Однако каким же образом формируется процесс производства социальной коммуникации? Как внутри этого процесса происходит производство субъективности? Как производство субъективности становится производством потребителя/коммуникатора и его способностей к потреблению и коммуникации? Какую роль играет в этом процессе нематериальный труд? Я уже излагал свою гипотезу: процесс производства коммуникации переходит непосредственно в процесс валоризации. Если в прошлом фундаментальной основой коммуникации служили средства языка и институции идеологического и культурно/художественного производства, то сегодня, вследствие перемещения коммуникации внутрь промышленного производства, она репродуцируется средствами специфических технологических схем (знания, мысли, образа, звука и технологий воспроизводства языка), а также средствами форм организации и "управления", которые и являются носителями новых форм производства.
Для понимания процесса формирования общественной коммуникации и ее категоризации в "экономическом" пространстве имеет смысл использовать не "материальную" модель производства, но модель "эстетическую", включающую автора, воспроизводство и восприятие. Такая модель позволяет увидеть аспекты, скрываемые традиционными экономическими категориями; и я продемонстрирую, как эти аспекты конституируют "характерные особенности" посттейлористских способов производства 2. "Эстетическая/идеологическая" производственная модель будет преобразована в социологическую модель небольшого масштаба, со всеми присущими подобной социологической трансформации ограничениями и сложностями. Модель автора, воспроизводства и восприятия требует двойного преобразования: прежде всего, три этапа этого созидательного процесса должны непосредственно характеризоваться соответствующей общественной формой; а во-вторых, эти три стадии необходимо понимать как артикуляции фактического цикла производства 3.
Термин "автор" необходимо лишить измерения индивидуальности и трансформировать в индустриально организованный производственный процесс (состоящий из труда, инвестиций, заказов и так далее), "воспроизводство" становится массовой репродукцией, организованной согласно императивам доходности, тогда как аудитория ("восприятие") превращается в потребителя/коммуникатора. В описанном процессе социализации и категоризации внутри экономики интеллектуального действия "идеологический" продукт обычно принимает формы товара. Я должен, однако, подчеркнуть, что категоризация этого процесса согласно капиталистической логике и преобразование его продуктов в товары не отменяют особенностей эстетического производства, а именно творческих взаимоотношений между автором и аудиторией.