Типология М. Вебера
Классической считается типология, предложенная М. Вебером. Она построена на различиях оснований легитимности власти политических лидеров (см. п. 5.2). В соответствии сданным критерием можно выделить три типа лидерства: традиционное, харизматическое и рационально-легальное. 1. Традиционное лидерство опирается на традиции, обычаи, силу привычки, выработанной поколениями. «Это авторитет „вечно вчерашнего", авторитет нравов, освященных исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение»[7]. В современном обществе примером традиционного лидера является монарх. Однако европейские монархи в подавляющем большинстве (в Великобритании, Голландии, Дании, Швеции и др.) не обладают реальными властными полномочиями, и поэтому говорить в этом случае собственно о политическом лидерстве следует с определенной долей условности. Правда, история знает примеры, когда монарх оказывал серьезное влияние на политические процессы, выступая истинным лидером нации. Так, Хуан Карлос I, провозглашенный после смерти диктатора Ф. Франко в 1975 г. королем Испании, активно способствовал процессу демонтажа авторитарного режима и переходу к демократии. Являясь главой государства, он фактически содействовал ограничению своей власти, установлению в Испании парламентской монархии. Процесс демократического реформирования, осложненный острыми противоречиями основных политических сил, мог быть сорван в результате попытки государственного переворота в 1981 г. Однако Хуан Карлос I резко осудил путчистов в своем телевизионном обращении к нации, чем деморализовал их. Своими решительными действиями в этот момент он заслужил признание народа и способствовал росту престижа института монархии в глазах общественности. 2. Харизматическое лидерство основано на вере в экстраординарные качества индивида — вере в его харизму. Для Вебера харизма — это «качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, недоступными другим людям»[8]. Харизматический лидер появляется чаще всего в кризисных исторических ситуациях, когда возрастает спрос на политиков, способных переломить негативные тенденции, воплотить мечты масс в реальность, «за серым дождем увидеть радугу». Влияние харизматического лидера, с одной стороны, основано на вере в него последователей. С другой стороны, оно заключается в его способности «создать веру — все равно, религиозную ли, политическую, социальную или веру в какое-нибудь дело, человека или идею — вот почему их влияние и бывало всегда очень велико»[9]. 3. Рационально-легальное лидерство опирается на общепризнанный правовой порядок. В современных демократических государствах основным инструментом достижения власти для политического лидера являются выборы, проводимые в рамках существующих правовых норм. Здесь, как и в случае традиционного лидерства, формальная составляющая, если так можно сказать, превалирует над содержанием. В истории были примеры того, когда благодаря династической традиции власть переходила к человеку, лишенному лидерских качеств, и даже ничтожному. Так и победители избирательных кампаний — это не всегда яркие политические фигуры, действительные, а не номинальные, лидеры. Однако в данном случае приоритет закона — это альтернатива попыткам использования «права силы», инструмент поддержания социального порядка. В этом заключается безусловная ценность правовых процедур как основания рационально-легального лидерства.
|