Андреевский спуск
Есть в Киеве самая крутая улица в Европе. Называется она Андреевский спуск. Тем, кто на ней живет, приходится и подниматься по ней, и спускаться. Так — вверх и вниз — ходил по ней гимназист Миша Булгаков. Он жил на ней — в двухэтажном доме № 13, на втором этаже. Вверх и вниз, крутые подъемы и чуть ли не падения — он, наверное, вспоминал об этой улице всю жизнь. В Киеве он окончил гимназию, медицинский факультет, сочувствовал белым, а не жовто-блакитным1. И унесло его ветром гражданской войны на Северный Кавказ, и в Киев он больше не вернулся. И только много лет спустя, приехав в Киев с МХАТом на гастроли, пошел к дому № 13 с женой — третьей уже женой, последней. Подошел, на второй этаж, Только вытер глаза. Да, так занесло его на Северный Кавказ, там он стал писать, выступать (выступал он и в защиту Пушкина — доказывал, что тот народный поэт, а не дворянский). Он опровергал ораторов с упоением, высмеял и разозлил их, и они стали говорить, что у Булгакова происхождение не то (у него отец был профессор), прошлое тоже не то (служил у белых) и непонятно вообще, кто он такой! Булгаков испугался. Потом ему стало стыдно, и он положил себе на всю жизнь говорить только правду. "Трусость — самый большой порок",— это он повторял неоднократно, и эта мысль главная в его главной книге. Но покамест молодость была с ним, он становился известен. Приехал в Москву, красивый, светловолосый, с синими глазами. Писал, все лучше. Написал "Белую гвардию" — начал печатать, да журнал перестал выходить. Написал пьесу — и это решило его судьбу. Потому что пьесу поставил . МХАТе. Пятнадцать раз побывал на спектакле Сталин, никто особенно об этом не знал. Раз только сказал Хмелеву, исполнителю главной роли: "Как вы играете... Мне ваши усики даже снятся" и перевел разговор на другое. Время было суровое, а Булгаков был резок и блестящ. Печатали его все реже, ругали все чаще, он бросил в печь черновики романа о дьяволе, отчаялся. И написал письмо. Чтобы отправили за границу. За такие письма отправляли не за границу, а на Соловки. Прошло несколько дней, и раздался звонок: не в дверь, телефонный. И голос, которого Булгаков никогда не слышал и сразу узнал, спросил: — Что, надоели мы вам? — Что вы,— отвечал Булгаков, называя собеседника по — Нет, вы нас не любите и неизвестно вообще, что вы — Я МХАТ люблю,— нашелся Булгаков, не изменяя сво — Хорошо. На следующий день Булгакова назначили во МХАТ на режиссерскую ставку. Он продолжал писать. - Писал пьесы — не понравились. Написал книгу о Мольере — не понравилось. Написал пьесу, которая должна была вернуть ему имя и славу. Поначалу все шло хорошо, и он уже ехал на Кавказ с актерами (действие пьесы происходило в Батуми), сидел в купе, шутил. Но по коридору пробежала проводница, крича: "Телеграмма бухгалтеру! Кто бухгалтер?" Булгаков побледнел. "Это ищут не бухгалтера, а Булгакова, и это конец",— сказал он и вышел в коридор. У него был природный дар — чувствовать драматизм ситуации. Телеграмма была о том, что пьесу решили не ставить. Но для него не это было главное, хотя он огорчался. Он писал свою главную книгу. Это была "Мастер и Маргарита". Не очень удачна была его личная жизнь, но та, что приезжала с Ним в Киев, полюбила его по-настоящему. Она и зовется в его книге Маргаритой. Осталось несколько фотографий Булгакова. Все — значительные. В трудные минуты жизни — такое у него было правило — он шел сниматься. Предпоследнее фото — в тот день, когда он узнал о том, чем он болен, и — врач — понял, что приходит конец.
1 Т. е. "желто-голубым". Сейчас это цвет государственного флага Украины. И Булгакова там не жалуют. Главную книгу правил до последнего дня, что-то додик-товывал, изменял. Хотели послать его на курорт в Италию, там особенно хорошие есть места, думали — поможет, как помогало Горькому. Но уже плох был Булгаков. И думал не об Италии. О камне. Когда похоронили Гоголя в Донском монастыре, на могилу поставили камень, на нем выбили слова: "Горьким смехом своим посмеюся". Потом похоронили Гоголя заново в Новодевичьем монастыре (у нас любят таскать литераторов с одного места на другое, более почитаемое). Камень остался без дела, стоял у стены Донского монастыря. Булгаков его увидел, завещал положить на свою могилу. Знал свое место. Прочитав этот рассказ, попытайтесь ответить на вопрос: что значат в жизни призвание и удача? Как они сочетаются? Что выше? И — главное: а у вас есть призвание? Карел Чапек, чешский философ и писатель, написал короткий "опыт" (еще говорят "эссе") о женщинах и тайне: "К числу типичных и древних анекдотов относятся те, где с различными вариациями говорится, что женщины будто бы не способны сохранить ни одной тайны: расскажи им что-нибудь, заклиная молчать. И завтра же об этом будет знать вся улица. Не знаю. Сколько подлинной правды в этом извечном поклепе: возможно, его придумали доисторические мужья как предлог, чтобы не рассказывать дома своим женам, о чем, сугубо мужском, говорилось на их представительных советах и совещаниях. Ну ладно, пусть будет так: однако тот, кто считает эти почтенные анекдоты выражением древнего человеческого опыта, неизбежно придет к выводу, что в нашем мире мы, мужчины, полны тайн, о которых молчим как могила, в то время как женщины с какой-то удивительной, даже страстной общительностью готовы раскрыть все, что без них осталось бы тайной: короче, женщина и тайна — понятия как бы взаимно исключающие. Однако мудрец, который придет к такому умозаключению, роковым образом ошибается, как могут ошибаться одни лишь серьезные мудрецы: дело обстоит, скорее всего, наоборот. У женщин не только особая склонность к таинственности, но и поразительная способность множить и плодить эту таинственность. Я утверждаю, что, не будь на свете женщин, тайн было бы куда меньше. Женщина и тайна — неотделимы друг от друга. Громогласно и прилюдно разглагольствовать с трибуны или на углу улицы — дело мужское; половина человечества, та, что шепчет,— женщины". Девушки соглашаются с Чапеком, это я уже выяснил. Но среди читателей этой книги будут и мужчины. Каково их мнение? Это стихи Я. Багрова и они обращены непосредственно и к вам. Хочешь — бейся, Хочешь — бойся, - Хочешь — ставь на карту честь. Будь спокоен. Беспокойся. Стань в ряды, в колонну стройся! Мир таков, каков он есть. Ты не рад его покрою? Он попрал твои мечты? Тайну я тебе открою. Слушай: Он такой, как ты. "Тат твам аси" — "Все что существует, это ты"1,— гласит древняя мудрость. Вы с этим согласны? Упанишады. М., 1967. С. 49. Есть ученые, которые полагают, что наиболее органичным для человека является дом. Жилище. Человек ощущает его необходимость на всем протяжении своего существования. Ион способен к пониманию архитектурных замыслов, цель которых зачастую не вполне очевидна. Что же, в самом процессе понимания и его итоге есть нечто от архитектуры,— и это нечто не вполне бывает осознано. Недаром М. Булгакову, с огорчением сокращавшему свою пьесу, "все казалось важным, а кроме того, стоило наметить что-нибудь к изгнанию, как все с трудом построенное здание начинало сыпаться, и мне снилось, что падают карнизы и обваливаются балконы, и были эти сны вещие". ("Театральный роман", гл.10). Метафора эта весьма значима. Но к делу. Каково, по вашему мнению, назначение этого здания? Оно выглядит средневековым, но пусть его облик не вводит вас в заблуждение — проект его был завершен в 1922 году. А это здание? Продумав свое предположение о его предназначении, попытайтесь дать оценку замыслу его проекта. Что бы вы разместили в круглом павильоне рядом со ступенчатой башней? Исходя из каких соображений избраны именно ступенчатые очертания?
Вопрос вам уже знаком и понятен — каково назначение этого здания, быть может даже дворца. Пусть этот рисунок не слишком удачен — но известный простор воображению он дает. Как вы считаете, это прозрачная башня из стекла и стали или, напротив, она рассчитана на внутреннее освещение? В чем функция спирали, которая обвивается вокруг башни? место заключения НА ПРОЩАНИЕ Понимать — моя профессия. У. Голдинг Сейчас читают все меньше. И жизнь изменилась, и техника стала иной. Жаль, что я не увижу, как пойдет дело в третьем тысячелетии,— может быть, не увижу, хоть оно и на носу. Но несколько слов о будущем, как я его вижу, сказать стоит. Чтение не умрет, конечно. Оно станет иным — это важно. Экран будет занимать в жизни все большее место, он станет трехмерным, люди станут писать для экрана или для тех, кто проводит у экрана больше времени, чем за книгой (таких уже большинство). Свои лучшие вещи я написал уже для такого читателя. Но голография еще раз изменит мир, произойдет действительно полное его удвоение. Как это было? Сначала — рисунки на стенах пещер. Затем — схематичные, хорошо узнаваемые, до предела упрощенные — на скалах. А потом происходит переход к письму. В традиции немецкой философии, это называлось скачком... Но на монументах конь, бывает, стоит застыв, поднявшись на дыбы, и таким монументом на пути развития письменности осталась китайская иероглифика. Иные формы письма приближены к звучанию слова, но только приближены, конечно. Буква и фонема — явления, которые ни под каким видом нельзя отождествлять. Свитки, папирусные свитки., пергамент., бумага..., как и наборная печать — китайское изобретение. Великолепные картины, монументы, книги, тонкие листочки — подписанные. Тысячи архивных дел. Бумага! Казалось все леса планеты обратятся в водоросли на дне безбрежного бумажного моря, заливающего планету. Но вот упала и разбилась первая грампластинка, зашелестели ленты — целлулоидные и ферромагнитные. Запищала морзянка, заиграли радиолы. Вошел в жизнь и прочно занял место в углу комнаты телевизор. На него положили плоский ящик: видеомагнитофон. А дальше? А дальше пришел и заработал компьютер. Вместе с ним - всемирная паутина и игры. В сущности, возникла не вполне еще осознанная, но грандиозная и даже путающая перспектива того, что возникнут тексты способные к определенной смысловой автономии. Сейчас это тексты, которые поддаются дигитальной вариации. Дигитальные искусства сегодня - это вид искусства, порожденного технической цивилизацией. Но все эти игры, к которым с несколько снобистским презрением относится интеллектуально развитый индивид, погруженный в мир культурных достижений и катастроф свой эпохи, имеют истинно культурную перспективу. Как предвестием лирики Пушкина были стихи, записанные в альбом столичной или даже провинциальной барышни; как предвестием лирики Блока был уличный и цыганский романс; как предшественником современной кинематографии было зрелище едва ли не балаганное -так нынешние дигитальные игры станут еще станут вспоминать как детские развлечения на пороге нового мира искусств виртуального пространства. Мы еще не знаем, что они собою будут представлять, но они будут связаны с голографией, телевидением, новыми формами чтения. Динамика существования виртуального мира станет спонтанной. Возможно, дело именно в компактных масштабах, и их освоение поможет техническому решению проблемы. Не знаю. Но знаю, что это придет. И еще сильнее станет мешать чтению. Ведь все толпится в неизменном промежутке 24 часов — и работа, и в магазин сходить, и прогулка, и газеты, и книги, и телепередачи, и видеозаписи, и компакт-диски, и просто пластинки. А ведь есть еще кино. Есть театр. И ведь это не все. Иногда надо и в гости сходить, и письмо написать, и по телефону поговорить. О спорте я уже не говорю. Сходить на матч — это проблема. А если в бассейн, и регулярно? Боже мой, а ведь это не только занимает время. Это стоит денег. И требует понимания. И работа, и жизнь, и книги, и люди, и ты сам — про все это надо думать, все это надо понимать. Без этого не проживешь. Отсюда, между прочим, никак не следует, что наука понимать — это наука жить. Нет. Но я хотел бы, чтобы книга, которую вы прочли (если вы прочли, а не заглянули в конец), вам помогла. Не то, чтобы помогла жить — жизнь у каждого своя, а помогла поднять голову. Выше голову. Литература Абрамян Л. А. Беседы у дерева (этнографические заметки) // Обычаи и культурно-дифференцирующие традиции у народов мира. М., 1979. Аксенов И. А. "Гамлет" и другие опыты в содействие развитию отечественной шекспирелогии. М., 1930. АникстА. Шекспир. М., 1964. Арагон Л. Надо называть вещи своими именами // Писатели Франции о литературе. М., 1978. Атватер И. Я. Я вас слушаю. М., 1988. Ахматова А.А. Последняя сказка Пушкина // Соч. Т. 2. М., 1986. Барт Р. Мифологии. М., 1996. Бахтин М. Время и пространство в романе // Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. Бахтин М. М. Тетралогия. М., 1998. БашлярГ. Новый рационализм. М., 1987. Бердяев Н. Самопознание. М., 1990. Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология. Пг., 1921.. Бобров С. Восстание мизантропов. М., 1922. Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви: СПб., 1908. Ботвинник М. М. О кибернетической цели игры. М., 1975. Брудный А. А., Сыдыкбекова Д. С. Общение и деятельность // Эргономика. М., 1976. Булгаков М. А. Собр. соч. Т.5. М., 1990. Буров А. К. Дневники. Письма. М., 1980. Быстрое А. П. Прошлое, настоящее и будущее человека. Л., 1957. Бэндлер Р. Используйте свой мозг для изменения. СПб., 1994.: Валери П. Об искусстве. М., 1976. Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1958. Виттгенштейн Л. Логико-философский трактат. // Философские работы. Ч. 1.М., 1994. Витте С. Ю. Избр. воспоминания. М., 1991. Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1996. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1997. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960. Выготский Л.С. Собр. соч. М., 1982. Т. 1. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988. Гарден Ж.-К. Теоретическая археология. М., 1983. Гейзенберг В. Что такое "понимание" в теоретической физике? // Природа. 1971. №4. Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987, Гейне Г. Собр. соч. Т. 6. М., 1983. Герменевтика: история и современность. М., 1985. ГерценА. Былоеи думы. Т.Д. Ч. IV. М., 1931. Гессе Г. Степной волк // Иностранная литература. 1977. № 4. Гинзбург Л. Человек за письменным столом. Л., 1989. Голдстейн М., Голдстейн И. Как мы познаем. М., 1984. Голенищев-Кутузов И. Барокко, классицизм, романтизм // Вопросы литературы. 1964. № 7. Голенищев-Кутузов И. Данте. М, 1967. Горький М. Поли. собр. соч. В 30 т. М., 1952. Т. 19. Гурвич А. Г. Избранные труды. М., 1977. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М, 1972. Гуревич А. Я. Эдда и сага. М, 1979. Гуссерль Э. Логические исследования. Т. 1. СПб., 1909. Гучков А.И. Корабль потерял свой курс. М, 1991. Данэм Б. Герои и еретики. М., 1967. Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950. ДельгадоХ. Конструировать человека//Диалоги. М., 1975. Дзаваттини Ч. Дневники жизни и кино. М., 1982. Диоген Лаэртский: О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. Дюрренматт Ф. Правосудие // Иностранная литература. 1988. № 6. Же Б. Космогония и воображаемое (разбор четырех сказок А. Пушкина) //Разум и культура. М., 1983. Жид А. Подземелья Ватикана. М., 1936. Жолковский А. К. Об усилении // Структурно-типологические исследования. М., 1962. Зинченко В. П. Возможна ли поэтическая антропология? М., 1994. Зощенко М. М. Повесть о разуме. М, 1976. Иванов Вяч. Вс. К проблеме понимания текстов, относящихся к разным речевым жанрам // Семиотические аспекты формализации интеллектуальной деятельности: Тез. М, 1985. Иванов Вяч. Вс. Некоторые вопросы машинного перевода в СССР // Доклады конф. по обработке информации, машинному переводу и автоматическому чтению текста. М., 1961. Вып. 10. Иванов-Разумник Р. В.. О смысле жизни. СПб., 1908. Ильина Н. Дороги и судьбы. М., 1991. Ионеско Э. Носорог. М., 1991. Ионин Л. Г. Понимающая социология. М., 1979. История Византии. Т. 1. М., 1967. Каверин В. Собр. соч. Т. 8. М., 1983. Камю А. Из записных книжек // Иностранная литература. 1992.:№ 2. Камю А. Из философской эссеистики // Вопросы литературы. 1980. №2. Камю А. Творчество и свобода. М., 1990. Камю А. Четвертое письмо к немецкому другу // Вопросы литературы. 1980. № 2. Каптагаев Э. О феномене перемен в системе власти или некоторые соображения о кадровой политике // Приложение к "Асаба". 1994. № 23. Клейст Г. О том, как постепенно составляется мысль, когда говоришь // Избранное. М., 1977. Кон И. С. В поисках себя. М., 1984. Кракауэр 3. Психологическая история немецкого кино. М., 1977. Кралль Г. Опередить Господа Бога // Иностранная литература. 1988. № 9. Кузнецов В. Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М., 1991. Кулешов Л. Искусство кино: мой опыт. М., 1929. Кулешов Л., Хохлова А. 50 лет в кино. М., 1975. Лавров А. В. Мифотворчество аргонавтов // Миф фольклор литература. Л., 1978. Ле Лионнэ Ф. Шесть полюсов земного шара // В защиту мира. 1958. № 1. Лебедев А. Антонио Грамши о культуре и искусстве. М., 1965. Лекторский В. А. Субъект, объект, познание. М., 1985. Лем С. Собр. соч. Т.5. М., 1994. Лем С. Сумма технологии. М., 1989. ЛефеврВ. Конфликтующие структуры. М., 1973.; Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М., ^1974. Лиотар Ж.-Ф. Заметка о смыслах "пост" // Иностранная литература. 1994. № 1. Лихачев Д. С. Текстология. М.; Л., 1961. Лондон Дж. Поли. собр. соч. М.; Л., 1929. Т. 1.6. Лотман Ю. М. Несколько мыслей о типологии культур // Языки |>культуры и проблемы переводимости. М., 1987. Любарский Г. Экология техники // Знание сила. 1995. № 4. Мазелло Р. Падшие ангелы и духи тьмы. Ярославль, 1995. Мальро А. Зеркало Лимба. М., 1989. Мандельштам О. Разговор о Данте. М., 1967. Морз Ф., КимбеллД. Методы исследования операций. М., 1956. Москвина Р. Р. "Метод абсурда" А. Камю как феномен неклассиче-[ского философствования // Вопросы философии. 1974. № 10. Музиль Р. Человек без свойств. М., 1984. Кн.1. МэрдокА. Дитя слова. М., 1981. Ницше Ф. Сумерки кумиров. М., 1902. Объяснение и понимание в научном познании. М., 1983. Одоевцева И. На берегах Невы. М., 1988. Озеров Л. Аварийный запас. М., 1990. Паркинсон С. Н. Закон Паркинсона. М., 1989. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М., 1988. Петров М. К. Язык, знак, культура. М., 1991. Петросян Ю. А., Юсупов А. Р. Город на двух континентах. М., 1977. Писарев Д. И. Соч. Т. 1. М., 1955. Понимание как логико-гносеологическая проблема. Киев, 1982. Пригожим И. Мы только начинаем понимать природу // Краткий миг торжества. М., 1989. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1946. Пушкин А.С. И. Е. Великопольскому (конец марта 1928 г.) // Поли, собр. соч. Т. 10. М., 1958. Пьерон А. Потребности // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. М., 1970. Рассел Б. Почему я не христианин. М., 1987. Рассел Б. Человеческое познание, его сфера и границы. М., 1958. Рейтман У. Познание и мышление. М., 1968. Риккерт Г. Философия жизни. М., 1912. Ротенберг В. С, Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. М., 1984. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1940. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. Самойлов Д. Избранное. Т. 1. М., 1990. Семиотика. М., 1983. Сент-Экзюпери А. Планета людей // Избранное. Л., 1977. Славин Л. Наследник. М., 1962. Слуцкий Б. Я историю излагаю. М., 1990. Соломоник И. Традиционный театр кукол Востока. М., 1983. Стасов В. "Венецианский купец" Шекспира. СПб., 1904. Стеблин-Каменский М. И. Культура Исландии. Л., 1967. Стеблин-Каменский М. И. Миф. Л., 1976. СтейнбекДж. Собр. соч. Т. 5. М., 1989. Стриблинг Т. Мегафон. М., 1948. Стругацкие А. и Б. Улитка на склоне II Волны гасят ветер. Л., 1989. Тарковский А, О кинообразе // Искусство кино. 1979. № 3. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1988. ТойнбиА. Постижение истории. М., 1991. Толстой А. Н. Поли. собр. соч. Т. 5. М., 1947. Троцкий Л. Литература и революция. М., 1924. Тулмин С. Человеческое понимание. М., 1984. ТураевБ. История Востока. М., 1920. Уайтхед А. Избранные работы по философии. М., 1989. Упанишады. М., 1967. Уэллс Г. Дж. Собр. соч. В 15 т. Т.2. М., 1964. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986. Фейхтвангер Л. Собр. соч. Т.6. Кн. 1. М., 1990. Фихте И. Г. О назначении человека. СПб., 1908. Форстер Э. М. Избранное. М., 1977. Фрэзер Дж. Золотая ветвь.. М., 1980. Хайнлайн Р. Нить жизни // Ветер чужого мира. М., 1993. Хаксли О. Двери восприятия. Рай и Ад. М., 1994. Хаксли О. Контрапункт. М., 1936. Цинцадзе Г. И. Метод понимания в философии и проблема личности: Дис. на соискание ученой степени доктора философских наук. Тбилиси, 1978. Чапек К. Собрание сочинений. М., 1974. Чаргафф Э. Горячка разума // Химия и жизнь. 1978. №5. Чаттопадхьяя Д. Локаята Даршана. М., 1961. Чехов А. П. Поли. собр. соч. и писем. М.; Л., 1946. Т. 2.. Шекли Р. Координаты чудес. СПб., 1993. Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия. Л., 1992. Шестов Л. Умозрение и откровение. Париж, 1964. Шкловский В. Гамбургский счет. Л., 1928. С. 50. Шкловский В. За шестьдесят лет. М., 1985. Шкловский В. О теории прозы. М., 1983. Шкловский В. Сентиментальное путешествие. Воспоминания. 1918-1923 гг. Л., 1924. Шпенглер О. Пруссизм или социализм? // Современный Запад. 1923. №1. Шпет Г. Внутренняя форма слова. М., 1927. Шрейдер Ю. А. Лекции по этике. М., 1994. Штриттматтер Э. Миниатюры // Иностранная литература. 1982. Шульгин В. В. Дни. М., 1927. Эйдельман Н. Пущин Пушкин//Знание сила.1978. № 12. Элиаде М. Космос и история. М., 1987. Эллиот Т. С. Бесплодная земля. М., 1971. Эфроимсон В. Загадки гениальности // Наука и религия. 1987. № 8. Юнг К. Г. О современных мифах. М., 1994. Юнг К Г. Приближаясь к бессознательному // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. Яннарос X. Границы истины (лекция, прочитанная 10.10.91 в Женеве) // Искусство кино. 1995. № 2. Barraclough J. Main Trends in History. N.Y.; L., 1978. Caputo I. D. Radical Hermeneutics. Repetition, Deconstruction and the Hermeneutics Project. Bloomington: Indiana University Press. 1987. Debray R. Le Scribe: genese du politique. Paris, 1980. Ditrich K. Freud und Jung. Beziehungsdynamik und Brach in ihrer Bedeutung usw. // Psyche, 1988. №1. Edschmid K. Frahe Manifeste Epochen des Expressionismus. Hamburg, 1957. . 329 Hawkings S. W. A Brief History of Time. From Big Band to Black Holes. N.Y., 1988. Holton G. Introduction to Concepts and Theories in Physical Science. Mass., 1952. HuantE. Du Biologique au SocialNParis, 1957. Koreth E. Grundlagen der Hermeneutik. FreiburgBaselWien. 1969. Lee I. J. Why Go Astray // Language. Meaning and Maturity: Selection from ETC (A Review of General Semantics). 19431953, ed. by Hayakawa. N.Y., 1954. Lichtman R. Production of Desire: the integration of psychoanalysis into marxist theory. N.Y., 1982. Loebsack T. Die letzen Jahre der Menschenheit: von Anfang und Ende des Homo sapiens. Mtinchen, 1983. Lumsden С Y. Sociobiology, God and Understanding // Zigon, 1989. Vol.24. № 1. Malraux F. Les Vois de Silence. Paris, 1951. Marcel G. Les hommes contre l'humain. Paris, 1951. MaritainJ. Religion et Oevres. Paris, 1975. Masters Ed. L. Mrs. Seabley // Spoon River Anthology. Chicago, 1915. Nietzsche F. Werke. Bd. 1.1899. Ollig H.-L. Umstrittene Philosophic // Theologie und Philosophic 1981. Helf № 2. Palermo D. Is a Scientific Revolution Taking Place in Psychology? // Science Studies. 1971. Vol. 1. № 2. Prokop D. Soziologie des Film // Soziologische Texte. Bd. 69. Shands H. С War with Words. Structure and Transcendence. Hague, Paris, 1971. Tipler F. J. The Omega point as Eshaton: answer to Pannenberg's questions for scientists // Zigon, 1989. V. 24, № 2. Truffaut F. Le cinema selon Hitchcock. Paris, 1966. WellershoffD. Literaturund Veranderung. KolnBerlin, 1969. Wiener N. God and Golem. Inc. Gambridge (Massachusetts), 1964. Оглавление Введение ПОНИМАНИЕ. ПОНИМАНИЕ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО Точка Омега Наука Иное пространство Текст Почему я написал эту книгу Глава 1 Мир 1 Мир 2 МирЗ что такое понимание Зачем человеку понимать Глава 2 ИСТОЧНИК ПОНИМАНИЯ Культура Метафора - Существование и сущность Сознание и понимание Сон и смерть Культура и цивилизация Закон отсрочки Снова Ионеско Глава 3 13 15 17 20 24 25 27 30 31 33 35 37 38
Архетипы Сновидения и мифы Власть прошлого Архетип, тексты и культура 41 44 53 58
Глава 4 ТОТ. КТО ПОНИМАЕТ Главная задача Принцип Тойнби поиски новой парадигмы Как возникают новые концепции История и личная судьба Цивилизация и общество Информационный подход Синергетика Ниша для личности Неповторимое и общее Экзистенциальные блага Власть и ее тайна Диатрема Модель индивида Проблема человека—проблема философская Если Бог существует Самопорождение что существует в прошлом —настоящем —
|