ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ 3 страница
Продолжение табл. 2.1
Окончание табл. 2.1.
В процессе развития социологии выделяются этапы классического оформления науки, модерн и постмодерн. На протяжении всей истории социологии изменялись представления ученых о том, что представляет собой эта наука: объект дознания, отраженный в ее предметной области, метод познания объективной реальности, или субъект познания. В результате сложились стилистические особенности социологического мышления. Классическая социология рассматривала свой объект, т.е. общество, как объективно существующую реальность, которую можно измерять, объяснять, интерпретировать полученные результаты, проверять их «истинность» практикой. В результате сложился стандарт конфигурации социологии как теоретико-прикладной науки. Э. Дюркгейм, М. Ве-бер, В. Парето и др. занимаются не только теоретическими изысканиями, но и полевой работой, создавая тем самым эмпирический уровень социологического знания. Происходит днституционализа-ция социологии. Она обретает академический, следовательно, и профессиональный статус. Современная социология имеет две фазы развития: модерн и постмодерн. Социологи эпохи модернизма пришли к выводу, что на результат научного исследования оказывают влияние не только природа объекта, методы его изучения, но и сам познающий субъект, т.е. ученый. Разрушились классические представления о достоверности социального познания. Объективность всех структурных элементов процесса познания (объект, субъект, их взаимодействие) была поставлена под сомнение. Перед социологами встала задача очищения процесса познания от налета субъективности. В этот период скрупулезно отрабатываются методология, методика и техника исследования, социологический инструментарий. Р. Мертон разрабатывает методологию построения теорий «среднего ранга». В результате происходит дифференциация и специализация социологического знания. На смену позитивизму приходит функционализм. Глубокой модернизации подвергается психологизм. В рамках данного направления возникают символический инте-ракционизм, феноменология и этнометодология. Изменяющая социология порождает конфликтологию. Вместе с тем предпринимаются попытки ликвидировать межпарадигмальные разрывы. Например, выдающийся русский социолог П. Сорокин создает интегральную социологию. Усложнение структуры социологического знания потребовало повышения качества познания. Понимая, что одни и те же события, происходящие в различных обстоятельствах, имеют разный смысл, социологи сместили фокус с непосредственного объекта к его уникальным контекстам. Расшифровка конкретных значений наблюдаемых социальных явлений требовала их адекватной, концептуальной трактовки. Для постмодерна характерен стиль плюрализма и культурного релятивизма. Мы не сможем понять поведение других народов, если будем интерпретировать его в системе собственных ценностей и убеждений. Культура каждого народа самобытна, она не может быть плохой или хорошей. Понять ее возможно только в рамках ценностной шкалы, присущей данной культуре. Поэтому нет никакой необходимости в универсальной социологической теории. В связи с этим стали появляться своеобразные теории, которые трудно отнести к какой-либо парадигме.
Ключевые слова Парадигма. Доктрина. Концепция. Теория. Позитивизм. Психологизм. Исторический материализм. Модерн. Постмодерн. Социология объясняющая. Социология понимающая. Социология изменяющая. Социология классическая. Социология современная. 2.3. Ранняя социология Обычно к пионерам социологии относят О. Конта и Г. Спенсера. Добавим в этот список еще двух действующих лиц, оказавших влияние на судьбу и со-% держание этой науки, — В. Дильтея и К. Маркса. Огюст Конт (Франция, 1798-1857) выдвинул доктрину позитивизма, направленную на освобождение науки, в том числе социологии, от умозрительной философии (метафизики). Только положительные знания, полученные с помощью позитивизма, эмпиризма и физикализма, могут помочь людям преодолеть кризис, в котором так долго находятся цивилизованные народы. Предметом позитивизма являются только факты. Эмпиризм означает, что единственным источником науки является опыт, а физикализм — что самыми современными понятиями являются те, которые выработала физика. Поэтому по аналогии с физикой Конт подразделяет социологию на социальную статику и социальную динамику. Первая призвана изучать законы функционирования общества, вторая — законы его развития. Социальная статика — это, по сути, анатомия общества, подчиняющегося законам «порядка». Общество Конт сравнивает с живым организмом, который имеет различные органы, выполняющие специфические функции. Препарируя общество на отдельные структурные элементы, он выделяет важнейшие из них — семью, государство и религию. Семья представляет собой прообраз высшей формы социальности, она является связующим звеном между индивидом и родом. В этом институте господствуют отношения неравенства полов и поколений, что полагает Конт, можно считать естественной основой всех других отношений в обществе. Поскольку социальное неравенство существует объективно, что ведет к подрыву органического единства общества, постольку необходимым институтом является государство. Оно сохраняет социальный порядок. Органическое единство общества опирается на моральное единство и здесь велика роль института религии. Социальная динамика представляет собой теорию развития общества. Не отрицая определенное значение природных, демографических и др. факторов общественного развития, Конт отдавал приоритет духовным, умственным. Он вывел закон трех стадий развития человеческого ума: теологической, метафизической и позитивной. Им соответствуют и стадии исторического прогресса. Первая стадия — теологическая (мифология, религия) — охватывает древность вплоть до XIII в. Она характеризуется господством религиозного мировоззрения и вождизма. Вторая — метафизическая — охватывает XIV-XVIII вв., для которых характерно преобладание абстрактных философских принципов, выдвижение на первый план философов, литераторов, публицистов. Третья, позитивная стадия сосредоточивает человеческий разум на анализе реальных фактов. Здесь наступает расцвет науки, промышленности. На смену аристократии приходит социократия. Итак, общество, по мнению Конта, представляет собой реальный социальный организм, определяющий состояние его субъектов: семьи, государства, религии. Однако при этом остается не решенным вопрос: «почему» возникло общество, какова его сущность? Истинный позитивный дух, утверждает Конт, не находя ответа на этот вопрос, заменил его другим вопросом — «как» функционирует и развивается общество? Для ответа на данный вопрос требуется наблюдать и замерять все проявления общества. Этим и отличается научное знание от метафизического, не поддающегося любым формам проверки. Оценивая вклад Конта в становление социологии, следует выделить его идею научного подхода к изучению общества, опирающегося на наблюдения. Несомненной заслугой Конта следует считать его попытку определить предмет и метод социологии, поиск факторов, определяющих историческое развитие, введение понятий социальной интеграции, стабильности социальной системы. По существу они стали ведущими в мировой социологии. Вильгельм Дильтей (Германия, 1833—1911) родоначальник психологизма, послужившего толчком: созданию понимающей социологии. Он подчеркивал необходимость познания «жизни» средствами переживания и интуитивного понимания. Жизнь Дильтей трактует как процесс, создаваемый душой получающий свое выражение в конкретных куль-урно-исторических формах. В таком опыте жизни субъект и объект неразделимы. Опыт жизни и есть действительность. Задача «науки о духе» — понять жизнь из нее самой: не жизнь объяснять из человеческого мира, мир разъяснять исходя из жизни. Социальный мир создается и видится духом, он обладает мотивацинно-смысловой сферой. Проблема заключается в том, как проникнуть в эту сферу. В связи с этим Дильтей разрабатывает метод «понимания», т.е. правила, позволяющие распознать (раскодировать) смысловые значения. Понимание, интуитивное проникновение одной жизни в другую он противопоставляет методу объяснения, используемому в «науках о природе», которые конструируют свой предмет посредством рассудка. Особенностью метода понимания является реконструкция духовного мира творцов культуры (другого) посредством «сопереживания», «вживания», «вчувствования», т.е. обращения к субъективному миру человека, его культуре, которая выражается в языке, текстах и символах. В результате мы знаем то, что имеет значение, смысл. Именно в этом и заключается суть понимания, как иррационального способа познания социальной реальности, пронизанного человеческой субъективностью. Субъективный смысл — это то, что может быть понято. Постигнутый смысл приводит к продуктивному знанию. Природа сама по себе смыслом не обладает, а значит, непостижима. Она дается человеку лишь во внешних чувствах. Поэтому полученное на данной основе знание не может быть достоверным. Только человек с его внутренним миром понятен другому человеку благодаря их однородной духовной жизни. Отсюда вытекает задача создания «науки о человеке» (сферы его духа, культуры общества, истории), принципиально отличающейся от «науки о природе» (естествознания). Значение концепции «жизни» Дильтея для социологии заключается в том, что она предложила новую иррациональную парадигму понимающего познания. Социология, опираясь на эту парадигму, предстает как наука, обращенная к субъективному миру человека. Доктрина Дильтея оказала большое влияние на развитие социальной мысли, в частности, на экзистенциализм, герменевтику, историческую социологию. Карл Маркс (Германия, 1818—1883) — основатель исторического материализма. Ключевой вопрос материалистического понимания истории — это вопрос о взаимодействии бытия и сознания. Маркс утверждал, что не сознание людей определяет их бытие а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. При этом он отстаивал положение о первичности бытия в смысле его решающей роли в процессе взаимодействия с сознанием. По мнению Маркса, независимой переменной общества является способ производства материальной жизни. Он обусловливает социальные, политические и духовные процессы жизни вообще. История человечества есть, по сути, история развития производства. В качестве единицы измерения социального развития выступает общественно-экономическая формация. Такой подход позволяет соединить два принципа: 1) историзма (история — это непрерывный процесс развития человеческой деятельности); 2) материализма (сама история является действительной частью истории природы). В результате, создается картина развития общества как естественно-исторического процесса, подчиняющегося объективным законам. Маркс рассматривал общество как объективную саморазвивающуюся реальность. Источником этого саморазвития являются материальные противоречия между производительными силами и производственными отношениями. В результате разрешения этого противоречия происходит смена способа материального производства. Качественное изменение производительных сил приводит к новому разделению труда, иным формам собственности. Класс, являющийся собственником средств производства, подчиняет себе тех, кто такой собственностью не обладает. В силу противоположных интересов этих классов между ними происходит борьба, что является движущей силой изменений в обществе. Маркс допускал разные формы (мирные и насильственные) классовой борьбы. Но радикальное решение проблемы он усматривал в социальной революции. Таким образом, Маркс заложил конфликтологическую парадигму социологии, предложил соответствующие механизмы и технологии «революционного терроризма», «слома», «ликвидации», «уничтожения» существующей действительности. По сути, это первая форма критической радикальной социологии. Она была положена в основу организации общественной жизни социалистических стран. Однако результаты великого социального эксперимента оказались катастрофическими. Вместе с тем исторический материализм оставил заметный след в процессе становления социологии. Он демонстрировал опору на факты общественной жизни, использования социологических методов сбора информации. Сам Маркс занимался не только «кабинетной», но и «полевой» работой. Он владел методом анкетного опроса, о чем свидетельствует разработанная им «анкета для рабочих».
2.4. Классическая социология Классическая социология связана с творчеством трех выдающихся исследователей — Э. Дюркгейма, М. Вебера и В. Парето. Каждый из них создал свою неповторимую социальную картину мира и тем самым во многом предопределил дальнейшее развитие социологии. Эмиль Дюркгейм (Франция, 1858—1917) считал, что предметом изучения социологии выступают «социальные факты». К ним он относил так называемые «коллективные представления», т.е. различные явления моральной жизни — традиции, обряды, обычаи. Эти явления существуют объективно, независимо от индивида. Их можно изучать как «вещи», т.е. методами, аналогичными методам естественных наук. Основой методологии Дюркгейма является «социологизм», который базируется на первичности социальной реальности и вторичности, подчиненности ей индивидов. В конкретной исследовательской практике «социологизм» означает необходимость изучения социального через него самого, т.е. объяснение общественных явлений социальной средой их существования. «Социологизм» тесно связан с методом, предложенным Дюркгеймом. Каковы его правила? Во-первых, рассматривать социальные факты, как существующие объективно, независимо от человека. Во-вторых, сопоставлять объясняемые социальные факты. Таким образом, социология должна иметь дело с социальными фактами, а не с представлениями о них. Центральной в творчестве Дюркгейма является концепция «социальной солидарности». Она представлена в его основной работе «О разделении общественного труда». Ее назначение — определить природу социальных связей и механизмов, обеспечивающих социальную интеграцию. Выделяются два типа связей: механическая и органическая солидарность. Прототипом первого выступает архаическое общество, в котором действия людей однородны, подобны поведению молекулы в механическом агрегате. Такое общество стремится целиком подчинить себе индивида. Солидарность обеспечивается высокой степенью интенсивности общественного сознания, пронизанного религиозными верованиями, обычаями, традициями, жестко регулирующими поведение индивида. Иная картина наблюдается в современном обществе с органической солидарностью. Социальная сплоченность здесь обеспечивается общественным разделением труда и экономическими взаимосвязями индивидов. Интегративная роль общественного сознания значительно слабее, так как религия не играет прежней роли. Индивид существует независимо от общества, что обеспечивает ему свободу и автономию. В то же время современное общество менее стабильно, оно находится в состоянии аномии. Под этим явлением он понимал состояние, которое характеризуется ослаблением моральной регуляции поведения? неэффективной деятельностью социальных институтов, конфликтами. Серьезной болезнью общества Дюркгейм считал социальное неравенство. Для того чтобы избавиться от него, надо обеспечить условия для процветания каждой личности. Источник этого — дифференциация общества, в основе которой не социальные привилегии, а индивидуальные способности человека. Именно в этом проявляется равенство, справедливость и свобода — три кита, на которых должно основываться прогрессивное устройство. Анализ социологического наследия Дюркгейма будет неполным, если не коснуться трактовки им самоубийства как социального явления. Исходя из постулата «социологизма», он видел основную причину самоубийства в характере социальной среды, точнее, интенсивности коллективных связей и механизмов социальной интеграции. Опираясь на большой фактический материал, исследователь обосновывает мысль о том, что чем выше интеграция общества, тем ниже уровень самоубийств и, наоборот, этим объясняется неодинаковый уровень самоубийств в различных социальных группах: у католиков, например, он ниже, чем у протестантов, в городах выше, чем в сельской местности и т.п. Такой подход позволил Дюркгейму выделить 4 основных типа самоубийств: эгоистические: в результате отчуждения личности от общества, разрыва социальных связей и чувства одиночества; альтруистические: в результате избыточного поглощения личных интересов человека общественными, когда он утрачивает самостоятельность индивидуального существования; аномические: в результате общественных катаклизмов, разрушающих адаптационные способности индивида; фаталистические: предопределяются невыносимой, избыточной регламентацией и чрезмерным контролем общества над личностью. Это исследование заложило основы социологического изучения преступности и других форм девиантного поведения, хотя в современных работах подчеркивается важная роль психологических мотивов, которые Дюркгейм игнорировал. Подводя итог, отметим, что Дюркгейм дал социологии разработанную систему, основными характеристиками которой являются: 1) понимание общества как саморегулирующегося структурно-функционального организма; 2) трактовка общественного порядка как нормального его состояния; 3) рассмотрение в качестве основного регулирующего механизма общества морали и признание ведущей роли в его функционировании социальных институтов воспитания. Макс Вебер (Германия, 1864-1920) подчеркивал, что все общественные образования: группы, институты, формы взаимодействия людей, регулируются тем смыслом, которым их наделяют люди. Это — рациональность, т.е. соответствие социальных действий определенному образцу, который, в свою очередь, выражает суть общественного интереса, или идеального типа. Социология и есть наука об идеальных типах, которые регулируют социальные действия людей. Согласно Веберу, идеальный тип — это логически сконструированная модель, позволяющая выделить основные черты изучаемого явления. Например, идеальный вариант принятия управленческого решения должен включать в себя все основные процедуры, присущие реальному процессу. Идеальный тип разрабатывается дедуктивно из реального мира, а не из умозрительных построений. Это преувеличенное отражение того основного, что свойственно реальному явлению. Основу социологии Вебера составляет концепция социального действия. Она будет подробно рассмотрена в гл. 6. Здесь же отметим, что человеческое действие обретает социальный характер, если в нем имеют место два момента: мотивация индивида и ориентация на другого или других. Понимание мотивации (субъективно подразумеваемого смысла) и отнесение его к поведению других людей — составляет суть социологического исследования. Вебер конструирует идеальный тип действия индивида, в котором смысл действия и смысл действующего совпадают. Такое действие он называет «целерациональным». По мере убывания степени рациональности Вебер выделяет еще три типа действия: ценностно-рациональное, традиционное и аффективное. Строго говоря, социальными являются лишь два первых типа действия. Они характерны для современного индустриального общества, где рационально организовано хозяйство, рационализируется управление и т.д. Для менеджеров представляет интерес подход Вебера к изучению власти. Он и в этой проблематике использует концепцию социального действия, анализирует взаимные ожидания поведения субъектов политических отношений. В зависимости от ожиданий определяются легитимные типы господства, критерием выделения которых выступают мотивы повиновения, содержащие ту или иную долю рациональности. При первом типе господства мотивом повиновения является осознанный интерес индивида, что порождает целерациональное действие. В государствах с таким типом господства граждане подчиняются не личности, а закону. При втором типе господства мотивация повиновения определяется верой в священность существующих ценностей и властей. Это патриархальный тип господства, при котором аппарат управления зависит от господина. Поэтому личная преданность, а не профессионализм чиновника служит основанием для замещения должности. При третьем типе господства (харизматическом) повиновение вызывает пророческий дар, сила слова и духа выдающихся политиков По мнению Вебера, образцовый тип власти связан с утверждением рационально-бюрократического управления (подробнее об этом в гл. 9). В соответствии с такой моделью управленцы совершают только целерациональные действия. Рационализация политической жизни ведет к превращению политики в своеобразное «предприятие», которому требуются профессионально подготовленные чиновники. Любопытны рекомендации Вебера по предотвращению коррупции. Он полагает, что в общих интересах требуется сформировать слой чиновников, как «высококвалифицированных специалистов духовного труда, профессионально вышколенных многолетней подготовкой, с высокоразвитой сословной честью, гарантирующей безупречность, без чего возникла бы роковая опасность чудовищной коррупции и низкого мещанства, а это ставило бы под угрозу чисто техническую эффективность государственного аппарата, значение которого для хозяйства, особенно с возрастанием социализации, постоянно усиливается и будет усиливаться впредь». Коррупцию можно минимизировать посредством функционального разделения государственной бюрократии и партийных лидеров. Подлинной профессией настоящего чиновника, подчеркивает Вебер, не должна быть политика. Он должен «управлять» беспристрастно. Чиновник не должен делать именно того, что всегда должен делать политик — бороться. Весомый вклад внес Вебер в историческую социологию. На большом эмпирическом материале он выявляет роль протестантской «хозяйственной этики» в становлении капитализма, а также связь экономической жизни общества, интересов различных социальных групп с религиозным сознанием. Его работы имели большое значение для становления социологии религии. Словом, социология Вебера оказала решающее воздействие на дальнейшее развитие социологической мысли. Вильфредо Парето (Италия, 1848-1923) — прирожденный бунтарь, — как его называли современники, — он поддерживал всех, кто конфликтовал со своими правительствами. Парето в целом отрицательно относился к идеологии марксизма, но признавал научное значение исторического материализма, особенно концепцию классовой борьбы. Больше того, он интерпретировал эту концепцию шире, полагал, что классовая борьба не отомрет вместе с исчезновением конфликта «труда и капитала». Парето предложил экспериментальную социологию. Метод, при помощи которого он пытался открыть всеобщие принципы устройства, функционирования и изменения общества, получил название логико-экспериментального. Это означает, что основаниями научного доказательства служат лишь наблюдение, опыт и построенные на них логические выводы. Парето рассматривает общество как систему, состоящую из взаимозависимых частей. С его точки зрения, состояние социальной системы определяется внешними (природно-климатическими условиями и другими сообществами людей) и внутренними факторами, среди которых основным является раса, ее способность к рассуждению и наблюдению. Развитие социальной системы носит маятниковый, циклический характер. В ней имеет место чередование сменяющих друг друга тенденций, что поддерживает равновесное состояние системы. Представление о циклическом характере социальных изменений Парето реализует в концепции круговорота элиты. Менеджерам полезно ее усвоить. Согласно этой концепции, люди неравны в физическом, интеллектуальном и нравственном отношениях. Те, кто обладает высокими качествами, составляют элиту, остальные — социальную массу.
|