Студопедия — Живые эмблемы моды
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Живые эмблемы моды






Физические лица используют феномен моды преимущественно в эгоистических целях как критерий статусности, как политический инструмент (политики, «олигархи»), как механизм извлечения прибыли (кутюрье и иные «звезды»). В общем случае физическое лицо представляет интерес с позиций настоящего исследования в самых разнообразных аспектах: как персона, оказавшая ключевое влияние на формирование и становление мировой системы моды в ее теперешнем виде; как живая эмблема, создаваемая системой управления модой; как источник модных стереотипов поведения (стандартов), образец для подражания со стороны многочисленных поклонников; как частное лицо, живущее в мире моды, или оказавшееся «в моде»; как субъект, озабоченный своим имиджем; как руководитель социальной структуры – государства, государственного органа, коммерческой или общественной организации, выступающей как элемент инфраструктуры управления модой; как представитель определенного социального страта (класса, контингента).

Влиятельность физического лица как субъекта управления модой определяется, главным образом, следующими факторами: его местом в иерархической структуре управления соответствующим фрагментом – сферой деятельности, отраслью экономики и т.д.; различного рода списками, рейтингами, рассчитываемым соответствующими специализированным организациями; имиджем физического лица, создаваемым его собственными усилиями, и поддерживаемым преимущественно СМИ.

Позиция руководителя имеет определяющее значение для целеполагания, форм и методов, стратегии и даже тактики работы возглавляемой им организации. Кроме того, психическая структура руководителя, проецируясь на деятельность организации, имеет ключевое значение для формирования значимых для организации управленческих ситуаций. Подчиненные подражают руководителю в стиле управления, в целом - поведения, в образе жизни, в частности, одежде и аксессуарах.

Отдельные индивидуумы оказали весьма значительное влияние на формирование и становление системы моды. Так, особую роль в становлении мировой системы моды в узком смысле сыграли Людовик XIV, король Франции, и его министр финансов - Жан-Батист Кольбер. Король-Солнце «использовал фестивали и балы для поддержания своего политического могущества, а первенство в моде было частью политической стратегии и использовалось как средство политической экспансии. Ключевая фигура при дворе Людовика XIV - министр финансов Жан-Батист Кольбер. Он активно работал над централизацией всех элитных предприятий, включая и модные. Французский двор стал моделью для остальных европейских дворов, инструментом для инициации новых трендов в моде».[47]

Показательно высказывание одного из авторитетных исследователей французской моды Мукерджи: «Для Людовика XIV и его министров, которые более чем серьезно относились к его заявлениям о величии Франции, наличие Великой Традиции и происхождение модных трендов из Италии были неприемлемы. Если Франция собиралась стать центром европейской цивилизации, а не только силы, она обязана была стать и культурным лидером. Соответственно, Людовик XIV следовал классическим прецедентам и монументально запечатлевал свои достижения в произведениях искусства, а Кольбер манипулировал модой так, чтобы сделать французские товары желанными для потребителей по всей Европе. Материальная красота была более делом генерирования влияния и славы, нежели вопросом эстетики для этих господ... Французские работы должны были превосходить все, что делалось в Италии, чтобы править эстетикой так же, как в случае военного превосходства».[48]

Некоторые индивиды в силу тех или иных причин на более или менее длительный период оказываются «в моде» - это «звезды» кино, эстрады, рейтинговые ведущие телевидения и радио, выдающиеся спортсмены, известные режиссеры, писатели, блогеры, которые становятся кумирами, «идолами», «властителями дум», объектами поклонения и обожания для различных социальных общностей, категорий населения. Указанные амплуа активно поддерживаются сложившейся системой моды в соответствующей сфере деятельности, а также СМИ. Эти люди выступают в качестве своеобразных модных образов, а также знаков модных аттракторов и становятся популярными на более или менее длительном отрезке времени по следующим причинам:

- рождения в известной семье («по праву рождения») – например, принцесса Диана в Великобритании, С.Михалков, К.Райкин в России и другие;

- особого поведения и судьбы (Дж. Бруно, Г.Галилей, Сократ);

- активной реформаторской деятельности – П.Столыпин, С.Витте, Н.Хрущев и др.;

- особых достижений в различных сферах – военном деле (Суворов, Ушаков, Жуков), поэзии, бардовской песне – В.Высоцкий, Б.Окуджава и т.д.;

- харизматичности или авторитетности в силу собственных качеств или созданной СМИ – Б.Ельцин, А.Сахаров;

- занятия деятельностью, которая является объектом пристального внимания общественности – уполномоченный по правам человека при Президенте РФ, уполномоченный по правам ребенка и др.;

- должностного положения или особенно широких должностных полномочий – президент, церковный иерарх, руководитель ведомства, разрабатывающего программу назревших реформ и т.д.;

- реального или мнимого выступления в поддержку образа жизни соответствующего социального страта, в частности, субкультуры,– например, К.Кастанеда для наркоманов.

О. Клапп выделяет следующие типы эмблем моды (символических лидеров): драматический герой, неподкупный, объект желания, популярные злодеи, комическая фигура, популярная жертва. [49] Комментарии Клаппа представляются нам вполне убедительными, вместе с тем, дадим собственную уточненную интерпретацию. Драматический герой– его обобщенная символическая функция – «образец для подражания» в наиболее чистом виде. Люди идентифицируют себя с героем, при этом испытывая эмоциональный подъем, нередко чувство триумфа. По Клаппу, основными типами драматического героя являются чемпион; защитник; мученик; «уравновешенный» (всегда знающий, как правильно поступить); выдающийся любовник; человек, «сделавший себя сам».

Неподкупный - здесь главная символическая функция – «недостижимый образец». В современном мире главная социальная сила – деньги. Вместе с тем, люди подсознательно понимают, что в идеальном обществе этого быть не должно, и психологически нуждаются в подтверждении этого. В противоположность Клаппу мы полагаем, что рассматриваемая фигура является вполне работающим образцом, хотя и в большинстве случаев недостижимым.

Объект желания – выполняет символические функции эстетического наслаждения (певец, художник, декламатор, юморист, победители различного рода конкурсов талантов), сексуального притяжения (порномодель, победительницы конкурсов красоты). По Клаппу, аудитория стремится использовать его непосредственно, насколько возможно, как объект: через рассматривание, слушание, осязание, воображение.

Популярный злодей (козел отпущения) – обозначает символическую функцию олицетворения зла. Внешность, стиль поведения индивида отвечает расхожим представлениям о злодее. Зло в его исполнении кажется непобедимым, непреодолимым. Вместе с тем, ненависть публики требует выхода и объекта приложения. Аудитории нравится наблюдать за тем, как он оказывается побежденным.

Клоун (шут, комическая фигура, юродивый) - его манера поведения, речь или внешность вызывает смех или юмористические ассоциации. Глупые ситуации, в которые шут попадает, его неловкое поведение в них вызывает у публики чувство превосходства. Основные символические функции клоуна: снятие напряженности в обществе за счет отвлечения от негативных сторон жизни; смелые, но правдивые суждения, позволительные только для шута.

Популярная жертва - несчастный человек, способный в силу своей внешности и поведения, например, неуклюжести, вызывать симпатию и сочувствие. Его символическая функция заключается в сострадании.

Авторы полагают, что рассмотренную типологию звезд О. Клаппа следовало бы дополнить категорией «Пророк». Лидеры этой категории являются для публики объектом почти мистического поклонения, это нередко авторы героической идеи. Своими каждодневными, казалось бы, самыми незначительными поступками, всей жизнедеятельностью они демонстрируют стиль вечности.[50] Публика им рукоплещет. Их книги, иные произведения моментально делаются бестселлерами. Наличие или отсутствие у них поддержки со стороны государства зависит от политической конъюнктуры. Вместе с тем, существенным для этого типа звезд является поддержка со стороны государства.

Показательна в этом смысле судьба своего рода пророка нордической расы немецкого философа Ганса Ф.К. Гюнтера. Это «последний национальный рыцарь национальной науки выдающийся немецкий расовый теоретик и религиозный реформатор, усилиями которого немецкая расовая школа заняла доминирующее положение в мире», а «духовное движение за обновление нордической расы приобрело массовый и респектабельный характер». Ему устраивали овации, в его честь – факельные шествия. «Он расшифровал архетипический язык всей белой расы, вскрыв обилие смыслов и символов в каждом, казалось бы пустячном бытовом явлении».[51] Нордический идеал, воспетый Гюнтером, быстро стал модой после 1933 года. «Чувствуя поддержку правительства, Гюнтер выступил с инициативой о всеобщей нордизации Германии…».[52]

Весной 1941 года Гюнтер «впервые применил к неприятельскому государству (СССР) анализ на расовой основе, а не традиционный политико-экономический, который практиковали до этого. В основу прогнозирования стратегии войны он положил не экономический и политический потенциал государства, а расово-биологический». Показал, что поскольку в европейской части СССР до 30% населения являются чистыми носителями нордической крови, блицкриг невозможен: русский солдат будет драться с упорством и выносливостью солдата немецкого даже тогда, когда положение безнадежно. Выступление Гюнтера было воспринято в высших эшелонах власти как акт неповиновения и личного оскорбления фюрера, нанесенный в судьбоносный час борьбы с гидрой «мирового иудобольшевизма». Официальное признание было утрачено, публичные восхваления и заслуги преданы забвению. «Создатель расовой теории Третьего Рейха угодил в опалу.»[53]

В процессе модной коммуникации «звезды» создают эффект фасцинации, в этой связи «звезды» эффективно рекламируют продукты, - играют роль живых эмблем модных образов, воплощенных в товарах, демонстрируют образцы поведения, делают привлекательным образ жизни, пропагандируют мировоззрение.

Вместе с тем, синдром поклонения кумиру (Celebrity Worship Syndrome) представляет собой патологическое состояние, оказывающее разрушительное влияние на психику индивида. Считается, что в развитых странах подобному патологическому состоянию подвержен один из трех жителей. По степени тяжести выделяют три стадии заболевания, для которых характерно следующее: постоянное наблюдение и отслеживание деталей жизни и деятельности кумира; ощущение устойчивой незримой связи с объектом поклонения (10% фанатов); готовность украсть, причинить вред, убить, если этого захочет знаменитость (состояние психоза, один процент подверженных патологии).







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 739. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия