Печать периода Июльской монархии (1830-1848). Реформы Жирардена и зарождение дешевой прессы
Александр КАШПУРИН фортепиано, Анна-Лючия КОСТЮК виолончель, Ксения КУДРЯВЦЕВА домра, Сергей ВАСИЛЬМАНОВ балалайка Музыкальный лицей Комитета по культуре
Александра КУЗНЕЦОВА гобой ДШИ им. М.И. Глинки Иван БЕЗБОРОДЫХ скрипка ДШИ им. Е.А. Мравинского
Анастасия АМОСОВА флейта, Юрий ЛОЙКО балалайка ДШИ им. П.А. Серебрякова
Виктор ТУРИЛОВ кларнет ДМШ № 11
Антон САМСОНОВ фортепиано, Таисия ЛОПАТИНА и Анастасия СОЛОМАХИНА скрипка, Борис НИКОНОВ маримба Лицей искусств «Санкт-Петербург» Сергей СТОЛПОВСКИХ скрипка Музыкальный колледж им. М.П. Мусоргского Успенский собор в Московском Кремле (план и фасад, время строительства и имя мастера). Сооружён в 1475—1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти.
РАССТОЯНИЕ ОТ ТОЧКИ ДО ПРЯМОЙ.
Отклонением d точки от прямой называется длина перпендикуляра, опущенного из этой точки на прямую, взятого со знаком «+», если точка и начало координат лежат по разные стороны от прямой, и со знаком «–», если по одну сторону.
– расстояние. . Найдем скалярное произведение, для этого надо определить значение . – отклонение точки M (x 0; y 0) от прямой, r = |d|. Пример: Найти расстояние между двумя параллельными прямыми
Аникеев В.Е. История французской прессы (1830-1945) — М.: 1999. — 55 с. Печать периода Июльской монархии (1830-1848). Реформы Жирардена и зарождение дешевой прессы Июльская революция 1830 г. знаменовала собой победу буржуазии над дворянством. Плодами этой революции воспользовалась в первую очередь и главным образом финансовая аристократия. Монархия, испытывавшая острую финансовую нужду, находилась в сильнейшей финансовой зависимости от этой верхушки буржуазии, и сам король Луи-Филипп, крупнейший лесовладелец и финансист, делал все для укрепления ее господства. Этот «король-буржуа», находившийся во главе «акционерной компании», грабившей Францию, очень скоро сделался постоянным персонажем газетных карикатур и анекдотов, появляясь то в образе разжиревшего буржуа, то в облике глупого и толстого карнавального быка. Реакцией правительства был резкий поворот в сторону репрессивных мер. Если через неделю после Июльского восстания были освобождены журналисты, осужденные ранее за «политические преступления в печати», то еще через два месяца, в ноябре 1830 г. вышел закон, который гласил: «Всякое выступление против королевской чести и правового порядка трона; против привилегий, которыми наделен король великой французской нации и одобренной им Конституционной Хартии, которой он присягнул; против конституционных властей, неприкосновенности личности, прав и власти Палаты депутатов — будет караться тюремным заключением от 3-х месяцев до 5-ти лет и штрафу от 300 до 6000 франков». Следующий закон, от 14 декабря 1830 г. обязывал управляющего газетой располагать «полной залоговой суммой, записанной на его собственное, частное имя». Наконец, закон от 8 апреля 1831 г. вводил в действие более быструю процедуру рассмотрения в судах дел о преступлениях в печати. Однако к этому времени рост числа газет и их тиража, вызванный революционным подъемом, уже успел вселить в журналистов веру в свои силы. Всего при Июльской монархии выходило около 700 газет и журналов — вдвое больше, чем при Реставрации, а их тираж вырос более чем на треть. Они довольно резко выступали против действий правительства и тут же становились жертвами репрессивных законов. К концу 1832 г. число процессов, возбужденных правительством против газет, достигло 411. Но 143 из них были вынесены приговоры в общей сложности на 65 лет тюрьмы и 350 тыс. франков штрафа. Журналисты возглавляемой Арманом Маррастом газеты «Трибюн» с 1831 по 1833 г. были привлечены к суду 111 раз и осуждены в обшей сложности на 49 лет тюрьмы и 157630 франков штрафа. Один из владельцев «Фигаро» — Пуатвеи Сент-Альм — получил персонально шесть лет тюрьмы и около 10 тыс. франков штрафа. В январе 1834 г. была введена система предварительного разрешения для разносчиков и уличных продавцов газет, а «сентябрьские законы» 1835 г. еще более расширяли список наказуемых действий, устанавливали предварительную цензуру на все виды иллюстраций, более чем вдвое увеличивали сумму предварительного залога. Правительство как бы забыло, что поводом для восстания 26 июня 1830 г. послужили королевские ордонансы, отменявшие свободу печати. В этих условиях большие возможности для оказания влияния на прессу получают биржевики. Через них правительство подкупало ту прессу, которая вела себя достаточно осторожно, чтобы не быть запрещенной. Постоянные правительственные субсидии получала, например, «Журналь де деба» — орган орлеанистской буржуазии, а позднее и сохранявшая видимость независимости «Пресс» Эмиля Жирардена. В группу газет, с оговорками поддерживавших Луи-Филиппа, входили также «Конститюсьонель» — орган умеренного крыла орлеанистов, «Сьекль» — орган т.н. династической оппозиции, «Курье франсе», «Тан» и немногие другие. Лагерь же оппозиции был более широким, хотя и крайне пестрым. Справа против Орлеанов выступали крупные легитимистские газеты «Котидьен» и «Газетт де Франс», слева — многочисленный отряд сатирических газет с литературным уклоном, среди которых выделялись своей колкостью «Шаривари», «Корсер», «Каррикатюр». В рядах умеренной оппозиции наиболее заметной была «Насьональ», в которой также сотрудничал Mapраст. Но при всей их численности (17 ежедневных газет в Париже), политической активности, а в какой-то мере и реальному влиянию на события в жизни страны, каждая из этих газет оставалась, взятая в отдельности, довольно скромным изданием с узким кругом читателей, небольшим тиражом и ограниченным распространением. Даже наиболее крупные m них едва достигали тиража в 10 тыс. экземпляров и лишь одна «Конститюсьонель» имела в 1831 г. тираж 23 тыс., что превышало суммарный тираж всех 32 провинциальных ежедневных газет. Остальные парижские ежедневные газеты (кроме «Конститюсьонель») составляли в сумме тираж около 62 тыс. экземпляров. Это были, как правило, четырехстраничные выпуски, каждая полоса которых размером 33x40 см. имела четыре колонки. Можно сказать, что технические и экономические масштабы прессы не соответствовали той роли, которую она призвана была играть в политической борьбе, к которой нарастающий интерес проявлял все более широкий круг «заинтересованных» граждан Франции, пресса нуждалась в реформе и она получила ее, вполне в духе своего времени: в первую очередь это была финансовая реформа и автором ее был человек своего времени. Эмиль де Жирарден был порождением мира финансистов и деловых людей, не обремененных тяжестью политических принципов. В основе его плана лежал расчет. Газета приносит убытки, потому что расходы на каждый ее экземпляр превышают его розничную цену. Надо превратить газету в такое предприятие, которое, увеличивая объем продукции, снижало бы ее себестоимость. Из своего издательского опыта Жирарден уже знал, что число способных и желающих читать газету значительно превышает число способных купить ее. Снизив цену на подписку, можно расширить круг читателей и следовательно увеличить тираж. Однако тот же опыт показывал, что увеличение тиража в настоящих условиях может быть лишь ограниченным и пока не в состоянии покрыть всех издержек на издание газеты. Самой крупной статьей расходов был налог, так называемый гербовый сбор, составлявший более их половины. Поэтому, представляя в 1831 г. свой план главе правительства Казимиру Перье, Жирарден включил в него пункт об отмене налогов на газеты. На первый взгляд его просьба выглядела наивной: слишком хорошо было известно, в каких отношениях находились правительство и печать, и трудно было ожидать, что правительство захочет облегчить положение газет, столь яростно его атаковавших. Однако Жирарден и здесь предложил свое успокоительное объяснение: правительству не следует опасаться появления новых газет, так как чем их будет больше, тем меньше будет влияние каждой из них в отдельности, ибо они нейтрализуют друг друга в конкурентной борьбе. Этот его довод не показался Перье убедительным, и Жирарден находит другой выход: часть расходов должна быть покрыта прибылью от платных объявлений. Помещение в газете таких объявлений практиковалось уже давно, но, чтобы плата за них была достаточной надо было заинтересовать клиентов более широкой аудиторией. А исходной точкой реформы Жирардена было увеличение тиража за счет снижения цены за подписку на газету. Так оформлялась идея «дешевой газеты», но эта идея не была чисто умозрительной. Независимо отличных взглядов и убеждений Жирардена, его план объективно должен был строиться на необходимости «демократизации» читающей публики. И к этой необходимости он пришел в процессе своей издательской деятельности. Начав в 1828 г. со скромного литературного еженедельника «Волер», двадцатидвухлетний Эмиль, внебрачный сын графа де Жирардена, развивает успех в 1829 г., основав «как для двора, так и для простонародья» журнал «Мод», где можно было видеть имена Жорж Санд, А. Дюма, Эжена Сю, Бальзака, но в основном заполненный рекомендациями по части моды. Первой его попыткой обратиться к более широкой аудитории и действовать в «духе времени» становится газета «Гард насьональ», которую он намеревался в интересах Июльской монархии сделать «связующей четыре миллиона граждан — элиту нации». Попытка была неудачной, но урок не прошел даром. Несколько приземлив полет своих притязаний, но в том же стремлении к завоеванию читателей, Жирарден основывает в 1831 г. еженедельный «Журналь де конэссанс ютиль», где за 4 франка в год (вместо обычных 15-ти) он на 32 страницах предоставлял «полезные знания» по вопросам политики, сельского хозяйства и торговли своим питателям, которым он таким образом намеревался одновременно разъяснять «их долг, право и выгоду». Как сразу выяснилось, необходимый читатель имелся. Менее чем через год журнал имел 132 тысячи подписчиков. Вдохновленный успехом, он выпускает «Альманах де Франс» за 1832 год тиражом 1 млн. 300 тыс. Теперь он уже достаточно известен в политических и журналистских кругах, а в 1834 г. становится депутатом Национального собрания. Правда, его политическое лицо выглядит не слишком определенным, если судить о нем по деятельности Жирардена-издателя. Между тем, в 1836 г. он приступает к реализации своего главного, давно вынашиваемого плана: 1 июля выходит в свет первый номер ежедневной газеты «Пресс», годовая подписка на которую — 40 франков — вдвое ниже, чем у всех других газет. Уверенность, с которой действовал Жирарден, нашла отражение в рекламном проспекте, выпущенном за месяц до выхода первого номера «Пресс». В нем он точно предсказал цифровой показатель успеха будущей газеты: «При годовой подписке 40 франков нам будет легче привлечь 10 тысяч подписчиков, чем одну тысячу при цене в 86 франков...» Достигнув через шесть месяцев этой цифры (10 тыс.), «Пресс» выдвигается в первый ряд ежедневных газет... Вызов звучал и в программе «Пресс»: «Страсти, выгода, амбиция, ненависть, предубеждения, иллюзии, ложные теории и напрасные страхи — все это уже долгое время является предметом обычной эксплуатации, в отличие от нашей «Пресс», со стороны существующих газет, чтобы можно было пытаться сделать в этом отношении больше или лучше». Не следует, однако, думать, что Жирарден совсем отказался от традиционных способов изложения информации или внедрения полемики, свойственных современной ему прессе. Он был не только способный и изобретательный коммерсант, он был ловкий политик и достаточно чуткий к запросам широкой публики журналист. Его главной задачей было представить свою газету в качестве органа, стоящего над другими изданиями. Само ее название должно было способствовать этому, как бы олицетворяя всю прессу, не отдавая предпочтения какому-либо политическому оттенку. Характерна в этом отношении его самооценка в качестве депутата Национального собрания: «Мы в оппозиции, но не из оппозицию», — говорил он. Свою отставку с депутатского места он объяснял в том же духе: «Мне нет места между нетерпимым большинством и непоследовательным меньшинством». В последствии министр внутренних дел в правительстве Кавеньяка Дюфор заметит в беседе с Тьером: «Жирарден предавал все правительства одно за другим». Ответ Тьера мог бы удовлетворить самого Жирардена: «Это прекрасное доказательство того, что он им всем служил». Первые же номера его новой газеты вызвали сразу буквально взрыв негодования, особенно если учесть, что успех «Пресс» грозил подорвать позиции конкурирующих газет. Мориенваль в своей книге «Создатели большой прессы во Франции» подробно описывает ту ожесточенную схватку, которая разгорелась между Жирарденом и директорами других газет. Один из них, директор «Насьональ» республиканец Арман Каррель, отстаивая свою позицию, пал от руки Жирардена, вызвав его на дуэль. Он обвинял Жирардена в том, что тот «превращает высокую миссию журналиста в простую функцию торговца новостями». Другой, Луи Блан—в то время редактор левой оппозиционной газеты «Бон сане»—дал уничтожающую оценку реформе Жирардена: «Она превращает в вульгарную торговлю то, что является должностью судьи, почти саном священника... одним словом, журналистика превращается в спекуляцию». А ведь на первый взгляд содержание «Пресс» мало чем отличалось от ежедневного рациона ее конкурентов: передовая, отчет о парламентских дебатах, обзор печати, зарубежные новости и внутренние события во Франции, «фельетоны» — романы с продолжением, периодические рубрики по вопросам литературы, живописи, экономики и, разумеется, платные объявления. В чем действительно Жирарден старался и успевал превзойти других, так это в подборе литературных сотрудников. Гюго, Готье, Бальзак, Дюма, Планш, Скриб печатались с первых же номеров в «Пресс». Как уже было сказано, в первые шесть месяцев число подписчиков достигло 10 тысяч, а вскоре и 20-ти. И все-таки в действиях Жирардена оказался один просчет. Дешевая газета и в самом деле приобрела широкий круг читателей, но ставка на «нейтрального» читателя оказалась ошибочной, да и сама «нейтральность» газеты чаще всего оборачивалась консерватизмом. Другая газета, в точности следуя плану Жирардена, но четко придерживаясь оппозиции и антиклерикализма, более отвечала настроениям широкой публики, которая все более чувствовала себя не просто читателем, но и участником происходящих событий. Речь идет о газете «Сьекль», которую первоначальный компаньон Жирардена, но вскоре порвавший с ним Дютак начал издавать самостоятельно. Дютак, воспользовавшись методом Жирардена, отнял у него значительную долю успеха. Если к 1840 г. тираж «Пресс» снизился до 13,5 тыс., то «Сьекль» продолжала развивать успех и к этому же времени уже имела 30 тыс. подписчиков: 10 тыс. в Париже, 20 тыс. в провинции. При этом она принесла в этом году 110 тыс. франков прибыли. По-прежнему главной статьей расходов оставался гербовый сбор—510 тыс. фр., затем шли расходы на доставку газеты подписчикам — 314 тыс. фр., далее шли: бумага — 216 тыс., печатание— 128,5 тыс., редакция —100 тыс., администрация и гонорары—130 тыс. Основная прибыль за счет подписки (40 фр. в Париже, 48 — в провинции) — 1 млн. 360 тыс. франков. Платные объяснения приносили 180 тыс. франков. При таком балансе «Съекль» уверенно шла вперед и накануне революции 1848 г. имела тираж 38 тыс. против 23 тыс. у «Пресс». Некоторые газеты волей-неволей следовали по пути «Пресс» и «Сьекль», хотя и с меньшим успехом. Те, которые отвергали этот путь, теряли до половины своих подписчиков: «Конститюсьюнель» потеряла больше 10 тыс., «Газет де Франс» — 5 тыс., «Журналь де деба» — 3 тыс. Общий тираж ежедневных газет Парижа все же вырастал. Если в 1836 г. в столице Франции было 20 газет с тиражом 70 тыс. экземпляров, то в 1846 г. — 26 с тиражом почти 200 тыс. Следует при этом отметить, что почти все парижские газеты большую часть своего тиража распространяли в провинции, где собственная департаментская печать была совсем слабой и в политическом отношении охотно следовала за Парижем. Лишь совсем немногие из них были действительно ежедневными и только единицы имели более тысячи подписчиков. В целом можно сказать, что идеи Жирардена не получили в период Июльской монархии своего полного воплощения. Для этого недостаточно созревшими были и технические, и экономические, и социальные условия. Пресса стала более популярной, но еще не стала, как об этом декларировал Жирарден, демократичной, она расширила круг читателей, но еще не стала массовой. Даже главный пункт его программы — платные объявления — еще не стали той рекламой, которая в последствии будет определять жизнеспособность газетного механизма. Однако с точки зрения самой журналистики, «новая» пресса породила нововведение, которое сразу получило широкое распространение в газетах. Романы с продолжениями, называемые фельетонами (от французского «feuille» — листок, а также — газета), отныне становятся одной из привлекательных сторон ежедневной и другой периодики. Эти романы прочно занимают «подвалы» газет, уже давно традиционно «литературные». И Дютак, и Жирарден сразу оценили коммерческие возможности романа в газете. «Их» авторами становятся Бальзак («Старая дева» печаталась в «Пресс»), Жорж Санд («Мельник из Анжибо» публикует «Сьекль»), Дюма («Королева Марго» в «Пресс»). Даже газеты, отвергавшие реформу Жирардена, включились в погоню за читателем с помощью романов, причем добились в этом большого успеха. Публикация «Вечного жидам Эжена Сю в «Конститюсьонель» принесла ей сразу I5 тыс. подписчиков. Огромные очереди выстраивались у витрины редакции, чтобы не теряя ни минуты прочитать продолжение «Парижских тайн», публиковавшихся в 147 номерах «Журналь де деба». Известен случай, когда Эжен Сю, заключенный на две недели в тюрьму, был освобожден по решению высших властей уже через сутки, так как отказывался писать продолжения «Парижских тайн» до выхода из тюрьмы7. Газеты платили баснословные гонорары авторам романов с продолжением. Дюма-отец получил за «Графа Монте-Кристо» в «Конститюсьонель» свыше 33 тыс. франков, а Эжен Сю за «Вечного жида» около 100 тыс. Романы с продолжением продолжали оставаться верным способом привлечь читателя и тогда, когда были созданы все другие предпосылки для возникновения действительно массовых газет. В период Июльской монархии были положены первые камни в фундамент этой печати. Между двумя Республиками (1848-1870) Напуганная усилением левой оппозиции, определенная часть либеральной буржуазии во главе с Одиллоном Барро выступила в 1847 г. под лозунгом: «Реформа во избежание революции». Другим проявлением кризиса Июльской монархии стало образование политической группировки «прогрессивных консерваторов», которую возглавил... бывший многие годы союзником орлеанистов Эмиль де Жирарден. Таким образом, «Конститюсьонель» и «Пресс» оказались накануне революции 1848 г. в оппозиции монархии, а Жирарден уже выступал в роли обличителя правительственной коррупции. Республиканская оппозиция была представлена двумя группировками, именовавшимися по названию газет — «Насьональ» и «Реформ». Первая из них отнюдь не пользовалась довернем прогрессивных кругов из-за открытой враждебности к революционно-демократическим преобразованиям ее лидера Марраста, которого рабочие называли «республиканцем в желтых перчатках». Вторая, возглавляемая Ледрю-Ролленом, под влиянием нарастающей борьбы выдвигала программу некоторых социальных преобразований. Яркую картину и глубокий анализ борьбы, которую вели различные группировки буржуазии от «династической оппозиции» до республиканско-демократической за социальные преобразования, дает Ф. Энгельс в работе 1847 г. «Движение за реформу во Франции» и других статьях, в том числе и опубликованных в газете «Реформ». Эту газету Энгельс поддерживал в ее борьбе не только с «Констнтюсьонель», «Пресс» и «Сьекль», но и с «Насьональ», которая в ходе пропагандистской кампании 1847 года, получившей название «банкетной», обвиняла «Реформ» в приверженности к коммунизму только на том основании, что последняя выступала за всеобщее избирательное право. Тем не менее ни одна из буржуазных группировок и не помышляла о вооруженной борьбе за свержение монархии. Революция 1848 г. свершилась, как и предсказывал Энгельс, в результате активного выступления рабочих. «В тот момент, когда столкновение между народом и правительством станет неизбежным, — они в миг окажутся на улицах и площадях... и двинутся, сметая все препятствия, от площади Бастилии к Тюильрийскому дворцу. И я боюсь, что большинство почтенных участников банкетов в пользу реформы запрячется тогда в самые темные углы своих домов или рассеется, как сухие листья, в вихре народной грозы. Вынесенная к власти волной народного восстания в феврале 1848 г. буржуазия на первых порах держалась еще некоторых революционных лозунгов. Временному правительству, о котором не без оснований говорили, что оно создано в редакциях «Насьональ» и «Реформ» и включавшее в свой сослав Марраста из первой и Флокона из второй газеты, ничего не оставалось делать, как зафиксировать реальное положение дел. Декретами от 5 и 6 марта упразднялось все прежнее законодательство в области печати, прежде всего «сентябрьские законы» о преступлениях в прессе и о судах присяжных, отменялся залог и гербовый сбор. Это привело к бурному росту числа газет самых различных направлений. В течение нескольких недель только в Париже их появилось более двухсот. Каждый сколько-нибудь известный человек имел свою трибуну, и газета зачастую выражала мнение лишь одного издателя, как это было когда-то в 1789 г. Разумеется продолжали выходить прежние газеты, некоторые даже воспользовались случаем поднять тираж. Так, «Пресс» достигла в 1848 г. 78 тыс. экземпляров. Среди газет, порожденных февральской революцией, наиболее заметными были «Врэ решоблик» Пьера Леру, «Репрезантан дю пепль» Прудона, «Ами дю пепль» Распая, «Пепль Констнтюан» Ламенне. Характерным было использование названий газет времен Великой французской революции — «Пер Дюшен», «Трибюн дю пепль», «Вье корделье» и др. Особенно бросалось в глаза широкое использование в названиях газет слова «народ». Но именно народ, как быстро выяснилось, был самым бессовестным образом обманут. Ни одна из его надежд не была оправдана, ни одно из обещаний, данных ему, не было выполнено. И когда в июне народ в лице парижского пролетариата поднялся на борьбу, отстаивая свои собственные интересы, вчерашние союзники расстреляли его на баррикадах. Буржуазия была так напугана этим самостоятельным выступлением пролетариата, что в ужасе шарахнулась от тех лозунгов, под которыми еще вчера пришла к власти. «Братство продолжалось только до тех пор, пока интересы буржуазии смыкались с интересами пролетариата... Ни одного известного республиканца, будь то из «National» или из «Reforme», не было на стороне народа!.. фейерверк Ламартина превратился в зажигательные ракеты Кавеньяка», — так писал Карл Маркс в «Новой Рейнской газете» об этих днях, дав исключительно верную оценку исторического значения июньского восстания в статье «Июньская революция». Террористический режим Кавеньяка, потопившего о крови парижский пролетариат, со всей жестокостью обрушился на все, что напоминало о республике и демократии. Были распущены все политические клубы и рабочие объединения, запрещены стачки и общества взаимопомощи. Уже в нюне после введения осадного положения были закрыты сразу 11 газет Парижа. 11 нюня Ламмене выпустил в траурной рамке последний номер своей «Пепль Конститюан», в нем он писал: «Сегодня нужно иметь золото, много золота, чтобы воспользоваться правом слова. Мы недостаточно для этого богаты. Бедные должны молчать!» И действительно, закон от 29 августа устанавливал предварительный залог в таком размере, что это привело к закрытию еще целого ряда газет. Еще несколько законов, принятых один за другим вплоть до 29 июля 1850 г., увеличивали гербовый сбор, расширяли список наказуемых действий печати (особо выделялось оскорбление президента Республики), ограничивали распространение печати, даже публикация популярных романов с предложением облагалась дополнительным налогом. Действия реакции получили такой размах, что подвергались репрессиям не только «красные» и «социалистические» газеты и их руководители, как например, Луи Блан, Коссидьер, Прудон—на некоторое время в тюрьме оказался и Жирарден. Луи-Наполеон не испытывал особых затруднений в отношениях с прессой, так как под его знамена встала «старая гвардия» во главе с «Конститюсьонель». Кроме того, его открыто поддерживали, мало чем отличаясь друг от друга, «Монитер», «Патри», «Пэи», клерикальная «Юнивер» и другие. Наконец, после государственного переворота Луи-Наполеона и установления новой конституции от 14 января 1852 г. и фактического начала Второй Империи возрождался закон о предварительном разрешении на выпуск газет и других периодических изданий, имеющих право на освещение политических вопросов, почти запрещалось давать отчеты о заседаниях законодательных органов и сената. Дела по вопросам печати находились в ведении министерства внутренних дел. Все это, вместе взятое, делало фактически невозможным существование демократической печати. Весьма умеренная оппозиция режиму Луи-Наполеона была представлена лишь несколькими буржуазными газетами: орлеанистскими «Журналь де деба» и «Ассамбле насьональ», легитимистскими «Юнион» и «Газетт де Франс». Некоторое время на левом фланге оставалась «Сьекль» в силу своей антиклерикальности, но в целом подчинявшаяся правительству. Влияние других оппозиционных газет, таких как сатирическая «Шаривари», еженедельная «Фигаро» (до 1866 г.) и еще некоторых было незначительным. В практику министерства внутренних дел широко вошли «предупреждения» за малейшую критику в адрес властей. Двукратное предупреждение влекло за собой закрытие газеты на два месяца. С середины 1852 г. по середину 1853 г. было вынесено свыше 90 предупреждений и три запрета. К 1854 году в Париже осталось лишь 13 газет, которым разрешалось писать о политике. Политические вопросы вообще постепенно вытеснялись из общественного сознания. Засилье католического духовенства, разгул военщины, административный и полицейский произвол, роспуск политических партий, неугодных авторитарной монархии — все это порождало особого рода прессу полулитературного, полусветского характера, о которой очень точно отозвалась выходившая позднее либеральная газета «Франсе»: «Империи необходимо было на следующий день после переворота, чтобы страна забылась в развлечениях и фривольностях. Политическая пресса была принуждена к молчанию, та же пресса, которую оставили в покое, предназначалась для деморализации всего того, что еще оставалось честного в стране. Приспешница цезаризма, которому она обязана своим существованием, она ловко отвлекала свое поколение от благородной скорби, от больших надежд, она отрывала молодых людей от славных устремлений политической жизни и вводила их в будуары полусвета, она высмеивала серьезную работу, она вышучивала серьезную мысль и превращала таким образом свое поколение в племя молодых старцев и немощных юнцов». Режим авторитарной империи, встречавший растущую оппозицию со стороны определенной части буржуазии, пытался умерить ее недовольство. Ноябрьские законы 1860 г. расширяли полномочия законодательного корпуса и сената, обеим палатам было дано, в частности, право выступать с оценкой деятельности правительства и публиковать официальные отчеты о своих заседаниях. Некоторые послабления коснулись и печати. Хотя жесткое законодательство сохранялось и «предупреждения» были еще многочисленны, но уже объявлялось о возможности создания новых политических газет, а печать в целом получала право комментировать дебаты законодательных органов. Буржуазия в поисках широкой опоры выступала от имени «народа» и требовала предоставления политических прав широким слоям населения, рассчитывая при этом на усиление своего влияния в массах для предотвращения революционного движения. В этих условиях застоя политической прессы сложилась благоприятная почва для размножения газет, подобных тем, о которых писала газета «Франсе». Чаще всего еженедельная, развлекательная, литературная в своей «подвальной» части, с претензией на особую осведомленность, заигрывающая иногда с оппозицией — эта пресса получает распространение как в столице, так и в провинции, где местные власти поддерживали ее, перекупая журналистов из Парижа. Олицетворением успеха этой прессы была в эти годы «Фигаро» Вильмессана, который хвастался тем, что может платить своим сотрудникам «жалованья министров». Впрочем, застой политической прессы выражался в отсутствии подлинной полемики на ее страницах, но отнюдь не в малочисленности рядов. К сентябрю 1862 г. из 262 газет, числившихся политическими (из них 54 ежедневных) 202 поддерживали правительство, 34 были легитимистскими, 13 — орлеанистскими и лишь 13 республиканскими, имея соответственно 207, 31, 20 и 25 тысяч подписчиков. К этому времени во Франции складываются условия для нового скачка в росте ежедневной прессы. Рост инфраструктуры и прогресс в области полиграфической техники приводят к более полному использованию возможностей, заложенных в начинаниях Эмиля де Жирардена. Число грамотного населения во Франции к 1860 г. составило 67%. Телеграфная сеть до 1848 г. почти неиспользовавшаяся прессой ввиду своей слабости (3 линии, 5 тыс. км.), к 1860 г. уже связывает Париж со всеми департаментами страны многочисленными линиями общей протяженностью 21 тыс. км. В 1855 г. появляется первая международная для Франции телеграфная линия Кале-Дувр, а с 1866 г. постоянно действует первая трансатлантическая линия. Вскоре редакции газет получают возможность использовать телеграф для срочной связи с Национальным собранием, с биржей, с информационными агентствами. Первое бюро печати Шарля Гаваса действовало с 1832 г., занимаясь на первых порах переводами зарубежной информации и поставляя ее в редакции французских газет. С появлением электрического телеграфа преобразованное в «Агентство Гавас», предприятие Шарля Гаваса в полной мере использует его возможности. Заключив договор с французским правительством на поставку официальных сообщений для прессы, а затем в 1859 г. подписав соглашение с немецким телеграфным агентством Вольфа и английским Рейтер, Гавас становится монопольным поставщиком зарубежной информации. Железнодорожная сеть Франции к 1860 г. составляла свыше 9.000 км. Луи Ашетт, начавший свою издательскую деятельность в 1826 г. с выпуска классических авторов, в 1850 г. подписывает контракт с владельцами железных дорог на доставку газетной продукции по всем линиям, что положило начало созданию его «Мессажери Ашетт», ставшей впоследствии почти монопольной организацией в своей области. Получает широкое распространение и розничная продажа. Хотя первые газетные киоски появились в Париже в общественных парках уже в 1846 г, только сейчас, с открытием киосков на всех железнодорожных станциях, этот вид продажи становится популярным. Наконец, новая ротационная машина Марннонн позволяла печатать в час 20 тыс. экз. двустраничных газет против 4 тыс. ранее.Таким образом, технические, экономические и социальные факторы способствовали в 60-е годы XIX в. во Франции бурному росту ежедневной прессы, а политические условия определяли ее характер.Теперь можно было сделать очередной шаг в направлении, указанном Жирарденом. 1 февраля 1863 г. в Париже выходит первый номер газеты, которая продавалась но неслыханно низкой цене — 1 су (5 сантимов!). Это была ежедневная «Пти журналь», основанная Моизом-Полидором Мийо. Начав с издания мелких коммерческих листков, Мийо добивается первого успеха в 1847 г., когда издаваемая им «Консейе дю пепль» за полгода собирает 35 тыс. подписчиков. Сумев привлечь к руководству своей газетой Ламартина, он за три года ее существования зарабатывает с ее помощью около миллиона франков. В 1856 г. он сотрудничает с Жирарденом, у которого покупает 40% акций «Пресс» и становится вторым руководителем этой газеты. Вынужденный вскоре уступить свои позиции в «Пресс», он вынашивает планы создания большой дешевой газеты, рассчитанной на еще более массовую аудиторию, чем читатели жирарденовской прессы. Эти последние — выходцы из средней и мелкой буржуазии -могли все-таки выделять 40 франков в год, чтобы быть в курсе политической, экономической и культурной жизни. Мийо делал ставку на самые скромные запросы. «Пти журналь», лишенная какой-либо политической ориентации и без всяких литературных амбиций, обращалась к едва грамотному и мало-мальски образованному читателю, весьма умеренного достатка. Олицетворяя народ в «маленьких людях» — консьержках, ремесленниках, рабочих и землепашцах, — «Пти журналь» пыталась беззастенчиво им льстить, превознося их добродетели, реальные и мнимые. Изобретая многочисленные приемы саморекламы, «не страшась быть глупой», газета вела настоящую «охоту за читателем в собственном доме». Снабжая читателей простой, но разнообразной информацией, зачастую развлекательной или сенсационной, регулярно публикуя «полицейские» романы с продолжениями, она быстро увеличивает свой тираж. К 1865 г. — 260 тыс., затем роман-фельетон Эмиля Габорье доводит его до 300 тысяч. Подробное изложение «дела Тропмана» (об убийстве семьи из 8-ми человек) поднимает тираж до 410 тысяч и лишь установка новых печатных машин Маринони, появившихся в 1867 г., позволяет ей справиться с техническими проблемами. По словам Золя, в те годы в самом глухом уголке Франции можно было встретить пастуха, отдыхающего вместе со своим стадом и листающего при этом «Пти журналь». Своеобразной визитной карточкой газеты были разделы ежедневной хроники, которую пел журналист Лео Леспес под псевдонимом Тимоте Тримм. Колоритна была и сама личность Леспеса, не гнушавшегося саморекламы. Он любил производить впечатление на публику, когда «одетый как директор цирка» восседал на террасе людного кафе, задумавшись над очередной строкой, а у тротуара напротив стоял в ожидании фиакр, постоянно находившийся в его распоряжении. Популярность его у читателей была такова, что именем Тимоте Тримма называли детей в провинции, оно упоминалось в популярной песенке-польке, его изображение гравировали на пуговицах и вырезали в виде курительных трубок. В начале его деятельности конкурирующей «Фигаро» удается на некоторое время перекупить Леспеса, но предложенные ему Мийо 50 тыс. франков в год надолго возвращают его в «Пти журналь». Пусть некоторые эстеты издевательски говорят о его краснобайстве, пусть коллеги пишут о его «энциклопедическом невежестве»! Именно такой журналист нужен Мийо, который хотел дать почувствовать самому отсталому читателю, что
|