Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КАЛЛИКЛ, СОКРАТ, ХЕРЕФОНТ, ГОРГИЙ, ПОЛ 42 страница





Итак, ясно, что сущее не может быть единым в указан-
ном смысле.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

А то, что говорят физики, идет в двух направлениях.
Одни, полагая в основу сущего единый телесный субст-
рат — или один из трех [элементов], или что-нибудь дру-

 


гoe плотнее огня и тоньше воздуха, — все остальное по-
рождают из него уплотнением и разрежением, производя
таким образом многое. (Но это противоположности, ко-
торые, вообще говоря, могут рассматриваться как избы-
ток и недостаток, как то «большое» и «малое», о котором
говорит Платон, с той только разницей, что он делает
«большое» и «малое» материей, а «единое» — формой, они
же единый субстрат делают материей, а противополож-
ности — различиями и формами.) Другие же предполага-
ют, что из единого выделяются содержащиеся в нем про-
тивоположности, как говорит Анаксимандр и те, которые
существующее считают единым и многим, как Эмпедокл
и Анаксагор, ибо и они выделяют из смеси все остальное.
Отличаются же они друг от друга тем, что первый призна-
ет чередование этих состояний, второй же — однократное
[возникновение], и тем, что Анаксагор признает беско-
нечные по числу подобочастные и противоположности,
а Эмпедокл лишь так называемые стихии.

По-видимому, Анаксагор считал [подобочастные] ука-
занным образом бесконечными потому, что он признавал
истинным общее мнение физиков, что из не-сущего
ничто не возникает (поэтому-то одни и говорят так: «все
было вместе» и «возникновение того-то есть качественное
изменение», другие же говорят о соединении и разъедине-
нии), а еще потому, что противоположности возникают
друг из друга, следовательно, они содержались одна в дру-
гой. Ведь если все возникающее необходимо возникает
либо из существующих [вещей], либо из несуществую-
щих, а возникновение из несуществующих невозможно (в
этом мнении сходятся все [писавшие] о природе), то они
считали, что отсюда с необходимостью вытекает и осталь-
ное, а именно возникновение из существующих и имею-
щихся в наличии [частиц], но не воспринимаемых нами
ввиду малости их масс. Поэтому-то они и говорят «все
вмешано во всем», ибо видели, как все возникает из
всего, кажутся же [вещи] различными и называются по-
разному в зависимости от того, что в смеси бесчисленных
[подобочастных] преобладает по количеству; вполне же
чистым и целым не бывает ни светлого, ни темного, ни
сладкого, ни мяса, ни кости, но чего имеется больше,
такой и кажется природа предмета.


Если бесконечное, поскольку оно бесконечно, непо-
знаваемо, то бесконечное по количеству или величине не-
познаваемо, сколь оно велико, а бесконечное по виду не-
познаваемо, каково оно по качеству. Поскольку начала
[у Анаксагора] бесконечны и по количеству и по виду, то
познать образованные из них [вещи] невозможно: ведь
мы только тогда полагаем, что познали сложную вещь,
когда узнаем, из каких и из скольких [начал] она состоит.

Далее, если необходимо, чтобы [предмет], часть кото-
рого может быть любой по величине и малости, и сам был
таким же (я говорю о частях, на которые разделяется со-
держащее их целое), и если невозможно животному или
растению быть каким угодно по величине и малости, то
ясно, что это невозможно и для какой-нибудь части,
иначе это относилось бы и к целому. Мясо, кость и другие
подобные им [вещества] суть части животного, а плоды —
части растений; стало быть, очевидно, что невозможно
мясу, кости или чему-либо другому [в этом роде] иметь
любую величину — как в большем, так и в меньшем на-
правлении.

Далее, если все это содержится друг в друге и не воз-
никает, а выделяется, будучи заключено в другом, причем
называется по тому, чего больше, и из любого [вещества]
возникает любое [другое вещество] (например, из мяса
выделяется вода, а мясо из воды), всякое же конечное
тело уничтожается путем [отнятия от него] конечного
тела, то ясно, что каждое [вещество] не может содержать-
ся в каждом. Ибо после изъятия из воды мяса и возник-
новения другого [мяса] путем выделения из остатка, даже
если выделяющаяся [часть] будет все время меньше, все-
таки она не станет меньше некоторой [определенной] ве-
личины. А поэтому, если выделение остановится, не все
будет содержаться во всем (ведь в оставшейся воде мяса
уже не будет), если же оно не остановится, а изъятие
будет происходить все время, то в конечной величине
окажется бесконечное множество равных конечных [час-
тей], что невозможно. Кроме того, если всякое тело после
отнятия некоторой части необходимо становится меньше,
а количество мяса ограничено [определенными предела-
ми] как в большем, так и в меньшем направлении, то

 


ясно, что из наименьшего [количества] мяса не выделится
никакого тела — ведь оно будет тогда меньше наимень-
шего.

Далее, в бесконечном множестве тел заключено уже
бесконечное количество мяса, крови, мозга; хотя они и
обособлены друг от друга, но тем не менее существуют —
и каждое в бесконечном количестве, а это уже бессмыс-
ленно. А что они никогда не разъединятся, это говорится
не вследствие достоверного знания, но правильно, так как
свойства [вещей] неотделимы. А именно, если будут сме-
шаны цвета и состояния, то после разделения окажется
нечто светлое или здоровое, не будучи ничем иным и без
всякого субстрата. Таким образом, нелеп «разум», стремя-
щийся к невозможному, если он действительно хочет
[все] разделить, в то время как сделать это невозможно ни
в количественном, ни в качественном отношении: в коли-
чественном потому, что не существует наименьшей вели-
чины, в качественном же — из-за неотделимости свойств.
Неправильно [Анаксагор] понимает и возникновение
однородных [веществ]. Ведь иногда глина разделяется на
частицы глины, иногда же нет. И способ, каким получа-
ются кирпичи из дома и дом из кирпичей, не тождествен
с тем, каким вода и воздух друг из друга состоят и возни-
кают. Лучше брать меньше начал и в ограниченном числе,
как это делает Эмпедокл.

ГЛАВА ПЯТАЯ

Все, конечно, принимают противоположности за на-
чала: и те, которые говорят, что все едино и неподвижно
(ведь и Парменид делает началами теплое и холодное, на-
зывая их огнем и землей), и те, которые говорят о редком
и плотном, и Демокрит со своим полным и пустым, из
которых одно он называет сущим, другое — не-сущим.
Кроме того, [у него полное различается] положением, фи-
гурой и порядком, а это тоже роды противоположностей;
для положения [такие противоположности суть] вверху,
внизу, спереди, сзади; для фигуры — угловатое, [гладкое],
прямое, округлое. Ясно, таким образом, что все считают
начала в каком-либо смысле противоположностями. И это

 


вполне разумно, так как начала не выводятся ни друг из
друга, ни из чего-либо другого, а, наоборот, из них все,
а это как раз присуще первым противоположностям: они
не выводятся ни из других, так как они первые, ни друг из
друга, поскольку они противоположны. Следует рассмот-
реть, однако, каким образом это получается и из общих
соображений.

Прежде всего надо принять, что ни одной из сущест-
вующих [вещей] не свойственно ни воздействовать на
любую случайную вещь, ни испытывать с ее стороны воз-
действие и что любое не возникает из любого, если только
не брать происшедшее по совпадению. Действительно,
каким образом бледное могло бы возникнуть из образо-
ванного, если только образованное не оказалось бы по
совпадению небледным или смуглым? Но бледное воз-
никает из небледного, и не из всякого, а из смуглого
или промежуточного между ними, и образованное — из
необразованного, однако не из всякого, а только из неве-
жественного или промежуточного, если есть что-либо
промежуточное между тем и другим. Точно так же при ис-
чезании вещь не переходит в первое попавшееся: напри-
мер, бледное не переходит в образованное иначе как по
совпадению, а переходит в небледное и не в любое
[небледное], а в смуглое или промежуточное; таким же
образом и образованное, [исчезая, переходит] в необразо-
ванное, и притом не в любое [необразованное], а в неве-
жественное или в промежуточное, если таковое между
нами имеется.

Подобным же образом обстоит дело и во всех других
случаях, так как не только простые вещи, но и сложные
следуют тому же правилу — только это проходит незаме-
ченным из-за того, что противоположные состояния не
имеют названий. Ибо необходимо, чтобы все слаженное
возникало из неслаженного и неслаженное из слаженного
и чтобы слаженное исчезало в неслаженности, притом не
в любой случайной, а в противоположной [прежней сла-
женности]. И нет никакой разницы, говорим ли мы о
ладе, или порядке, или о составе; очевидно, что рассужде-
ние [во всех этих случаях] остается тем же. Но ведь подоб-
ным образом возникают и дом, и статуя, и любое прочее;

 


а именно, дом возникает из [предметов], которые были не
сложены, но каким-то образом разделены, а статуя и
любой другой оформленный предмет — из бесформенно-
го состояния; и каждый из этих предметов представляет
какой-то порядок или соединение.

Итак, если это правильно, то все возникающее будет
возникать и все исчезающее исчезать или из противопо-
ложного, или в противоположное, или в промежуточное
между ними. А промежуточные [вещи] состоят из проти-
воположностей (например, цвета из белого и черного);
таким образом, все естественно возникающее будет или
[самими] противоположностями или [состоять] из проти-
воположностей.

До этих приблизительно пор идет с нами и большин-
ство прочих [философов], как мы сказали раньше: все
они, полагая элементы и то, что ими называется начала-
ми, хотя и без [логического] обоснования, все-таки гово-
рят о противоположностях, как бы вынуждаемые самой
истиной. Различаются же они друг от друга тем, что одни
берут [пары противоположностей] первичные, другие —
вторичные, одни — более доступные рассудку, другие
же — чувству. (А именно, одни считают причинами воз-
никновения теплое и холодное, другие — влажное и
сухое, иные — нечетное и четное, а некоторые — вражду
и любовь, а все эти [противоположности] отличаются друг
от друга указанным образом.) Поэтому они говорят в не-
котором отношении одно и то же и одновременно различ-
ное: [по видимости] различное, каким оно и кажется
большинству [из них], [а по существу] одно и то же, по-
скольку оно аналогично, ибо они берут [противополож-
ности] из одного и того же ряда, так как одни из проти-
воположностей заключают в себе другие, другие же
заключаются в них. Именно в этом отношении они гово-
рят и одинаково, и по-разному, то хуже, то лучше: одни о
том, как было сказано раньше, другие о том, что [более
доступно] чувству (ведь общее познается рассудком, част-
ное же — с помощью чувства, так как рассудок имеет дело
с общим, а чувство — с частным); например, большое и
малое [мыслятся] рассудком, редкое же и плотное [вос-
принимаются] чувством. Итак, что начала должны быть
противоположными — это ясно.


ГЛАВА ШЕСТАЯ

Следуя по порядку, надо сказать, существует ли два,
три или большее число [начал].

Одного быть не может, так как противоположное не
одно. С другой стороны, и бесконечного множества [на-
чал] быть не может, так как [в этом случае] сущее будет
непознаваемо. В каждом одном роде имеется одна пара
противоположностей, сущность же есть некий единый
род. И поскольку допустимо, что [сущее состоит] из ко-
нечного числа [начал], лучше взять конечное число, как
это делает Эмпедокл, чем бесконечное; ведь [с их помо-
щью] он считает возможным объяснить все то, что и
Анаксагор с помощью бесконечного числа. Кроме того,
одни из противоположностей первичнее других и иные
возникают из других, например сладкое и горькое, белое
и черное, начала же должны пребывать всегда.

Итак, из сказанного ясно, что не может быть ни одно-
го-единственного [начала], ни бесконечного множества,
если же число их конечно, то имеется некоторое основа-
ние не полагать их только два: ведь тогда возникает труд-
ность, каким образом плотное может естественным путем
сделать что-либо редким или редкое — плотным. То же
относится и ко всякой другой противоположности: ведь
не любовь соединяет вражду и делает из нее что-нибудь и
не вражда из любви, но обе [действуют на] нечто иное,
третье. А некоторые принимают еще большее число
[начал] и из них строят природу существующих [вещей].
Кроме того, если не положить в основу противополож-
ностей какой-то особой природы, то может возникнуть
еще и такое затруднение: мы не видим, чтобы сущность
какой-либо вещи составляли противоположности. Начало
не должно быть тем, что сказывается о каком-либо подле-
жащем, иначе будет начало начал, ибо подлежащее есть
начало и, по-видимому, оно первее сказуемого. Далее, мы
утверждаем, что сущность не может быть противоположна
сущности. Каким же образом из не-сущностей могла бы
возникнуть сущность? Или как не-сущность может быть
первее сущности?

Поэтому, кто считает и первое и второе рассуждения
правильными, должен, если желает сохранить их оба, по-
ложить в основу нечто третье, как делают это утверждаю-

 


щие, что существует единая природа Вселенной, напри-
мер вода, или огонь, или что-нибудь промежуточное
между ними. По-видимому, промежуточное подходит
сюда скорее, так как и огонь, и земля, и воздух, и вода
уже сплетены с противоположностями. Поэтому не без
оснований поступают те, которые берут отличный от них
субстрат, а из прочих [физиков] те, которые берут воздух,
так как воздух из всех других [стихий] меньше всего обна-
руживает воспринимаемые чувствами различия; за ним
следует вода. Однако все принимающие такое единое [на-
чало] оформляют его противоположностями, например
плотностью и разреженностью или большим и меньшим,
а эти [противоположности], вообще говоря, сводятся,
очевидно, к избытку и недостатку (как было сказано
раньше). По-видимому, и само мнение, что единое, избы-
ток и недостаток суть начала всех вещей, очень древнего
происхождения, только высказывалось оно по-разному:
так, старые [философы] считали двойное [начало] дейст-
вующим, единое — страдательным; наоборот, некоторые
из позднейших полагали скорее единое действующим, а
двойное страдательным.

Таким образом, утверждение, что имеется три элемен-
та, если рассматривать [вопрос] с помощью указанных и
других подобных соображений, представляется имеющим
некоторое основание, как мы уже сказали; но более трех —
ни в коем случае. Ведь для того чтобы испытывать воздей-
ствие, достаточно одного [начала]; если же при наличии
четырех [начал] будет две [пары] противоположностей, то
наряду с каждой из них должно будет существовать нача-
ло какой-то особой промежуточной природы; а если две
[пары] противоположностей могут порождаться друг из
друга, то одна из них будет излишней. Вместе с тем невоз-
можно, чтобы существовало несколько первичных [пар]
противоположностей. Ибо сущность есть некий единый
род бытия, так что начала будут отличаться друг от друга
только тем, что одно из них первично, а другое вторично,
но не по роду их: ведь в одном роде всегда имеется лишь
одна [пара] противоположностей и все [прочие] противо-
положности, по-видимому, сводятся к одной.

Итак, очевидно, что не может существовать ни один-
единственный элемент, ни больше двух или трех; решить
же, два их или три, как мы сказали, очень трудно.


ГЛАВА СЕДЬМАЯ

Так вот, мы скажем [по этому поводу] следующее,
начав предварительно с вопроса о всякого рода возникно-
вении, так как естественно изложить сначала общее и уж
после этого рассматривать то, что свойственно каждой
[вещи] в отдельности.

Мы говорим: из одного возникает одно, из другого —
другое, имея в виду или простые [вещи], или сложные.
Я говорю это вот в каком смысле. Человек может стано-
виться образованным, так же необразованное может ста-
новиться образованным или необразованный человек —
человеком образованным. Я называю простым становя-
щимся человека и необразованное, простым возникшим —
образованное, сложным — и возникшее и становящееся,
когда, скажем, необразованный человек становится обра-
зованным человеком. При этом в некоторых случаях го-
ворится не только что возникает «вот это», но и «из вот
этого», например из необразованного образованный, од-
нако так говорится не во всех случаях: не «из человека
стал образованный», а «человек стал образованным». Из
становящегося, которое мы называем простым, одно ста-
новится так, что оно остается таким же, другое не остает-
ся: именно, человек, став образованным, остается челове-
ком и существует, а необразованное и невежественное не
остается ни просто, ни в сочетании.

После этих различений, если взглянуть на все случаи
возникновения с нашей точки зрения, то из них можно
будет уяснить, что в основе всегда должно лежать нечто
становящееся и оно если даже числом едино, то по виду
не едино (выражения «по виду» и «по определению» я
употребляю в одном смысле); ведь не одно и то же быть
человеком и быть невеждой. И одно из них остается, дру-
гое не остается; именно то, чему нет противолежащего,
остается (человек остается), а необразованное и невежест-
венное не остается, так же как не остается сложное, [со-
стоящее] из обоих, например невежественный человек.
Выражение же «возникает из чего-нибудь», а не «стано-
вится чем-нибудь» применяется скорее к тому, что не ос-
тается, например из невежды возникает образованный, а
из человека нет. Впрочем, и по отношению к остающему-
ся говорится иногда так же: мы говорим «из меди возни-

 


кает статуя», а не «медь становится статуей». Однако по
отношению к тому, что возникает из противолежащего и
неостающегося, говорится и так и так: «из этого становит-
ся то» и «это становится тем» и «из невежды» и «невежда
становится образованным». Поэтому и о сложном говорят
так же: и «из невежественного человека», и «невежествен-
ный человек становится образованным».

Так как [слово] «возникать» употребляется в различ-
ных значениях и некоторые вещи не возникают просто, а
возникают как нечто определенное, просто же возникают
только сущности, то очевидно, что во всех других случаях
[помимо сущностей] в основе должно лежать нечто стано-
вящееся: ведь и количество, и качество, и отношение к
другому, и «когда», и «где» возникают лишь при наличии
некоего субстрата, так как одна только сущность не ска-
зывается о другом подлежащем, а все прочие [категории
сказываются] о сущности. А что сущности и все осталь-
ное, просто существующее, возникают из какого-нибудь
субстрата, это становится очевидным при внимательном
рассмотрении. Всегда ведь лежит в основе что-нибудь, из
чего [происходит] возникающее, например растения и
животные из семени. Возникают же просто возникающие
[предметы] или путем переоформления, как статуя из
меди, или путем прибавления, как растущие [тела], или
путем отнятия, как фигура Гермеса из камня, или путем
составления, как дома, или же путем качественного изме-
нения, как [вещи], изменяющиеся в отношении своей ма-
терии. Очевидно, что все возникающие таким образом
[предметы] возникают из того или иного субстрата. Из
сказанного, таким образом, ясно, что все возникающее
всегда бывает составным: есть нечто возникающее и есть
то, что им становится, и это последнее двоякого рода: или
субстрат, [подлежащее], или противолежащее. Я имею в
виду следующее: противолежит — необразованное, лежит
в основе — человек; бесформенность, безобразность, бес-
порядок есть противолежащее, а медь, камень, золото —
субстрат.

Очевидно, таким образом, если существуют причины
и начала для природных вещей, из которых как первых
[эти вещи] возникли не по совпадению, но каждая соот-
ветственно той сущности, по которой она именуется, [то
следует признать, что] все возникает из лежащего в осно-

 


ве субстрата и формы. Ведь образованный человек слага-
ется некоторым образом из человека и из образованного,
так как ты сможешь разложить определение [образован-
ного человека] на определения тех двух. Итак, ясно, что
возникающее возникает из указанных [начал].

Субстрат по числу един, по виду же двойствен. (А имен-
но, человек, золото и вообще исчислимая материя — все это скорее некий определенный предмет, и возникающее возникает из него не по совпадению, лишенность же и про-
тивоположность имеют случайный характер.) Форма же, с
другой стороны, едина, как, например, порядок, образо-
ванность или что-либо иное из такого рода предикатов.
Поэтому можно говорить, что имеются два начала, но
можно — что и три; далее, с одной стороны, о них можно
говорить как о противоположностях — таких, например,
как образованное и невежественное, или теплое и холод-
ное, или слаженное и не слаженное, с другой же — нет, так
как противоположности не могут воздействовать друг на
друга. Разрешается же [эта трудность] тем, что субстрат
есть нечто иное, а это [иное] не противоположность.
Таким образом, с одной стороны, начал не больше, чем
противоположностей, а если выразить числом, то два, с
другой же стороны, их не вполне два, а три, так как им
присуще разное: ведь это разные вещи — быть человеком
и быть необразованным, быть бесформенным и быть
медью.

Итак, сколько начал имеется у возникновения при-
родных [тел] и каковы они — сказано; ясно также, что
что-нибудь должно лежать в основе противоположностей
и что противоположных [начал] должно быть два. Но в
другом отношении это не необходимо: ведь достаточно,
если одна из противоположностей будет вызывать изме-
нение своим отсутствием или присутствием. Что касается
лежащей в основе природы, то она познаваема по анало-
гии: как относится медь к статуе, или дерево к ложу, или
материал и бесформенное [вещество] еще до принятия
формы ко всему обладающему формой, так и она отно-
сится к сущности, к определенному и существующему
предмету. Итак, одно начало — этот [субстрат] (хотя он не
так един и существует не в том смысле, как определенный
предмет), другое же — определение и, кроме того, проти-
воположное ему — лишенность. Выше было сказано,

 


в каком смысле этих начал два и в каком больше. Прежде
всего было сказано, что началами могут быть только про-
тивоположности, затем, что в основе их должно лежать
нечто иное: таким образом начал стало три. Теперь же
было разъяснено, в чем различие противоположностей,
как относятся начала друг к другу и что такое субстрат.
А будет ли сущность формой или субстратом — это еще
не ясно.

Но что начал три, в каком смысле их три и каков их
характер — это ясно.

Итак, сколько начал и каковы они, следует усмотреть
на основании сказанного.

ГЛАВА ВОСЬМАЯ

После этого мы покажем, что только таким образом
разрешается и затруднение древних. А именно, первые
философы в поисках истины и природы существующего
уклонились в сторону, как бы сбитые с пути неопытно-
стью: они говорили, что ничто из существующего не воз-
никает и не уничтожается, так как возникающему необхо-
димо возникать или из сущего, или из не-сущего, но ни
то, ни другое невозможно: ведь сущее не возникает (ибо
оно уже есть), а из не-сущего ничто не может возникнуть,
ибо [при возникновении] что-нибудь да должно лежать в
основе. Таким образом, последовательно умножая выво-
ды, они стали утверждать, что многое не существует, а есть
только само сущее.

Такое мнение они приняли на основании указанных
[соображений]; мы же утверждаем, что, когда что-нибудь
возникает из сущего или из — не-сущего, или когда не-
сущее или сущее действует каким-либо образом, или ис-
пытывает что-нибудь, или становится тем-то и тем-то, то
в каком-то смысле это ничем не отличается от того [слу-
чая], когда врач делает что-либо или испытывает что-ни-
будь или когда из врача что-либо произошло или возни-
кает; так что если последнее говорится в двояком смысле,
то ясно, что и первое, т. е. когда из сущего что-нибудь
возникает и сущее делает или испытывает что-либо. Ведь
врач строит дом не как врач, а как строитель и седым ста-
новится не поскольку он врач, а поскольку он брюнет;

 


лечит же он и становится невежественным в медицине,
поскольку он врач. А так как мы правильнее всего гово-
рим, что врач делает что-либо или испытывает какое-либо
действие или из врача что-нибудь возникает, если он ис-
пытывает или делает это или становится этим лишь по-
скольку он является врачом, то ясно, что и «возникать из
не-сущего» обозначает: «поскольку оно не-сущее». Вот
этого-то не умея различать, они, [прежние философы], и
сбились с пути и в силу этого непонимания наделали
столько новых ошибок, что стали думать, будто ничто
прочее не возникает и не существует, и пришли к отрица-
нию всякого возникновения. Мы и сами говорим, что
ничто прямо не возникает из не-сущего; однако в каком-
то смысле возникновение из не-сущего бывает, напри-
мер, по совпадению (ведь из лишенности, которая сама
по себе есть не-сущее, возникает нечто, в чем она не со-
держится. Кажется удивительным, а потому и невозмож-
ным, чтобы из не-сущего возникало что-нибудь). Однако
точно таким же образом из сущего не возникает [другое]
сущее, кроме как по совпадению; в этом смысле возника-
ет оно точно таким же путем, как, например, из животного
возникает животное и из определенного животного опре-
деленное животное, например когда собака родится от со-
баки и лошадь от лошади. Ведь собака может родиться не
только от определенного животного, но и от животного
[вообще], но не поскольку оно животное: ведь животное
уже имеется налицо. Если же определенное животное
должно возникнуть не по совпадению, оно возникнет не
от животного [вообще], и также определенное сущее воз-
никает не из сущего [вообще] и не из не-сущего. Относи-
тельно возникновения из не-сущего нами уже сказано,
что оно означает, поскольку оно есть не-сущее. При этом
мы не отрицаем [того положения], что все или существу-
ет, или не существует.

Это один из способов рассуждения [по поводу затруд-
нения ранних философов]; другой же состоит в том, что
одно и то же может рассматриваться с точки зрения воз-
можности и действительности. Но это более подробно из-
ложено в другом сочинении. Таким образом (как мы уже
сказали) разрешаются трудности, вынуждавшие отрицать
некоторые из указанных [положений]: именно из-за этого

 


прежние [философы] так сильно сбились с пути, ведущего
к [пониманию] возникновения и уничтожения и вообще
изменения. Если бы указанный природный субстрат был
ими замечен, он устранил бы все их незнание.

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ

Коснулись ее и некоторые другие [философы], но не
в достаточной мере. Прежде всего они признают прямое
возникновение из не-сущего, поскольку [считают, что]
Парменид говорил правильно. Затем им кажется, что если
[упомянутая природа] числом едина, то она и в возмож-
ности только одна, а это большая разница. Мы же со
своей стороны говорим, что материя и лишенность — раз-
ные вещи, из коих одна, именно материя, есть не-сущее
по совпадению, лишенность же — сама по себе, и что ма-
терия близка к сущности и в некотором смысле есть сущ-
ность, лишенность же — ни в коем случае. А они считают
«большое» и «малое»» одинаково не-сущим — или то и
другое вместе, или порознь каждое. Так что этот способ
(получения] триады совершенно иной, чем наш: хотя они
дошли до [признания] того, что нужна какая-то лежащая
в основе природа, однако делают ее единой; ведь даже
тот, кто берег [в качестве основы] диаду, называя ее
«большим» и «малым», все-таки делает то же самое, так
как другую [сторону этой основы] он не заметил.

Пребывающая [природная основа] есть сопричина,
наряду с формой, возникающих [вещей] — как бы их
мать; другая же часть этой противоположности — тому,
кто обращает внимание на причиняемое ею зло, — зачас-
тую может показаться и вовсе не существующей. Так как
существует нечто божественное, благое и достойное
стремление, то одно мы называем противоположным ему,
а другое — способным домогаться его и стремиться к нему
согласно своей природе. У них же выходит так, что про-
тивоположное начало [само] стремится к своему уничто-
жению. И однако ни форма не может домогаться самой
себя, ибо она [ни в чем] не нуждается, ни [ее] противопо-
ложность (ибо противоположности уничтожают друг
друга). Но домогающейся оказывается материя, так же
как женское начало домогается мужского и безобразное







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 346. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия