Студопедия — ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СИСТЕМА 3 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СИСТЕМА 3 страница






Проблема поиска смысла жизни волнует не только юношей, наход. в ситуации жизн. самоопределения, но и взрослых людей, особенно в криз. ситуациях, связ. с потерей возможности реализации жизн. замысла в результате опр. событий.

Состояние, в кот. находится в этом случае человек, характеризуется психологами как жизненный, или личностный, кризис: кризис мотив. - цел. стороны жизнедеятельности «для чего жить дальше?» и кризис смысл. стороны занятия «зачем жить дальше?».

Итогом утраты смысла жизни служит потеря человеком жизнеспособности, воли к жизни, интереса к ее процессу и итогу. Понимание человеком смысла своей жизни является необх. условием его норм. существования.

Наличие смысла жизни является также вед. критерием сформированности личности вообще, показателем того, как человек готов управлять своей жизнью и независим от вн. факторов, оно определяет развитость его самосознания, возможность выбирать ту систему ценностей и целей, кот. он будет реализовывать в жизни.

Попытка дать человеку смысл жизни извне В. Франк-лом расценивалась как "моральное зомбирование": его нельзя дать, его необходимо найти, и для каждого - свой. Смысл жизни всегда представляет собой личн. смысл. Идеология, навязывая человеку смысл жизни извне, лишает способности размышлять, мыслить, искать свой собств. жизн. путь, иметь свою жизн. концепцию. В периоды разрушения старой идеологии наблюдается потеря смысла жизни тех, кто полностью зависел от нее. Поэтому одной из важн. задач образования является помочь раст. человеку найти свой смысл жизни. Он конечно же связан с объект. знач. (общечел.), но личн. обрет. и прин. ценностями, выступ. в качестве высшей цели деятельности и устремлений человека.

По мнению К.А. Абульхановой-Славской, "смысл жизни - это ценность и одновременно переживание этой ценности человеком в процессе ее выработки, присвоения или осуществления". В смысле жизни всегда есть 3 аспекта:

1) целевой - определяет стратегию и тактику жизни;

2) эмоциональный - отражает удовлетворенность человека своей жизнью, ее эмоц. насыщенность;

3) волевой - является движ. силой активности личности, обеспечивает ее готовность к достижению жизн. целей.

Следует помнить о том, что поиск и обретение смысла жизни представляет собой не одномом. акт, а долгий процесс, его трансформация может происходить в течение всей жизни человека. Самым интенс. периодом жизн. самоопределения считается юношеский.

 

27. ФИЛОСОФИЯ ДОЛЖЕНСТВОВАНИЯ

Философия долженствования - это философия, по кот. человечество жило и мыслило до сегодн. времени, некоторые живут и по сей день. Одним из множества направлений этой философии является марксизм, и только в ней марксизм нашел свое олицетворение.

Здесь личность рассматривается как совокупность соц. взаимоотношений, продукт соц. воздействия. Согласно этой философии человек не может замыкаться на себе, своих интересах и потребностях. Ценятся такие качества в человеке, как гражданственность, ответственность. Смысл жизни человека - служение Родине. Ценность человека меряется тем, как он подчинил себя общ. долгу. Таким был идеал Древнего Рима, эпохи классицизма и русского общества периода становления. Возникают вопросы: можно ли назвать эту идею социально и этически ценной? Вроде бы можно, однако часто сторонники и последователи были по разные стороны баррикад. Почему эта идея показывалась домин. во времена абсол. власти? И почему она дегенерировала в ХХ в. в условиях тотал. режимов?

 

С.Л. Франк подмечает, что тенденция к социализации жизни была господствующей как в Сов. Союзе, так и в странах Запада в 30-е гг. ХХ в. Эта тенденция соединена с утратой интереса к личности и к индивидуальности человека. Мышление общества было направлено к коллект. формам жизни в качестве единств. шанса в победе над природой. Осн. идея этого времени - "абсол. ценность вн. соц. строительства".

Характерность проявления этой тенденции в обществе определяется как "соц. фанатизм".

"Социальный фанатизм" практически использует внутр. дух. силы человека, такие как: веру, мечту, нрав. чувство, энтузиазм. Тот огонь, кот. горит личность. "Социальный фанатизм" предполагает использование этой силы в соц. строительстве.

Философия долженствования убирает индивидуальность и самобытность на жизн. пути человека. Главным чувством человека становится чувство "долга", кот. заменяются личные интересы и потребности, а подл. побудителем активности - запросы общества и государства. Однако в дан. концепции можно проследить антигум. характер, кот. ярко выражен в тотал. системах государства. Политика этих систем была направлена на исполнение абстр. идеи – револ. борьбы за построение идеал. Справ. общества (коммунизм) или завоевания господства над миром для своей нации (фашизм).

Философия долженствования лежит в основании "педагогики формирования".

Государство заказывает исполнителя, при этом не учитываются ни внутр. потребности, ни самобытность личности. Из всего этого выходит, что человек перестает ощущать себя личностью, носителем самоб. неповт. дух. мира и становится безличностным носителем полезной для общества энергии. Причем эта энергия должна принадлежать не человеку как его личное достояние для реализации смысла и цели его жизни, а обществу в его задаче. Отсюда проистекает то, что называется "внутр. коллективизацией чел. душ".

Философия долженствования не только пренебрегает дух. силами человека, но и снимает с него ответственность за его дела и поступки.

 

28. ФИЛОСОФИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ (ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ)

Экзистенциализм представляет собой направление совр. философии, кот. появилось в нач. XX в. в России (И.А. Бердяев, Л. Шестов), позже получило развитие в Германии (О. Больнов, М. Хайдеггер, К. Ясперс) и во Франции (А. Камю, Ф. Кафка, Ж.П. Сартр). Сегодня экзистенциализм объединяет разные филос. и психолог. концепции, которые концентрируют свое внимание на личности как индивидуальности, на постижении смысла чел. существования. Отпр. точка зрения этой концепции - признание уникальности, индивидуальности, исключительности любого един. чел. бытия, каждой личности.

Человек реализует себя как личность в той степени, в кот. он сумеет в течение своей жизни сохранить и развить данную ему от природы уникальность. Взрослея, он утрачивает свою индивидуальность, ориентируясь на других ("я как все"). Иногда он сознательно отказывается от своей индивидуальности. Отказ от полноцен. собств. существования становится причиной крушения личности. В утверждении ценности самого чел. бытия, реальных, переж. в наст. момент чувств, мыслей, поступков проявляется гуман. сущность этой филос. концепции.

Центр. понятиями философии существования являются "свобода", "выбор", "ответственность". Человек является тем, что он сам из себя делает. Он есть только настолько, насколько себя осуществляет. Другие факторы - среда, наследственность - могут являться оправданием его неспособности самоопределяться в жизни, его чел. несостоятельности. Таким образом, человеку отдается во владение его бытие, и в этом он волен выбирать свой жизн. путь. Никакая общая мораль не подскажет человеку, что надо делать: существует множество ситуаций, где невозможно определить, что нравственно, что безнравственно, что хорошо, что плохо. Человек сам выбирает, принимает решение.

Таким образом, реш. свойством человека является его личн. позиция: установки, отношение к миру, людям, самому себе. Она зависит от позиции, а не от характера человека, так как экзистенциалисты считают, что характер - это то, что я как личность формирую сам. Итогом своб. выбора и основой самоопределения является принятие решения, поступок. "Я только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю", - пишет В. Франкл. При этом поступок, решение является исх. толчком к дальн. действию, становлению нрав. позиции, самоопределению человека. При этом экзистенц. свобода - это не иерархия, она сопряжена со 2ой своей гранью - ответственностью. Свобода выбора человеком своей судьбы значит и то, что человек берет ответственность за свой выбор на себя.

Экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование. Кроме того, человек несет ответственность за свой выбор не только перед собой, но и перед др. людьми. Ибо ничто не может являться благом для нас, не являясь благом для всех.

 

29. ФИЛОСОФИЯ КОСМИЗМА

Вопросы о смысле жизни и места человека во Вселенной - основополагающие в научно-филос. направлении, получ. обобщ. название философии космизма. Истоки этого направления уходят в глубь веков. Ощущение глуб. причастности сознания косм. бытию, мысль о людях как микрокосме проходят через всю мир. культуру - и восточную, и западную.

По вост. учениям, все явления в мире обладают двойств. природой: внешней и внутренней, видимой и невидимой, духовной и материальной. Преодоление противоречия между ними и является движ. силой эволюции.

Запад больше направлен на познание и изменение вн. мира, видимого, материального. В отличие от него, Восток тысячелетиями накапливал сокровища духа. Мир вн. представляет собой мир иллюзий, он преходящ. Вечен лишь дух, через погружение в мир внутр., через совершенствование "внутр. человека" можно достигнуть состояния чистого сознания и слияния с Высшим Разумом.

Неизвестно, какое из этих мироощущений предпочтительнее. В них представлены 2 плана развития человечества. Однако именно в России косм. тема человека на рубеже XIX-XX вв. оформляется в научное направление. В его ряду находятся такие философы и ученые, как Н.Ф. Федоров, Н.А. Умов, Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, В.Н. Муравьев, Н.К. Рерих и др.

Новым качеством миропонимания философов-космистов, его опред. чертой становится идея акт. эволюции, кот. обосновывается необходимость нового этапа развития мира. Человек здесь является существом, наход. в процессе роста, далеко не совершенным, но вместе с тем сознательно-творческим, призв. преобразить не только вн. мир, но и собств. природу. "Речь по существу идет о расширении прав сознательно дух. сил, об управлении духом материи, об одухотворении мира и человека... Космисты сумели объединить заботу о бол. целом - Земле, биосфере, космосе с глуб. запросами высшей ценности – конкр. человека".

Важное место при этом занимают представления о непрерывности жизни. В.И. Вернадский считал так: «Мы не должны забывать, что представление о вечности жизни... более отвечает научным фактам, чем представление об абиогенезе, которое им противоречит и основано на вере». И далее он продолжает: «Идея вечности и безначальности жизни - помимо ее косм. представлений - давно проникает в научное мировоззрение отд. натуралистов... Сейчас эта идея получает в науке особое значение, так как наступил момент истории мысли, когда она выдвигается вперед как важная и глуб. основа слаг. нового научного мировоззрения будущего».

То же обстоятельство отмечал и А.Л. Чижевский: "Мы привыкли придерживаться грубого и узкого антифилософского взгляда на жизнь как на результат случ. игры только земных сил. Это, конечно, неверно. Жизнь же, как мы видим, в значительно бол. степени есть явление космическое, чем земное". И добавляет: "Наше научное мировоззрение еще очень далеко от ист. представления о значении для орган. царства косм. излучений, которые, кстати сказать, лишь частично изучены нами".

 

30. КОНЦЕПЦИЯ ЭТИЧЕСКОЙ ДУХОВНОСТИ

Одним из наиболее цел. и гармон. гуманист. воззрений на цель и смысл чел. существования является воззрение, содерж. в русской филос. мысли конца XIX - начала XX в. В основе дан. воззрения находится идея развития духовности как душевности.

Человек является существом, в котором есть начала духовное, душевное и телесное. Зап. цивилизация направлена в основном на развитие тел. начала в человеке, а также на развитие воли, кот., как считает Г. Федотов, менее всего выражает душевность.

Смысл жизни представляется "совр. атлетам" реализацией своих физ. и интеллект. сил в целенапр. и целеустр. деятельности по изменению окр. мира. Именно такой вид имеет идеал века покорений природы и техн. прогресса. Сила и энергия под. человека имеют стих., разруш. характер. Религ. зап. и вост. традиции самым высшим свойством человека считают его бессм. дух. При этом он рассматривается как та субстанция, кот. может жить и развиваться вне тел. оболочки человека и быть выражением его бож. сущности, тем, что связывает его с миром Бесконечного, Вселенной, Космосом. Развитие в себе дан. дух. начала, т. е. выход за пределы своего физ. Я и подготовка к др., высшей цели своего бытия, леж. вне реал. сегодн. существования, является смыслом жизни человека. По теос. концепциям душевность представляет собой нечто низшее по сравнению с духом, то, что связывает дух с телом.

Русские философы не принимают под. понимание духовности человека. Высшая духовность, как они считают, невозможна без душевности – эмоц. чуткости, отзывчивости, возможности эмоц. отклика: жалости, сострадания, любви к ближнему. Как считает В.С. Соловьев, духовность представляет собой стыд, милосердие, благоговение перед добром.

При анализе разл. филос. подходов к определению сущности человека Г. Федотов говорит: "Сам человек становится предметом отрицания, унижения, подавления в перед. явлениях совр. культуры. Он подавляется во имя мира идеального (кантианство) и мира социального (марксизм, фашизм), ради духа и ради материи, во имя Бога и во имя зверя. Свободно и окружено почетом тело, освобождается, хотя и в очень огран. степени, и дух; гибнет только душа. Но это „только"! Тел. человек живет звер. жизнью, дух. - ангельской. Лишь душевный остается человеком... Духовность, оторв. от разума и чувства, бессильна найти критерий святости: смотря на многих совр. „духоносцев", трудно решить, от Бога они или от дьявола? Вне - этич. духовность и есть самая страшная форма демонизма".

Человек реализует себя как личность, только развивая в себе духовность. Способность сострадать и сопереживать - это чуткость и отзывчивость, совестливость, готовность помочь другому, ответственность за все, что совершается вокруг него. Дух. человек не настаивает на своей одностор. личной правде.

 

31. ОСОЗНАНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО МИРА ЛИЧНОСТИ

Большинство филос. учений имеет вывод о том, что единств. дост. человека способ жизни, способ раскрытия себя как личности - путь осозн. самосовершенствования. В основе самосовершенствования личности находится развитие самосознания. Личность не сводится лишь к сознанию и самосознанию, говорят психологи. Но и без сознания и самосознания не существует личности. Проблему развития самосознания нельзя решить без формирования внутр. мира как значимого для человека.

При рождении человек входит в мир, кот. его окружает и с кот. он взаимодействует. Однако существует и др. мир - наших чувств, переживаний, мыслей, иллюзий, мечтаний, который называется внутр. миром. Соответственно существованию таких 2 миров двойственно и наше сознание. Оно стоит из 2 составляющих: одна направлена вовне, в мир внешний, на окр. нас предметы и людей, другая - на внутр. сущность, на созерцание себя, своего дух. мира. То есть, по И.М. Сеченову, сознание явилось сразу в 2 формах – предм. сознания и самосознания. Итогом деятельности предм. сознания является знание о мире, самосознания - знание человека о самом себе и своих возможностях.

Первоначально процесс формирования Я человека тесно связан с развитием сознания, т. е. чел. способностью человека идеально отражать окр. действительность. "Самосознание является отн. поздним продуктом развития сознания, - считает С.Л. Рубинштейн. - Только с момента выделения себя из окружающего, осознания своей самостоятельности, своей обособленности от окр. людей ребенок приходит к самосознанию". Однако разв. самосознание не отделяет человека от окр. мира, а обогащает его представления об этом мире. Получая способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями, люди находят для себя целый мир новых чувств, красоту природы, звуки музыки, ощущения собств. тела.

Если сознание делает более гибкой, целесообразной и результативной внешне направл. деятельность человека, то самосознание, кот. обращено внутрь его псих. и физ. сущности, увеличивает надежность, устойчивость, стабильность его самого. Вот почему совершенствование человека как самоорган. и самопрограм. личности возможно лишь при одном условии - развитии ее самосознания.

Деформация сознания нын. человека, о кот. говорят сегодня философы, происходит потому, что нарушается гармония между внутр. и вн. мирами.

Мир чувств и переживаний, оставаясь невостребованным, все больше тускнеет и гаснет, наблюдается его дух. обеднение. Механистичность сознания совр. человека служит результатом его умств. ориентации на предм. мир. "Мир начал выглядеть механистичным, материалистичным, логизированным, жестко детерминированным. Духовность, сознание, смысл, свобода, спонтанность - все это ушло на задний план, перестало быть вездес. самост. сущностью", - отмечает В.В. Налимов.

 

32. СПОСОБЫ САМОПОЗНАНИЯ И САМОРЕГУЛЯЦИИ

Владение психотехникой нужно врачам, психологам, педагогам, всем, кто занимается физ. и дух. улучшением человека и самосовершенствованием. Смысл всех им. психотехник заключается в достижении и поддержании выс. псих., дух. и физ. формы через направл. мысл. сосредоточение. Большинство программ, кот. направлены на саморазвитие человека, основано на 4 принципах, или способах, самопознания и саморегуляции.

Способ первый - релаксация, кот. представляет собой физ. и псих. расслабление. Целью релаксации является подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своем внутр. мире, освобождение от изл. физ. и нервного напряжения или обеспечение возможности собраться.

Релаксация нужна:

- для подготовки тела и психики к глуб. самопознанию, самовнушению;

- в стрес. моментах, конфл. ситуациях, в кот. нужны выдержка, самообладание;

- в отв. и трудных ситуациях, когда необходимо сбросить страх, излишнее напряжение. Первым шагом к релаксации является прав. дыхание. Затем - расслабление мышц и сосудов при помощи ощущений "тяжести" и "тепла", выз. целенаправл. мысл. сосредоточением на опр. части тела. Затем – псих. замедление.

Способ второй - концентрация, явл. сосредоточением сознания на опр. объекте своей деятельности. То есть среди прив. вам звуков вдруг появляется один, кот. привлекает ваше внимание. Вы концентрируетесь на нем, прислушиваетесь, выделяя дан. звук среди других.

Основой концентрации является управление вниманием. Навык сосредоточения основывается на след. свойствах внимания:

- на умении сосредоточивать свое внимание на опр. предмете;

- на развитии произв. внимания, появл. под влиянием сознательно пост. цели и треб. вол. сосредоточения;

- на достаточно шир. объеме внимания, кот. дает возможность одновременно сосредоточиться на разных внутр. процессах: ощущениях в теле, зрит. и слух. образах, умств. операциях и т. д.;

- на умении переключать внимание с вн. объектов на внутр. мир личности, с одного ощущения, чувства, мысли - на другие;

- на умении задерживать внимание на опр. объекте.

Способ третий - визуализация, кот. представляет собой создание внутр. образов в сознании человека, т. е. активизация воображения при помощи слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных ощущений, а также их комбинаций.

Визуализация дает возможность человеку активизировать его эмоц. память, воссоздавать те ощущения, кот. он чувствовал, и таким образом обогащает его чувства, развивает интуицию.

Способ четвертый - самовнушение - определение установок, появл. на подсозн. механизмы психики. Самовнушение представляет собой утверждение, что успех возможен, выраж. от первого лица в наст. времени. Сила самовнушения заключается в способности создать свой собств. полож. образ и часто этот образ укреплять с помощью слов, обращ. к себе.

 

33. Я-КОНЦЕПЦИЯ УЧИТЕЛЯ

Вн. мир огромен и безбрежен, но все, что в нем есть, сконцентрировано вокруг одной мал. песчинки - одного-единств. человека. Мое Я неприметно в огр. мире, но для человека оно - единственно реальное, осязаемое. Только благодаря Я окр. мир делается дост. восприятию и пониманию. Я является совершенно особенным, не похожим ни на кого другого, и вместе с тем в нем есть что-то, что роднит его с другими.

Вопрос о сущности собств. Я волнует и ученых, и каждого отд. человека, особенно во время его становления.

Понятие Я применяется во всех науках о человеке, и при этом оно очень неопределенно, подвижно, многозначно. В филос. плане Я считается "дух. центром чел. личности, индивидуальности, относящейся деятельно к миру и себе самой". Психологи сравнивают его, с одной стороны, с понятием "личность", с другой - с понятием "самосознание". Но оно не ограничивается ни тем, ни другим. И. Кон считает, что Я - не просто личность, а личность, которая рассматривается изнутри.

Пытаясь размежевать понятия "личность" и "Я", амер. психолог У. Джемс говорит: "О чем бы я ни думал, я всегда в то же время более или менее осознаю самого себя, свое личное существование. Вместе с тем ведь это я сознаю, так что мое самосознание является как бы двойственным - частью познав. и частью позн., частью объектом и частью субъектом; в нем надо различать 2 стороны, из кот. для краткости одну мы будем называть личностью, а другую - Я".

Наше Я представляет собой отображение самого себя в сознании человека. Конечно, Я является продуктом самосознания, но воспринимает и осознает себя человек целостно, во всех своих ипостасях. Есть и физ. Я - тело человека, его внешность, физ. состояние.

Эмоц. Я заключается в чувствах и переживаниях, настроении индивида. Интеллект. или умств. Я представляет собой мир мыслей. Кроме того, человек воспринимает себя как существо соц., кот. находится в системе взаимоотношений с др. людьми, он включен в свою проф. деятельность, имеет опр. ценности, интересы, установки. В этом заключается соц. Я.

Таким образом, Я можно считать результатом сложной интеграции в единое целое разных псих. функций и свойств человека. Другой подход к определению сущности человека дают вост. философия и психология.

Критикуя зап. традицию в определении Я, Роси Дзесю Сасаки в работе "Где находится Я?" говорит о им. двух Я - индивидуальном и абсолютном. Индивид. Я представляет собой то, что связано с мироощущением человека, которое выделяет себя из окр. мира, восприн. себя как уникальное, оригинальное, отд. от других. Абсол. Я является тем, что связывает человека со всем миром, с др. людьми, растворение себя во время объединения с другим Я, в кот. не остается никакого переж. Я.

Такое абсолютное Я обнаруживается в моменты медитации, т. е. выхода за пределы индивид. Я или любви, когда человек растворяется в чувстве дух. единения с другим.

 

34. ПРИНЯТИЕ СЕБЯ

Жизн. функция самосознания заключается не просто в предложении человеку достов. сведений о себе, помощи в выработке позит. Я-концепции. Она нужна ему для реализации собств. возможностей, осуществления замыслов, раскрытия индивидуальности.

Многие люди не реализуют себя потому, что нет позит. самовосприятия и представления о себе. Негат. Я-концепция, кот. формируется у ребенка благодаря родителям и учителям, чаще всего служит причиной повыш. тревожности, ранимости или агрессивности, кот. создают затруднения в обучении и общении с др. людьми. Исследования доказывают, что успехи детей в учебе напрямую зависят от ожидания учителя. "Даже самый незначит. комментарий учителя может восприниматься школьником как тотал. отрицание ценности его личности, разрушительно воздействует на его образ Я", - считает Р. Берне.

Есть тесная связь между Я-концепцией учителя и учащихся. У учителя, у которого есть полож. самовосприятие, ученики имеют более позит. Я-концепции, чем у наставника с противоп. направленностью.

Таким образом, необходимость позит. самовосприятия человеком самого себя очевидна, а условием формирования полож. Я-концепции являются принятие себя, любовь к себе.

Общепринято отождествлять понятие "любовь к себе" со словами "эгоизм", "себялюбие". Эгоизм не схож с любовью к себе - утверждает гуман. психология. Под. отождествление происходит потому, что человек неправильно понимает сущность любви. «Подл. любовь - это выражение созидательности, и она предполагает заботу, уважение, ответственность». Любовь к человеку, уважение, понимание его не могут быть без чувства уважения к собств. целостности и уникальности. Человек, у кот. нет чувства собств. достоинства, не может ценить его в других людях. Так наз. неэгоистичность означает лишь неспособность любить. Э. Фромм приводит пример: "неэгоист." мать посвящает всю жизнь ребенку. Она уверена, что ее ребенок благодаря ей узнает, что значит быть любимым, научиться любить. Результат ее "неэгоистичности" в том, что форм. у ребенка тревожность, скр. вражда к жизни, боязнь матер. неодобрения и того, что он не оправдает надежды матери. Женщина, отказ. от жизни полноценной, эмоц. насыщенной, не научит любви к жизни. Но, с др. стороны, нет ничего более содейств. привитию ребенку опыта любви, радости и счастья, чем любовь к нему матери, кот. любит себя.

В любом человеке есть то, что ему нравится в себе, за что он ценит себя.

Человек обычно более ориентирован на мнение других. Он с детства живет в системе жестких оценок себя сначала другими людьми, затем самим собою. И часто не замечает, что самооценка - это копии чужих оценок. При этом чаще всего они носят отриц. характер.

В нашей культуре чаще всего не оценивают себя положительно. Человеку, кот. нарушает дан. правило, часто приклеивают ярлыки "выскочки", "самоуверенного" и т. п. Необходимо с помощью учителя преобразовать отриц. убеждения в полож.

 

35. САМОРАСКРЫТИЕ

Путь к себе, к принятию себя чаще всего проходит через самораскрытие. Открытие своего Я определяется тем, насколько человек является открытым для других. Взаимосвязь между самопознанием и самораскрытием максимально отчетливо представлена в модели, кот. принято называть "Окном Джо-гарри" в честь ее изобретателей Джозефа Лафта и Гарри Инграма.

Все люди несут в себе как бы 4"пространства". "Арена" охватывает те стороны содержания своего Я, о кот. известно и самому человеку, и другим. К этой стороне чел. личности относят то, что человек выставляет напоказ, пытается навязать как осн. содержание своей личности. "Видимость" представляет собой то, что знает сам человек, а другие нет. Это то, что человек скрывает от других в силу тех или иных причин или не имеет возможности рассказать. "Слепое" является тем, что другие знают, а сам человек не знает, например, привычка перебивать говорящего на сер. слова, кот. человек сам не замечает (закрытое для самого себя, но открытое для других). Эта сторона человека очень часто знач. изменяет мнение окружающих о человеке. Притом сам человек этого не знает. "Неизвестное" - это то, что неизвестно и для самого человека, и для других. Неизвестное включает в себя потенц. возможности развития (закрытое и недоступное и самому себе, и другим людям).

Когда человек ведет себя открыто, другие люди получают возможность знать об этом человеке больше. Благодаря этому увеличивается вероятность как хор. внимания к человеку со стороны других, так и более глуб. самопознания - понимания самого себя. Увеличивается "Арена" - уменьшается "Неизвестное", его место занимает "Видимость". Открываясь посторонним, мы приобретаем то, что другие дают возможность нам увидеть в себе, то, что до этого человеку было недоступно. Открываясь, человек способен раскрыть свои скр. возможности, реализовать их. Конечно, способность быть открытым зависит как от меры осознания и принятия себя, так и от собств. доверия к другим людям, их отношения к нам. Было бы неправильно требовать от человека раскрываться перед каждым встречным, но он в любых ситуациях может быть самим собой, не заползая, как улитка, в собств. раковину. Тяга к открытости каждого из людей открывает человеку путь к взаимопониманию и пониманию себя.

Открыть собств. Я, принять себя, сформировать цел. образ в состоянии каждый человек. Стоить только захотеть отправиться в путь к себе.

Для начала следует встречать каждый новый день такими словами.

Каждый день я становлюсь все лучше и лучше.

Я чувствую себя уверенным, счастливым, полным радости и оптимизма.

Я чувствую себя спокойным и расслабленным.

Я здоров и силен как духовно, так и физически.

Я способен добиться того, чего только захочу.

Я обладаю прекрасной памятью.

Я нравлюсь людям, люди любят меня.

Я прощаю себя, я принимаю себя.

Я осуществляю свою мечту.

Я полностью контролирую свои мысли, чувства и радости.

Радость, радость, радость!!!

 

36. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ УЧИТЕЛЯ

Эмоции, чувства человека наполняют его жизнь особым трепетом, обогащают его дух. мир, дают возможность ему воспринимать окружающее с учетом своих переживаний, наслаждаться и радоваться, огорчаться, печалиться и страдать, т. е. жить полноц. жизнью. "Чел. чувства отражают строение личности, выявляя ее направленность, ее установки: что оставляет человека равнодушным и что затрагивает его чувства, что его радует и что печалит, обычно ярче всего выявляет - а иногда и выдает – ист. сущность человека", - считает С.Л. Рубинштейн.







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 377. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия