Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Прощание с философией





Я отвернулся от философии в тот момент, когда понял, что неспособенобнаружить у Канта1 ни малейшей человеческой слабости, ни единойподлинной интонации печали; как у Канта, так и у других философов. Посравнению с музыкой, мистикой и поэзией философская деятельность отличаетсяболее умеренной жизненной силой и сомнительной глубиной и кажется достойнымзанятием лишь людям робким и вялым. Философия -- безличная тревога иприбежище бесплодных идей -- является единственной надеждой для тех, ктобежит от развращающего буйства жизни. Почти все философы кончили хорошо: эторешающий аргумент против философии. Даже в смерти Сократа2 нетничего трагического: это простое недоразумение, конец педагога; и несчастьяНицше3 -- это несчастья поэта и визионера: он искупил своивосторги, а не рассуждения. Невозможно уклониться от существования при помощи объяснений, его можнотолько выносить, любить или ненавидеть, обожать или бояться, принимаячередование блаженства и ужаса, отражающее сам ритм бытия, его вибрации, егодиссонансы, его горькие или радостные исступления. Кто не оказывался -- случайно или закономерно -- перед лицомнеизбежного поражения, кто не воздевал тогда в мольбе рук, чтобы затем уро- 48 нить их такими же пустыми, как ответы философии? Словно ее миссиясостоит в том, чтобы защищать нас, пока невнимательность судьбы позволяетнам брести, не предаваясь смятению, и покидать нас тотчас же, едва мыоказываемся во власти тревоги. Да и как могло бы быть иначе, когда мы видим,сколь мало страданий человечества перешло в его философию. Философскиеупражнения неплодотворны; они разве что почетны. Мы всегда безнаказанностановимся философами: это ремесло без судьбы, заполняющее громоздкимимыслями бесцветные и пустые часы, когда нас не пронимает ни Ветхий Завет, ниБах, ни Шекспир. И разве материализовались эти мысли хотя бы на однойстранице, сопоставимой с каким-нибудь восклицанием Иова, с ужасом Макбетаили высотой любой кантаты? Вселенную не обсуждают, ее выражают. Философия еене выражает. Подлинные проблемы начинаются лишь после того, как мы беглознакомимся с ней или же исчерпываем ее, начинаются после последней главыогромного тома, где ставится окончательная точка в виде признаниясобственной неспособности понять Неведомое, в котором живут все нашимгновения и с которым нам следует бороться, поскольку оно, разумеется, ближеи важнее хлеба насущного. Здесь философ покидает нас: он враг катастроф, онрассудителен, как сам рассудок, и столь же осторожен. И мы остаемся вкомпании больного чумой старика, в компании знакомого с любым бредом поэта ив компании музыканта, у которого возвышенное переполняет сердце. Мы начинаемжить по-настоящему лишь после философии, на ее руинах, лишь поняв ее ужаснуюникчемность и то, что обращаться к ней бесполезно, поскольку она не всостоянии нам в чем-либо помочь. (Великие системы по сути своей не более чем блестящие тавтологии. Какойпрок в знании, что природа сущего состоит в "воле к жизни", в "идее", вфантазии Бога или же в Химии? Обыкновенное умножение слов, тонкие сдвигисмысла. Сущему противны словесные объятия, а внутренний опыт не открываетнам ничего, кроме исключительного и невыразимого мгновения. Впрочем, самобытие есть всего лишь претензия. Ничто. Вообще, определения дают только от отчаяния. Нужна формула; нужно дажемного формул, хотя бы просто для того, чтобы дух и небытие обрели какую-товидимую оболочку, какое-то оправдание. И понятия, и экстазы кончаются ничем. Когда музыка погружает нас в"сокровенные глубины" бытия, мы стремительно всплываем на поверхность --последствия иллюзии рассеиваются, и знание оказывается неэффективным. Вещи, которых мы касаемся и которые постигаем, столь же невероятны, какнаши органы чувств и наш разум; мы уверены разве что в нашей словеснойвселенной, чрезвычайно удобоуправляемой -- и бесполезной. Бытие немо, а духболтлив. Это и называется знанием. Оригинальность философов сводится к изобретению терминов. Посколькусуществует всего три-четыре позиции по отношению к миру -- и примерностолько же способов умирания, -- то нюансы, разнообразящие и приумножающиеих, зависят только от выбора лишенных какого бы то ни было метафизическогозначения словарных единиц. Мы погружены в бездну плеанастической вселенной, где вопросы и ответына них стоят друг друга.)







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 463. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия