Студопедия — Разработка проблем в теории инстинктов
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Разработка проблем в теории инстинктов






 

Мы уже отмечали, что еще Джеймс ввел инстинкт в качестве объясни­тельного понятия, но применял его к очень ограниченному числу форм по­ведения, отделяя от инстинкта чув­ства, привычки и, конечно же, воле­вые действия. Джеймс определял' ин­стинкт следующим образом: «Способ­ность производить определенные за­конченные действия без предвари­тельного плана и обучения» [W. Ja­mes, 1890, v. II, р. 383]. При этом он отмечал обязательность раздражите­ля, который на основе имеющейся нервной структуры приводит в дей­ствие автоматически протекающее поведение. Вынужденное автоматиче­ское реагирование на сложившуюся ситуацию хорошо иллюстрируется из­вестным высказыванием о наседке:

 

«Наседке показалось бы, вероятно, диким само предположение, что в мире имеется суще­ство, для которого гнездо, полное яиц, не является таким же привлекательным и весьма пригодным для длительного времяпрепровож­дения объектом, каким оно является для нее» [ibid., p. 387].

 

Работы Дарвина не оказали боль­шого влияния и на трактовку инстин­кта Вундтом, который в отличие от Джеймса сближал инстинкт с побуж­дением и целенаправленным поведением. Согласно Вундту, инстинктив­ные действия восходят к более ран­ним, но со временем автоматизиро­вавшимся волевым действиям.

Подлинным родоначальником ис­следования мотивации с позиций те­ории инстинктов был переехавший в США английский ученый Уильям Мак-Дауголл (1871 —1938). Не считая сов­ременные ему исследования сознания удовлетворительными, он стремился изучать реальные человеческие дей­ствия, а в инстинктах видел надеж­ную филогенетическую основу для этого. В книге, вышедшей в. 1908 г. и выдержавшей более 30 изданий (она хотя и названа «Введение в социаль­ную психологию», но на самом деле посвящена психологии мотивации), ин­стинкт определяется так:

 

«...наследуемая или врожденная предраспо­ложенность, определяющая у ее обладателя способность воспринимать и обращать внима­ние на определенный класс объектов, эмоци­онально возбуждаться на конкретное качество одного из таких объектов и действовать при этом вполне конкретным образом или, по край­ней мере, испытывать побуждение к такому действию» [W. McDougall, 1908, р. 25].

 

Подобное толкование достаточно сложно. Инстинкты врождены, они обладают побудительной (энергетиче­ский аспект) и управляющей функци­ями, они содержат в упорядоченной последовательности процессы пере­работки информации (познавательный аспект), эмоционального возбуждения (эмоциональный аспект) и готовности к моторным действиям (двигательный аспект). Мак-Дауголл первоначально составил список из 12 инстинктов, а затем несколько расширил его (под­робнее см. в гл. 3). Позднее понятие «инстинкт» он заменил менее опреде­ленным понятием «склонность», уже не сводившимся к представлению о стереотипном протекании действий. Его содержание в основном опреде­лялось тенденцией к целенаправлен­ной активности:

 

«Склонность определяется предрасположен­ностью, функциональным единством общей ор­ганизации ума, и именно последняя, будучи возбужденной, порождает активную устремлен­ность, усилия, импульс или энергичные движе­ния к некоей цели» [ibid., p. 118].

 

Появлению работы Мак-Дауголла 1932 г. предшествовала известная дискуссия 20-х гг. об инстинктах, одна из немногих крупных дискуссий, кото­рые когда-либо велись в психологии. Она была начата Уотсоном, еще в 1913 г. выдвинувшим требование ог­раничить психологию исследованием того, что можно зарегистрировать при внешнем наблюдении. Широкое рас­пространение теории инстинктов Мак-Дауголла привело к тому, что многие психологи объясняли всевозможные виды поведения соответствующими инстинктами. Бернард, пересмотрев­ший в 1924 г. литературу, посвящен­ную инстинктам, обнаружил не менее 14046 определений этого термина! Нельзя не согласиться с его мнением, что при столь неоднозначном упот­реблении понятия легко впасть в ошибку «порочного круга», а в этом случае понятие теряет свое объясни­тельное значение.

Мак-Дауголл выступал против тако­го расширения, его окончательный перечень содержал не более 18 «склонностей» [W. McDougall, 1932]. Через несколько лет дискуссия об инстинктах, так и не приведшая к ясному решению, перестала вызывать интерес [D. L. Krantz, D. Allen, 1967]. Влияние Мак-Дауголла наиболее сильно сказалось в двух заметных областях исследований мотивации. Во-первых, его работы дали новый импульс развитию проблемы в русле теории личности, обосновав необхо­димость включения в понятие лично­сти тех или иных мотивационных ха­рактеристик. Показательны в этом отношении теория черт Оллпорта [G. W. Allport, 1937], выполненные в Германии работы Лерша [Ph. Lersch, 1938], а также исследования Мюррея [Н. A. Murray, 1938], чьи позиции мож­но отнести к линии психологии моти­вации в узком смысле.

Во-вторых, Мак-Дауголл способ­ствовал разработке серьезного фун­кционального анализа инстинктов, за­ложил основы сравнительного изуче­ния поведения животных (этологии). Заслуга же осуществления такого анализа принадлежит прежде всего Конраду Лоренцу [К. Lorenz, 1937; 1943], раскритиковавшему положения теории инстинктов Мак-Дауголла за их неопределенность и ограничивше­му понятие инстинктивного поведения врожденными двигательными коорди-нациями, т. е. инвариантными звень­ями, присутствующими в цепи целе­направленного поведенческого акта вплоть до «завершающего действия». Именно это последнее звено являет­ся инстинктивным действием, в узком смысле, оно управляется центральной нервной системой всегда одинаково и жестко. «Завершающее действие», если можно так сказать, разрешается через «врожденный запускающий ме­ханизм» (ААМ). Предшествующие же звенья могут изменяться в соответ­ствии с характеристиками ситуации, и чем ближе звено к началу акта, тем более оно подвержено научению, осо­бенно начальная фаза, так называ­емое поисковое поведение. Было установлено, что для определенных инстинктивных действий (таких, как следование за предметом у серых гусят во время короткой сензитив-ной фазы в раннем онтогенезе) лю­бой объект может стать побужда­ющим ключевым раздражителем, мо­жет «запечатлеться». Интенсивное изучение некоторых видов животных позволило выявить ключевые раздра­жители, которые приводят в действие определенные инстинкты. Если же эти раздражители долго не появля­ются, инстинктивные последователь­ности поведенческих актов могут про­текать и без них как так называемые холостые действия.

Результаты исследований позволи­ли выделить две характеристики ин­стинктивных поведенческих актов: во-первых, их стереотипность и неза­висимость от научения; во-вторых, задействованность в их возбуждении внутренних процессов, проявляющих­ся в виде готовности, которая со временем возрастает. Механизм дей­ствия внутренних процессов Лоренц [К. Lorenz, 1950] представил в виде «психогидравлической» модели моти-вационного процесса (которая, впро­чем, близка к ранним взглядам Фрей­да [S. Freud, 1895]). Каждому инстин­кту Лоренц приписывал специфичную для данного действия энергию, кото­рая постоянно возобновляется и за- полняет некий резервуар. В противо­вес прежним взглядам, согласно ко­торым инстинктивное действие все­гда следует за внешим раздражите­лем, Лоренц утверждал, что протека­ние определенных инстинктов вообще не требует наличия внешних ключе­вых раздражителей («реакции в пу­стоту»).

Николаус Тинберген (удостоенный, как и Лоренц, в 1973 г. Нобелевской премии в области медицины), продол­жавший и развивавший положения Лоренца, определяет инстинкт следу­ющим образом:

 

«Я хотел бы предварительно определить инстинкт как иерархически организованный нервный механизм, который восприимчив к некоторым подготавливающим, запускающим и направляющим импульсам как внешней, так и внутренней природы, и который реагирует на эти импульсы координированными движениями, способствующими сохранению индивида и ви­да» [N. Tinbergen, 1951, р. 112].

 

«Механизму» здесь противопостав­ляются «импульсы», которые выпол­няют собственно мотивирующую функцию, т. е. активизируют инстин­кты.

Этология стоит в стороне от психо­логии мотивации. Однако она вновь и вновь привлекает внимание ученых, занимающихся мотивационными проб­лемами. Интерес к ней связан прежде всего с двумя проблемами. Во-первых, с этологической критикой ла­бораторного эксперимента по психо­логии научения, поскольку исследу­емые животные помещаются во вре­мя такого эксперимента не в есте­ственное для них- окружение, а в искусственную обстановку, сильно ог­раничивающую возможности живот­ного. Во-вторых, критикой самой это­логии в связи с использованием ее данных при объяснении поведения человека [J. V. Eibl-Eibesfeldt, 1973], и в первую очередь с критикой Ло­ренца [К. Lorenz, 1966] за его попытку распространить на человеческое по­ведение понимание агрессии, как оно представлено в теории инстинкта (см. гл. 8). Основываясь на своей пси­хогидравлической модели энергии ин­стинкта, Лоренц утверждает, что в организме человека постоянно выра­батывается один из видов энергии агрессии. Если эта энергия время от времени не разряжается в безвред­ной замещающей агрессивность ак­тивности, ее накопление может стать опасным. [Более подробное освеще­ние трактовок инстинкта в этологии можно найти в работах: С.N.Gofer, M.N.Appley, 1964; I.V.Eibl-Eibesfeldt, 1968; E.N.Hess, 1962; R.A.Hinde, 1974.] Критическое рассмотрение ис­тории экспериментального изучения животных в лаборатории и влияния на эти изыскания трудов Дарвина осуществил Бойс [R. Воусе, 1976]. Ве­дущийся в этологии анализ поведения животных преимущественно затраги­вает четыре из восьми основных проблем мотивации: классификацию мотивов, их актуализацию, целенап­равленность и конфликт, а также влияние мотивации. Эта теория объ­ясняет соответствие поведения тем или иным особенностям ситуации с помощью нейрофизиологических кон­структов и моделей (которые отчасти имеют формальный системно-теоретический характер).

 

Теоретико-личностная

разработка проблем мотивации

 

В рамках исследований личности к проблеме мотивации подходят исклю­чительно в аспекте психологии чело­века. При этом мотивация трактуется либо как ключ к описанию и более глубокому пониманию личности и ин­дивидуальных различий (линия психо­логии личности), либо как процесс, которым объясняется актуальное по­ведение и лишь постольку поскольку индивидуальные различия (линия пси­хологии мотивации, а также когнитив­ной психологии).

Пионерами этого направления, как уже говорилось, были Нарцисс Ах (1871—1946) и главным образом Зиг­мунд Фрейд (1856—1939). Их иссле­довательские подходы были различ­ны, но не противоположны. При­держиваясь вундтовских традиций, Ах пытался экспериментально-психологическими методами выявить ведущий компонент когнитивных про­цессов в якобы пассивно протекающем потоке сознания. Усилия Фрей­да были направлены на объяснение казавшихся непонятными поступков, для чего им использовалось клиниче­ское наблюдение, а также методика провоцирования и истолкования странных, необычных содержаний сознания. Оба ученых были убежде­ны, что нашли нечто сходное, а имен­но скрытые, неосознанные процессы, которые управляют деятельностью и определяют содержание сознания. Ах постулировал существование «детер­минирующих тенденций», к обсужде­нию которых мы еще вернемся; Фрейд — «бессознательное», в кото­ром он видел ключ к объяснению деятельности и которое представлял как непрерывное изменение и стол­кновение влечений, получающих свое фрагментарное и завуалированное выражение в поведении и сознатель­ном переживании.

Взгляды Фрейда пронизаны биоло­го-эмпирическим детерминизмом Дар­вина, подтверждение которому ав­стрийский ученый усматривал в успе­хах медицины своего времени. Душев­ная жизнь не могла дольше, как это было обычным в современной ему психологии, разгадываться с помощью элементарного интроспективного ана­лиза содержания сознания. Фрейд считал, что у человека следует вскрыть ту биологически-витальную динамику влечений, которая лежит в основе поведения всех живых су­ществ. В этом и состоят, собственно, действующие в неразрывной последо­вательности психические процессы, т. е. бессознательное. В потоке соз­нания бессознательные процессы не составляют исключения, напротив, содержание сознания представляет собой фрагментарное и видоизменен­ное производное от непрерывной де­ятельности бессознательного. Такая деятельность построена не на пассив­ном реагировании организма на воз­действия окружающей среды, а на активном устремлении и противобор­стве заложенных в живом существе сил. В данном случае на Фрейда если и оказала влияние психология его времени, то, скорее всего, это была концепция Франца фон Брентано, ко­торого Фрейд мог слушать в Вене. Брентано в отличие от Вундта видел движущие силы душевной жизни в интенционально направленных на предметы «актах». Представители вюрцбургской школы, к которым примкнул Ах, также все больше скло­нялись к этой точке зрения и оспари­вали правомерность позиции Вундта.

Анализ истерии и других-неврозов нужен был Фрейду не только для того, чтобы раскрыть влияние бессоз­нательных процессов, но и для того, чтобы выявить их, «ввести в созна­ние». И если сначала он пользовался гипнозом, то позднее этот метод сме­нили методики толкования сновиде­ний [S. Freud, 1900] и свободных ас­социаций. Единственное, что не изме­нилось,— остроумные рассуждения, связывавшие (вполне в духе психоло­гии поведения) исходные условия с последующими событиями посред­ством различных гипотетических про­межуточных процессов. Заслуживает также упоминания гибкость, с кото­рой Фрейд использовал в своей рабо­те те или иные методы, его постоян­ное и искреннее стремление к их совершенствованию.

Теория мотивации в ее окончатель­ном виде была сформулирована Фрейдом только в 1915 г. в труде «Влечения и их судьбы», хотя основ­ные положения уже можно найти в вышедшем в 1895 г. «Проекте психо­логии». Согласно этой психологии, «психический аппарат» должен преж­де всего справиться не с внешними, а с внутренними раздражителями, от которых нельзя уклониться, так как они возникают в самом организме. Потребности той или иной части орга­низма постоянно порождают энергию раздражения, которая аккумулирует­ся и от которой требуется «избавить­ся».

 

«Нервная система—это аппарат, функцией которого является устранение накопившегося раздражения, снижение его до возможно более низкого уровня, а если бы это было реально— то и поддержание в организме полного отсут­ствия такового» [1915, S. 213].

 

О фрейдовской теории мотивации дает представление модель редукции влечения (она близка уже обсуждав­шейся этологической модели, и, как мы еще увидим, с ней же в своей основе связана линия психологии на­учения, к которой относятся ассоци­ативные исследования мотивации). Модель редукции влечения построена на гомеостатическом и гедонистиче­ском представлениях. Согласно пер­вому из них, равновесие организма тем выше, чем ниже уровень накопив­шегося раздражения. Согласно второ­му, всякое, снижение этого уровня сопровождается чувством удовлетво­рения, всякое повышение — чувством неудовлетворения. Иными словами, активность психического аппарата подчинена принципу удовольствия— неудовольствия (Lust-Unlust-Prinzip).

Понятие «влечение», по Фрейду, отражает двойственность тела и ду­ха, объединяет между собой органи­ческое (а именно энергию) и психиче­ское (аффект) представления. Кроме того, в каждом влечении различают­ся четыре аспекта. Фрейд пишет:

 

«Если мы от биологического начала перей­дем к рассмотрению душевной жизни, то «вле­чение» явится нам как понятие, пограничное между душевным и соматическим, как психиче­ская представленность раздражений, имеющих внутреннее телесное происхождение и распро­странившихся в область духа, как мера необхо­димой работы, которая налагается на душев­ное вследствие его связи с телесным.

Уточним некоторые термины, которые употребляются в связи с понятием влечения: напряжение, цель, объект, источники.

Под напряжением влечения понимают его моторный момент, сумму сил или меру усилий, которой оно соответствует.

Целью влечения всегда является удовлет­ворение, которое может быть достигнуто толь­ко путем устранения раздраженного состояния источника влечения.

Объект влечения—это то, в чем или пос­редством чего влечение может достигнуть своей цели. Это наиболее изменчивый компо­нент влечения, связанный с ним не происхож­дением, а лишь пригодностью для его удовлет­ворения.

Под источником влечения понимают тот соматический процесс в органе или части тела, раздражение от которого представлено в ду­шевной жизни как влечение» [1915, S. 214— 215].

 

Уже отмечалось, что душевная жизнь в понимании Фрейда—это ди­намика конфликтов, вот почему ему близки дуалистические принципы, а его классификация мотивов — свидетельство тому. Над классификацией Фрейд работал все время и не стремился закончить ее. И если в сочинении 1915 г. он противопоставил потребности «Я» или «поддержания своего существования» (например, потребность в пище) и сексуальные влечения (либидо), то позднее, под впечатлением событий первой миро­вой войны, он заменил первые на потребности в агрессии. Однако его основные исследовательские интере­сы всегда были сосредоточены на трактуемых очень широко сексуаль­ных влечениях. В заключительный период своего творчества Фрейд при­шел к противопоставлению антагонистических влечений: жизни (эрос) и смерти (танатос).

Мы не будем здесь воспроизводить все, подчас весьма спекулятивные теоретические построения Фрейда. Ограничимся лишь рядом важнейших положений его теории, теми из них, которые оказали влияние на дальней­шее развитие исследований мотива­ции.

Первое. Влечения могут проявлять, себя по-разному. Если при большой интенсивности влечения отсутствует объект, необходимый для его удов­летворения, то неосуществившиеся желания входят в сознание в виде представлений о прежнем удовлетво­рении влечения. Это положение ока­зало решающее влияние на более поздние попытки измерения мотивации [N. A. Murray, 1938; McClelland et al., 1953]. Влечения могут смещать­ся на другие объекты, они могут сублимироваться (т. е. внешне на­правляться на несексуальные цели) и, наконец, вытесняться. В последнем случае они оказывают скрытое вли­яние на переживания (проявляется в содержании сновидений) или на поведение (проявляется в ошибочных дей­ствиях или невротических нарушениях).

Второе. В теоретических постро­ениях Фрейда душевная жизнь, пони­маемая как постоянный конфликт противоречивых тенденций внутри личности, предстает в виде иерархий трех механизмов. Поиску удовлетворения (Оно) противостоит моральный контроль (Сверх-Я), а примирением их через достижение компромисса занимается механизм приспособления к реальности (Я).

Третье. Взрослая личность есть ре­зультат истории влечений, причем особое значение имеет детство. Пре­пятствия, возникающие на пути удов­летворения влечений, особенно в раннем детстве, имеют серьезные последствия и причиняют сильный ущерб способности человека рабо­тать и любить. С помощью психоана­литических терапевтических приемов причины нарушений развития, кореня­щиеся в раннем детстве, могут быть выявлены и в какой-то степени устра­нены.

Четвертое. Развитие влечений про­ходит несколько психосексуальных фаз в соответствии со сменой так называемых эрогенных зон (чувстви­тельных участков кожи вокруг раз­личных отверстий на теле). На каж­дой из фаз доминирует определенная эрогенная зона, ее раздражение до­ставляет максимальное чувственное удовлетворение. Порядок смены эро­генных зон следующий: рот (оральная фаза: сосание, глотание, кусание), за­дний проход (анальная фаза: выделе­ния кишечника), половые органы (фаллическая и генитальная фазы: мастурбация, гомосексуальные и гете­росексуальные половые связи). Раз­витие влечения может задержаться на одной из фаз (явление фиксации). Травмирующие переживания могут от­бросить развитие на более ранние стадии (регресс).

Пятое. Ход развития влечений по­добен развитию действия в драмати­ческой пьесе для трех персонажей: супружеской пары и любовника. В роли последнего выступает ребенок, который стремится к сексуальным от­ношениям с родителем противопо­ложного пола (эдипов комплекс) и наталкивается при этом на сопротив­ление и угрозы со стороны родителя одного с ним пола. При нормальном развитии конфликт разрешается пу­тем идентификации с родителем од­ного с ребенком пола. Это разреше­ние ведет к усвоению уже в раннем детстве моральных норм, персонифи­цируемых с одним из родителей, и тем самым к образованию совести (Сверх-Я) как механизма, контролирующего поведение личности.

Три последних положения о значе­нии раннего детства в развитии вле­чений, о возможных опасностях на пути этого развития и о социализиру­ющем влиянии личностных взаимо­действий в семье до сих пор заметно сказываются на теории и исследова­ниях в области развития личности и генезиса мотивов. Статично-описательный анализ компонентов в исследовании мотивации благодаря Фрейду был дополнен динамическим аспектом рассмотрения вопроса. Де­тальную оценку произведений Фрейда и их значения для развития теории мотивации дал Рапапорт [D. Rapa-port, 1959; 1960]. Томан [W. Toman, 1960 a; b] осуществил дальнейшую разработку психоаналитической те­ории мотивации, прежде всего таких ее аспектов, как периодизация, раз­витие и история мотивов.

Вернемся к Аху, другому пионеру теоретико-личностных исследований мотивации. Он занимался проблемой измерения воли, сочетая традиции экспериментальной психологии Вундта и вюрцбургской школы. В остроумном эксперименте Ах [N. Ach, 1910] приводил в столкновение обра­зовавшуюся при воспроизведении двух слогов ассоциацию, прочность которой он мог варьировать, меняя частоту повторных заучиваний, с ин­струкцией к выполнению контрастной деятельности. Таким образом, воле­вая тенденция (следовать инструкции) как бы конкурировала с привычкой. Если побеждала тенденция к выпол­нению деятельности в соответствии с новым заданием, то это говорило о преобладании силы воли над устано­вившейся ассоциацией [N. Heckhausen, 1969, S. 134]. Следствием этого и других экспериментов было постули­рование «детерминирующих тенден­ций», которые, не будучи даны в сознании, тем не менее направляют поведение. Другой представитель вюрцбургской школы — Зельц [О. Selz, 1913; 1924] показал влияние детерми­нирующей тенденции на протекание мыслительных процессов.

Эксперименты Аха по измерению воли побудили к исследованию Курта Левина (1890—1947), который посвятил этой проблеме свою диссертаци­онную работу [К. Lewin, 1917a; 1922]. Он показал, что с образованием ассо­циаций в ходе научения возникает не репродуктивная тенденция, т. е. пси­хическая сила, как думал Ах, а толь­ко связь между прежде несвязанны­ми элементами. Чтобы эта связь про­явилась в поведении, необходимо на­личие особой тенденции к воспроиз­ведению выученного. Поэтому Ах [N. Ach, 1910] в своем эксперименте по измерению воли не противопоста­вил силу ассоциации детерминиру­ющей тенденции (воле), а заставил работать две различные детермини­рующие тенденции, приведя их в со­стояние конфликта. Не меняя суще­ственно содержания понятия, Левин в последующих работах вместо «детер­минирующей тенденции» Аха стал пользоваться термином «квазипот­ребность» [К. Lewin, 1926b]. Правда, согласно Левину, квазипотребности возникают на основе намерений субъ­екта и принятых им задач [W. Witte, 1976]. Уже в 50—60-е гг. ученик Дюкера Фукс [R. Fuchs, 1954; 1955; 1963], занимаясь в основном мотиви­рующими эмоциями ожидания, сумел объединить положения Аха, Левина и Фрейда.

Трудно переоценить влияние много­численных работ Левина и его учени­ков по психологии действия и аффек­та на экспериментальное исследова­ние мотивации в психологии челове­ка. Прежде всего это касается экспе­риментального анализа феноменов удержания и возобновления незавер­шенных действий (Зейгарник, Овсянкина), уровня притязаний (Хоппе, Юкнат), замещающей деятельности (Лисснер, Малер), психического насы­щения (Карстенс). Некоторые из этих вопросов, как, например, проблема замещающей деятельности, были не­посредственно связаны с положени­ями теории Фрейда. Вероятно, вли­яние Фрейда было более значитель­ным, чем это признает сам Левин, когда критикует психологические объяснения Фрейдом поведения бо­лее ранними событиями жизни.

В отличие от Фрейда Левин стре­мился объяснить поведение, исходя из возникшего на данный момент актуального поля психологических сил. В своей теории поля он сравнивает психологические силы с векторами, исходящими от объектов и областей окружающего мира и обладающими побудительным характером (вален­тностью). Эти силы воздействуют на личность и определяют ее поведение. Положения теории поля Левин пытал­ся изложить с помощью топологиче­ских (позднее «годологических») по­нятий. Еще до создания теории поля как теории окружающего мира и по­мимо нее Левин разработал модель, в которой мотивация личности была представлена в виде скопления от­дельных центральных или более пе­риферийных областей (глубинных или поверхностных слоев). Каждая об­ласть представляет потребность или квазипотребность. В зависимости от состояния потребности (например, при возобновлении действия, остав­шегося незавершенным) такая об­ласть представляет собой более или менее напряженную систему, стремя­щуюся разрядиться через исполни­тельные функции (например, мотори­ку). Динамические представления та­кого рода близки воззрениям Фрейда хотя бы тем, что общим основопола­гающим принципом мотивации и для Фрейда, и для Левина было восста­новление нарушенного равновесия.

Деятельность, по Левину, является функцией личности и воспринимаемо­го окружения: V=f(P,V). Тем самым он [К. Lewin, 1931b], возможно, впервые сформулировал принцип взаимодей­ствия личности и ситуации (см. гл. 1). Правда, в дальнейшем его больше интересовало влияние на протекание деятельности изменений в ситуации, чем действие межличностных разли­чий.

С помощью своей теории поля, из­лагаемой в терминах динамики, Левин стремился дать обобщенный «момен­тальный снимок» игры сил психологи­ческой «совокупной ситуации» (так называемого жизненного простран­ства). В эту ситуацию включены не только личность, но и воспринима­емое ею окружение, а деятельность выводится из игры сил как суммар­ный вектор. Дальнейшей разработке и дифференциации положений теории поля препятствовало, конечно, отсут­ствие конкретных измерительных ме­тодов, которые бы реально выявили и зафиксировали напряжения, силы, направления, валентности, области и расстояния.

Хотя теория поля Левина [К. Lewin, 1936;1963] как конкретная модель не имела большого влияния, его реши­тельность в построении понятийного аппарата (например, побудительный характер) и в установлении отноше­ний между функциями, его анализ ситуационных сил, который был рас­ширен до типологии конфликтов, и в первую очередь создание разнообраз­ных экспериментальных парадигм (та­ких, как уровень притязаний)сыграли большую роль в дальнейшем исследо­вании феноменов мотивации (см. гл. 5).

Работы Левина оказали влияние на различные направления изучения мо­тивации: в теории научения (Толмен), в теории личности (Оллпорт),— но об этом речь пойдет дальше. Труды Ле­вина имели большое значение для формирования взглядов представите­лей психологии мотивации в узком смысле, а именно для исследования мотивации в теории личности: Мюр-рея — 30-е гг., Аткинсона—50-е гг., Вроома — 60-е гг.







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 409. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия