Деревенский апологет.
В трёх верстах от деревни жил на пасеке всей деревне известный мужичок, Демьян Лукич Кислый. По фамилии его, впрочем, никто не звал, все звали: «Демьян Лукич» или просто «Лукич». Он был ещё крепкий, нестарый человек. С молодости он ходил на каменные работы по большим городам, бывал в Варшаве, Одессе, Киеве, работал в обеих столицах. От природы он был весьма любознательным: сам выучился читать, писать и считать. В городах он присматривался к людям и к их жизни. Любил порасспросить своих знакомых о разных вещах. Книжек разных он прочитал немало и слыл среди своих товарищей за человека знающего. Жизнь в городах с её шумом, суетой и развратом ему не нравилась. Он всегда с радостью возвращался на зиму в родную деревню. Лет десять назад он совсем перестал ходить на каменные работы, завёл себе пасеку и ею кормился. Он очень любил природу и по-детски умилялся перед ней, благоговея перед всяким созданием Божиим, будь это растение какое-либо, травка, цветок или животное, птица, насекомое. Во всем он видел премудрость Божию. Небо же со своими ярко сияющими звёздами всегда приводило его в восхищение. Он устроил себе на высоком дубе очень удобную кровать и, лёжа на ней, не смыкал иногда всю ночь глаз, вперив их в небесный свод, любуясь дивным зрелищем звёздного неба. Жители деревни относились к нему с уважением, называли его «мудрым человеком» и часто обращались к нему за разрешением разных вопросов. Любил он потолковать с ними о божественном. Он говорил толково, выразительно и убедительно. Его-то и решились просить крестьяне побеседовать о Боге с докладчиком Матюниным. Но Демьян Лукич отказывался исполнить их просьбу. -- Что я буду говорить с этими безбожниками? -- отзывался он о коммунистах. -- Они только насмехаться будут над нашей верой. Их мы не убедим. Видно, уже пришло такое время, когда беззаконие распространится по всей земле. Это, ведь, в Писании предсказано, -- пояснял Демьян Лукич. Но просители не отставали от него, указывали, что нужно защитить веру не ради этих безбожников, а чтобы предостеречь от соблазна верующих христиан. А то из них некоторые стали колебаться. Долго они уговаривали Демьяна Лукича. Наконец, он дал слово придти на беседу, но оговорился, что может быть не вступит в собеседование. -- Кто их знает, что они будут там читать! Может быть, такое учёное, что мне и не понять. Писанию они не поверят, им разумом доказывай. А разум то у меня мужицкий, деревенский: что я буду им говорить? -- Бог вразумит, что сказать, -- успокаивали его просители. Демьяну Лукичу и самому хотелось послушать доклад: «Откуда произошла вера в Бога». Что скажут на это безбожники? Для него было бесспорно, что вера -- дар Божий. Человек рождается и умирает с этим даром. Демьян Лукич не мог даже представить себе, чтобы разумный человек мог жить без Бога. Всех безбожников он считал. обманщиками: «они только притворяются, что не веруют в Бога, а в душе у них всё-таки тлеет эта вера. -- И воздух бывает испорченным, пыльным, заражённым, но всё же он воздух, и без него не может быть ни одного дыхания. Как, в самом деле, будут доказывать безбожники, что нет Бога»? Этот вопрос интриговал Демьяна Лукича, и он жаждал послушать их разъяснений. Ему очень хотелось порасспросить их -- как это всё существует без Бога: весь мир, вся тварь, сам человек, -- вся, как он выражался, «премудрость»? Если нет Бога, то кто же всё это создал? Откуда появилось небо, земля и весь свет? Он решил идти на беседу не с целью опровергать безбожников, а лишь ради любопытства; он интересовался послушать умных и учёных людей.
|