Студопедия — Анализ улыбки
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Анализ улыбки






Чтобы узнать, подстерегает какого-либо человека безумие или нет,достаточно понаблюдать за его улыбкой. Например, она производит на васвпечатление, напоминающее недомогание. В этом случае смело изображайте изсебя психиатра. 243 Не может не вызвать подозрения улыбка, не гармонизирующая с лицом,улыбка, словно пришедшая откуда-то извне, от кого-то другого. Она, всущности, и принадлежит другому, тому сумасшедшему, который поджидает,готовится и внутренне организуется, прежде чем заявить о своемсуществовании. Мимолетный свет, изливающийся на нас, улыбка длится столько, скольконужно, не затягиваясь дольше породившего ее обстоятельства. Поскольку она незадерживается на нашем лице, ее едва замечают: она сцепляется с даннойситуацией и исчерпывается в одно мгновение. А вот подозрительная улыбкапереживает вызвавшее ее событие, медлит, увековечивается, не зная, как ейисчезнуть. В начале она привлекает внимание, вызывает наш интерес, но затемначинает внушать нам тревогу, смущает нас, превращается в наваждение. Как мыни пытаемся абстрагироваться от нее, оттолкнуть ее, она пристально смотритна нас, а мы -- на нее. Нет никакой возможности уклониться от нее,защититься от ее вкрадчивой силы. Ощущение недомогания, которое возникло унас от нее, усиливается, углубляется, превращается в страх. А тем временемнескончаемая и как бы независимая от лица нашего собеседника улыбкарасцветает, расцветает... улыбка в себе, ужасная улыбка, маска, котораяможет закрыть любое лицо, например наше...

Гоголь

Некоторые, правда редкие, свидетельства рисуют нам его как святого, вдругих, гораздо чаще, он предстает в виде призрака. Аксаков на другой деньпосле его смерти писал: "Я не знаю, любил ли кто Гоголя. Я думаю, нет; даэто и невозможно. Вот до какой степени Гоголь для меня не человек, что я,который в молодости ужасно боялся мертвецов, не мог произвести в себе этогочувства во всю последнюю ночь". Терзаемый холодом, который никогда не отпускал его, Гоголь непрестанноповторял: "Мне холодно, холодно". Он переезжал из одной страны в другую,обращался к врачам, переходил из клиники в клинику, но от внутреннего холодане излечивает никакой климат. Любовных связей за ним не было замечено, ибиографы открыто говорят о его импотенции. Нет такого физического изъяна,который приводил бы человека к большей изоляции, чем импотенция. Ведьимпотент обладает внутренней силой, резко выделяющей его, делающей егонедоступным и, как это ни странно, опасным: он внушает страх. Животное,утратившее свое животное состояние, человек без роду без племени, жизнь,которой изменил инстинкт, -- таков импотент, излюбленная жертва духа,возвышающаяся над массой благодаря своим утратам. Можно ли себе представитькрысу-импотента? Грызуны превосходно справляются со своими половымиобязанностями. А вот у людей все обстоит иначе: чем они исключительнее, темотчетливее проявляется у них этот достопримечательный недостаток, выделяющийих среди других существ. Им позволено делать все, кроме того, что делает насчастью животного мира. Сексуальность уравнивает нас; мало того, она лишаетнас таинственности... Гораздо в большей степени, чем все остальные нашипотребности и дела, она ставит нас на одну доску с нашими собратьями, и чембольше мы занимаемся сексом, тем больше уподобляемся остальным лю- 244 дям. Именно во время акта, слывущего скотским, мы проявляем нашигражданские качества: нет ничего более публичного, чем половой акт. Добровольное или вынужденное половое воздержание, ставя индивидуумаодновременно и выше, и ниже рода человеческого, превращает его в помесьсвятого и идиота, которая вызывает у нас живой интерес и ошеломляет. Отсюдата двусмысленная ненависть, которую мы испытываем по отношению к монаху,как, впрочем, и к любому мужчине, отказывающемуся от женщин и не желающемубыть таким, как мы. Мы ни за что не простим ему его одиночества: оно иунижает нас, и внушает отвращение; оно бросает нам вызов. Странноепревосходство физических изъянов! Гоголь однажды признался, что, если бы онподдался любви, она мгновенно "испепелила бы" его. Это признание потрясает,возбуждает наше любопытство и заставляет вспомнить про "тайну" Кьеркегора,про его "занозу в плоти". Однако датский философ был натурой эротичной:разрыв своей помолвки он воспринял как поражение в любви, которое мучило еговсю жизнь и наложило отпечаток даже на его теологические произведения. Можетбыть, тогда имеет смысл сравнить Гоголя со Свифтом, другим "сокрушенным"?Однако не надо забывать, что, хотя тому и не повезло в любви, его все желюбили. Ситуация Гоголя -- это ситуация Свифта, у которого не было бы ниСтеллы, ни Ванессы.

*

Люди, чья жизнь проходит перед нашими глазами в "Ревизоре" или в"Мертвых душах", по замечанию одного биографа, являются "ничем". И вот,будучи "ничем", они являются "всем". Им не хватает "субстанции", и отсюда их универсальность. Что же такоеЧичиков, Плюшкин, Собакевич, Ноздрев, Манилов, герои "Шинели" или "Носа",как не мы сами, сведенные до уровня нашей сущности? "Ничтожные люди", --говорит о них Гоголь; но при этом они обладают определенным величием,величием серости. Гоголь -- это как бы Шекспир, решивший наблюдать за нашимистрастишками, за нашими ничтожнейшими наваждениями, за перипетиями нашихбудней. Никто другой не заходил так далеко, как Гоголь, в описанииповседневности. Его персонажи настолько реальны, что становятся как бынесуществующими и превращаются в символы, в которых мы узнаем себя. Они недеградируют, потому что оказались деградированными изначально. Тут нельзя невспомнить "Бесов"; однако если герои Достоевского мчатся к своим апогеям, тогерои Гоголя к своим апогеям пятятся; первые как бы откликаются на некийвластный зов, а вторые прислушиваются всего лишь к собственной безмернойтривиальности. В последний период своей жизни Гоголь мучился угрызениями совести,упрекая себя за то, что его персонажи являются воплощением порока,вульгарности, непристойности. Он задумывался над тем, как бы их наделитьдобродетелями, вызволить их из состояния маразма. В результате он написалвторую часть "Мертвых душ"; к счастью, он бросил ее в огонь. "Спасти" егогероев оказалось невозможно. Этот его жест объясняют безумием, но на самомделе он говорит о щепетильности художника: писатель в нем победил пророка.Мы любим в нем жестокость, презрение к людям, видение обреченности мира:воспринимать эту назидательную карикатуру было бы для нас невероятно тяжкимиспытанием. Некоторые говорят: "Непоправимая утрата". Нет, скорее утратаблаготворная! 245 В конце жизни Гоголя обуяла еще одна неведомая темная сила, с которойему никак не удавалось справиться: он погружался в полное оцепенение, всереже и реже прерывавшееся всплесками энергии, которые напоминали пробуждениепризрака. Исчез юмор, прежде позволявший ему справляться с "приступамитоски". Существование его стало жалким. Друзья покинули его. Он имелбезрассудство опубликовать "Выбранные места из переписки с друзьями",явившееся, по его собственному признанию, "оплеухой публике, оплеухой моимдрузьям, оплеухой самому себе". От него отвернулись и славянофилы, изападники. Ведь книга, реакционная и суесловная, представляла собой апологиюсамодержавия и крепостничества. К несчастью для писателя, он уцепился занекоего отца Матвея, глухого к искусству, ограниченного, агрессивного попа,который истязал его своими бреднями, пользуясь своим авторитетомисповедника. Письма отца Матвея Гоголь всегда носил с собой и многократноперечитывал эти беспросветно тупоумные наставления, по сравнению с которымипаскалевское "поглупейте"; кажется не более чем шуткой. Когда истощаетсядарование писателя, оставленное ушедшим вдохновением, место может занятьвздор какого-нибудь духовника. Отец Матвей повлиял на Гоголя сильнее, чемПушкин; если тот поощрял развитие его гения, то священник постаралсявытравить последние остатки этого гения... Гоголю было мало занятьсяпроповеднической деятельностью, он захотел еще и понести наказание: фарс икривлянье, которые обретают в его произведениях универсальный смысл,различимы и в его религиозных мучениях. Кое-кто берется утверждать, что несчастья свои он заслужил, что ими онпоплатился за свою дерзость, за то, что он исказил образ человека. А на мойвзгляд, верно противоположное. Ему пришлось расплатиться за то, что он всевидел правильно: в искусстве мы искупаем отнюдь не наши заблуждения, а наши"истины", то, что мы видели на самом деле. Гоголя преследовали собственныеперсонажи. По его признанию, он всегда носил в себе и Хлестаковых, иЧичиковых. Его угнетала их несостоятельность. Никого из них он не спас,поскольку, будучи художником, просто не мог этого сделать. Когда же онутратил свою гениальность, то пожелал обрести спасение для себя. Но емупомешали его герои. Так, вопреки собственной воле, ему пришлось сохранитьверность их пустоте. Скука, которую мы видим в произведениях Гоголя, -- это не скука ФилиппаОрлеанского, о котором Сен-Симон писал, что тот "родился скучающим", и нескука Бодлера или Екклесиаста, ни даже душевная праздность Дьявола, если бытого угораздило жить в мире, где бы не было зла, а скука человека,обращающего молитвы против самого себя. На этой стадии скука обретаетсвоеобразное мистическое достоинство. "Любое абсолютное ощущениерелигиозно", -- писал Новалис. Со временем скука у Гоголя заменила собойверу и стала его абсолютным ощущением, то есть религией.






Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 426. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия