Эти краткие выкладки позволяют нам поставить под вопрос характерную для нематериального труда модель создания и распространения, преодолев понимание творчества как "индивидуального" выражения, как вотчины "высших" классов. Работы Зиммеля и Бахтина, написанные на заре становления "продуктивности" нематериального труда, предлагают два совершенно различных способа понимания взаимоотношений между нематериальным трудом и обществом. Зиммель остается полностью верен разделением на физический и интеллектуальный труд, предлагая нам теорию креативности интеллектуального труда. Бахтин, с другой стороны, не принимает капиталистическое разделение труда как данность, развивая теорию общественного творчества. В сущности, Зиммель объясняет функцию "моды" через феномен имитации или распознавания, регулируемый и контролируемый классовыми отношениями. Получается, что мода создается на высшем уровне средних классов, а нижестоящие классы пытаются имитировать ее. Мода здесь играет роль барьера, который постоянно возникает именно вследствие непрерывного нарушения. Для нашей проблематики здесь интересно, что, согласно концепции Зиммеля, нематериальный труд креативности ограничен определенной социальной группой и распространяется исключительно через имитацию. На более глубоком уровне данная модель принимает разделение труда на основе оппозиции между физическим и интеллектуальным трудом, в конце которой находятся регуляция и "мистификация" общественного процесса творчества и инновации. Модель эта могла до некоторой степени соответствовать динамике рынка нематериального труда в момент возникновения массового потребления (эффекты которого Зиммель исключительно прозорливо предсказывал), однако ее невозможно использовать для анализа отношений между нематериальным трудом и потребителем/публикой постиндустриального общества. Бахтин, напротив, определяет нематериальный труд как отмену разделения между "физическим и интеллектуальным трудом" и показывает общественный характер творческого процесса. В сущности, анализ "эстетического производства", проведенный Бахтиным и другими ленинградскими учеными, фокусируется именно на общественном моменте. Подобная линия анализа представляется наиболее плодотворной для разработки теории общественного цикла нематериального производства.