное поведение характеризует вторую стадию. Она также подразделяется на две фазы. Вначале происходит объединение единомышленников и их противопоставление другой стороне. Затем осуществляется организационное оформление конфликтующих сторон, определяется стратегия и тактика. Возможны следующие сценарии поведения: 1) достижение своих целей за счет другой стороны и тем самым доведение конфликта до высокой степени напряженности; 2) снижение уровня напряженности за счет частичных уступок противоположной стороне; 3) поиск способов полного разрешения конфликта. Разрешение конфликта осуществляется путем изменения объективной ситуации или субъективного образа этой ситуации. Одним из условий успешного разрешения конфликта выступает точный и своевременный диагноз его причин, т.е. выявление объективно существующих противоречий интересов, целей. Другим условием является обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе взаимного признания интересов каждой из сторон. Еще одним условием является совместный поиск преодоления конфликта (прямой диалог сторон, переговоры через посредника, переговоры с участием третьей стороны и т.д.). Особое значение имеет послеконфликтная стадия, которая предусматривает усилия по окончательному устранению противоречий интересов, целей, установок, ликвидации социально-психологической напряженности и прекращению любой борьбы. Ключевые слова Социальные процессы. Сотрудничество. Соперничество. Приспособление. Конфликт. 6.5. Социальный кризис Состояние социальной системы в социологии описывается тремя характеристиками: норма, напряженность и кризис. Норма — это динамическое равновесие системы, когда все ее структуры и функции уравновешивают друг друга. О напряженности системы говорят, когда некоторые ее функции не реализуются в достаточной мере. Кризис — есть нарушение динамического равновесия, дисфункциональность, т.е. состояние, при котором функции не выполняются, соответствующие структуры не действуют, социальный механизм приходит в негодность. Современное российское общество находится в состоянии кризиса. И если его наличие само по себе ни у кого сомнений не вызывает, то нельзя сказать столь же определенно о природе, причинах и последствиях этого кризиса. Каждый день мы слышим немало противоречивых суждений по этому поводу. Из всего многообразия мнений политиков, ученых и журналистов выделим две крайние точки зрения: оптимистическую и пессимистическую. Сторонники первой точки зрения полагают, что мы переживаем обычный кризис, какие не раз случались во многих странах мира. Суть его они видят в конфликте «плохих» людей (партократов) и «хороших» людей (демократов). Исходя из этого, оптимисты предлагают поменять политические фигуры, что станет началом выхода из кризиса. Адепты другой точки зрения понимают данный кризис как предсмертную агонию российского государства. Потому и упадок власти рассматривают всего лишь как начало конца исторического существования великой державы. Нет никаких средств, которые могли бы предотвратить катастрофу. Такова оценка кризисного состояния пессимистами. Вряд ли изложенные точки зрения соответствуют действительности. В противовес оптимистам я думаю, что настоящий кризис носит не обычный, а тотальный характер. Когда социальная система рассыпается, «вирус дезинтеграции» быстро распространяется всюду, заражая все институты, проникая во все ветви и уровни властных структур. Не могу согласиться и с пессимистами. Вопреки их заявлениям обострившийся кризис не означает предсмертных конвульсий государства, тем более конца исторического существования России. Примерно так же как смена у человека одного образа жизни на другой не приводит его к смерти, так и замена одной формы государственности на другую не ведет к гибели того социального организма, который подвергается трансформации. Более адекватным мне представляется третий диагноз кризиса, основанный на общесоциологическом подходе. Мы наблюдаем кризис, вызванный не только политическими или экономическими неурядицами. Его истоки в упадке индустриальной цивилизации. Суть проблемы заключается в том, что Россия, наряду с другими странами, находится в процессе перехода к постиндустриальному обществу. Именно этим и определяется масштаб нынешнего кризиса. Движение нашего общества либо в сторону капитализма, либо в сторону коммунизма совершенно незначительно по сравнению со сменой цивилизаций. Такие изменения происходят очень редко. Но если они действительно происходят, то производят основательную революцию в человеческой культуре. Нам предоставлена уникальная возможность, быть свидетелями поворотного момента истории, когда на смену одной системы ценностей, традиций, привычек, норм и т.д. приходит другая. В советском обществе были сформированы устойчивые ценности, ориентированные на индустриальную модель развития с тоталитарным государством, которое «все может» — дать работу, жилье и т.д. Такая система ценностей была понятна всем, что делало жизненные ситуации предсказуемыми. Однако это были ценности, которые определяли в основном предписанные социальные статусы, характерные для традиционного общественного устройства, суть которых выражалась в личной зависимости людей. Для перехода к постиндустриальной модели развития требуются носители других статусов, детерминированных качественно иными ценностями — возможностью распоряжаться своим «я» в условиях правового регулирования социальных отношений, демократическими принципами принятия экономических решений, партнерским взаимодействием, основанным на признании самоценности интересов других людей. Но для этого необходимо сформировать социокультурную базу в виде ценностей и социальных статусов, адекватных процессу перехода к новой цивилизации. В отличие от развитых стран Запада симптомы всеобщего кризиса у нас нарастают скачкообразно. Причина этого заключается в ослаблении общественного контроля, следствием чего стала социальная дезинтеграция и аномия. Это явление, изученное еще Дюркгеймом, типично для общества в переходном состоянии, когда наступает ценностно-нормативный «вакуум», упадок моральной регуляции, расплывчатость нормативных предписаний, что ведет к противоречию между нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, регулирующими средства достижения этих целей. Преодолеть стихию социального распада пока не удается, несмотря на судорожные попытки в стремлении укрепить государственную власть, запустить рыночные механизмы и т.д. Формирование правового государства и рыночной экономики, этих основных интеграционных факторов, у нас еще только начинается. Безусловно, сильная власть и мощная экономика заложат основу для интеграции российского общества. Но лишь основу, которая сразу не приведет к социальной сплоченности людей, т.е. к сильному обществу. Жизнь показала, что попытка осуществить форсированный переход к рынку без учета менталитета населения подвела страну на грань катастрофы и как следствие — к усилению социального распада. Поэтому наиболее перспективным представляется процесс изменения ценностных ориентации, затрагивающих человеческий материал и, стало быть, фундаментальные основания социума. Однако скоротечный крах прежней ценностно-нормативной системы привел к тому, что образовавшийся вакуум стал заполняться не новыми, а реанимированными, далеко не лучшими, примитизированными образцами западной культуры. Тем самым на характер кризисного состояния российского общества оказывает влияние не столько конфликт между ценностями индустриального и постиндустриального общества, сколько борьба между традиционно-индустриальными ценностями и псевдоценностями современного Запада. Давайте посмотрим, что происходит в сфере труда. Социологические исследования показывают, что в настоящее время труд занимает 8-9-е место среди 15 основных ценностей, в то время как 25 лет назад он находился на 2-м месте. Сложилась парадоксальная ситуация: большинство людей боится потерять работу, хотя как ценность она признается лишь каждым пятым тружеником. Институционализированные средства движения к успеху для многих людей просто ограничены, что обусловлено не столько их личными недостатками, сколько невозможностью обрести новые статусы ввиду отсутствия материальных ресурсов, вялотекущего процесса конверсии, технологического перевооружения. Отсюда получил распространение безынициативный тип поведения. Особенно он характерен для рабочих, которые считают, что приватизация превратила их заводы и фабрики в крепостные предприятия, где они ощущают себя бесправными батраками. Труд практически перестал быть источником материального благополучия, законным способом добывания денег, достижения более высоких социальных статусов. Резкое падение значимости труда и отсутствие реальных возможностей для приобретения социальных статусов, адекватных постиндустриальному обществу, порождает тенденцию к девиантному поведению. А что происходит в сфере морали и права? Любое интегрированное общество имеет этические ценности, обладает законодательными нормами, которые определяют, какие формы поведения ожидаются и допускаются со стороны граждан, а какие запрещаются и наказываются, Суть кризиса заключается в девальвации морально-правовых норм, потере их престижа. Стало быть, они все больше утрачивают свою регулирующую роль в обществе. Попытка заменить так называемый моральный кодекс строителя коммунизма на религиозные нормы нравственности эффекта не дает. Большинство россиян в лучшем случае верят в Бога только по воскресеньям, а в будни — в деньги. Выгода — вот основной этический принцип нашего времени. Общество помешалось на деньгах. Поэтому церковь поднять престиж морали не может. Обращение к «общечеловеческим» ценностям пока не сумело связать коммунистов и антикоммунистов, верующих и атеистов, бедных и богатых. Отсюда повышенная маргинализация общества, нарастание конфликтующих группировок без нравственного императива. В результате — «парад суверенитетов» вплоть до отдельного человека. Каждый становится для себя своим законодателем и собственным судьей. Теперь продолжим анатомию кризиса в сфере искусства. Оно является наиболее чувствительным нервом общества. Искусство в нашей стране все больше превращается в товар, произведенный для продажи. А потому оно контролируется коммерсантами, становится приложением к рекламе заморских товаров. Если художник не хочет голодать, то он становится рабом рыночных отношений, создает не ценности, а «товар» в угоду спроса. В результате вместо того, чтобы поднимать массы до собственного уровня, художник, напротив, опускается до уровня толпы. Любой товар на рынке недолговечен. Поэтому искусство приступает к поиску экзотики, оно все больше концентрируется на сексе и преступлениях. Нынешнее искусство России постепенно перерождается в музей социальной патологии. И поскольку оно унижает человеческое достоинство, постольку готовит почву для своей гибели. И, наконец, о кризисе в сфере пауки и образования. Наука взяла резкий крен в прикладную сторону, все больше пропитывается утилитарными целями. Соответствующий характер приобретает и система образования. Преподаватели и студенты отдают предпочтение курсам практичным и полезным. Основная забота •— подготовить удачливых бизнесменов. Ныне в цене знание алгоритмическое, но не научное — умение сколотить состояние, завести дело, фермерское хозяйство и т.д. Поскольку познание объективной реальности лишено кратковременной утилитарности, роль и место фундаментальных дисциплин в учебных планах значительно уменьшается. Увлечение прагматизмом с его критерием полезности как эквивалентом истинности — это путь в тупик. Сугубо прикладная ориентация науки, особенно в области обществознания, сужает мир ценностей, делает ее служанкой любого хозяина, лишь бы платил деньги. Итак, основная причина кризиса российского общества — отсутствие общепризнанной системы ценностей и институционализированных средств их достижения. Для перехода к постиндустриальной модели развития нужны не только политическая воля, мощный экономический потенциал, но и социокулътурные основания в виде определенных ценностей. Социальная дезинтеграция. В настоящее время в стране сосуществуют три системы ценностей: индустриально-традиционные, постиндустриальные, псевдоценности западного общества. Выход из кризиса возможен при формировании эффективного механизма социальной регуляции, обеспечивающего доминирование постиндустриальных ценностей, их общее признание населением.
Ключевые слова Норма. Напряженность. Кризис. Социальная дезинтеграция. 6.6. Регуляция социальной связи Любая форма связи имеет сложную структуру, включающую следующие элементы: 1) субъекты связи; 2) предмет связи; 3) механизм регуляции. Все элементы находятся в тесном взаимодействии. Изменение количества субъектов связи сказывается на ее регламентации. Связи между соседями непосредственны, они носят неформальный характер и регламентируются на основе прямого товарного обмена. Связи между коллективами заводов опосредованы, формальны и поэтому регулируются посредством денег. Изменение предмета связи также сказывается на содержании регламентации. Если предметом связи выступает оборона страны, то регламентация носит командно-распорядительный, жесткий характер. Иное дело творчество. Оно требует значительной степени свободы отношений. Регулятивный механизм предусматривает систему критериев, на основе которых оценивается эффективность связи, и систему контроля за соблюдением этих критериев. Каждый из нас вступает в связь с другим для того, чтобы удовлетворить свои потребности. Если социальная связь способствует этому, т.е. приносит вознаграждение, мы поддерживаем ее, если ущерб, мы эту связь прерываем. Однако жизнь чаще всего ставит нас в более сложные ситуации. Бывает так, что человек, с которым я вступаю в контакт, мне неприятен, но он предоставляет мне блага, например, работу. Взвесив баланс вознаграждений и затрат, я могу продолжить с ним взаимодействие. Следовательно, социальная связь устанавливается и поддерживается лишь в том случае, когда она соответствует личностной целесообразности (плата не превышает награды). Данный принцип «работает» не только на микро-, но и на макроуровне» например, в связях между гражданином и государством. Одна из важнейших функций государства — защита гражданина от внешнего или внутреннего насилия. Ради этого люди могут пойти на серьезные жертвы, материальные лишения и т.д. Все это перевешивает ожидаемое вознаграждение. Если же государство не способно защитить гражданина от насилия, затраты теряют смысл, признание такого государства сводится к нулю. Примерно так каждый человек оценивает необходимость социальной связи и ее эффективность. Проблема заключается в том, что люди эту связь оценивают по-разному: то, что для одного дешево, для другого может быть дорого. Важно согласовать критерии платы и наград всех участников социальных связей, т.е. выработать единые правила взаимодействия. Безусловно, добиться полного согласия в понимании регуляторов социальной связи невозможно. Однако чем шире область сопряжения объединяющих ценностей, тем крепче связи между людьми. Равновесие — еще один принцип регуляции социальной связи. Что же представляют собой плата и награда? Как они обмениваются в системе социальных связей? В процессе взаимодействия происходит обмен услугами, необходимый для осуществления тех задач, ради которых люди установили связь. В данном процессе плата выступает в виде функциональных обязанностей личности, а награда — в виде ее прав. дения, которые были бы понятны не двум, а всем участникам социальной связи. Т. Парсонс к числу таких критериев отнес ценности, деньги и власть. Ценности вооружают нас моральными критериями, создают условия для устойчивого взаимодействия с любым человеком. Посредством денег (если они надежно функционируют) каждый из нас может включиться в любую экономическую сделку. Власть делает человека равным со всеми другими по поводу обязательств перед обществом. Ценности, деньги и власть в своем единстве выделяют данное общество из других, обособляют его как своеобразную систему социальных связей, регулируемую особыми нравственными, экономическими и политическими критериями. В этой системе связей для меня понятны нравы. Здесь я получаю вознаграждение в соответствии с тем, каков мой трудовой вклад в дела всего общества. Здесь я обязуюсь выполнять указания власти и ожидаю от нее защиту. Ключевые слова Субъекты связи. Предмет связи. Механизм регулирования связи. Критерии оценки связи. Контроль соблюдения критериев.
|