БОГАТСТВО И КРАСОТА ДОГМ
Позади нас размышления над догмами Католической Церкви, которые составляют Исповедание веры. В какой-то мере нам удалось прочесть первую часть Катехизиса Католической Церкви. Богатство Откровения велико. Вера позволяет нам заметить масштаб этого богатства, его красоту и его динамизм. Отдельные истины логически связаны. Разум после того, как он постигнет их, может во имя логики веры все более совершенно постигать совокупность объявленной истины. В завершение этого размышления стоит обратить внимание еще на три вопроса. Первое. Внутренняя гармония объявленных истин столь точна, что тому, кто ее познает, тотчас же бросаются в глаза любые от нее отклонения. Совокупность объявленных Божьих истин можно сравнить с прекрасным телом. Тайна его красоты состоит в гармонии его частей. Достаточно, чтобы одно ухо было больше или меньше другого на пять миллиметров, чтобы дисгармония бросилась бы в глаза. Достаточно небольшого косоглазия, чтобы дисгармония отразилась на всем теле. Правда, идеал гармонии в действительности недостижим, но он является образцом, к которому стремятся усилия человека. Он также является мерой, по которой оцениваются отклонения от нормы. Аналогично обстоит дело с внутренней гармонией органов и с их функционированием. Достаточно нарушения одной системы, чтобы наступила дисгармония функционирования всех остальных систем организма. Отсюда проистекают огромные усилия здоровых органов, чтобы нести помощь органу больному. Вся объявленная истина основана также на идеальной гармонии. Как только кто-то начинает говорить нечто, что не умещается в этой гармонии, так сразу же он разоблачает сам себя. В этом состоят все ошибки еретиков и схизматиков. Они слишком сильно акцентируют одну из объявленных истин за счет других истин, и тем самым деформируют целое. Таким образом глубокое знание объявленной истины дает уверенность. Поверхностное или частичное знание не позволяют заметить эту внутреннюю гармонию и подвергают человека опасности совершить ошибку. Второе. Сегодня понятие догмы отягощено неправильной интерпретацией. Под догмой сегодня понимается установленное на определенном этапе истории косное утверждение, которое не подлежит реформам. Так понимаемая догма воняет плесенью, а ее сторонники считаются склеротиками. После такой фальсификации слова догма начались атаки на Католическую Церковь и ее догмы. В то же время дело обстоит совершенно иначе. Богатство объявленной истины подобно богатству окружающего нас видимого мира. Ключом для познавания объявленной истины является вера. Разум, имея в руках этот ключ, постепенно открывает этот мир и входит в его огромные пространства. Так вот, подобно тому, как мы постепенно узнаем законы, которые управляют видимым миром, и заключаем их в словесные формулировки, мы также узнаем мир объявленной истины и записываем его законы в форме утверждений. В астрономии, физике, химии, биологии все признают законы открытые Архимедом, Ньютоном, Паскалем, Коперником, Менделеевым и многими-многими другими. Эти законы всегда управляли миром, но только в определенный момент истории они были открыты, сформулированы и впоследствие использованы человеком. Никто не называет законов физики, химии, биологии, астронимии догмами. Никто также не требует отмены этих законов. Закон открытый и сформулированный три тысячи лет тому назад по-прежнему остается законом, и требование изменения его было бы доказательством глупости. С познанным законом следует считаться и изменить его не удастся. С законами температуры, гравитации, электромагнитного поля, генетики нужно считаться, а не изменять их. Идентично обстоит дело и в свете Объявленной истины. Догма, определенная в какой-то момент истории, является только записью одного из законов, который управляет действительностью духа, о которой в небольшом объеме сообщил нам Бог посредством Объявления. Поэтому перед тем, как выражать свои претензии по поводу догм, которые представляет Церковь, мы должны заметить, чем они являются в действительности. Тот, кто не знает, что такое догма, а требует от Церкви ее изменения, тот попросту компрометирует себя. Законов веры и морали нельзя изменить, потому что они являются законами, установленными Богом, точно так же, как законы, управляющие живой и неживой природой. Мир духа создан аналогично миру видимому и обладает такими же совершенными законами. Церковь их постепенно открывает и вводит в жизнь. В этом заключается задание Церкви. Догма не устанавливается Церковью, она только Ею формулируется. Догма установлена Богом и поэтому неизменна. Так же, как неизменны и законы природы: независимо от того, знаем мы их или нет. Третье. Одно дело знать, а другое осознавать, т.е. быть убежденным. Немолодой уже человек много лет знал, что курение вызывает рак легких. Осознание же этой истины дошло до него только после того, как он перенес операцию по поводу рака легких. Само знание о причинах рака не формировало его сознания и поведения. После операции он немедленно бросил курить. Подобно само религиозное знание, т.е. знание догм Церкви, не спасает никого. Религиозная жизнь развивается в плоскости осознания, т.е. убеждения, а не в плоскости знания. Для того, чтобы быть творческим, чтобы формировать позицию и деятельность человека, знание должно быть преобразовано в убеждение, должно проникнуть вглубь сознания.
|