I. Созерцание
Выше оно было указано как непосредственное сознание себя: своего состояния и своей способности. Хотя это описание и остается верным, но теперь можно дать более строгое определение, из которого первое тоже вытекает, а именно: созерцание есть то знание, которое непосредственно следует из бытия свободы. И здесь, как и во внешнем восприятии, созерцание состоит из двух частей, отличающихся друг от друга также, как и там: созерцание состояния и созерцание способности. 1) Знание знания, знание о некоторой связанности, ограниченности внутреннего чувства восприятием определенного внешнего объекта; подобно тому, как раньше внешнее чувство было связано самим объектом. 2) Знание принципа, которое, как было выяснено выше, пребывает вне всякой своей причинности. Как и во внешнем восприятии, эта причинность есть протяженность или созерцание способности. Разница заключается в том, что в первом случае бесконечная способность полагания действительно приводится в исполнение и заключает в себе причинность (действительную бесконечность) и только благодаря форме созерцания объединяется в одно целое; здесь же созерцается принцип вообще без всякого акта или причинности, только в своей возможной бесконечности. (Этот вид созерцаний весьма важен. Чистый эмпириктерпит крушение уже на протяженности). Есть ли это сознание принципа действительно созерцание? Если мы будем рассматривать его с формальной стороны, то мы, без сомнения, должны ответить — да, ибо оно есть непосредственное выражение свободы, возвышающейся над причинностью, заключенной в простом бытии. Если же мы обратим внимание на содержание, то мы можем колебаться. Принцип есть то, что стоит выше всякой из своих возможных причинно-стей. Выступление из возможных причинностей, которые представляют собой феномены, и есть характер мышления. Поэтому мы должны сказать: в созерцании принципа характерные особенности созерцания и мышления взаимно переплетаются.
|