Студопедия — КАЛЛИКЛ, СОКРАТ, ХЕРЕФОНТ, ГОРГИЙ, ПОЛ 12 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КАЛЛИКЛ, СОКРАТ, ХЕРЕФОНТ, ГОРГИЙ, ПОЛ 12 страница






— Очень хочу! — отвечал Кебет.

— После того, — продолжал Сократ, — как я отказался
от исследования бытия, я решил быть осторожнее, чтобы
меня не постигла участь тех, кто наблюдает и исследует
солнечное затмение. Иные из них губят себе глаза, если
смотрят прямо на Солнце, а не на его образ в воде или
еще в чем-нибудь подобном, — вот и я думал со страхом,
как бы мне совершенно не ослепнуть душою, рассматри-
вая вещи глазами и пытаясь коснуться их при помощи
того или иного из чувств. Я решил, что надо прибегнуть к
отвлеченным понятиям и в них рассматривать истину
бытия, хотя уподобление, которым я при этом пользуюсь,
в чем-то, пожалуй, и ущербно. Правда, я не очень согла-
сен, что тот, кто рассматривает бытие в понятиях, лучше
видит его в уподоблении, чем если рассматривать его в
осуществлении. Как бы там ни было, именно этим путем
двинулся я вперед, каждый раз полагая в основу понятие,
которое считал самым надежным; и то, что, как мне ка-
жется, согласуется с этим понятием, я принимаю за ис-
тинное — идет ли речь о причине или о чем бы то ни было
ином, — а что не согласно с ним, то считаю неистинным.
Но я хочу яснее высказать тебе свою мысль. Мне кажется,
ты меня еще не понимаешь.

— Да, клянусь Зевсом, — сказал Кебет. — Не совсем.

— Но ведь я не говорю ничего нового, а лишь повто-
ряю то, что говорил всегда — и ранее, и только что в
нашей беседе. Я хочу показать тебе тот вид причины, ко-
торый я исследовал, и вот я снова возвращаюсь к уже сто
раз слышанному и с него начинаю, полагая в основу, что
существует прекрасное само по себе, и благое, и великое,

 


и все прочее. Если ты согласишься со мною и признаешь,
что так оно и есть, я надеюсь, это позволит мне открыть
и показать тебе причину бессмертия души.

— Считай, что я согласен, и иди прямо к цели, — от-
вечал Кебет.

— Посмотри же, примешь ли ты вместе со мною и то,
что за этим следует. Если существует что-либо прекрасное
помимо прекрасного самого по себе, оно, мне кажется, не
может быть прекрасным иначе, как через причастность
прекрасному самому по себе. Так же я рассуждаю и во
всех остальных случаях. Признаёшь ты эту причину?

— Признаю.

— Тогда я уже не понимаю и не могу постигнуть иных
причин, таких мудреных, и, если мне говорят, что такая-
то вещь прекрасна либо ярким своим цветом, либо очер-
таниями, либо еще чем-нибудь в таком же роде, я отме-
таю все эти объяснения, они только сбивают меня с
толку. Просто, без затей, может быть даже слишком бес-
хитростно, я держусь единственного объяснения: ничто
иное не делает вещь прекрасною, кроме присутствия пре-
красного самого по себе или общности с ним, как бы она
ни возникла. Я не стану далее это развивать, я настаиваю
лишь на том, что все прекрасные вещи становятся пре-
красными через прекрасное [само по себе]. Надежнее от-
вета нельзя, по-моему, дать ни себе, ни кому другому.
Опираясь на него, я уже не оступлюсь. Да, я надежно ук-
рылся от опасностей, сказавши себе и другим, что пре-
красное становится прекрасным благодаря прекрасному.
И тебе тоже так кажется?

—Да.

— И стало быть, большие вещи суть большие и боль-
шие суть большие благодаря большому [самому по себе],
а меньшие — благодаря малому?

—Да.

— И значит, если бы тебе сказали, что один человек
головою больше другого, а другой головою меньше, ты не
принял бы этого утверждения, но решительно бы его от-
клонил, заявивши так: «Я могу сказать лишь одно — что
всякая вещь, которая больше другой вещи, такова лишь
благодаря большому, то есть она становится больше бла-
годаря большому, а меньшее становится меньшим лишь
благодаря малому, то есть малое делает его меньшим».


А если бы ты признал, что один человек головою больше,
а другой меньше, тебе пришлось бы, я думаю, опасаться,
как бы не встретить возражения: прежде всего в том, что
большее у тебя есть большее, а меньшее — меньшее по
одной и той же причине, а затем и в том, что большее де-
лает большим малое, — ведь голова-то мала! А быть боль-
шим благодаря малому — это уж диковина! Ну что, не по-
боялся бы ты таких возражений?

— Побоялся бы, — отвечал Кебет со смехом.

— Стало быть, — продолжал Сократ, — ты побоялся
бы утверждать, что десять больше восьми на два и по этой
причине превосходит восемь, но сказал бы, что десять
превосходит восемь количеством и через количество?
И что вещь в два локтя больше вещи в один локоть дли-
ною, но не на половину собственного размера? Ведь
и здесь приходится опасаться того же самого.

— Совершенно верно.

— Пойдем дальше. Разве не остерегся бы ты говорить,
что, когда прибавляют один к одному, причина появле-
ния двух есть прибавление, а когда разделяют одно — то
разделение? Разве ты не закричал бы во весь голос, что
знаешь лишь единственный путь, каким возникает любая
вещь, — это ее причастность особой сущности, которой
она должна быть причастна, и что в данном случае ты мо-
жешь назвать лишь единственную причину возникнове-
ния двух — это причастность двойке. Все, чему предстоит
сделаться двумя, должно быть причастно двойке, а чему
предстоит сделаться одним — единице. А всяких разделе-
ний, прибавлений и прочих подобных тонкостей тебе
даже и касаться не надо. На эти вопросы пусть отвечают
те, кто помудрее тебя, ты же, боясь, как говорится, собст-
венной тени и собственного невежества, не расставайся с
надежным и верным основанием, которое мы нашли, и
отвечай соответственно. Если же кто ухватится за само ос-
нование, ты не обращай на это внимания и не торопись с
ответом, пока не исследуешь вытекающие из него следст-
вия и не определишь, в лад или не в лад друг другу они
звучат. А когда потребуется оправдать само основание, ты
сделаешь это точно таким же образом — положишь в ос-
нову другое, лучшее в сравнении с первым, как тебе пока-
жется, и так до тех пор, пока не достигнешь удовлетвори-
тельного результата. Но ты не станешь все валить в одну

 


кучу, рассуждая разом и об исходном понятии, и о его
следствиях, как делают завзятые спорщики: ведь ты хо-
чешь найти подлинное бытие, а среди них, пожалуй, ни у
кого нет об этом ни речи, ни заботы. Своею премудро-
стью они способны все перепутать и замутить, но при этом
остаются вполне собою довольны. Ты, однако ж, философ
и потому, я надеюсь, поступишь так, как я сказал.

— Ты совершенно прав, — в один голос откликнулись
Симмий и Кебет.

Эхекрат. Клянусь Зевсом, Федон, иначе и быть не
могло! Мне кажется, Сократ говорил изумительно ясно,
так что впору понять и слабому уму.

Федон. Верно, Эхекрат, все, кто был тогда подле
него, так и решили.

Эхекрат. Вот и мы тоже, хоть нас там и не было, и
мы лишь сейчас это слышим. А о чем шла беседа после
этого?

Федон. Помнится, когда Симмий и Кебет с ним со-
гласились и признали, что каждая из идей существует и
что вещи в силу причастности к ним получают их имена,
после этого Сократ спросил:

— Если так, то, говоря, что Симмий больше Сократа
и меньше Федона, ты утверждаешь, что в Симмий есть и
большое и малое само по себе разом. Верно?

— Верно.

— Но ты, конечно, согласен со мною, что выражение
«Симмий выше Сократа» полностью истине не соответст-
вует? Ведь Симмий выше не потому, что он Симмий, не
по природе своей, но через то большое, которое в нем
есть. И выше Сократа он не потому, что Сократ — это
Сократ, а потому, что Сократ причастен малому — срав-
нительно с большим, которому причастен Симмий.

— Правильно.

— И ниже Федона он не потому, что Федон — это
Федон, а потому, что причастен малому сравнительно с боль-
шим, которому причастен Федон?

— Да, это так.

— Выходит, что Симмия можно называть разом и ма-
леньким, и большим по сравнению с двумя другими:
рядом с великостью одного он ставит свою малость, а над
малостью второго воздвигает собственную великость.

Тут Сократ улыбнулся и заметил:


— Видно, я сейчас заговорю как по писаному. Но как
бы там ни было, а говорю я, сдается мне, дело.
Кебет подтвердил.

— Цель же моя в том, — продолжал Сократ, — чтобы
ты разделил мой взгляд. Мне кажется, не только большое
никогда не согласится быть одновременно и большим и
малым, но и большое в нас никогда не допустит и не при-
мет малого, не пожелает оказаться меньше другого. Но
в таком случае одно из двух: либо большое отступает и
бежит, когда приблизится его противник — малое, либо
гибнет, когда противник подойдет вплотную. Ведь, оста-
ваясь на месте и принявши малое, оно сделается иным,
чем было раньше, а именно этого оно и не хочет. Вот, на-
пример, я принял и допустил малое, но остаюсь самим
собою — я прежний Сократ, маленький, тогда как то,
большое, не смеет быть малым, будучи большим. Так же
точно и малое в нас никогда не согласится стать или
же быть большим, и вообще ни одна из противополож-
ностей, оставаясь тем, что она есть, не хочет ни превра-
щаться в другую противоположность, ни быть ею, но либо
удаляется, либо при этом изменении гибнет.

— Да, — сказал Кебет, — мне кажется, что именно так
оно и есть.

Услыхав это, кто-то из присутствовавших — я уже не
помню точно кто — сказал:

— Ради богов, да ведь мы раньше сошлись и согласи-
лись как раз на обратном тому, что говорим сейчас! Разве
мы не согласились, что из меньшего возникает большее, а
из большего меньшее и что вообще таково происхожде-
ние противоположностей — из противоположного? А те-
перь, сколько я понимаю, мы утверждаем, что так никог-
да не бывает!

Сократ обернулся, выслушал и ответил так:

— Ты смело напомнил! Но ты не понял разницы
между тем, что говорится теперь и говорилось тогда.
Тогда мы говорили, что из противоположной вещи рож-
дается противоположная вещь, а теперь — что сама про-
тивоположность никогда не перерождается в собственную
противоположность ни в нас, ни в природе. Тогда, друг,
мы говорили о вещах, несущих в себе противоположное,
называя их именами этих противоположностей, а теперь о
самих противоположностях, присутствие которых дает

 


имена вещам: это они, утверждаем мы теперь, никогда не
соглашаются возникнуть одна из другой.
Тут он взглянул на Кебета и прибавил:

— Может быть, и тебя, Кебет, смутило что-нибудь из
того, что высказал он?

— Нет, — отвечал Кебет, — нисколько. Но я не стану
отрицать, что многое смущает и меня.

— Значит, мы согласимся без всяких оговорок, что
противоположность никогда не будет противоположна
самой себе?

— Да, без малейших оговорок.

— Теперь взгляни, согласишься ли ты со мною еще вот
в каком вопросе. Ты ведь называешь что-либо холодным
или горячим?

— Называю.

— И это то же самое, что сказать «снег» и «огонь»?

— Нет, конечно, клянусь Зевсом!

— Значит, горячее — это иное, чем огонь, и холод-
ное — иное, чем снег?

—Да.

— Но ты, видимо, понимаешь, что никогда снег (как
мы сейчас только говорили), приняв горячее, уже не будет
тем, чем был прежде, — снегом, и вместе с тем горячим:
когда горячее приблизится, он либо отступит перед ним,
либо погибнет.

— Совершенно верно.

— Равным образом ты, видимо, понимаешь, что огонь,
когда приближается холодное, либо сходит с его пути,
либо же гибнет: он и не хочет и не в силах, принявши
холод, быть тем, чем был прежде, — огнем, и, вместе, хо-
лодным.

— Да, это так.

— Значит, в иных из подобных случаев бывает, что
одно и то же название сохраняется на вечные времена не
только за самой идеей, но и за чем-то иным, что не есть
идея, но обладает ее формою во все время своего сущест-
вования. Сейчас, я надеюсь, ты яснее поймешь, о чем я
говорю. Нечетное всегда должно носить то имя, каким
я его теперь обозначаю, или не всегда?

— Разумеется, всегда.

— Но одно ли оно из всего существующего — вот что
я хочу спросить, — или же есть еще что-нибудь; хоть оно

 


и не то же самое, что нечетное, все-таки кроме своего
особого имени должно всегда называться нечетным, ибо
по природе своей неотделимо от нечетного? То, о чем я
говорю, видно на многих примерах, и в частности на при-
мере тройки. Поразмысли-ка над числом «три». Не кажет-
ся ли тебе, что его всегда надо обозначать и своим на-
званием, и названием нечетного, хотя нечетное и не
совпадает с тройкой? Но такова уж природа и тройки, и
пятерки, и вообще половины всех чисел, что каждое из
них всегда нечетно и все же ни одно полностью с нечет-
ным не совпадает. Соответственно два, четыре и весь дру-
гой ряд чисел всегда четны, хотя полностью с четным ни
одно из них не совпадает. Согласен ты со мною или нет?

— Как не согласиться! — отвечал Кебет.

— Тогда следи внимательнее за тем, что я хочу выяс-
нить. Итак, по-видимому, не только все эти противопо-
ложности не принимают друг друга, но и все то, что не
противоположно друг другу, однако же постоянно несет в
себе противоположности, как видно, не принимает той
идеи, которая противоположна идее, заключенной в нем
самом, но, когда она приближается, либо гибнет, либо от-
ступает перед нею. Разве мы не признаем, что число «три»
скорее погибнет и претерпит все, что угодно, но только не
станет, будучи тремя, четным?

— Несомненно, признаем, — сказал Кебет.

— Но между тем два не противоположно трем?

— Нет, конечно.

— Стало быть, не только противоположные идеи не
выстаивают перед натиском друг друга, но существует и
нечто другое, но выносящее сближения с противопо-
ложным?

— Совершенно верно.

— Давай определим, что это такое, если сможем?

— Очень хорошо.

— Не то ли это, Кебет, что, овладев вещью, заставляет
ее принять не просто свою собственную идею, но [идею]
того, что всегда противоположно тому, [чем оно овладе-
вает]?

— Как это?

— Так, как мы только что говорили. Ты же помнишь,
что всякая вещь, которою овладевает идея троичности,
есть непременно и три, и нечетное.


— Отлично помню.

— К такой вещи, утверждаем мы, никогда не прибли-
зится идея, — противоположная той форме, которая эту
вещь создает.

— Верно.

— А создавала ее форма нечетности?

—Да.

— И противоположна ей идея четности?

—Да.

— Стало быть, к трем идея четности никогда не при-
близится.

— Да, никогда.

— У трех, скажем мы, нет доли в четности.

—Нет.

— Стало быть, три лишено четности.

—Да.

— Я говорил, что мы должны определить, что, не бу-
дучи противоположным чему-то иному, все же не прини-
мает этого как противоположного. Вот, например, тройка:
она не противоположна четному и тем не менее не при-
нимает его, ибо привносит нечто всегда ему противопо-
ложное. Равным образом двойка привносит нечто проти-
воположное нечетности, огонь — холодному и так далее.
Теперь гляди, не согласишься ли ты со следующим опре-
делением: не только противоположное не принимает про-
тивоположного, но и то, что привносит нечто противопо-
ложное в другое, приближаясь к нему, никогда не примет
ничего сугубо противоположного тому, что оно привно-
сит. Вспомни-ка еще разок (в этом нет вреда — слушать
несколько раз об одном и том же): пять не примет идеи
четности, а десять, удвоенное пять, — идеи нечетности.
Разумеется, это — десятка, — хоть сама и не имеет своей
противоположности, вместе с тем идеи нечетности не
примет. Так же ни полтора, ни любая иная дробь того же
рода не примет идеи целого, ни треть, как и все прочие
подобные ей дроби. Надеюсь, ты поспеваешь за мною и
разделяешь мой взгляд.

— Да, разделяю, и с величайшей охотой! — сказал
Кебет.

— Тогда вернемся к началу. Только теперь, пожалуйс-
та, отвечай мне не так, как я спрашиваю, но подражая
мне. Дело в том, что помимо прежнего надежного ответа


я усмотрел по ходу нашего рассуждения еще и другую на-
дежность. Если бы ты спросил меня, что должно появить-
ся в теле, чтобы оно стало теплым, я бы уже не дал того
надежного, но невежественного ответа, не сказал бы, что
теплота, но, наученный нашим рассуждением, ответил бы
потоньше — что огонь. И если ты спросишь, от чего тело
становится недужным, не скажу, что от недуга, но — от
горячки. Подобным же образом, если ты спросишь меня,
что должно появиться в числе, чтобы оно сделалось не-
четным, я отвечу, что не нечетность, но единица. Ну и так
далее. Теперь ты достаточно ясно понимаешь, что я имею
в виду?

— Вполне достаточно.

— Тогда отвечай: что должно появиться в теле, чтобы
оно было живым?

— Душа, — сказал Кебет.

— И так бывает всегда?

— А как может быть иначе? — спросил тот.

— Значит, чем бы душа ни овладела, она всегда при-
вносит в это жизнь?

— Да, верно.

— А есть ли что-нибудь противоположное жизни или
нет?

— Есть.

— Что же это?

— Смерть.

— Но — в этом мы уже согласились — душа никогда
не примет противоположного тому, что всегда привносит
сама?

— Без всякого сомнения! — отвечал Кебет.

— Что же выходит? Как мы сейчас назвали то, что не
принимает идеи четного?

— Нечетным.

— А не принимающее справедливости и то, что никог-
да не примет искусности?

— Одно — неискусным, другое — несправедливым.

— Прекрасно. А то, что не примет смерти, как мы на-
зовем?

— Бессмертным.

— Но ведь душа не принимает смерти?

— Нет.

— Значит, душа бессмертна?


— Бессмертна, — сказал Кебет.

— Прекрасно. Будем считать, что это доказано? Или
как по-твоему?

— Доказано, Сократ, и к тому же вполне достаточно.

— Пойдем дальше, Кебет. Если бы нечетное должно
было быть неуничтожимым, то, вероятно, было бы не-
уничтожимо и три.

— Разумеется.

— Ну, а если бы и холодному непременно следовало
быть неуничтожимым, то, когда к снегу приблизили бы
тепло, он отступил бы целый и нерастаявший, не так ли?
Ведь погибнуть он бы не мог, но не мог бы и принять теп-
лоту, оставаясь самим собой.

— Правильно, — сказал Кебет.

— Точно так же, я думаю, если бы неуничтожимым
было горячее, то, когда к огню приблизилось бы что-ни-
будь холодное, он бы не гаснул, не погибал, но отступал
бы невредимым.

— Непременно.

— Но не должны ли мы таким же образом рассуждать
и о бессмертном? Если бессмертное неуничтожимо, душа
не может погибнуть, когда к ней приблизится смерть: ведь
из всего сказанного следует, что она не примет смерти и
не будет мертвой! Точно так же, как не будет четным ни
три, ни [само] нечетное, как не будет холодным ни огонь,
ни теплота в огне! «Что, однако же, препятствует нечетно-
му, — скажет кто-нибудь, — не становясь четным, когда
четное приблизится, — так мы договорились — погибнуть
и уступить свое место четному?» И мы не были бы вправе
решительно настаивать, что нечетное не погибнет, — ведь
нечетное не обладает неуничтожимостью. Зато если бы
было признано, что оно неуничтожимо, мы без труда от-
стаивали бы свой взгляд, что под натиском четного нечет-
ное и три спасаются бегством. То же самое мы могли бы
решительно утверждать об огне и горячем, а равно и обо
всем остальном. Верно?

— Совершенно верно.

— Теперь о бессмертном. Если признано, что оно не-
уничтожимо, то душа не только бессмертна, но и неунич-
тожима. Если же нет, потребуется какое-то новое рассуж-
дение.


— Нет, нет, — сказал Кебет, — ради этого нам нового
рассуждения не нужно. Едва ли что избегнет гибели, если
даже бессмертное, будучи вечным, ее примет.

— Я полагаю, — продолжал Сократ, — что ни бог, ни
сама идея жизни, ни все иное бессмертное никогда не
гибнет, — это, видимо, признано у всех.

— Да, у всех людей, клянусь Зевсом, и еще больше,
мне думается, у богов.

— Итак, поскольку бессмертное неуничтожимо, душа,
если она бессмертна, должна быть в то же время и не-
уничтожимой.

— Бесспорно, должна.

— И когда к человеку подступает смерть, то смертная
его часть, по-видимому, умирает, а бессмертная отходит
целой и невредимой, сторонясь смерти.

— По-видимому, так.

— Значит, не остается ни малейших сомнений, Кебет,
что душа бессмертна и неуничтожима. И поистине, наши
души будут существовать в Аиде.

— Что до меня, Сократ, то мне возразить нечего, я по-
лон доверия к нашему доказательству. Но если Симмий
или кто другой хотят что-нибудь сказать, лучше им не
таить свои мысли про себя: ведь другого случая выска-
заться и услышать твои разъяснения по этому поводу, по-
жалуй, не представится, так что лучше не откладывать.

— Я тоже, — заметил Симмий, — не нахожу, в чем из
сказанного я мог бы усомниться. Но величие самого
предмета и недоверие к человеческим силам все же за-
ставляют меня в глубине души сомневаться в том, что се-
годня говорилось.

— И не только в этом, Симмий, — отвечал Сократ, —
твои слова надо бы отнести и к самым первым основани-
ям. Хоть вы и считаете их достоверными, все же надо их
рассмотреть более отчетливо. И если вы разберете их до-
статочно глубоко, то, думаю я, достигнете в доказательст-
ве результатов, какие только доступны человеку. В тот миг,
когда это станет для вас ясным, вы прекратите искать.

— Верно, — промолвил Симмий.

Этические выводы из учения о душе

— А теперь, друзья, —
продолжал Сократ, — правильно
было бы поразмыслить еще
вот над чем. Если
душа бессмертна, она требует заботы не только на ны-
нешнее время, которое мы называем своей жизнью, но на

 


все времена, и, если кто не заботится о своей душе,
впредь мы будем считать это грозной опасностью. Если
бы смерть была концом всему, она была бы счастливой
находкой для дурных людей: скончавшись, они разом из-
бавлялись бы и от тела, и — вместе с душой — от собст-
венной порочности. Но на самом-то деле, раз выясни-
лось, что душа бессмертна, для нее нет, видно, иного
прибежища и спасения от бедствий, кроме единственно-
го: стать как можно лучше и как можно разумнее. Ведь
душа не уносит с собою в Аид ничего, кроме воспитания
и образа жизни, и они-то, говорят, доставляют умершему
либо неоценимую пользу, либо чинят непоправимый вред
с самого начала его пути в загробный мир.

Рассказывают же об этом так. Когда человек умрет, его
гений, который достался ему на долю еще при жизни,
уводит умершего в особое место, где все, пройдя суд,
должны собраться, чтобы отправиться в Аид с тем с вожа-
тым, какому поручено доставить их отсюда туда. Обретя
там участь, какую и должно, и пробывши срок, какой
должны пробыть, они возвращаются сюда под водитель-
ством другого вожатого, и так повторяется вновь и вновь
через долгие промежутки времени. Но путь их, конечно,
не таков, каким его изображает Телеф у Эсхила. Он гово-
рит, что дорога в Аид проста, но мне она представляется
и не простою и не единственной: ведь тогда не было бы
нужды в вожатых, потому что никто не мог бы сбиться,
будь она единственной, эта дорога. Нет, похоже, что на
ней много распутий и перекрестков: я сужу по священ-
ным обрядам и обычаям, которые соблюдаются здесь
у нас.

Если душа умеренна и разумна, она послушно следует
за вожатым, и то, что окружает ее, ей знакомо. А душа,
которая страстно привязана к телу, как я уже говорил
раньше, долго витает около него — около видимого места,
долго упорствует и много страдает, пока наконец пристав-
ленный к ней гений силою не уведет ее прочь. Но осталь-
ные души, когда она к ним присоединится, все отворачи-
ваются и бегут от нее, не желают быть ей ни спутниками,
ни вожатыми, если окажется, что она нечиста, замарана
неправедным убийством или иным каким-либо из дея-
ний, которые совершают подобные ей души. И блуждает
она одна во всяческой нужде и стеснении, пока не испол-

 


нятся времена, по прошествии коих она силою необ-
ходимости водворяется в обиталище, коего заслуживает.
А души, которые провели свою жизнь в чистоте и воз-
держности, находят и спутников, и вожатых среди богов,
и каждая поселяется в подобающем ей месте. А на Земле,
как меня убедили, есть много удивительных мест, и она
совсем иная, чем думают те, кто привык рассуждать о ее
размерах и свойствах.

Космологические выводы из учения о душе

Тут Симмий прервал его:

— Как это, Сократ? Я ведь и сам
много слышал о Земле, но не
знаю, в чем ты убедился, и охотно
послушал бы тебя.

— Видишь ли, Симмий, просто пересказать, что и как, —
для этого, на мой взгляд, умения Главка не надо, но дока-
зать, что так именно оно и есть, никакому Главку, пожа-
луй, не под силу. Мне-то, во всяком случае, не справиться,
а самое главное, Симмий, будь я даже на это способен,
мне теперь, верно, не хватило бы и жизни на такой длин-
ный разговор. Каков, однако ж, по моему убеждению, вид
Земли и каковы ее области, я могу описать: тут никаких
препятствий нет.

— Прекрасно! — воскликнул Симмий. — С нас и этого
хватит!

— Вот в чем я убедился. Во-первых, если Земля кругла
и находится посреди неба, она не нуждается ни в возду-
хе, ни в иной какой-либо подобной силе, которая удер-
живала бы ее от падения, — для этого достаточно одно-
родности неба повсюду и собственного равновесия
Земли, ибо однородное, находящееся в равновесии тело,
помещенное посреди однородного вместилища, не может
склониться ни в ту, ни в иную сторону, но останется
однородным и неподвижным. Это первое, в чем я убе-
дился.

— И правильно, — сказал Симмий.

— Далее, я уверился, что Земля очень велика и что мы,
обитающие от Фасиса до Геракловых Столпов, занимаем
лишь малую ее частицу; мы теснимся вокруг нашего
моря, словно муравьи или лягушки вокруг болота, и мно-
гие другие народы живут во многих иных местах, сходных
с нашими. Да, ибо повсюду по Земле есть множество впа-
дин, различных по виду и по величине, куда стеклись

 


вода, туман и воздух. Но сама Земля покоится чистая в
чистом небе со звездами — большинство рассуждающих
об этом обычно называют это небо эфиром. Осадки с него
стекают постоянно во впадины Земли в виде тумана, воды
и воздуха.

А мы, обитающие в ее впадинах, об этом и не догады-
ваемся, но думаем, будто живем на самой поверхности
Земли, все равно как если бы кто, обитая на дне моря, во-
ображал, будто живет на поверхности, и, видя сквозь воду
Солнце и звезды, море считал бы небом. Из-за медли-
тельности своей и слабости он никогда бы не достиг по-
верхности, никогда бы не вынырнул и не поднял голову
над водой, чтобы увидеть, насколько чище и прекраснее
здесь, у нас, чем в его краях, и даже не услыхал бы об
этом ни от кого другого, кто это видел.

В таком же точно положении находимся и мы: мы
живем в одной из земных впадин, а думаем, будто нахо-
димся на поверхности, и воздух зовём небом в уверенно-
сти, что в этом небе движутся звезды. А все оттого, что,
по слабости своей и медлительности, мы не можем до-
стигнуть крайнего рубежа воздуха. Но если бы кто-нибудь
все-таки добрался до края или же сделался крылатым и
взлетел ввысь, то, словно рыбы здесь, у нас, которые вы-
совывают головы из моря и видят этот наш мир, так же и
он, поднявши голову, увидел бы тамошний мир. И если
бы по природе своей он был способен вынести это зрели-
ще, он узнал бы, что впервые видит истинное небо, ис-
тинный свет и истинную Землю. А наша Земля, и ее
камни, и все наши местности размыты и изъедены, точно
морские утесы, разъеденные солью. Ничто достойное
внимания в море не родится, ничто, можно сказать, не
достигает совершенства, а где и есть земля — там лишь
растрескавшиеся скалы, песок, нескончаемый ил и грязь —
одним словом, там нет решительно ничего, что можно
было бы сравнить с красотами наших мест. И еще куда
больше отличается, видимо, тот мир от нашего! Если
только уместно сейчас пересказывать миф, стоило бы по-
слушать, Симмий, каково то, что находится на Земле, под
самыми небесами.

— Ну, конечно, Сократ, -— отвечал Симмий, — мы
были бы рады услышать этот миф.







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 393. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия